Окопная почта санта-клауса и деда мороза

Герои войны

В годы Первой Мировой военно-полевая почта была для миллионов воинов всех воюющих армий единственным надежным и дешёвым средством связи с домом. Постоянные встречные потоки открыток и писем, не ослабевая, перемещались между тылом и фронтом, создавая перед торжественными датами настоящий потоп. Руководство не имело возможности потерять шанс применять столь замечательный инструмент влияния в собственных целях, перевоплотив праздничные открытки и почтовые карточки в инструмент пропаганды.

Как трудилась военно-полевая почта Великой войны и что она пересылала под Новый год и Рождество?

Почта до войны

В 1914–1918 гг. кое-какие привычные стороны судьбы европейцев купили особенное значение, из ответственных став наиболее значимыми. В число университетов, повысивших собственную сокровище в глазах миллионов, попала и почта.

Еще до Первой мировой обитатели государств-членов Евросоюза деятельно отправляли и приобретали разнообразную корреспонденцию, поток которой со временем лишь возрастал. Так, в 1913 гоу оборот почтовых отправлений в одной лишь Франции оценивался приблизительно в 3,3 млрд объектов (открытки, письма, посылки и т.д.).

Конечно, большую часть этого потока снабжали национальные и частные учреждения с прекрасно поставленной бюрократической перепиской, но повышение доли грамотного населения содействовало и валу личной корреспонденции. Как жаловался один из современников, доктор наук университета в начале XIX века приобретал меньше писем, чем кухарка сто лет спустя.

Почта на протяжении войны. открытки и Письма воинов

Конечно, что с началом войны почта стала единственным каналом связи между воинами на фронте и их родными в тылу. Количество посланных и взятых посланий перешло все разумные пределы. Германский историк Марта Ханна пишет, что в 1916–1917 гг. французские воины отправляли в день около четырех открыток и миллионов писем, и столько же приобретали в ответ, английские армии от одного до двух миллионов, а немцы – до семи миллионов!

Другими словами, Франция перекрывала собственные довоенные показатели фактически вдвое, в случае если суммировать гражданский и армейский почтовые трафики. Исследователи из России и США А.Б. Асташов и П.А.

Симмонс пишут, что не меньшие количества доставляла и русская военная почта. Так, по их сведениям, во 2-й армии в сентябре 1916 года через цензурные пункты прошло около 1 350 000 (45 000 в сутки) писем, а в декабре – порядка 8 400 000 (270 000 в сутки).

Конечно, что функционировала почтовая работа в различных государствах и на различных стадиях доставки неодинаково. Ключевую роль для сроков доставки игрались расстояние между обозревателями, возможность пересылки разных вещей, и скорость обработки писем на военно-цензорских пунктах. По-видимому, по всем трем параметрам пальму первенства держали англичане на Западном фронте. литературовед и Историк Пол Фассел цитирует одного из офицеров, принимавших участие в битве на Сомме:

«Страно, как ко мне умудряются доставлять почту. Пару дней назад мы весь день перемещались, за линию окопов и обратно, и чуть прекратили перемещение всего на какой-то час, нам принесли почту. Английские газеты пришли с опозданием всего лишь на дни, как оно неизменно и бывало».

солдаты и Британские офицеры приобретали из дому посылки с продуктами и одеждой, причем последние в таком количестве, что, по словам бригадира Ф.П. Крозье, «на войну это не походило». Помимо этого, додаёт Фассел, «почта доставляла бойцам привычные издания: достаточно было оформить переадресацию, и подписка оставалась в силе».

Вс` вышеперечисленное, само собой разумеется, касалось лишь военнослужащих с Английских островов и лишь на Западном фронте. Войска из доминионов, Индии, и английские части на вторых фронтах, напротив, страдали от перебоев с почтой в связи с громадными расстояниями до дома и с тем, что транспортные суда гибли в следствии атак подлодок. Но, неприятности испытывали и остальные державы.

Так, французы, каковые также приобретали и отправляли большое количество корреспонденции, боролись не с расстояниями, а с утратами при транспортировке. требования и Жалобы на розыск писем в парижском отделении военной почты составили 80 000 обращений за 1914 год, а после этого, благодаря новым способам контроля, это количество упало до 60 000 в 1916 году и до 40 000 в 1917 и 1918 гг.

новогодние открытки и Рождественские

Самыми тяжелыми для почты были периоды праздничных дней, среди которых выделялись Рождество с Новым годом и Пасха. Подарки, приготовленные родственниками солдатах и бессчётными публичными организациями благотворительного и религиозного толка, шли в окопы, из которых ответной волной лились открытки и письма с признательностями.

Рождественские послания составляют особенную часть среди тех миллионов открыток, что были напечатаны либо нарисованы и посланы в годы Первой Мировой. С одной стороны, для воинов, многие из которых были людьми верующими, иллюстрации на открытке напоминали о празднике и его религиозном значении. С другой, открытки были средством поддержания домашних связей, еще одним свидетельством того, что жертвы воинов на фронте не напрасны.

Конечно, смысловое наполнение открыток не ограничивалось этими двумя сюжетами.

Рождественские открытки, как и по большому счету каждые публичные изображения афиш и типа плакатов, иллюстраций в газетах и журналах и т.п., употреблялись для пропаганды. Живописцы открыток довольно часто обыгрывали идею подарка, что посылался сопернику, уничтожая того либо приводя в замешательство. Ассистентом воина обыкновенно становился рождественский дедушка (в каждой стране у него было собственный имя) либо какой-нибудь классический знак страны (при Англии это, к примеру, британский бульдог).

Мы собрали изображения нескольких почтовых карточек, каковые отражают различные методы приободрить солдат на фронте либо, напротив, людей в тылу.

14/14

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5

Заголовок6

Заголовок7

Заголовок7

Заголовок8

Заголовок9

Заголовок10

Заголовок11

Заголовок12

Заголовок13

Окопная почта санта-клауса и деда мороза

Фотографии так называемых «полевых карточек», изобретенных английскими армейскими властями для облегчения обработки солдатской корреспонденции. Фассел пишет, что «официально она именовалась «Формой А.2042», но пользователи именовали ее «Бум-бабах» либо «Скорострелка»», имея в виду, по всей видимости, быстроту ее заполнения. С фронтов Первой Мировой английские воины послали миллионы таких посланий.

Отправителю было разрешено лишь вычеркнуть лишние фразы, дабы известить получателей о собственном успешном положении, ранении либо отправке на родину (писать что-либо сверх этого запрещалось на грани уничтожения открытки). Но Новый год и Рождество, по всей видимости, были единственным временем, в то время, когда официальная цензура мало снижала собственный пыл, и воину разрешалось написать поздравление, не предусмотренное формуляром.

Примерный русский аналог – письмо-открытка с заблаговременно нанесенным текстом.

Но, место, где возможно написать что-то и от себя, также имеется. Если судить по обращению в «казенном» тексте к жене, возможно высказать предположение, что вариантов печатного текста было пара.

Французская открытка 1914 года.

Около звезды идет надпись «Несу счастье отечественному дорогому воину», а на флаге, что держит рождественский дедушка, должно быть написано имя того, кто высказывает такое пожелание. Рождество 1914/1915 гг. было серьёзной вехой для миллионов воинов, каковые уже были на фронте, и миллионов, которым лишь предстояло в том направлении отправиться.

Представление о том, что война, начавшаяся летом 1914 года, продлится лишь до Рождества, было обширно распространено как в государствах Антанты, так и в державах Четверного альянса. Но желание поскорее покончить с войной так и не было услышано рождественским дедом.

Австро-венгерская и французская открытки, обращенные в первую очередь к религиозному эмоции воинов.

Не обращая внимания на то, что война, в целом, поколебала классические представления европейцев о его любви и Боге, для многих христианская составляющая праздника была самой серьёзной. На многих открытках религиозные мотивы соединялись с воспоминаниями о семье и доме. Руководство кроме этого стремилось поддержать веру воинов, потому, что это считалось нужным для поддержания морали, боевого духа и патриотизма.

Русская открытка подобного содержания что и прошлые две, от союзников и противников.

К празднованию Рождества присоединяется и отмечание Нового года.

Пожелание хорошего нового года возможно как светским (французская открытка, слева), так и отсылающим к божественному благословению (германская открытка, справа). Два этих близко стоящих праздника были предлогом как для атеистов, так и для верующих сохранять надежду на лучшее и уповать на то, что сказочный рождественский дедушка, Всевышний, кайзер, царь либо полководцы принесут, наконец, «радостный Новый год».

Неясно, оказывает помощь ли германский дедушка холод — вайнахтсман писать воинам письмо к себе, либо записывает их жажды на следующее рождество?

? Предполагалось, что счастливо встретить Новый год воину возможно было со собственными боевыми друзьями. Не имеет значение, в какой армии, русской либо германской, происходило празднование – все равно оно было проникнуто духом боевого товарищества.

Михаил Герасимов, помогавший сперва в рядах французской армии, а позже уже в русских армиях, покинул такое описание милого единения самых различных людей: «Для елки мы выбрали живую кряжистую ель на опушке леса. Ее вершина сорвана гранатой, она присела под беличьей шубкой… Мы сделали ее красивой.

Это будет маленькая симфония светло синий, красного и серебристого… Скоро елка загорелась огнями… Она напоминала о радостной жизни, где в весёлом озарении уюта кружатся хороводы молодых судеб… Вздрагивали фонарики, покачивались удлиненные, фиолетовые тени на снегу, от стволов и людей. Пикник на снегу лишь начал разгораться, как прибежал часовой из секрета и тревожно сказал, что в овраге, справа за перелеском, пробирается вражеский патруль… Оборвались радостные голоса.

Мы покинули нарядную елку и сходу пошли за ним в мертвое пространство, где любой кустик на серебряном пепле пугал ужасным силуэтом».

Классическими для рождественских открыток были карикатуры, высмеивавшие соперника. Неприятеля не только следовало убить, его нужно было стереть с лица земли символически.

Страшный неприятель на открытках преобразовывался в дурачка, которого легко было побить либо обхитрить. На французской открытке 1914 года воинов удивляется, заметив Пер-Ноэля, что говорит, что нужно поздравить Вильгельма, подарив ему «полено». Так в большинстве случаев именовали классический рождественский торт, тут же подразумевается кусок дерева, которым пуалю обязан отдубасить германского императора.

На британской открытке воины, хотя кайзеру, распевающему торжественные гимны, радостного рождества, планируют взорвать его.

Не обошлось на открытках и без прозы судьбы. Фотографические карточки (бельгийская армия в Рождество 1914–1915 гг. доблестно сражается, не смотря на то, что вся страна уже утрачена) и картинки (7-й саперный батальон Дарэмского легкопехотного полка разбирает какие-то завалы) должны представить получателю те повседневные трудности, с которыми сталкивались воины кроме того в Новый год и Рождество.

?

Не обошлось на открытках и без прозы судьбы. Фотографические карточки (бельгийская армия в Рождество 1914–1915 гг. доблестно сражается, не смотря на то, что вся страна уже утрачена) и картинки (7-й саперный батальон Дарэмского легкопехотного полка разбирает какие-то завалы) должны представить получателю те повседневные трудности, с которыми сталкивались воины кроме того в Новый год и Рождество.

 

Эта германская открытка передает поздравление с рождеством в тыл с передовой.

Германский орел объединяет гербы в цветах союзников — Германии, Австро-Венгерской империи, Болгарии и Турции.

Но, большая часть открыток, как и эта германская, бессердечно эксплуатирующая актуальную тогда «детскую» тему, принять сердечные поздравления с Рождеством.

Литература:

  1. Hanna, Martha. War Letters: Communication between Front and Home Front // 1914–1918-online. International Encyclopedia of the First World War, ed. by Ute Daniel, Peter Gatrell, Oliver Janz, Heather Jones, Jennifer Keene, Alan Kramer, and Bill Nasson, issued by Freie Universitat Berlin, Berlin (http://dx.doi.org)
  2. https://www.rtbf.be/14–18
  3. www.laposte.fr
  4. https://www.worldwar1postcards.com
  5. Фассел П. современная память и Великая война – СПб.: Издательство Европейского университета в Петербурге, 2015

САНТА КЛАУС В СУПЕРМАРКЕТЕ. Покупает игрушки детям. Подарки к Новому Году.


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Мифология окопной войны

    Долгое нахождение в зоне боевых действий порождает среди вовлеченных в конфликт людей особенную военную мифологию. Наряду с этим в сложном сплаве…

  • «Окопное искусство» первой мировой

    Первая мировая, имевшая на многих участках фронта позиционный темперамент, заставляла много тысяч людей сидеть изо дня в сутки в блиндажах и траншеях и в…

  • Зарождение и развитие почты

    усложнение и Учащение контактов между отдельными коллективами людей потребовало совершенствование средств связи. Первоначально вестников отправляли лишь…

  • Почта в эпоху индустриализации

    В ХVII–XVIII вв. ведущие европейские государства достигли приблизительно для того чтобы уровня развития, на котором задолго до них пребывали Старая…