«Окопное искусство» первой мировой

Герои войны

Первая мировая, имевшая на многих участках фронта позиционный темперамент, заставляла много тысяч людей сидеть изо дня в сутки в блиндажах и траншеях и в буквальном смысле слова изобретать себе занятия, дабы убить время. Среди других способов проведения досуга было и создание из подручных материалов предметов обихода, сувениров, драгоценностей — со временем ставших предметом коллекционирования и объединённых сложившимся термином «окопное мастерство».

Бытует вывод, что о Первой мировой историкам больше сообщить нечего: архивы открыты, документы изучены, множество из них опубликовано, армейские операции разобраны, и т.д., и т.п. Но количество источников по Первой мировой пытается к бесконечности, со временем изменяются методы анализа и интерпретации этих источников, их классификация и виды претерпевают трансформации. В частности, действенными методами изучения Великой войны становятся искусствоведение и археология.

Археология открывает нам необычный и полный опасности мир территории боевых действий и, например, полевой фортификации, особенности сооружения укрытий (траншей, блиндажей и т.п.) и поддержания их в надлежащем виде, и особенности офицеров и повседневного быта солдат и их боевой опыт, знакомые нам, в целом, по письменным источникам. Подчас информация, добытая посредством археологии, выясняется очень полезной (к примеру, уточняются места, характер и время битв, количество погибших либо питание воинов, их досуг и т.п.).

«Окопное искусство» первой мировой
«Мастерская» французского воина снабжена прямо в траншее — его мастерство в полном смысле слова окопное

Искусствоведение же, в соединении с археологией, музейным и частным коллекционированием, оказывается весьма полезным при интерпретации и объяснении для того чтобы любопытного феномена военной судьбе, как «окопное мастерство» (trench art).

Начавшееся как полностью любительское коллекционирование разных вещей, которые связаны с фронтовым опытом воинов Великой войны, изучение «окопного мастерства», с подачи английского историка Николаса Дж. Сондерса (Nicholas J. Saunders), стало признанной отвлечённой дисциплиной со быстро расширяющимся перечнем публикаций по данной тематике. В 2001 году он опубликовал первую монографию, посвящённую этому феномену.

систематизации и Поиску находок «окопного мастерства» на данный момент посвящает большое количество времени археология, музейные работники делают то же самое для музейных коллекций, огромная армия любителей накапливает частные коллекции. Что же подразумевается под этим термином?

Как показывает Сондерс, «окопное мастерство — вызывающий определённые ассоциации, но вводящий в заблуждение термин, используемый для обозначения поразительно громадного массива объектов, созданных солдатами, пленными и гражданскими из мусора войны индустриального типа». Вводит он в заблуждение вследствие того что подобного рода объекты возможно отыскать ещё до Первой мировой. Вопросы терминологии, в этом случае, ещё ожидают собственного разрешения.

Любопытно, что с окончанием войны изготовление артефактов «окопного мастерства» не остановилось, потому, что места битв (особенно в Европе – Сомма, Ипр, Верден и т.д.) стали популярными местами для т.н. «военного туризма», а туристы организовали ёмкий рынок сбыта сувениров из гильз, осколков снарядов и остатков обмундирования. Кроме этого памятные вещицы имели возможность изготавливаться для визитёров бессчётных армейских кладбищ, каковые раскинулись на местах особенно ожесточённых сражений.

Подобный бизнес длится до сих пор в мире по окончании а также на протяжении вооруженных конфликтов. Обычно продажа подобного рода сувениров преследует благотворительные цели.

К сожалению, в Российской Федерации до тех пор пока нет публикаций либо музейных выставок, напрямую связанных с «окопным мастерством» как раз Первой Мировой, но подобного рода объекты Великой Отечественной обширно представлены в музеях, и в среде любителей военной истории и опытных историков неспешно вызревает идея об их систематическом изучении.

Эти два безвестных фронтовых гравера трудятся с самым дешёвым материалом — гравируют снарядные гильзы

В Западной Европе наибольшие армейские музеи, такие как Имперский армейский музей в Лондоне, в собственной постоянной экспозиции и в тематических выставках уделяют внимание среди другого и «окопному мастерству». На сайте музея, среди его коллекций возможно отыскать интересные образцы мастерства воинов Великой войны. Доктор наук Пол Корниш (Paul Cornish), соавтор и коллега Сондерса, составил подборку предметов, хранящихся в музее, каковые являются отличным примером разнообразия «окопного мастерства».

Но стоит подметить, что представленные в подборке предметы отнюдь не исчерпывают всего его разнообразия.

Николас Дж. Сондерс в числе предметов, созданных в 1914–1918 гг. и в послевоенное десятилетие, выделяет объекты, сделанные солдатами настоящей работы, пленными, ранеными и выздоравливающими, и гражданскими умельцами в тылу либо на фронте. По назначению эти предметы смогут относиться к принадлежностям для курения (зажигалки, спичечные коробки, табакерки и т.п.) либо для письма (к примеру, ножи для бумаги из осколков снарядов, ручки из гильз и пуль).

Другие предметы смогут не нести никакой утилитарной пользы, а быть легко декоративными поделками (украшенные гильзы от снарядов с разными надписями), сувенирами для себя лично либо для родственников в тылу. Время от времени фронтовые ремесленники изготавливали миниатюры (суда, танки, аэропланы либо модели оружия).

В общем, почётом пользовались изделия из самого разнообразного металла, что практически валялся под ногами (железо, медь, алюминий, бронза и латунь), но любители поделок не обходили своим вниманием дерево, камень, мел, и кости животных, которых также было в изобилии. Помимо этого, процветало украшение готовых предметов, как то фотографических карточек, открыток, носовых платков. Так, любой мало-мальски умелый воин имел возможность реализовать собственные фантазии на широком круге материалов.

Вышитый пояс, созданный матросом А.У. Холландом, служившим на английском армейском корабле «Минотавр». тщательность и Кропотливость работы говорят о громадном количестве времени, израсходованного матросом

Украшенная гильза от боеприпаса либо патрона, подмечает Корниш, пожалуй, самый популярный и распространённый пример «окопного мастерства».

Конкретно эта гильза была обработана английским воином, выменявшим за пять сигарет трафарет для украшения у бельгийского воина. Для нанесения рисунка употреблялся йод, а конкретно гравировка была осуществлена гвоздём

Это распятие, если судить по всему – замечательно сохранившийся пример послевоенного «окопного мастерства», созданный для продажи туристам. На это показывают техника выполнения и отдельные подробности. Но сам по себе предмет весьма близок по собственному духу к тем культовым предметам, что делали для собственных религиозных потребностей воины

Гильза английского 13-фунтового боеприпаса, переделанная под табакерку пленными турками на Ближнем Востоке.

По-видимому, военнопленный, сделавший данный предмет, владел незаурядным мастерством и, быть может, кроме того был умелым ремесленником до войны. Стены табакерки украшены затейливым декоративным орнаментом и арабской каллиграфической надписью, и инкрустированы бронзовой и серебряной проволокой

Кольцо с гравировкой “Ypres”, принадлежавшее и, быть может, сделанное артиллеристом сержантом У. Скиннером.

Сам Скиннер был награждён медалью «За выдающиеся заслуги» с формулировкой «за бесстрашную преданность и выдающуюся работу долгу на протяжении настоящей работы в течение тридцати месяцев»

Зажигалка ручной работы, сделанная из германской гильзы от патрона. Пример артефакта «окопного мастерства», потребовавшего хорошего воображения и незаурядного мастерства

Украшенный гравировкой стакан боеприпаса – один из примеров французского «окопного мастерства» с Западного фронта Великой войны.

На стенке выведено «Cote 304» – наименование, которое имеет отношение к обозначению позиций при обороне Вердена

Футляр для спичечного коробка, сделанный из меди и украшенный с одной стороны эмблемой Королевской канадской артиллерии (RCA), а с другой инициалами обладателя (A.S.M.)

Четыре алюминиевых кольца, показывающие разные стадии изготовления, от германского носового конуса боеприпаса до всецело сделанного кольца с орлом, вырезанным с германской же бронзовой пуговицы.

Эти объекты были созданы поправляющимися от ранений английскими воинами

Кружка, сделанная сапёром из английского Королевского инженерного корпуса на протяжении обслуживания подземной телефонной линии в районе Ипра. Кружка была сделана из бронзовой гильзы английского 18-фунтового боеприпаса

Представленные предметы, и подобные им артефакты из частных и музеев коллекций разрешают сделать пара серьёзных выводов:

  • во-первых, большинство этих предметов есть примерами декоративно-прикладного мастерства, выполненными обычно с фантазией и большим вкусом и демонстрирующими высокое техническое умение их творцов;
  • во-вторых, «окопное мастерство» есть как раз мастерством в полном смысле этого слова, потому, что в базе создания этих предметов лежали не только и не столько утилитарные задачи, сколько желание как-то эстетически облагородить военную повседневность;
  • в-третьих, «окопное мастерство» является занимательнейший сплав художественных решений и стилей, в которых просматриваются как классические народные (как западные, так и восточные) ремесленные практики, так и способы современных индустриальных обработок материала, а наряду с этим исходное сырьё для поделок создаёт дополнительные трудности для обработки и провоцирует изобретение новых технологических приёмов;
  • в-четвёртых, исходя из вышеизложенного, возможно заявить, что «окопное мастерство» представляет собой очень увлекательный феномен, изучение которого может проходить не только в рамках искусствоведения либо истории мастерства, но и в рамках военной истории (потому, что может оказать помощь в понимании психологии людей на войне), социальной и других наук и культурной антропологии гуманитарного спектра.

Все иллюстрации забраны с сайта Имперского военного музея, а объекты, изображённые на них, являются частью его коллекции.

Литература:

  1. Doyle P., Foster C. What Tommy Took to War: 1914–1918 – Osprey Publishing, 2014
  2. Beauty From The Battlefield: 10 Pieces Of Trench Art // Imperial War Museums (http://www.iwm.org.uk)
  3. Robertshaw A., Kenyon D. Digging the Trenches: The Archaeology of the Western Front – Casemate Publishers, 2008
  4. Saunders N. J. Matters of Conflict: Material Culture, Memory and the First World War – Psychology Press, 2004
  5. Saunders N. J. Trench Art: A Brief HistoryGuide, 1914–1939 – Casemate Publishers, 2011
  6. Saunders N. J. Killing Time: в один раз and the First World War – The History Press, 2011
  7. Waugh J. Trench Art: the stories behind the talismans – Fontaine Press Pty ЛТД, 2016

ОКОПНОЕ ТВОРЧЕСТВО


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся: