Общие принципы банковского законодательства

Банковское законодательство есть отраслью права, воображающей совокупность нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, закономот 10 июля 2002 года № 86-ФЗ О Центральном банке РФ (Банке России) (потом – Закон о Банке России), закономот 2 декабря 1990 года № 395-1 О банковской деятельности и банках, вторыми нормативными актами и федеральными законами Банка России.

В соответствии с пунктом ж статьи 71 Конституции РФ в ведении РФ находятся, например, денежное, валютное, кредитное, таможенное регулирование, финансовая эмиссия, базы ценовой политики, данное положение свидетельствует, что правовое регулирование банковской деятельности может осуществляться лишь на федеральном уровне.

В части 2 статьи 75 Конституции РФ закреплен принцип независимости Банка России от вторых национальных органов при осуществлении собственной обеспечения функции — устойчивости и основной защиты рубля.Общие принципы банковского законодательства

Закон о Банке России конкретизировал принцип независимости Банка России, установив, что полномочия и функции, предусмотренные Конституцией РФ и Законом о Банке России, Банк России осуществляет независимо от вторых федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и муниципальных органов власти.

Закон о Банке России установил правовой статус Банка России; размер его уставного капитала; основные функции и порядок формирования Национального органов управления и банковского совета; урегулировал взаимоотношения Банка России с органами власти и муниципальными органами власти, и взаимоотношения Банка России с кредитными организациями; обозначил правила организации безналичных расчетов и наличного финансового обращения; выяснил основные инструменты и принципы осуществления финансово—политики кредитования; установил список сделок и операций Банка России; полномочия по банковскому надзору и банковскому регулированию; правила организации Банка России, его аудита и отчётности.

Статьей 7 Закона о Банке России установлено, что Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции названным закономи другими законами , издает в форме указаний, инструкций и положений нормативные акты, необходимые для федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и муниципальных органов власти, всех юридических и физических лиц. За отдельными исключениями нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для госрегистрации нормативных правовых актов федеральных органов аккуратной власти. Кроме издания собственных нормативных актов Банк России участвует и в других формах законотворческого процесса, поскольку проекты законов , и нормативных правовых актов федеральных органов аккуратной власти, касающиеся исполнения Банком России собственных функций, в соответствии с законом направляются на заключение в Банк России.

Вторым фундаментальным законом , регулирующим банковскую деятельность, есть законО банковской деятельности и банках, которым установлены главные понятия, применяемые при правовом регулировании банковской деятельности, такие, как: кредитная организация, банк, небанковская кредитная организация, банковская несколько и т.д.

1.Стабильность денежной совокупности так же, как и прежде остается основной проблемой.

Ни при каких обстоятельствах ранее не был так нужен гос. надзор за деятельностью банков. Конечной целью совокупности надзора есть устойчивости и обеспечение стабильности денежной ее институтов и системы, дабы сберегающие инвесторы средства и свои люди имели к ней доверие, потому, что без доверия финансовая система не сможет выполнить собственную связующую роль моста, которая очень ответственна для функционирования экономики. В противном случае говоря, доверие — это величайшее публичное благо, наличие которого может обеспечить совокупность надзора.

Надлежащий надзор за деятельностью банков так же, как и прежде есть лучшей гарантией защиты сбережений частных лиц, в следствии случившихся сейчас изменений защита вкладчика в этом контексте была отодвинута на второй план. Дабы компенсировать данный недочёт — в интересах справедливости, — на данный момент вводятся совокупности страхования вкладов, призванные обезопасисть небольших вкладчиков от последствий банкротства банка.

2. Принцип подчинения рынку

5.Источники банковского права: понятие, виды

Вопрос об источниках банковского права конкретно связан с проблемой норм банковского права, потому, что нормы банковского права не смогут быть оторваны от форм собственного выражения.

Источник права – это форма выражения национальной воли, направленной на признание факта существования права определенного содержания, на его формирование, изменение либо констатацию факта его прекращения.

Нормы, регулирующие банковские правоотношения, возможно поделить на две группы:

регулирующие банковскую деятельность;

конкретно посвященные банковской деятельности.

В современной юридической науке и соответствующей учебной и научной литературе понятие «источники права» может употребляться в двух взаимосвязанных значениях – как «материальный источник права» (источник права в материальном смысле) и как «формальный источник права» (источник права в формальном смысле).

В первом случае к источникам права относят объективные факторы, «порождающие» право каксоциальное явление, т. е. то, что вызвало образованиеправа. В качестве таких факторов выступают материальные и духовные нюансы судьбы общества, природа вещей, воля законодателя и божья воля и т. д.

Под формальным источником права вправду имеется в виду форма внешнего выражения содержания действующего права. Наряду с этим понятие источника права связывают и с яркой деятельностью уполномоченных органов страны по формированию права, приданию ему формы законов, указов, распоряжений и других нормативно—юридических документов.

Источники банковского права являются совокупностью официально определенных внешних форм, в которых находятся нормы, регулирующие публичные отношения.

Совокупность источников банковского права России составляют:

Конституция РФ;

нормы международного права;

интернациональные соглашения РФ;

Вердикта Конституционного Суда РФ;

банковское законодательство, которое включает в себя законы , которые содержат нормы банковского права: ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», ФЗ «О банковской деятельности и банках», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», ФЗ «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной серьезностью», «О валютном регулировании и валютном контроле»; Гражданский кодекс Российской Федерации, Российский УК, Налоговый кодекс Российской Федерации и др.;

внутренние нормативные акты банковских организаций (нормативные акты Центробанка – это указания, инструкции и положения, необходимые для федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, муниципальных органов власти, всех юридических и физических лиц).

Источниками права именуют внешние формы права, т.е. документы, в которых находятся нормы права.

Совокупность источников банковского права России составляют:

-)Конституция РФ;

-)нормы международного права;

-)интернациональные контракты РФ;

-)Вердикта Конституционного Суда РФ;

-)банковское законодательство, которое включает в себя законы , которые содержат нормы банковского права: ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», ФЗ

«О банковской деятельности и банках», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», ФЗ «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной серьезностью», «О валютном регулировании и валютном контроле»; Гражданский кодекс Российской Федерации, Российский УК, Налоговый кодекс Российской Федерации и др.;

-)внутренние нормативные акты банковских организаций (нормативные акты Центробанка – это указания, инструкции и положения, необходимые для федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, муниципальных органов власти, всех юридических и физических лиц).

6. Фин. базы совокупности страхования вкладов физ.лиц в банках РФ. ЗАКОНот 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 11.07.2011) О СТРАХОВАНИИ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БАНКАХ РФ (Ст. 33-

Фонд необходимого страхования вкладов — это совокупность денежных иного имущества и средств, каковые формируются и употребляются в соответствии с настоящим законом , рекомендован для финансирования выплаты возмещения по вкладам в порядке и на условиях, каковые установлены настоящим законом .

Финансовые средства фонда необходимого страхования вкладов учитываются на намерено открываемом счете Агентства в Банке России.

Фонд необходимого страхования вкладов формируется за счет:

1) страховых взносов, уплачиваемых в соответствии с настоящим законом ;

2) пеней за несвоевременную и (либо) неполную уплату страховых взносов;

3) иного имущества и денежных средств, каковые взяты от удовлетворения прав требования Агентства, купленных в следствии выплаты им возмещения по вкладам;

4) средств бюджета страны в случаях, предусмотренных настоящим законом ;

5) доходов от инвестирования временно свободных средств фонда необходимого страхования вкладов;

6) начального имущественного взноса в соответствии со статьей 50 настоящего закона ;

7) вторых доходов, не запрещенных законодательством РФ.

Финансовые средства фонда необходимого страхования вкладов направляются Агентством на финансирование выплат возмещения по вкладам, и затрат, которые связаны с осуществлением функций по обязательному страхованию вкладов, и иные цели в соответствии с настоящим законом .

Затраты Агентства на проведение мероприятий, которые связаны с деятельностью по обязательному страхованию вкладов, и с осуществлением иных функций, предусмотренных закономО банковской деятельности и банках и закономО несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, финансируются за счет имущества Агентства.

При недостаточности указанного имущества финансирование мероприятий, которые связаны с деятельностью по обязательному страхованию вкладов, может осуществляться по предложению правления Агентства за счет резервного фонда Правительства РФ.

Контроль за функционированием совокупности страхования вкладов осуществляется Правительством РФ и Банком России методом участия их представителей в органах управления Агентством.

2. Совет директоров Агентства каждый год на конкурсной базе определяет аудиторскую организацию с целью проведения проверки применения Агентством фонда необходимого страхования вкладов.

Способ банковского права

Предметом банковского права являются публичные отношения, появляющиеся в связи с осуществлением банковской деятельности. Понятие «банковская деятельность» не имеет законодательного закрепления, исходя из этого возможно встретить разные определения:

1) деятельность по осуществлению кредитными организациями банковских операций;

2) деятельность по осуществлению кредитными организациями банковских сделок и операций;

3) деятельность по осуществлению кредитными организациями банковских сделок и операций и деятельность ЦБ РФ по регулированию и организации финансовой системы.

В самом неспециализированном виде способы правового регулирования публичных взаимоотношений, среди них и взаимоотношений в сфере банковской деятельности, – это совокупность правовых средств либо способов, используемых на протяжении правового регулирования названных взаимоотношений. Принято вычислять, что вместе с предметом они дают самая полную и четкую чёрта каждой отрасли российского права.

Но нужно учитывать, что неприятность способа в юридической науке достаточно дискуссионна. Так, в работах отдельных ученых выделяются два принципиально разных подхода к познанию содержания способа правового регулирования. К примеру, одни уверены в том, что для каждой отрасли права имеется конкретный способ, используемый данной отраслью, другие, напротив, – что все отрасли используют подобные способы.

Главными методами правового регулирования выступают:

1) дозволение – предоставление лицам права на собственные активные действия;

2) запрещение – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;

3) хорошее обязывание – возложение на лиц обязанностей к активному поведению.

Специфика метода и правового режима банковского права обусловлена как изюминками регулируемых данной отраслью публичных взаимоотношений, так и ее положением на стыке публичного и частного права.Исходя из этого, к примеру, приверженцы комплексного характера банковского права отмечают наличие у банковского права трех способов:

1) публично—правового (в юридической литературе данный способ именуется по—различному: императивный способ, административно—правовой способ, подчинения и метод власти, способ субординации, авторитарный способ и т. д.);

2) частноправового (либо гражданско-правового способа);

3) комплексного способа, что является сочетаниемдвух указанных выше.

В случае если сказать о том, что банковское право есть независимой отраслью российского права, то банковское право владеет независимым способом правового регулирования. Это сочетание первичных частноправовых и публично—правовых элементов, каковые и определяют его юридический режим. Наряду с этим, конечно, на своеобразие конструкции способа банковского права воздействуют вариации конкретных способов регулирования – дозволений, запретов, хорошего обязывания.

Главными способами банковского права являются:

— публично-правовой способ (в литературе он именуется по-различному, к примеру: императивный способ, административно-правовой способ, подчинения и метод власти, способ субординации, авторитарный способ и т. д.);

— лично- правовой способ (либо гражданско-правовой способ);

— комплексный способ, воображающий собой сочетание двух указанных выше способов. Наличие этого способа обусловлено комплексным характером банковского права.

50 Органы государственной власти РФ


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Общее банковское закон-во

    Неспециализированное банковское закон-во – имеется, а неспециализированных законов – нет. Неспециализированное банковское законодательство является…

  • Банковские правоотношения

    Предмет изучения банковского права– банковские правоотношения. Банковские правоотношения– это урегулированные нормами банковского права публичные…

  • Понятие закона. группа законов

    Закон – это нормативный акт, что принят законодательным органом в особенном порядке по самые важным вопросам общества и жизни государства. Группы: 1….

  • Арб предлагает ввести систему страхования банковских активов (сба)

    Глава рабочей группы АРБ по работе с проблемными активами, Генеральный директор Юниаструм банка Г.И.Писков внес предложение ввести совокупность…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: