Он был птицей, но захотел стать соколом

Ранние годы Пети Нестерова были временем не из лёгких. Его папа умер рано. Тяжёлая потребность вынудила мать семейства с четырьмя мелкими детьми покинуть жильё и переселиться во Вдовий домместо чиновников вдов и призрения офицеров.

Мальчик закончил Нижегородский кадетский корпус в год начала русско-японской войны, после этогоМихайловское артиллерийское училище.

Его ожидали военная карьера и учёный кант артиллериста. Об увлечении авиацией речи ещё не шло.

Предопределивший всю предстоящую судьбу Петра Нестерова момент был летом1911 года. Тогда, в отпуске в родном городе, он познакомился с учеником основателя аэродинамики доктора наук Н. Е. Жуковского. Нестеров был столь захвачен идеей полётов, что кроме того собственноручно выстроил балансировочный планер.

Он поднимался на нём в атмосферу, совершая в окрестностях Нижнего Новгорода непродолжительные буксирные полёты.

П. Н. Нестеров в компании участников Киевского общества воздухоплавания
Источник: http://upload.wikimedia.org/

Путь в авиацию для гениального энтузиаста лежал через воздухоплавание. Летательные аппараты легче воздуха создавались в мире задолго до первых самолётов. Очевидно, дирижабли не шли ни в какое сравнение с последними по манёвренности и скорости.

Он был птицей, но захотел стать соколом

Завершив Офицерскую воздухоплавательную школу в Гатчине, Нестеров вряд ли был преисполнен восхищения перед дирижаблями. Более того, одной из его конструкторских идей стало оснащение хвостовой части аэроплана ножом либо полотном пилы. Посредством этого устройства Нестеров предлагал разрезать оболочку воздухоплавательных аппаратов, пролетая над ними.

Террор-бомбардировки с германских цеппелинов были ещё в первых рядах. Так, Нестеров опередил своим планом время.

Практически сразу после окончания школы Нестеров был переведён в 11-й корпусный спецавиаотряд (КАО) и стал его начальником. 31 августа 1913 года ему был присвоен чин штабс-капитанапоследний в его военной жизни и карьере.

Портрет штабс-капитана П. Н. Нестерова
Источник: http://47news.ru

Нестеров продолжал и личные конструкторские изыскания. В устройстве нового одноместного аэроплана он предлагал отказаться от вертикального хвостового оперения и выгнуть плоскости крыльев. Примером для него служила форма крыльев птицычуть ранее ту же идею воплотил германский конструктор Этрих в схеме аэроплана Taube (нем. голубь).

Наконец, Нестеровым была спланирована и совершена фигура высшего пилотажа, увековечившая его фамилию. В буквальном смысле опираясь на воздушное пространство как однородную среду, он вначале теоретически доказал возможность исполнения петли в вертикальной плоскости, а после этого произвёл её 9 сентября 1913 года на моноплане Ньюпор IV в небе над Киевом. Фактически год спустя было суждено состояться последнему подвигу Петра Нестерова.

П. Н. Нестеров у собственного аэроплана Ньюпор, на котором была совершена мёртвая петля
Источник: http://fdra.blogspot.ru

С началом Первой Мировой он отбыл на Юго-Западный фронт в составе 11-го КАО. 14 августа 1914 года Нестеров писал жене:

Дорогая Диночка!.. Мы уже три дня за рубежом в Бродах. Сейчас переходим ещё глубже ко Львову День назад мне сказали бумагу о награждении меня орденом Владимира 4-й степени за мирное время Живём мы в помещичьем доме как баре, но работа у нас тяжёлая.

Вчерашним вечером был в штабе армии и ездил на передовые позиции, замечал первый раз бой.

Был громадной бой, картина весьма сильная Приходишь к заключению о бессмысленности войны.

Штабс-капитан П. Н. Нестеров со своим механиком в воротах ангара. Источник: http://energynews.su

Пара дней спустя аэроплан Нестерова при спуске в Злочеве был обстрелян воинами 128-го пехотного Старооскольского полка. В начале Первой Мировой дружественный пламя русской пехоты по собственным летательным аппаратам был чуть ли не обыденностью.

Обстоятельством этого были опознавательные символы, каковые были введены в русской авиации в марте 1914 г.: для аэропланов авиационных частей русской армии таковыми являлись трёхцветные круги, для частных аэроплановтрёхцветные треугольники. Но уже в начале войны стало известно, что опознавательные символы России не хорошо различимы с почвы.

Тот же Старооскольский полк снова отличился уже на следующий суткиего воинами, наряду с другими частями XI военного корпуса, в районе Скварова были обстреляны штабс-капитан поручик и Плотников Войткевич. Пламя великроме того по окончании приземления аэроплана. Пехота прекратила стрельбу, только услышав брань лётчиков, бывших на волосок от смерти.

Дальшебольше: 9 сентября 1914 г. у деревни Бенгхейм воинами 288-го пехотного Куликовского полка был казнены 4 аэроплана Гродненского крепостного авиационного отряда. семь дней спустя командующий армиями 1-й армии генерал П. К. фон Ренненкампф издал беспрецедентный приказ о строжайшем запрете по большому счету открывать пламя по воздушным целям под страхом немедленного расстрела. Но Нестеров тогда выжил.

До его последнего боевого вылета прямиком в бессмертие оставалось менее 14 дней.

В первых числах Сентября 11-й корпусный спецавиаотряд принимал участие в бою за Львов. Нестеров не только осуществлял воздушную разведку, но и произвел успешное бомбометание над австрийской территорией. Авиабомбами послужили всего две артиллерийские 3-дм гранаты.

Донесение Нестерова в штаб III армии гласило, что о итогах делать выводы сложно, поскольку разрыв гранат поднял облако пыли и дыма над площадью у Равы-Русской. Но это была одна из первых бомбардировок, совершённых русской авиацией в Первую мировую.

Руководство соперника заявило приз тому, кто собьёт досаждающего русского. Со своей стороны австрийцы не оставались в долгу. Их пилоты вели авиаразведку, и среди нихлётчик-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь, сын хозяина имения в городе Жолква.

В том месте, в замке был устроен штаб III армии.

Австриец кроме того скинул над размещением 11-го КАО бомбу, но та не разорвалась, угодив в толщу песка.

На заседании разведки было решено пресечь предстоящие вылеты австрийцев над позициями русских армий. Штабс-капитан Нестеров дал слово офицеранеприятель прекратит летать.

В начале Первой Мировой битвы в небе были редки. На аэропланах не устанавливалось оружие, авиаторы располагали лишь личным оружием. Стычка в воздухе обращалась дуэлью.

Но Нестеров отказался забрать с собой кроме того браунинг, объявив, что обойдётся без него.

Он решился на невиданный ходатаку аэроплана соперника шасси собственного аппарата, другими словами воздушный таран.

8 сентября 1914 года, вылетев с аэропорта на легком моноплане Моран Солнье G, Нестеров направил его наперерез тяжёлому германскому истребителю Albatros D.II с Францем бароном и Малиной фон Розенталем на борту. Замысел отважного авиатора заключался в ударе колёсами шасси по краю несущей плоскости Альбатроса. Но ему не суждено было сбыться.

Плакат, посвящённый воздушному тарану, совершённому П. Н. Нестеровым 8 сентября 1914 года
Источник: http://vogazeta.ru

В акте расследования смерти штабс-капитана Нестерова говорилось:

Благодаря трудности учесть поступательную скорость обеих автомобилей, аппарат штабс-капитана Нестерова не ударил австрийский аэроплан колёсами, а врезался мотором между двумя несущими поверхностями бимоноплана. Доказательством этого помогают: совсем изломанный винт Морана отделение мотора от аппарата и отдельное его падение на землю метрах в 130 от первого.

Альбатрос был сбит, его экипаж погиб от столкновения аэроплана с поверхностью почвы. Машина Нестерова, став существенно легче по окончании срыва мотора с петель, была неуправляемой. Сам летчик выпал из неё, но, Наверное, в момент падения на грунт Нестерова уже не было в живых.

Перелом позвоночника либо удар головой о ветровое стеклотак или иначе, первый в истории воздушный таран стал роковым для его автора. Русский автор Алексей Толстой, провожавший Нестерова в последний путь, писал:

Отважный и умный Нестеров, в один раз поднявшись на воздушное пространство, не имел возможности уже нормально жить на земле. Он полюбил воздушное пространство и знал, что лишь в том месте настигнет его смерть. Он первый вычислил математически и сделал мёртвую петлю.

Он изобрёл нож для рассечения цеппелинов, считая их старыми пузырями. Он придумал и неоднократно репетировал атаку в воздухе на аэроплан.

Он был птицей, но захотел стать соколом Воистину новых, невиданных храбрецов открывают нам времена.

С тех ужасных и славных дней миновало более столетия. Мёртвая петля остаётся сложной и зрелищной фигурой высшего пилотажа. Тараноружие храбрецовв годы Великой войны был повторён всего два раза: русским асом А. А. Казаковым в 1915-м и лейтенантом Королевских ВВС Англии Лесли Форбсом в 1916 годах. Потом он обессмертил имена многих отважных лётчиков.

Авиация проделала большой путь в собственном развитии.

Но последовательность первых шагов по нему сделал русский летчик Пётр Николаевич Нестеров, успевший провести в небе всего около трёх лети оставшийся в нём навечно.

Монумент П. Н. Нестерову в Нижнем Новгороде

Хочу быть птицей.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: