Общественная ситуация и периодизация литературы

Американский роман 1-й половины ХХ века (Фолкнер, Хемингуэй)

Историю Соединенных Штатов до начала Второй мировой определяли следующие события: победа в испано-американской войне (1899) и участие в Первой мировой, промышленный бунт: индустриализация (появление трамвая, фабрики Форда, панамский канал) окончательное заселение территорий (Аляска и Калифорния), рост городов, «великая депрессия» 1929 кризис перепроизводства), Новый экономический курс Рузвельта, г результате чего США делается ведущей всемирный державой к началу Второй мировой.

На рубеже столетий главным публичным ориентиром Аттики был миф о равных возможностях. Запрещено сбрасывать со квитанций классическую влияние и пуританскую мораль переселенцев нетрадиционных комплексов идей (марксизм, фрейдизм) и нового мастерства (живопись кубизма, кинематографическая техника).

Литературу этого периода дробят на 3 периода:

1) 1890-1900-е гг. — господство позитивизма (О.Конт), сильное влияние позднего романтизма (Уитмен — г 1892).

2) С конца 1910-х по 1930-е ГГ. американская литература решает вопрос личного мастерства, распространен цивилизации и романтический конфликт культуры..Общественная ситуация и периодизация литературы

3) 1930-егг. лирическое и эпическое (натуралистическая техника и романтическое представление о новом типе индивидуализма) примиряются. Наблюдаетя политизация литературы в связи с финансовым кризисом, гражданскими войнами, угрозой нацизма.

Характеризуя литературный процесс этого периода, следует прежде всего подчернуть, что в американской литературе не было ситуации «финиша века» (упаднических настроений, символизма). Реалисты приносят мировую славу американскому роману. Натурализм прочно вошел в американскую лит-ру 20в.

Наряду с этим отмечается его некая романтизация (у Драйзера). С середины 1910-х гг. реализм отходит от социальной ориентированности и берет курс на живопись правильного слова.

Модернизм заявляет о себе школой имажинистов представленной в основном творчеством Эзры Паунда, чьи произведения дают все основания сказать о европейской школе американского модернизма.

1920-е гг. — время становление американской национальной драмы (Юджин ОНил)

Поиск новых дорог в литературе шел по различным дорогам:

1. В углубленном изучении людской психики (Фицджеральд)

2. На уровне формального опыта

3. В изучении законов нового общества (Фолкнер)

4. Вне Америки, в бегстве человека от цивилизации (Хемингуэй)

Реализм предела столетий в американской лит-ре.

самые яркие имена этого периода – Марк Твен и О’Генри.

Марк Твен (1835 – 1910) настоящее имя Самюэль Клеменс, писатель-сатирик, перестроивший американскую литературу, проводивший романтизм и открывший дорогу реализму. Появился в семье лавочника, рано качал трудиться типографским наборщиком (работа предполагала разъезды).

Первая проба пера – в 1863т. под псевдонимом Марк Твен (на жаргоне лоцманов «двойная мерка» — расстояние, достаточное для прохождения судна). В ранних произведениях автор примеряет маску простака, которая разрешала оценить явления «со стороны- («Как меня выбирали в губернаторы»). В собственном творчестве полемизировал и боролся с «ласковым», «розовым» реализмом и 40 лет дружил с его основателем.

Ностальгия об утре Америки воплотилась в «Приключениях Тома Сойера» (1876), «Гимн в прозе» — так именовал его создатель. Книга проникнута ярким лиризмом, не обращая внимания на поставленную проблему (классическую для американской литературы) — противостояние общественных условностей и естественности.

Настоящим трагизмом проникнуты романы «Нищий и Принц» (1882) и «Приключения Геккельбери Финна» — книга, из которой вышла вся американская литература» (Э. Хемингуэй). Тут несоответствия людских общественных установлений и порывов неразрешимы.

Злая сатира пронизывает все позднее творчество М.Твена. «Янки при дворе короля Артура» превращают рыцарей Круглого стола в воротил; находится человек, совративший целый город, населенный порядочными гражданами.

Создав особенную манеру повествования, М.Твен остался в истории литературы как «американский Вольтер».

О’Генри –псевдоним Уильяма Сиднея Портера (1862-1910), фармацевту по образованию, ему было нужно трудиться кассиром. Найденная растрата вынудила будущего писателя бежать в Латинскую Америку , где он почерпнул материал для собственной будущей книги «капуста и Короли». По возвращении его ожидал тюремный срок и суд.

Сейчас в его новеллах появляется тема судьбы оступившегося человека («Обращение Джимми Валентайна»). По окончании освобождения переезжает в Нью-Йорк, где работает журналистом, приобретя известность по окончании публикации сборника рассказов «Четыре миллиона». О’Генри доходит до совершенства жанр новеллы (применяя опыт В. направляться, Э.По, М. Твена). Отличительные черты новеллистики О’Генри:

• захватывающая калейдоскопичность и фабула сюжетов

• краткость

• хороший юмор

• принцип «двойной сюжетной пружины», срабатывающей в финале: настоящая разгадка незаметно готовится сначала, но прячется подстановкой фальшивой развязки.

Американский роман I половины XX века.

Развитие американского романа обусловлено популярностью Толстого и Достоевского в Америке (в 10-20е гг.), и необходимостью осмыслить разрыв между «реальностью и» американской мечтой социальных контрастов. Развивался роман в двух направлениях: 1) реалистический, ориентирующийся на натурализм (Т. Драйзер, ранний Д. Стейнбек); 2) синтетический, вместивший все романные традиции, среди них и модернистские.

Реалистический роман прежде всего представлен романистикой Теодора Драйзера (1871 — 1945) — публициста, репортера, создателя американского романа. Драйзер относил себя к приверженцам «разгребателей грязи» — группе журналистов, выступавших против традиций благопристойности в литературе. Создатель великого американского романа происходил из семьи иммигрантов и рано определил жизнь дна.

Главный способ — критический реализм. В раннем творчестве испытывал сильное влияние О. де Бальзака (не смотря на то, что имеется вывод, что Драйзер – «второй Золя»). Так, Драйзер применял фундаментальной бальзаковский принцип «видеть исторический суть малых изменений», и применял тип молодого человека, стоящего на пороге судьбы и бросающего ей вызов.

Первый роман «Сестра Керри» (1900) не был прият обществом, запрещен как аморальный, а создатель официально признан «позором Америки», что повергло Драйзера в нищету. В 1911 выходит «Дженни Герхард» — зеркальное отражение прельстившейся достатком Керри.

Тема бизнеса, тема становления предпринимателя стала центральной в трилогии Финансист (1912), Титас (1914), Стоик (1947), которая написана под влиянием идей Ницше. Американская катастрофа (1925) – роман о смерти двух влюбленных, явившейся следствием их рвения к достижению «американской грезы». В 1830-е гг. его оружием делается антифашистская публицистика. До конца дней продолжал духовный поиск и поныне остается в литературе непоколебимым гигантом реализма (Т.

не).

Джек Лондон – псевдоним Джона Гриффита Лондона (1876 — 1916), писателя, чья жизнь, богатая событиями, послужила источником творчества. Неприятности социальной справедливости рано стали его тревожить. Закономерным было его увлечение социалистическими идеями.

Проявлял Лондон заинтересованность философией Ницше, не смотря на то, что отношение к нему было неоднозначным.

Все свободное время Лондон отдавал самовоспитанию и чтению. упорство и Работоспособность сделали собственный дело: в 1900 г. выходит первый сборник рассказов Сын волка и в 1901г. — сборник Всевышний его отцов В 24 года к Лондону приходят успех, материальное благополучие и слава.

Популярность новелл писателя частично разъясняется литературной обстановкой. В американской литературе предела столетий шло упрочнение позиций реализма, влияние традиции утонченности очевидно ослабевало. В новых реалистических произведениях кроме социальной критики, изображался храбрец-жертва социальных условий.

Это в чем-то необыкновенные храбрецы — настоящие и в один момент немного поднятые. Дж. Лондон являлся приверженцем не приземленного реализма, основанного на бытовом правдоподобии, а реализма поэтического, одушевленного романтикой, возвышающей читателя над будничной повседневностью (Б.

Гиленсон). Лондон в собственных рассказах дает другой тип храбреца — это человек деятельный, утверждавший себя благодаря энергии, смелости и находчивости.

Поэтический реализм Д. Лондона отнюдь не мешает писателю изучить жизнь. В 1902 г. Автор едет в командировку в Лондон, итогом ее делается книга Люди пропасти. В 1904 г. Лондон в качестве обозревателя едет на русско-японскую войну.

Большое количество времени занимает публичная деятельность писателя-участника соцпартии.

Бунтарские настроения выразились в романе-утопии, романе-предупреждении Металлическая пята(1907). В этом же году Лондон отправляется в путешествие на собственной, выстроенной по его чертежам яхте. Основной результат поездки — роман Мартин Иден (1909). Автобиографичность, раскрытие психология писателя, пессимизм — вот кратко главные характеристики романа. Книга во многом стала пророческой.

Снаружи это был пример процветания, но автор пребывал в глубоком кризисе.

Данный персональный и творческий кризис был во многом связан с новым временем разбитых совершенств, в котором автор так и не отыскал себя и в 1916 г. наложил на себя руки, приняв громадную дозу морфия.

Уильям Фолкнер (1897 — 1962) – нобелевский лауреат, трудился в жанре синтетического романа. Главные темы творчества — двойственность людской души; наказания и проблема преступления; крестный путь человека с совершенствами. Сложный автор: отечественная критика именует реалистом, в один момент признавая за писателем отчетливое тяготение к модернизму (особенно в романе «ярость и Шум»).

  • Как Бальзак, дробил романы на циклы, и применял деление по семьям (Сноупсы, Сарторисы).
  • Всеведущий создатель заменяется рассказчиком, дающим читателю возможность думать.
  • Употребляется принцип недосказанности, что разрешает читателю создать собственное чувство.
  • Новаторство формы: отсутствует жанровая определенность; автор усложняет синтаксис (пытается выразить целое в одной фразе); применяет технику множественного рассказчика (фолкнеровский полифонизм); неоднократную повторяемость событий, нарушение хронологии, временные сдвиги. Применяет своеобразные средства индивидуализации храбрецов (южное красноречие, сленг, прием устного рассказа, необычный юмор).
  • Главные мотивы — мотив рока, греха, отказ от истории либо от предков, влекущий ужасные последствия; библейские аллюзии. Успехи Фолкнера — применение региональной мифологии (американский Юг), трагикомическое познание истории, романтико-символическое мышление.
  • Влияние символизма: возведение частного, локального (Йокнапатофа) в неспециализированное, универсальное. От модернизма в творчестве Фолкнера изображение чёрных сторон людской сознания, распад больного общества. Но неспециализированное изображение судьбы, по заявлению самого писателя, противопоставляется безысходности и отчаянию: «Я верю в человека. Желал бы сразиться с модернизмом на его территории».

Биография:

Появился в Нью-Олбани (штат Миссисипи) в семье управляющего делами университета Марри Чарлза Мод и Фолкнера (Батлер) Фолкнер. Его прадед, Уильям Кларк Фолкнер, на протяжении юга и войны Севера служил в армии южан и был автором известного в то время романа «Белая роза Мемфиса». В то время, когда Фолкнер был ещё ребенком, семья переехала в город Оксфорд, на север штата, где автор прожил всю жизнь.

В 1918 году Эстелл Олдем, в которую Фолкнер был влюблён с детских лет, стала женой другого. Уильям решил отправиться добровольцем на фронт, но его не забрали. Тогда он поступил в лётную военную школу, но, прежде, чем он успел завершить курс, Первая мировая закончилась.

Фолкнер возвратился в Оксфорд и начал посещать занятия в университете Миссисипи, но, скоро кинув. За год до этого — в 1919-м — состоялся его литературный дебют: в издании «The New Republic» было опубликовано его стих «Дневной сон фавна» («Apres-midi d’un faune»).

В 1925 году Фолкнер познакомился в Новом Орлеане с писателем Шервудом Андерсоном. Тот порекомендовал Фолкнеру больше уделять внимание прозе, а не поэзии, и разрешил совет писать о том, что Фолкнер оптимальнеезнает — об Американском Юге, об одном маленьком участке данной почвы «размером с почтовую марку». Скоро в штате Миссисипи показался новый округ — Йокнапатофа, вымышленный Фолкнером, где будет происходить воздействие большей части его произведений.

Дружно они составляют йокнопатофскую сагу — историю Американского Юга от прихода первых белых поселенцев на почвы индейцев до середины двадцатого века. Особенное место в ней занимает Гражданская война 1861—1865 годов, в которой южане потерпели поражение. Храбрецами саги стали представители нескольких семей — Сарторисов, де Спейнов, Компсонов, Сноупсов, и другие обитатели Йокнапатофы.

Переходя из произведения в произведение, они становятся ветхими привычными, настоящими людьми, о жизни которых любой раз выясняешь что-то новое.

Первое громадное признание Фолкнер взял по окончании выхода в свет романа «ярость и Шум» («The Sound and the Fury», 1929). В том же году он женился на Эстелл Олдем, по окончании её развода с первым мужем. У них было две дочери: Алабама, которая погибла в первой половине 30-ых годов двадцатого века, и Джил. Но произведения Фолкнера пользовались по большей части успехом у критиков, а не у читателей, считаясь необыкновенными и сложными.

Дабы содержать семью, Фолкнер начал писать сценарии для Голливуда и занимался этим пятнадцать лет — с 1932-го до 1946-го.

В эти же годы он создал романы: «Свет в августе» (1932), «Авессалом, Авессалом!» (1936), «Непокорённые» (1938), «Дикие пальмы» (1939), «Деревушка» (1940) и другие, и сборник рассказов «Сойди, Моисей» (1942), куда вошла самая узнаваемая его повесть «Медведь».

Лишь присуждение Нобелевской премии по литературе во второй половине 40-ых годов XX века принесло Фолкнеру, чьё творчество уже давно пользовалось любовью в Европе, признание на родине.

Краткое содержание: ярость и Шум

«Жизнь — повесть, поведанная кретином, полная ярости и шума, но лишенная смысла». Пересказывать эту повесть в противном случае, нежели она была поведана первоначально, свидетельствует пробовать поведать совсем другую историю, разве что действующие в ней люди будут носить те же имена, их будут связывать те же родные узы, они станут участниками событий, сходных со произошедшими в жизни тех, первых; событий не тех же самых, но только в чем-то сходных, потому что что делает событие событием, как не рассказ о нем?

Неимеетвозможности ли любой пустяк являть собой столько событий, сколько раз по-различному поведано о нем? И что это, в итоге, за событие, о котором никем не поведано и о котором соответственно никому не ведомо?

Семейство Компсонов принадлежало к числу ветшайших и в свое время самые влиятельных в его округе и Джефферсоне. У Джейсона Компсона и его жены Кэролайн, в девичестве Бэском, было четверо детей: Квентин, Кэндейси (все, не считая матери, кликали её Кэдди), Джейсон и Мори. Младший уродился дурачком, и в то время, когда — ему было лет пять — стало совсем ясно, что на всегда он останется тщетным младенцем, в отчаянной попытке одурачить судьбу ему переменили имя на Бенджамин, Бенджи.

Самым ранним броским воспоминанием в жизни детей было то, как в сутки смерти бабушки (они не знали, что она погибла, и по большому счету слабо воображали себе, что такое смерть) их отправили играться подальше от дома, на ручей. В том месте Квентин и Кэдди принялись брызгаться, Кэдди промочила платье и перемазала штанишки, и Джейсон грозился наябедничать родителям, а Бенджи, тогда еще Мори, плакал оттого, что ему казалось, что Кэдди — единственному близкому ему существу — будет не хорошо. В то время, когда они пришли к себе, их стали спроваживать на детскую половину, исходя из этого они сделали вывод, что у своих родителей гости, и Кэдди полезла на дерево, дабы посмотреть в гостиную, а негритянские дети и братья наблюдали снизу на нее и на её замаранные штанишки.

Бенджи был на попечении негритят, детей, а позже и внуков Дилси, бессменной служанки Компсонов, но по-настоящему обожала и умела успокоить его лишь Кэдди. По мере того как Кэдди взрослела, неспешно из маленькой девочки преобразовываясь в даму, Бенджи все чаще плакал. Ему не пришлось по нраву, например, в то время, когда Кэдди начала пользоваться духами и от нее стало по-новому вонять.

Во целый голос он заголосил и наткнувшись как-то раз на Кэдди, в то время, когда та обнималась с юношей в гамаке.

Раннее взросление сестры и её романы тревожили и Квентина. Но в то время, когда он постарался было предостеречь, вразумить её, у него это вышло очень неубедительно. Кэдди же отвечала со спокойным жёстким сознанием собственной правоты.

Прошло мало времени, и Кэдди действительно сошлась с неким Долтоном Эймсом. Осознав, что беременна, она стала безотлагательно подыскивать мужа, в этот самый момент именно подвернулся Герберт Хед. красавец и Молодой банкир, идеально пришедшийся ко двору госпожа Компсон, у Квентина он привёл к глубокому омерзению, тем более что Квентин, получая образование Гарварде, определил историю об исключении Герберта из студклуб за шулерство.

Он умолял Кэдди не выходить за этого прохвоста, но та отвечала, что обязательно обязана выйти за кого-нибудь.

По окончании свадьбы, определив всю правду, Герберт отказался от Кэдди; та сбежала из дома. Госпожа Компсон вычисляла себя и семью бесповоротно опозоренными. Джейсон же младший лишь обозлился на Кэдди в уверенности, что она отнять у него места, которое Герберт давал слово ему в собственном банке.

Господин Компсон, питавший склонность к парадоксальным умозаключениям и глубоким раздумьям, и к виски, отнесся ко всему философически — в беседах с Квентином он повторял, что девственность не есть что-то сущее, что она как смерть — перемена, ощутимая только для других, и, так, не что иное, как выдумка мужчин. Но Квентина это не утешало: то он считал, что лучше бы ему самому было совершить кровосмесительство, то бывал практически уверен, что он его и совершил. В его сознании, одержимом мыслями о сестре и о Долтоне Эймсе (которого он имел возможность убить, в то время, когда, обо всем определив от Кэдди, постарался с ним поболтать и тот в ответ на угрозы нормально протянул Квентину пистолет), образ Кэдди навязчиво сливался с сестричкой-смертью святого Франциска.

Сейчас именно доходил к концу первый год Квентина в Гарвардском университете, куда его отправили на деньги, вырученные от продажи гольф-клубу примыкавшего к дому Компсонов выгона. Утром второго июня 1910 г. (этим днем датируется один из четырех «рассказов» романа) он проснулся с жёстким намерением совершить наконец в далеком прошлом задуманное, побрился, надел лучший костюм и отправился к трамвайной остановке, по пути приобретя два утюга.

Чудаковатому негру по прозвищу Дьякон Квентин передал письмо для Шрива, собственного соседа по помещению (письмо отцу он послал заблаговременно), а позже сел в трамвай, идущий за город, к реке. Тут с Квентином вышло маленькое приключение из-за прибившейся к нему маленькой итальянской девочки, которую он угостил булочкой: её брат обвинил Квентина в похищении, его арестовали, но скоро отпустили, и он присоединился к компании студентов — они давали показания в его пользу, — выбравшихся на автомобиле на пикник.

С одним из них — самоуверенным богатым малым, красавчиком ловеласом — Квентин нежданно для себя подрался, в то время, когда тот принялся говорить, как лихо он обходится с девчонками. Дабы поменять испачканную кровью одежду, Квентин возвратился к себе, переоделся и опять вышел. В последний раз.

Года через два по окончании самоубийства Квентина погиб господин Компсон — погиб не от виски, как ошибочно полагали госпожа Компсон и Джейсон, потому что от виски не умирают — умирают от судьбы. Госпожа Компсон поклялась, что её внучка, Квентина, не будет знать кроме того имени матери, навеки опозоренного. Бенджи, в то время, когда он повзрослел — лишь телом, поскольку разумом и душою он оставался младенцем, — было нужно оскопить по окончании нападения на проходившую мимо компсоновского дома школьницу.

Джейсон поговаривал об отправке брата в сумасшедший дом, но против этого решительно возражала госпожа в один раз, твердившая о необходимости нести свое бремя, но наряду с этим старавшаяся видеть и слышать Бенджи как возможно реже.

В Джейсоне госпожа Компсон видела единственную отраду и свою опору, сказала, что он один из её детей уродился не в Компсонов с их зараженной гибелью и безумием кровью, а в Бэскомов. Еще в юные годы Джейсон проявлял здоровую тягу к деньгам — клеил на продажу воздушных змеев. Он трудился приказчиком в муниципальный лавке, но главной статьей дохода для него была не работа, а горячо ненавидимая — за неполученное место в банке жениха её матери — племянница.

Не обращая внимания на запрет госпожа Компсон, Кэдди как-то показалась в Джефферсоне и внесла предложение Джейсону денег за то, дабы он продемонстрировал ей Квентину. Джейсон дал согласие, но обратил все в ожесточённое издевательство — мать видела дочь только одно мгновение в окне экипажа, в котором Джейсон на неистовой скорости промчался мимо нее. Позднее Кэдди начала писать Квентине письма и слать деньги — двести долларов ежемесячно.

Племяннице Джейсон время от времени уделял какие-то крохи, остаток обналичивал и клал себе в карман, а матери собственной приносил поддельные чеки, каковые та рвала в патетическом негодовании и посему пребывала в уверенности, что они с Джейсоном не берут у Кэдди ни гроша.

Вот и шестого апреля 1928 г. — к этому дню, пятнице Страстной недели, приурочен второй «рассказ» — пришли чек и письмо от Кэдди. Письмо Джейсон стёр с лица земли, а Квентине выдал десятку.

Позже он занялся повседневными собственными делами — помогал спустя рукава в лавке, бегал на телеграф совладать о биржевых стоимостях на хлопок и дать указания маклерам — и был целиком и полностью ими поглощен, как внезапно мимо него в «форде» промчалась Квентина с юношей, в котором Джейсон признал артиста из приехавшего в тот сутки в город цирка. Он пустился в погоню, но опять заметил парочку, лишь в то время, когда та, кинув машину на обочине, углубилась в лес. В лесу Джейсон их не нашёл и ни с чем возвратился к себе.

Сутки у него положительно не удался: биржевая игра принесла громадные убытки, и вдобавок эта неудачная погоня… Сперва Джейсон сорвал зло на внуке Дилси, наблюдавшем за Бенджи, — тому весьма хотелось в цирк, но денег на билет не было; на глазах Ластера Джейсон сжег две имевшиеся у него контрамарки. За ужином наступил черед Квентины и госпожа Компсон.

На следующий сутки, с «рассказа» о котором и начинается роман, Бенджи исполнялось тридцать три. Как и у всех детей, у него в данный сутки был торт со свечами. Перед этим они с Ластером гуляли у поля для гольфа, устроенного на бывшем комлсоновском выгоне, — ко мне Бенджи неизменно непреодолимо тянуло, но всегда такие прогулки оканчивались слезами, и все по причине того, что игроки то и дело, подзывая мальчика на побегушках, кричали: «Кэдди».

Вой Бенджи Ластеру надоел, и он повел его в сад, где они спугнули Квентину и Джека, её друга из цирка.

С этим-то самым Джеком Квентина и сбежала в ночь с субботы на воскресенье, прихватив три тысячи американских долларов, каковые по праву вычисляла собственными, поскольку знала, что Джейсон скопил их, много лет обворовывая её. Шериф в ответ на заявление Джейсона о ограблении и побеге объявил, что они с матерью своим обращением сами заставили Квентину бежать, что же до пропавшей суммы, то у шерифа относительно того, что это за деньги, имелись определенные подозрения. Джейсону ничего не оставалось, не считая как самому отправиться в соседний Моттсон, где сейчас выступал цирк, но в том месте он взял лишь пара оплеух и жёсткую отповедь хозяина труппы в том смысле, что беглецов прелюбодеев Джейсон может искать где угодно еще, среди же его артистов таких больше нет.

До тех пор пока Джейсон напрасно мотался в Моттсон и обратно, чернокожая прислуга успела возвратиться с пасхальной работы, и Ластер выпросил разрешения на шарабане свозить Бенджи на кладбище. Ехали они прекрасно, пока на главной площади Ластер не стал объезжать монумент воину Конфедерации справа, в то время как с другими Бенджи постоянно объезжал его с левой стороны.

Бенджи отчаянно заголосил, и ветхая кляча чуть было не понесла, но тут, откуда ни возьмись, появлявшийся на площади Джейсон выправил положение. Бенджи замолк, потому что и идиоту по душе, в то время, когда все на своем назначенном месте.

ТОП 8 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ РОМАНА ПОЛАНСКИ


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: