Обычай и закон как источники римского права

Понятие римского частного права. Рецепция римского права.

Термином “римское право” обозначается право древнего Рима, право Римского страны рабовладельческой формации. История развития всей системы и этого государства римского права в целом изучается в составе курса истории страны и права зарубежных государств. Термином “гражданское право” в современных совокупностях права обозначают по большей части ту область права, которая регулирует имущественные отношения в данном обществе.

В латинском языке слову “ гражданский “соответствует, по большому счету говоря, слово civilis. Но ius civile в римском праве по собственному содержанию не соответствует современному термину “гражданское право”. Ius civile в римском праве имеет разное значение.

Этим термином обозначается в первую очередь исконное национальное древнеримское право. распространяющее собственное воздействие только на римских граждан — квиритов; исходя из этого оно и именуется кроме этого квиритским правом. В этом смысле ius civile противопоставляется “праву народов” (lus gentium), воздействие которого распространялось на_все римское население (включая так называемых перегринов).Обычай и закон как источники римского права

Потому, что ius gentium регулировало имущественные отношения, появляющиеся и между перегринами, и между римскими гражданами, и между теми и другими, оно воображало собой разновидность римского гражданского права. Нужно подметить, что тем же термином ius gentium римские юристы обозначали и представлявшуюся им более широкой философскую категорию —право обшее для всех народов полагая, что ко мне входят правила, подсказываемые самой природой человека, они употребляли для обозначения данной категории кроме этого выражение ius naturale, естественное право.

Ius civile в других случаях противопоставляется той совокупности права, которая сложилась в практике преторов (и некоторых вторых мaгиcтpaтoв)и имeнyeтcя преторским правом. В этом противопоставлении ius civile обозначает нормы права, исходящие от народного собрания,позднее — сената. Так, гражданскому праву (в современном смысле) в Риме более либо менее соответствовала совокупность всех трех названных совокупностей — цивильного права, права народов и права преторского.

В качестве единого термина для всей данной совокупности самоё подходящим есть ius privatum, частное право. Рецепция римскогоправа — это восприятие (заимствование) его положений правовыми совокупностями вторых стран более позднего периода.Рецепция высказывает собой преемственность в праве. Рецепция римского частного права больше всего видна в формировании германской и французской правовых совокупностей, заметна она и в русском правовой совокупности. Во Германии и Франции наблюдалась прямая рецепция, другими словами заимствование правовых ответов из положений римского права.Рецепция римского права разъясняется тем, что именно в римской Империи были в первый раз сформулированы положения и основные понятия права; создана стройная и логически выверенная совокупность регулирования как вещных, так и обязательственных правоотношений; существовала высокая юридическая эдиктов и техника законов; имелась широкая юридическая практика и т. д.

закон и Обычай как источники римского права.

Источники римского права — это формы выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение. Римскому частному праву известны следующие виды источников. Простое право — совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Старом Римев результате их неоднократного применения, разрешённых и защищаемых страной, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте. Римские юристы так говорили об обычае:
Прошлый укоренившийся обычай заслуженно согласится как закон, и это право именуется правом, установленным нравами (Дигесты. 1.3.32.1) — (потом по тексту — Д.);
Продолжительно использовавшийся обычай направляться выполнять как право и закон в тех случаях, в то время, когда не имеется писаного закона4 (Д. 1.3.33);
Простое право есть самой старой формой выражения и образования римского частного права;
Закон имеется общее для всех предписание неспециализированное обещание страны (Д. 1.3.1). Законы представляли собой решения народных собраний какого-либо вида (куриатного, трибутного, центуриатного).

При издании закона магистрат, бывший в праве созывать народное собрание (консул, претор); разрабатывал проект, что после этого принимался комициями полностью без дискуссии.

Затем сенат одобрял данный закон. По структуре закон возможно поделить на три части’, надпись (имена инициаторов закона, вид народного собрания, обстоятельства издания), фактически содержание закона и санкцию (гарантию его выполнения). На собраниях плебеев принимались распоряжения (плебисциты).

Сперва не имевшие общеобязательного значения, эти акты к концу предклассического периода купили силу закона: Между законами и плебисцитами имеется отличие в методе установления, но сила их однообразна (Д. 1.2.2.8).
+Сенатусконсулъты. Указ императораДекреты — это решения по судебным делам. Эдикты — распоряжения характера.

Рескрипты содержали в себе ответы на разные вопросы.

Существовали кроме этого полномочия, в которых были инструкции чиновникам по судебным делам.
Эдикты магистратов — особые акты, в которых должностное лицо излагало правила собственной деятельности либо решения по каким-либо вопросам.

3.Чтопредставляетсобойius civile, ius praetorium, ius gentium?

Ius civile в римском праве имеет разное значение. Этим термином обозначается в первую очередь исконное национальное древнеримское право. распространяющее собственное воздействие только на римских граждан — квиритов; исходя из этого оно и именуется кроме этого квиритским правом. В этом смысле ius civile противопоставляется “праву народов” (lus gentium), воздействие которого распространялось на_все римское население (включая так называемых перегринов).

Потому, что ius gentium регулировало имущественные отношения, появляющиеся и между перегринами, и между римскими гражданами, и между теми и другими, оно воображало собой разновидность римского гражданского права. Нужно подметить, что тем же термином ius gentium римские юристы обозначали и представлявшуюся им более широкой философскую категорию —право обшее для всех народов полагая, что ко мне входят правила, подсказываемые самой природой человека, они употребляли для обозначения данной категории кроме этого выражение ius naturale, естественное право.

Ius civile в других случаях противопоставляется той совокупности права, которая сложилась в практике преторов (и некоторых вторых мaгиcтpaтoв)и имeнyeтcя преторским правом (см. ниже, разд. I, § 3). В этом противопоставлении ius civile обозначает нормы права, исходящие от народного собрания,позднее — сената (см. ниже, разд.

I, § 2). Так, гражданскому праву (в современном смысле) в Риме более либо менее соответствовала совокупность всех трех названных совокупностей — цивильного права, права народов и права преторского. В качестве единого термина для всей данной совокупности самые подходящим есть ius privatum, частное право.

Обычай в гражданском праве


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: