Общественное движение при николае i

Фаворитом консервативного направления публичной судьбе был С.С. Уваров, глава минобразования, президент Академии наук, создатель Теории официальной народности – базы идеологии консерваторов. Среди теоретиков этого направления выделялись историки Н.М.

Карамзин и М.П. Погодин, драматург Н.В.

Кукольник, писатели Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, М.Н. Загоскин.

По окончании разгрома декабристов Российская Федерация переживает период политической реакции. В конце 1820-начале 1830-х гг. революционное направление существует только в нескольких студенческих кружках. Среди них выделяются кружки братьев Критских (1827 г.) и Сунгурова (1831 г.), каковые пробовали продолжить дело декабристов и были беспощадно разгромлены правительством.

Последовательно преследовала те организации и власть, каковые восприняли новые идеи утопического социализма: кружок Герцена в Москве (1833-1834) и общество Петрашевского в Санкт-Петербурге (1845-1849, в работе кружка принимал участие Ф.М. Достоевский). Более спокойным было существование далекого от политики умеренно либерального кружка Станкевича(1833-1839 г.), члены которого увлекались германской идеалистической философией.Общественное движение при николае i

К концу 1830-х гг. в либеральной мысли России четко выделяются два направления – славянофильство и западничество, – каковые предлагают собственные концепции программы и исторического развития России ее переустройства.

3ападники (В.П. Боткин, Е.Ф. Корт, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, историки С.М. Соловьев и Т.Н.

Грановский) думали, что Российская Федерация есть простым европейским страной, отклонившимся от «верного» пути развития по окончании начала монгольского ига и возвратившимся на него, в следствии реформ Петра Великого. Перемещению в западном направлении очень сильно мешают сохранение деспотизма и крепостничества. общество и Власть должны подготовить и совершить прекрасно продуманные, последовательные реформы (отмену крепостного права и ограничение абсолютизма), благодаря которым будет ликвидирован разрыв между Западной Европой и Россией.

С позиций славянофилов (А.С. Хомякова, братьев И.В. и П.В. Киреевских, К.С. и И.С. Аксаковых, А.И.

Кошелева), Российская Федерация начинается по собственному, самобытному, пути. Главными его показателями они именовали крестьянскую общину, православие, коллективизм, ограниченный абсолютизм, демократические традиции (в форме Земских соборов). В следствии реформ Петра это гармоничное устройство Руси было уничтожено.

Как раз Петр ввел крепостное право, мешающее существованию общины, европейские нравы и деспотизм власти. Нужно вернуть Россию на «верный» путь развития, отменив крепостное право, ограничив абсолютизм и возвратившись к исконному укладу судьбы. Данной цели славянофилы сохраняли надежду достигнуть посредством реформ, каковые обязан совершить созванный императором Земский собор.

Особенную, весьма умеренную позицию, заняли «столичные славянофилы» (Ю.М. Самарин). Они выступали против серьёзного ограничения и радикальных преобразований самодержавия.

Их девиз: «Сила власти – царю.

Сила мнения – народу».

Так, оба течения либерализма в Российской Федерации, совсем по различному трактуя особенности ее исторического пути, выступали с однообразными лозунгами, призывая к отмене крепостного права и ограничению абсолютизма.

Представители радикального направления, А.И. Герцен, Н.П. Огарев и В.Г.

Белинский в конце 1830 – начале 1840-х гг., разделяли главные идеи западников. Но позднее радикалы подвергли самой резкой критике капиталистический строй. Согласно их точке зрения, в Российской Федерации должно быть выстроено общество нового типа – общинный (русский) социализм (создатель его теории – А.И. Герцен).

Главной ячейкой нового общества будет крестьянская община, общее равенство участников которой радикалы вычисляли главным показателем социализма. В конце 1840-х гг.

Герцен и Огарев эмигрировали в Англию. В том месте с 1857 по 1867 гг. они издают первую русскую революционную газету – «Колокол».

Особенное место в публичном перемещении занимает П.Я. Чаадаев, участник боевых действий 1812 г. и Северного общества декабристов. В собственных «Философических письмах» (1829-1831 гг.) он сказал об отлученности России от глобальной истории, об обусловленном изюминками православия духовном застое, мешающем историческому формированию страны.

За публикацию «Писем» в издании «Телескоп» (1836 г.) Чаадаев был заявлен безумным. В 1837 г. он пишет «Апологию сумасшедшего», в которой он высказывает надежду на включение России в западную христианскую цивилизацию.

Культура первой половины XIX века – «Золотой век русской культуры»

Одним из наиболее значимых явлений в истории русской культуры этого времени стало преобразование совокупности народного просвещения в 1803 г. Нижней ступенью в ней стали 2-классные приходские училища для крестьянских детей; следующей – 4-классные уездные училища для детей мещан; в губернских городах учреждались гимназии для дворянских отпрысков, откуда раскрывался путь в университет. Совокупность, так, носила сословный темперамент, но в принципе была открыта, незамкнута: существовала возможность перехода с одной ступени на другую.

При Николае I положение изменилось: переход с одной ступени на другую стал фактически неосуществим. В 1835 г. был издан и новый университетский устав, что свел на нет их автономию.

