Они как фурии, цунами и торнадо…

Герои войны

При упоминании слова «дуэль» в отечественных умах сразу же рисуется образ двух аристократов в окружении секундантов, каковые в начале утра прибыли в скрытое от посторонних глаз место, для получения сатисфакции за нанесённое оскорбление. Мало кто сможет представить в роли дуэлянтов двух хрупких девушек, готовых пойти на смерть для собственных убеждений. А в это же время, такие случаи в истории бывает.


Женское лицо дуэли
Дуэлянтки Средневековья и древности

Доказательства того, что поединки между дамами — не выдумка феминисток, возможно отыскать в произведении «Деяния» древнеримского историка Аммиана Марцеллина. Обрисовывая в XV книге нравы галлов, он отмечает, что дамы этого племени не уступают в силе мужчинам, а кое-какие так и вовсе превосходят их.

Он утвержает, что схватки жён галлов бывает, а об их жестокости и кровавости возможно делать выводы по этим строкам: «…гневно откинув голову, скрипя зубами и размахивая могучими руками с белой как снег кожей, начнёт [она] наносить ногами и кулаками удары, каковые по силе не не сильный снарядов катапульты…». Наряду с этим, если доверять словам последнего большого римского историка, дама имела возможность драться не только с представительницами собственного пола, но и с мужчинами.

У жёстких викингов существовал термин «хольмганг», что дословно возможно перевести как «прогулка по острову».Они как фурии, цунами и торнадо… Такую прогулку два солдата имели возможность устроить при неразрешимого спора либо имущественной тяжбы. Не обращая внимания на то, что кое-какие критерии таковой дуэли имели возможность варьироваться в зависимости от пожеланий участников поединка, было два незыблемых правила: у соперников должно быть равное по эффективности оружие, и один из них в обязательном порядке обязан «отправиться в Вальхаллу».

В соответствии с родовым сагам, в таковой прогулке имели возможность учавствовать и женщины. В том случае, если их оппонентом был мужчина, то для уравнивания шансов представителя сильного пола имели возможность закопать по пояс в почву либо зафиксировать левую руку за спиной, что не разрешало ему деятельно маневрировать и применять щит.

Рисунок середины XV века изображает поединок между женщиной и мужчиной. Для уравнивания шансов мужчина, вооружённый палицей, помещён по пояс в яму. Дама вооружена тяжёлым камнем, завёрнутым в ткань

Конечно же, не следует забывать и о дамах Старой Руси, каковые и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут. Ответ женских споров посредством оружия тут было простым и узаконенным явлением. В соответствии с Псковской судебной грамоте XIV века, в споре женщины и мужчины последняя имела возможность выставить вместо себя мужа, отца либо брата.

В то время, когда же соперником была представительница не сильный пола, то обе стороны должны были лично вступить в схватку. Кроме этого имеется упоминания и об оружии, которое могло быть использовано в женском поединке. Как ни необычно, но, в отличие от галлов, русские девушки больше любили палки чем кулаков, рогатины либо обитые железом дубины, из чего возможно сделать вывод, что такие поединки довольно часто заканчивались тяжёлыми увечьями, в противном случае и смертью.

В соответствии с указу Ярослава Умного, подобные битвы должны были проходить лишь согластно судебному вердикту, а за самовольную дуэль наказывали штрафом, причём за женские драки было нужно бы раскошелиться на шесть серебряных гривен, что вдвое больше, чем за драку между мужчинами. К слову, на эти средства возможно было бы приобрести пять коров.

Древнегреческий драматург Менандр как-то сообщил: «Женская ссора выжигает целый дом». И он был прав. Выясняя отношения, не сильный пол не опасается не только публичного порицания, но кроме того бешенства божьего.

Лучшее подтверждение тому – инцидент, случившийся 27 мая 1571 года в монастырьСвятой Бенедикты в Милане. В данный сутки две знатные женщины пришли в монастырь и обратились к настоятельнице прося совершить молебен далеко от посторонних глаз. Мать-настоятельница, учитывая статус просящих, и хотя оказать помощь девушкам получить всевышнего, выделила им келью.

Скоро из-за дверей, где уединились женщины, послышался ругань и страшный шум. Перепуганные монашки побежали к настоятельнице, и дружно они отправились выяснять, что происходит. В то время, когда они открыли дверь, перед ними предстала страшная картина: всё в помещении было перевёрнуто вверх дном, а на полу в луже крови лежали обе дворянки.

Одна из них уже умерла, а вторая была смертельно ранена. В руках они сжимали кинжалы.

Стало известно, что женщины были в ссоре, и, по всей видимости, не придумали ничего лучше, чем решить её при помощи смертельного поединка на кинжалах.

Изощрённая красота

Казалось бы, с окончанием Средневековья выяснение взаимоотношений между дамами при помощи неотёсанной силы должно было сойти на нет, но европейские женщины так очень сильно привыкли к оружию, что в десятнадцатом веке на это кроме того появилась необычная мода. Не стала пережитком чёрных времён и жестокость женских дуэлей. По данным статистики, восемь из десяти поединков между женщинами заканчивались смертью, тогда как среди мужчин смертность была вдвое ниже.

Многие историки связывают таковой показатель с тем, что женские дуэли не регламентировались какими-либо правилами. Обычно соперницы смазывали кончики собственных клинков ядом либо особыми составами, каковые усиливали боль при ранении. , если дуэль проходила на пистолетах, пламя имел возможность вестись кроме того по окончании того, как одна из соперниц приобретала тяжёлое ранение и не имела возможности подняться.

Значительно чаще дама приобретала сатисфакцию только в то время, когда её соперница была мертва.

Но бывало и без того, что дуэль становилась для дамы единственным методом отстоять собственные законные права. В семнадцатом веке во Франции был зафиксирован случай дуэли между женщиной поводом и — мужчиной для этого поединка стал незаконный захват имущества. В доме овдовевшей графини де Сент-Бельмон без её разрешения поселился один заносчивый офицер.

Сначала графиня, которую современники обрисовывали как грамотного и прекрасную женщину, пробовала всё решить миром.

Она отправляла офицеру записки с вежливыми просьбами покинуть её дом, но наглец всегда выбрасывал их либо сжигал, показывая , что уезжать не планирует. Тогда дама написала письмо, в котором вызывала его на дуэль. Дабы вызов был воспринят всерьёз, она подписала собственное послание как шевалье де Сент-Бельмон.

В оговоренное место и время вдова явилась в мужском платье, дабы обидчик до самого последнего момента не раскусил подвоха. Через пара мин. по окончании начала схватки графиня, парируя очередной выпад соперника, одним мгновенным ударом по не сильный части меча выбила у него шпагу из рук. Прижав кончик собственного оружия к горлу офицера, она раскрыла ему собственную личность и предостерегла впредь быть более чутким к просьбам дамы.

«Фехтовальщица». Картина Жана Беро, 1890 год

Ещё одна примечательная дуэль прошла в 1624 году в Болонском лесу. В том месте в борьбе за благосклонность кардинала Ришелье собственные шпаги скрестили графиня де Полиньяк и маркиза де Несель. Кардинал считался любовником первой, но частенько изменял ей со второй.

Данный поединок, как и тот, что был обрисован ранее, закончился без жертв. Графиня одержала верх над маркизой, ранив последнюю в ухо.

Крови было много, но де Полиньяк не показала никаких показателей испуга; напротив, она осыпала бранью де Несель и объявила, что, будь её воля, она порвала бы ей сердце и разбила череп о почву.

При полном отсутствии правил, у женских дуэлей однако был один обычай, что по современным меркам выглядит достаточно необычно. Женщины должны были драться обнажёнными по пояс или полностью. Быть может, это должно было придать кровавому поединку некое извращённое изящество.

Были среди дуэлянток и собственные легендарные личности. Одной из них считается мадемуазель де Мопен. Она была оперной певицей и собственный боевой путь начала с вызова актёру Дюмени, что обидел её собственной наглой и неотёсанной шуткой.

Мужчина так опешил, услышав слово «дуэль» от певицы, что кроме того не сопротивлялся, в то время, когда та выхватила у проходящего мимо бутафора театральную шпагу и отхлестала его по лицу.

Растерянный, он, в качестве извинений, дал ей собственные часы и серебряную табакерку. Затем, как говорят в народе, де Мопен «отправилась вразнос» – вызов следовал за вызовом. Мужчины, не принимавшие это всерьёз, весьма горько об этом позже сожалели, те же, кто давал отпор, убеждались, что оперная певица фехтует как сам сатана.

Не обращая внимания на то, что Людових XIII был ярым соперником для того чтобы выяснения взаимоотношений, он забыл обиду заядлую дуэлянтку. Если доверять людской молве, то практически сразу после этого она стала женой преподавателя фехтования.

Говорят, что известная дуэлянтка мадемуазель Мопен выходила победительницей из схваток с несколькими соперниками в один момент

В Британии кроме этого существовал метод сведения квитанций между дамами – действительно, к нему прибегали только простолюдинки; к тому же, он имел возможность ещё и принести доход. Речь заходит о «кошачьих битвах». Так в Англии именовали кулачные битвы между дамами.

В отличие от мужских, они проводились не так довольно часто. В случае если при с мужчинами такие битвы велись только для денег, то для дам на первом месте находились индивидуальные интересы, а уже позже приз.

Женский кулачный бой. Иллюстрация из газеты викторианской Англии

Исследователи запрещённых битв отмечали, что дамы постоянно дрались намного свирепее мужчин. В то время, когда сильный пол предпочитал наносить удары только кулаками, женщины пускали в движение целый собственный арсенал. Они били ногами, руками, коленями, локтями и, конечно же, применяли ногти (каковые намерено затачивались перед боем).

Если доверять свидетельствам современников, бой не прекращался, кроме того в то время, когда соперниц с ног до головы покрывала кровь.

гнев по-русски

В Российской Федерации дуэли были запрещены указом Петра I, что не хотел, дабы аристократы вершили собственное правосудие в обход официального. Данный указ поддерживали и все последующие монархи, но на протяжении правления Екатерины II на дуэли наблюдали сквозь пальцы. Многие связывают эту особенность с проишествием, в котором императрица участвовала ещё будучи Софией Августой Фредерикой Ангальт-Цербстской.

В первой половине 40-ых годов восемнадцатого века, в то время, когда дочери герцога Цербстского было всего 15 лет, она скрестила шпаги со своей троюродной сестрой. К счастью, тогда обошлось без кровопролития. Обстоятельства этого инцидента так до сих пор и малоизвестны.

Быть может, не забывая об этом, императрица не наказывала дуэлянтов, в случае если их схватка не заканчивалась смертью либо важным увечьем. Кроме этого видятся публикации, повествующие о том, что из 20 дуэлей в 1765 году в восьми секундантом выступала сама Екатерина II.

По большому счету, что касается женских дуэлей в Российской Федерации, то оптимальнееих охарактеризовала маркиза де Мортен. Она была нередкой гостьей женских салонов России в восемнадцатом веке и лично видела, как русские девушки решают собственные споры. В своих мемуарах она пишет:

«Дворянки в Российской Федерации обожают выяснять отношения при помощи оружия. Наряду с этим их дуэли отличаются от тех, что приняты во Франции. Француженки дерутся изящно, и их поединки редко приводят к кровопролитию.

Россиянки же, ослеплённые гневом, стремятся добиться только одного – убить собственную соперницу».

Наглядным подтверждением «женской гневе» помогают события, произощедшие в начале лета 1829 года. Две помещицы из Орловской губернии, Екатерина Васильевна Полесова и Ольга Петровна Заварова, в течении нескольких лет беспрерывно конфликтовали между собой. В итоге это закончилось вызовом на дуэль.

Избрав в качестве секундантов французских гувернанток, они вооружились кавалерийскими саблями мужей и ранним июньским утром встретились в берёзовой роще. В то время, когда были закончены все изготовление, дуэлянткам внесли предложение примириться, но предложение было отвергнуто. Тут же вспыхнула новая ссора, соперницы выхватили сабли и начали драться.

Поединок на саблях

Спустя пара мин. всё было кончено. Заварова умерла на месте от удара в голову, Полесова – днём позднее от смертельной раны в пузо. Любопытно, что на дуэль обе помещицы привели собственных четырнадцатилетних дочерей, каковые спустя пять лет сами скрестили между собой собственные шпаги.

Их секундантками были всё те же француженки-гувернантки.

Сейчас бой закончился смертью только одной из дам, Анны Полесовой. Одержавшая верх Александра Заварова позднее записала эту историю в собственный ежедневник, благодаря чему инцидент дошёл до наших дней.

В случае если сравнивать женские дуэли с мужскими, то возможно подметить, что мужчины постоянно ценили некоторый церемониал. Они выбирали пустынные места (значительно чаще на природе), а в качестве оружия отдавали предпочтение пистолетам. Дамы же, наоборот, предпочитали холодное оружие, отвергали каждые правила и сводили счёты, обычно кроме того не выходя из дома.

За один лишь 1823 год в салоне госпожи Востроуховой, если доверять слухам того времени, прошло 17 дуэлей, большинство из которых закончилась смертью либо увечьями одной из сторон. Иногда дамы так входили в азарт, что к драке подключались и секундантки.

Поединок без крови

Возможно до хрипоты спорить о том, что имеется дуэли: честный и окончательный метод добиться сатисфакции либо тщетное убийство для мнимых совершенств. Но факт остаётся фактом – женские дуэли окончательно останутся в истории как один из самых ожесточённых и кровавых примеров слепой гнева, на которую лишь способен человек.

Использованная литература:

  1. Аммиан Марцеллин. «Деяния» – Петербург: Алетейа, 1996
  2. В. Морихин «Поединок чести». Электронный источник
  3. «Они делали историю». Электронный источник
  4. В. Рогоза «Из-за чего дамы дрались на дуэлях». Электронный источник

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся: