Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 1 страница

? 2. Заполните таблицу шумерскими и эквивалентными русскими лексическими единицами с опорой на шумеро-русские словари на сайте

Шумерский язык Русский язык Шумерский язык Русский язык
Глаголы подземные воды
ра уд
ген ветка
быть жизнь, дыхание
знать ки
туд кур
кар небо
ба саг
будущее
Прилагательные ама
силим гиш
могучий год
гиг мунус
мелкий иги
хи-ли ки-сикиль
Существительные дингир
храбрец су
лугаль гиг
думу госпожа
принц

J 3. Сравните шумерские, вавилонские и ассирийские логограммы, объясните, чем обусловлены очевидные различия между логограммами

Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 1 страница

@ 4. Выясните, какой монумент шумерской письменности представлен на фото

® 5. Прочтите отрывок из «Эпоса о Гильгамеше», поясните имена личные, упоминаемые в отрывке. Выпишите эпитеты, которыми обрисована мощь главного храбреца. Поведайте, как сюжет начинается потом

О все видавшем до края мира,

О познавшем моря, перешедшем все горы,

О неприятелей покорившем вместе с втором,

О постигшем премудрость, о все проницавшем

Сокровенное видел он, тайное ведал,

Принес нам весть о днях до потопа,

В дальний путь ходил, но устал и смирился,

Рассказ о трудах на камне высек,

Стеною обнес Урук

Яркий амбар Эаны священной.—

Осмотри стенке, чьи венцы, как по нити,

Погляди на вал, что не знает подобья,

Прикоснись к порогам, лежащим издревле,

И вступи в Эану, жилище Иштар

Кроме того будущий царь не выстроит для того чтобы, —

Встань и пройди по стенкам Урука,

Обозри основанье, кирпичи ощупай:

Его кирпичи не обожжены ли

И заложены стенки не семью ль мудрецами?

……………………………………………….

На две трети он всевышний, на одну – человек он,

Образ его тела на вид несравненен,

……………………………………………….

Стенке Урука он возносит.

Буйный супруг, чья глава, как у тура, подъята,

Чье оружье в сражении не имеет равных, —

Все его товарищи поднимаются по барабану!

® 6. Выясните, отрывок из какой поэмы приведен ниже. О чем повествует поэма? Как воздействие начинается потом?

Кем был выполнен перевод поэмы на русский язык?

35 Он лук избрал оружием в битве,
Изготовил стрелы, тетиву приладил.
Булаву схватил он собственной десницей,
колчан и Лук на боку повесил.
Выпустил молнию перед собою,
40 Сверкающим пламенем наполнил тело.
Он сделал сеть: уловить изнутри Тиамат,
Он четыре ветра поставил, ничто из нее чтобы не вышло,
Дар отца его Ану, он на протяжении сети расставил ветры.
Он создал Разрушающий Ветер, Ураган и Песчаную Бурю,
45 Четыреждымощный ветер, Семишквальный,
Мятежный, Непостоянный Ветер.
Он направил ветры, что сотворил он, — всю семерицу,
За ним они поднялись — изнутри сотрясать Тиамат.
Потоп, оружие грозное, поднял Владыка

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Главная литература

1. Канева, И.Т. Шумерский язык / И.Т. Канева. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2006

2. Каплан, Г.Х. Очерк грамматики аккадского языка / Г.Х. Каплан. — Спб.: Петербургское востоковедение, 2006

3. Коган, Л.Е., Лезов С.В. Аккадский язык / Языки мира. — М., 2009

Электронные ресурсы

1. rus-sumer-dict.livejournal.com/

2. www.lexicons.ru/old/sh/sumerian/index.html

3. www.garshin.ru

4. www.languages-study.com/sumer.html

Тема 3: ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. История Древнего Египта

1.1. Периодизация истории Древнего Египта

1.2. Цивилизационное значение Древнего Египта

1.3. Архитектурные монументы Древнего Египта

1.4. Узнаваемые египетские правители

2. Мифология Древнего Египта

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

N Ответьте на вопросы

1. Что было изобретено древними египтянами?

2. Кто первенствовал«земным правителем» Древнего Египта? Какие конкретно существуют легенды, которые связаны с его именем? Кто из фараонов осуществил объединение Египта?

3. Какой из египетских архитектурных памятников есть единственным сохранившимся из Семи чудес света? Какую высоту имели самые высокие пирамиды в Египте? Как Вы осознаёте пословицу «Все опасается времени, а время опасается пирамид»?

С чем связан миф о «проклятии фараонов»?

4. Чем в истории Старого мира известны египетские фараоны-дамы Нитокрис и Хатшепсут?

5. Кто из египетских фараонов явился прообразом мифологического собирательного образа могущественного и умного египетского фараона Сезостриса?

6. Кем из египетских фараонов был совершён солнцепоклонический переворот? Каково значение этого события для происхождения монотеизма? Какое значение данный переворот имел для мастерства?

7. О ком и кем было сообщено: «Обрисовывать безтолку, нужно наблюдать»? Кто есть автором этого произведения искусства?

8. Какими народами Древний Египет завоевывался в Поздний период собственной истории?

9. Чем прославилась в истории последняя правительница эллинистического Египта Клеопатра?

10. Какие конкретно всевышние входили в Огдоаду и Эннеаду?

11. Кто из всевышних есть творцом мира «сердцем и языком», задумав творение в собственном сердце и назвав задуманное языком (сказав Словом)?

12. Из-за чего Шу изображался как сидящий человек, с руками, простертыми вверх для помощи неба?

13. Как древние египтяне растолковывали ночи и смену дня?

14. Какая богиня с младенцем на руках стала примером христианской божией матери? Как она получила собственные волшебные силы?

15. Какого именно всевышнего именовали «Хентиаменти»? Из-за чего?

16. Как изображался всевышний Атон? Из-за чего такое изображение всевышнего есть более родным к современным представлениям о всевышнем?

17. Из-за чего Хнум имел власть над людской судьбой?

18. Как египтяне воображали себе процесс перемещения души человека в подземное царство?

ГЛОССАРИЙ

Объясните с опорой на глоссарий, Интернет-источники и учебную литературу термины либо имена личные

история цивилизации: Древний Египет, Хор Менес, Джосер, Сенусерт III, Нитокрис, Хатшепсут, Рамзес II, Эхнатон, солнцепоклонический переворот, эллинистический Египет, Клеопатра VII Филопатор;

мастерство Древнего Египта: Имхотеп, пирамиды Снофру, пирамида Хеопса, пирамида Хафры, Великий Сфинкс, Джесер-Джесеру, Тутмос Младший, бюст Нефертити, гробница Тутанхамона, пещерные храмы в Абу-Симбеле, Луксорский храм, Карнакский храм, аллея сфинксов, Манефон;

мифология: Эннеада, Атум, Ра, Птах, Атон, Хепри, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Гор, Сет, Нефтида, Маат, Тот, Хнум, Анубис, Баст, Психостасия, суд Осириса, 42 негативных принципа Маат, Ба, Ка

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

@ 1. Выясните, какое событие истории Древнего Египта нарисовано на палетке

@ 2. Выясните, кто из фараонов/деятелей мастерства Древнего Египта изображен на фото. Чем известна любая из исторических персон?

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6

@ 3. Выясните, какой из египетских архитектурных памятников представлен на фото. Кто есть архитектором первого сооружения?

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6
\\Рис. 7 Рис. 8 Рис. 9
Рис. 10

? 4. Впишите имя всевышнего либо всевышних в соответствии с функцией

демиург
солнце
воздушное пространство
луна
небо
земля
плодородие, природа, Нил
гнев, пустыня, мировое зло
смерть
война
переселение душ
мастерство
письмо, счет, мудрость
радости, женская красота
любовь
материнство

J 5. Выясните, кому из всевышних либо богинь, принадлежали эти атрибуты: солнечный диск, лотос, виноградная лоза, страусиное перо, семиконечная звезда

J 6. Выясните, каких египетских всевышних ассоциировали со следующими священными животными: корова, баран, кошка, шакал, скарабей, гиппопотам, существо с красными глазами

J 7. Выясните, к кому из всевышних либо богинь относятся указанные эпитеты: Самовозникающий; Огромная мама звезд; Владычица неявленного; Золотой теленок; Солнечный змееборец; Владыка чужеземных государств; Трисмегист; Небесная корова, родившая солнце; Управляющий языками; Повелитель реки

@ 8. Выясните, кто из египетских всевышних представлен на рисунке

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
Рис. 4 Рис. 5
Рис. 7 Рис. 8

@ 9. Выясните, какая сцена из египетской мифологии изображена на рисунке

Рис. 1 Рис. 2
Рис. 3 Рис. 4

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Главная литература

1. Мифы населений украины. Энциклопедия в 2-х т. / под. ред. С.А. Токарева. – М. : Русский энциклопедия, 1994. – Т. 1. А – К

4. Мифы населений украины. Энциклопедия в 2-х т. / под. ред. С.А. Токарева. – М. : Русский энциклопедия, 1994. – Т. 2. К – Я

Дополнительная литература

1. Вигасин, А.А. История Древнего Востока / А.А. Вигасин. – М.: Дрофа, 2006

2. Лапис И.А. Культура Древнего Египта / История старого мира / под ред. И. М. Дьяконова и др. — М.: Основная редакция восточной литературы издательства «Наука». — Т. 1. Ранняя древность, 1989

3. повести и Сказки древнего Египта / Пер. и комм. И. Г. Лившица. — СПб., 2004

4. Титаренко, И.Н. История культуры Древнего Востока / И.Н. Титаренко. – Таганрог: Изд – во ТТИ ЮФУ, 2010

Тема 4: ЕГИПЕТСКИЙ ЯЗЫК

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. Египетский язык

1.1. Строй египетского языка

1.2. Египетская письменность

1.3. Монументы египетской письменности

2. Переводы текстов на египетском языке на русский язык

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

N Ответьте на вопросы

1. В какой исторический период сформировалась египетская письменность? Какие конкретно она имеет варианты?

2. На каком языке говорят в современном Египте?

3. какое количество употребительных иероглифов насчитывает египетский язык? какое количество иероглифов в целом включал в себя египетский язык? какое количество согласных имеет египетский алфавит?

4. Какая классификация иероглифов есть общеупотребительной?

5. В каком направлении читались египетские иероглифы? В чем заключалось «игривое написание иероглифов»? Из-за чего египетские иероглифы имели два либо более написания?

6. На какие конкретно две многочисленные группы распадается вся совокупность иероглифов?

7. Каков был порядок слов в египетском языке?

8. Возможно ли назвать египетское письмо назвать всецело фонетическим либо рисуночным?

9. Как именовался и смотрелся символ, при наличии которого иероглиф читался не как буква, а как идеографический символ?

10. Как именно происходит огласовка консонантного египетского письма?

11. К какой группе знаков относятся знакии? Каково обозначение женского рода в буквенном варианте?

12. Как расшифровывались имена египетских фараонов Тутанхамон, Рамсес, Аменхетеп?

13. Из-за чего имя всевышнего помещалось в начале фразы? Какие конкретно еще символы помещались в начале фразы независимо от правил грамматики?

14. Как переводится с египетского языка на русский язык «Рау ну пэрэт эм хэру»? Какие конкретно тексты содержат это изречение? В чем в изречении нарушена логика?

15. Какие конкретно эпитеты египтяне употребляли по отношению к усопшему? Какая сокращение предваряет слова всевышних?

16. С каким монументом египетской письменности связан прорыв в понимании египетских иероглифов? Из-за чего он явился ключом к новому прочтению иероглифов?

17. Что означали иероглифы «мотыга» и «гусь, обрабатывать почву» в собственном идеографическом значении? Каким трехсогласным иероглифом передавалось имя египетской царицы Нефертити?

18. С какими религиозными процессами был связан «закат» египетского языка?

19. Кто из русских ученых есть основателем отечественной школы истории Древнего Востока?

20. Кем был выполнен единственный сейчас перевод «Текстов пирамид» на русский язык?

ГЛОССАРИЙ

Объясните с опорой на глоссарий, Интернет-источники и учебную литературу термины либо имена личные

I. египетский язык:история развития египетского языка; египетская письменность: папирус, иероглифика, иератика, демотика, коптский язык, лого-консонантный тип письма, огласовка, условное чтение, Гораполлон, Шампольон, классификация иероглифов Гардинера, односогласные символы, двусогласные символы, трехсогласные символы, идеограммы;

монументы письменности египетского языка: Палетка Нармера, Розеттский камень, Книга двух дорог, Тексты мертвых, Тексты саркофагов, Тексты пирамид, Книга небесной коровы, Книга дыхания;

II. переводы египетских текстов на русский язык: Борис Тураев, переводы «Текстов пирамид» Александра Коцейовского

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

? 1. Заполните таблицу соответствий односогласных их транслитерации и иероглифов

Символ Изображаемый предмет Транслитерация Приблизительное звуковое значение
египетский коршун
метёлка камыша
две метёлки камыша
две чёрточки
рука
птенец перепёлки
нога
плетёное сиденье
рогатая змея
сова
изображение поверхности воды
рот
двор
жгут льна
улей
брюхо животного
засов
кусоксложенной ткани
садовый пруд
склон бугра
корзина с ручкой
сосуд
хлеб
путы для скота
кисть руки
змея

? 2. Заполните таблицу соответствий двухсогласных их транслитерации и иероглифов

Символ Транслитерация Символ Транслитерация

? 3. Заполните таблицу соответствий трехсогласных их транслитерации и иероглифов

Символ Транслитерация
Символ Транслитерация
Символ Транслитерация

☦ ☦ ☦ НИКЕО-ЦАРЕГРАДСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.