Большие удачи были достигнуты в науке. Мировое признание в области математики взяли труды Н.И. Лобачевского (создал неевклидову геометрию) и П.Л. Чебышева (доказал закон солидных чисел). Выдающиеся открытия были сделаны в области органической химии Н.Н. Зининым и А.М.

Бутлеровым.

Удачи в изучении магнетизма и электричества связаны с именами В.В. Петрова (изучение особенностей электрической дуги), Э.X. Ленца и Б.С. Якоби (способ гальванопластики). В медицине громадное значение имели труды Н.И. Пирогова, в первый раз применившего эфирный наркоз и гипсовую повязку.

С именем В.Я.

Струве связано начало работы Пулковской обсерватории и большие открытия в астрономии. П.П. Аносов разгадал секрет дамасской стали.

Ответственной вехой на пути развития отечественной исторической науки стала 12-томная «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Оформление дворянского направления в историографии связано с именами историков Н.Г. Устрялова и М.Н.

Погодина. В это время приобретают известность труды по общей истории доктора наук МГУ Т.Н.

Грановского.

В первой половине XIX в. предпринимаются бессчётные кругосветные путешествия. Первое в истории России кругосветное путешествие было совершено под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского в 1803 — 1806 гг. Были открыты новые острова в Негромком и Ледовитом океанах, взяты и зафиксированы полезные этнографические сведения о жизни Камчатки и коренного населения Сахалина. В 1821 г., кроме этого на протяжении кругосветного путешествия, совершенного под руководством Ф.Ф.

Беллинсгаузена и М.И.

Лазарева, была открыта шестая часть света – Антарктида. Экспедиции Ф.П. Врангеля, Ф.Ф. Матюшина составили описание северо-восточных берегов Азии, П.К.

Пахтусова, Ф.П.

Литке – островов Северного Ледовитого океана.

В первой половине XIX в. в русской литературе появляются новые черты, самый ярко проявившиеся в романтизме (В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков), что в начале века неспешно вытеснял унаследованные от XVIII в. сентиментализм и классицизм.

С именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Н.В.

Гоголя связана победа нового и самого большого в русской литературе XIX в. направления – реализма.

В искусстве кроме этого упрочивается романтическое восприятие мира, прекрасные образцы которого даны в работах О.А. Кипренского (портреты Жуковского и Пушкина) и К.П. Брюллова («Последний сутки Помпеи», «Наездница», «Автопортрет»).

В 1830 — 1840-х гг. в живописи кроме этого происходит постепенное становление реализма. Первые шаги в этом направлении были сделаны В.А. Тропининым («Кружевница», портрет Пушкина) и А.Г.

Венециановым («На гумне», «На пашне»).

Вершиной же реализма в живописи 1840-х гг. стали жанровые картины П.А. Федотова («Сватовство майора», «Ланч аристократа», «Анкор, еще анкор»). Особняком стоит ужасная фигура А.А.

Иванова – глубоко верующего живописца, всю жизнь посвятившего воплощению собственных чувств и мыслей в яркой картине «Явление Христа народу».

В архитектуре позиции позднего классицизма (ампира) для которого свойственны праздничная монументальность, простота и строгость, были весьма прочными. Лучшие его творения первой половины XIX в.: строение Адмиралтейства (А.Д. Захаров), Исаакиевский собор (О.

Монферран), Казанский собор, Горный университет (А.Н.

Воронихин), и ансамбль Главного штаба, Синода и Сената (К.И. Росси) в Санкт-Петербурге, Громадный театр (А.А. Михайлов — О. Бове) и отстроенное по окончании пожара строение МГУ (Д.

Жилярди).

С конца 1830-х гг. под влиянием теории официальной народности появляется эклектичный русско-византийский стиль (Громадной Кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя, Столичный вокзал в Санкт-Петербурге и Петербургский в Москве – все К.А. Тон).

Первая добрая половина XIX в. характеризуется развитием мастерства скульптуры, и прежде всего монументальной. Основной темой остаются смелые страницы отечественной истории: монументы Минину и Пожарскому в Москве (И.П. Мартос), Кутузову и Барклаю де Толли в Санкт-Петербурге у Казанского собора (Б.И.

Орловский).

Глобальную известность принесла П. К. Клодту группа скульптур «Укрощение коня» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.

Начало XIX в. отмечено достаточно интенсивным ростом театральных трупп и количества театров. В 1824 г. в Москве появились Громадной и Небольшой театры. В 1832 г. в Санкт-Петербурге начинает собственную деятельность Александрийский театр.

Основоположником реализма в актерском мастерстве по праву считается М.С. Щепкин. Выдающиеся актеры-трагики П.С.

Мочалов, В.А.

Каратыгин, М.С. Щепкин создали запоминающиеся образы в пьесах Шекспира, Шиллера, Гоголя, Островского, Тургенева.

С именем М. И. Глинки связано развитие и становление русской хорошей музыки и национальной музыкальной школы. Композитор стал автором первых русских опер «Жизнь за царя» (второе наименование «Иван Сусанин») и «Людмила и Руслан», симфонических произведений, многих романсов. Традиции и музыкальную эстетику Глинки продолжал и развивал Д.С.

Даргомыжский (опера «Русалка»). Народные мотивы пронизывают кроме этого песни и романсы А. Н. Верстовского, А.А. Алябьева, А.Л.

Гурилева, А.Е. Варламова, пользовавшиеся широкой популярностью в самых разных слоях общества.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: