Операция «каньон эльдорадо»: сша показывают мускулы

Тридцать лет назад, в ночь с 14 на 15 апреля 1986 года, самолёты ВВС Соеденненых Штатов нанесли серию ударов по Ливии. Не обращая внимания на относительно маленькое число ударных самолётов, эта операция стала одной из самых сложных в истории, а дальность удара – неповторимой. Каковы были предпосылки данной операции, как она проходила и к чему привела?

Напряжение увеличивается

Отношения между Ливией и США накалялись В первую очередь 80-х годов. Аммериканского президента Рональда Рейгана тревожило и упрочнение связей Ливии с СССР, и претензии Ливии на главенство среди североафриканских государств, и возможность создания Ливией атомного оружия (на данный момент это может показаться забавным, но на середину 80-х эти страхи кроме того отразились в известном фильме «Назад в будущее»), и война Ливии с Чадом.

Особое раздражение Рейгана вызывала помощь Каддафи разнообразных террористических групп, боровшихся против Израиля и США. 27 декабря 1985 года группы палестинцев из организации Абу Нидаля обстреляли пассажиров в аэропортах Вены и Рима. В следствии обстрелов погибло 19 человек, ещё свыше сотни было ранено.

Вдобавок ко всему, ливийский фаворит Муаммар Каддафи заявлял, что создаёт единый антиамериканский фронт – от Никарагуа до Северной Ирландии.


Карта налёта
Операция «каньон эльдорадо»: сша показывают мускулы
weaponsandwarfare.com

В первой половине 70-ых годов XX века Ливия заявила, что залив Сидра в Средиземном море южнее 32°30? северной широты в собственности ей, и никому пересекать эту линии не разрешено. В первую очередь 1980-х, в то время, когда Ливия сражалась в Чаде, в воздухе и на море у ливийских берегов систематично случались стычки между ливийскими и кораблями и американскими самолётами.

Во второй половине 80-ых годов двадцатого века США сосредоточили в Средиземном море громадную группировку – три авианосца, ракетные крейсеры, включая «Йорктаун» (в советских источниках 80-х годов его кроме того именовали ядерным), построенный в январе 1983 года, и другие суда, оснащённые новейшей совокупностью ПВО «Иджис». Суда США, ссылаясь на «свободу мореплавания», раз за разом пересекали запретную линии.

24–25 марта ливийский флот постарался наказать нарушителей, но игра шла «в одни ворота»: противокорабельные ракеты «авиабомбы» и Гарпун поражали ливийские корабли и ракетные катера раньше, чем они успевали нанести сопернику хоть какой-то ущерб. Ливийские МиГ-25 пробовали сбить американские палубные F-14, но не смогли захватить цели.

Горящий ливийский небольшой ракетный корабль
http://www.navysite.de

Кроме того замечательный зенитный комплекс С-200 не помогал – советские армейские советники мрачно признавали, что 24 марта «встречи ракет случились в зоне пониженной возможности поражения», наряду с этим ракеты пускались с дистанции 100 км и более, без учёта противоракетных манёвров, поодиночке – что было куда меньше норматива на поражение целей. Кроме того с большой натяжкой при моделировании дивизионы С-200 за три стрельбы «сбили» не более двух самолётов США – причём их обломки упали бы в море.

Действительность, возможно, ещё печальнее, потому, что США не приняли ни одной утраты. В тот же сутки палубный самолёт США под прикрытием помех выпустил с 60 км две новейшие противорадиолокационные ракеты HARM. Одна из ракет взорвалась в 8 метрах от кабины комплекса С-200, выведя из строя волноводы и антенные системы, вторая – пролетела мимо.

В борьбе против Ливии США старались привлечь в свой лагерь и другие страны. Но европейцы не торопились присоединяться к санкциям США против Ливии. Больше того, компании ФРГ и Франции поставляли в Ливию комплексы связи и ПВО – отображения информации и систему сбора «Телефункен», РЛС «Волекс», зенитные ракеты «Кроталь».

Разминка перед боем

5 апреля 1986 года в Западном Берлине взлетела на воздушное пространство дискотека, которую посещали американские солдаты. Погибло два американских воина, турчанка, ещё 229 человек, включая 79 американцев, были ранены. Если судить по перехвату переговоров ливийского консульства, в том месте как минимум были в курсе акции.

Американская разведка одновременно с этим докладывала о целой серии скорых террористических актов в мире против американцев. Рейган взял желаемые доказательства – и приказал ударить территорию Ливии. Но чем?

Дискотека по окончании взрыва
http://www.heraldscotland.com

От применения разнообразных сил отрядом специального назначения отказались. Крылатые ракеты «Томагавк» либо стратегические бомбардировщики В-52 также не годились – при неудаче их обломки имели возможность появляться в СССР, что повлекло бы за собой громадный скандал. Оставалась простая авиация морского и наземного базирования.

Причём удар требовалось нанести ночью, дабы снизить риск собственных утрат, но максимально совершенно верно, дабы не дать в руки Каддафи козырь в виде жертв среди гражданских.

Исходя из этого 6-й флот США имел возможность выделить для таковой работы только 20 штурмовиков A-6 – ни F/A-18, ни А-7 не доходили. Помимо этого, передвижения флота было тяжело скрыть от прессы. А вдруг применять бомбардировщики F-111, каковые смогут лететь на малой высоте, и ударить не с моря, а с тыла – со стороны суши?

Бомбардировке предшествовала тщательная и совсем тайная подготовка, частью которой стала операция «Ghost Rider» (Призрачный наездник).

F-111F из состава 48 TFW, авиабаза Лэйкенхит, Англия — участник операции «Каньон Эльдорадо»

В октябре 1985 года полковника ВВС Соеденненых Штатов Дейла Томпсона, начальника авиакрыла F-111, размещённого в британском Верхнем Хейфорде, неожиданно огорошили известием: менее чем через двое дней, 18 октября, его пилоты должны разбомбить учебный аэропорт с заданными координатами. Сверившись с картой, Томпсон убедился, что цель лежит… у полуострова Лабрадор в восточной Канаде, по ту сторону Атлантики, практически в 5000 км от его базы. Лихорадочно трудясь, техники и планировщики успели подготовить экипажи и самолёты для поразительно сложной миссии.

Десять F-111E, несущих на борту от 8 до 12 учебных 500-фунтовых (227-кг) бомб Mk.82, вылетели в 4:25. Дабы добраться до цели и обратно, им требовалось более 30 тысячь киллограм горючего на самолёт – другими словами, четыре дозаправки в воздухе. Горючее снабжали 17 (!) танкеров KC-10.

По окончании последней дозаправки бомбардировщики снизились до 400 футов (около 120 м).

Возможно лишь представить трудности ночного полёта над лесистыми горами Канады… Однако, F-111 благодаря опыту пилотов и специальным радарам удачно вышли к цели и уложили в её взлётно-посадочную полосу более половины наполненных цементом бомб. Один из бомбардировщиков смог скинуть лишь одну бомбу, а с остальными ему было нужно лететь через Атлантику, предварительно с большим трудом разыскав танкер. Около 16:00 по локальному времени операция завершилась.

«Каньон Эльдорадо»

Скоро F-111 предстоял настоящий боевой вылет. Любопытно, что эта тренировка состоялась задолго до взрыва в Берлине – другими словами, этот террористический акт послужил эргономичным предлогом. В последних числахМарта F-111 тренировались у Азорских островов в Атлантике.

Тем временем у побережья Ливии летали самолёты-разведчики EC-135, RC-135 и SR-71. За ливийской авиацией следили летающие радары E-3A. По окончании разведки и тщательной подготовки настало время удара.

Операция стала называться «Каньон Эльдорадо».

Палубные истребители F-14A из состава эскадрильи VF-33, авианосец «Америка» (CV-66), апрель 1986 года

F-111 стартовали с английских баз Лэйкенхит и Хейфорд вечером 14 апреля – 24 ударных F-111F и шесть самолётов радиоэлектронной борьбы EF-111A. В атмосферу встала и целая армада заправщиков – всего 41 KC-10A и KC-135. Шесть F-111F являлись «дублёрами» на случай технических неисправностей главной группы и по окончании первой дозаправки повернули обратно, как и один из самолётов РЭБ.

Потому, что Франция и Испания, не смотря на то, что и входившие в Североатлантическом альянсе, не дали разрешения применять собственное воздушное пространство, бомбардировщики летели «в обход» – через Бискайский залив, Средиземное море и Гибралтар. По большому счету, применение силы против Ливии среди союзников США поддержали (кроме Британии, откуда и вылетели F-111) лишь Израиль и Канада.

Ночью с авианосца «Корал Си» встали 18 F/A-18A с противорадиолокационными ракетами HARM. Они должны были расчистить путь восьми штурмовикам А-6. С авианосца «Америка» стартовали шесть A-7E c ракетами HARM и Shrike, и шесть А-6.

С воздуха штурмовики прикрывались истребителями F-14.

RC-135E перехватывали переговоры ливийской ПВО, EA-6B – ставили помехи, Е-2С «Хокай» смотрели за обстановкой в воздухе.

Палубные штурмовики с «Корал Си» ударили ракетами по включённым зенитным РЛС и накрыли кассетными бомбами авиабазу Бенина, стёрши с лица земли на стоянках четыре МиГ-23 и два вертолёта Ми-8. Ещё 12 МиГ-23, возможно, были повреждены. А-6 с «Америки» разбомбили армейские казармы.

Триполи, зенитный пламя
http://www.acig.info

В то время, когда F-111 пересекли побережье к западу от Триполи, они разделились на две группы. Пяти бомбардировщикам было нужно отказаться от удара из-за неисправностей в прицельных совокупностях. Оставшиеся самолёты заходили на цели с юга, держа высоту порядка 60 м и скорость 600–700 км/ч.

Около полуночи первая группа из восьми самолётов нападала 910-кг бомбами GBU-10 с лазерным наведением штаб-квартиру Каддафи в Эль-Азизии и тренировочный лагерь коммандос в Сиди-Билал. Не обращая внимания на точность наведения, современными источниками США признаётся большой «побочный ущерб». Вторая несколько, пять самолётов, в один заход накрыла простыми фугасными бомбами Mk.82 военчасть аэропорта Триполи.

Было стёрто с лица земли, по различным подсчётам, от трёх до шести Ил-76, один Boeing-727 и один транспортный G222 итальянского производства.

В 0:10 один из F-111 упал в море в 32 км севернее Триполи, оба члена экипажа погибли. Уже в 5:45 первые бомбардировщики начали приземляться на собственных базах в Англии. В совокупности они преодолели за полёт в том направлении и обратно более 14 000 км.

Один из F-111 c перегревшимися двигателями сел в Испании.

Итоги

По замыслу 45 ударных самолётов должны были скинуть порядка 300 бомб и выпустить 48 управляемых ракет, но в действительности 35 самолётов отработали по целям, восемь до них не долетели, один самолёт был потерян и один промахнулся. Всего за 12 мин. самолёты скинули 60 тысячь киллограм снарядов.

Эта бомба упала очевидно не на армейский объект

Для советских военных настала пора раздумий. Не обращая внимания на 20 зенитно-ракетных бригад Ливии и предупреждение лично Каддафи от премьера Италии, большинство американских самолётов нормально прилетело, отбомбилось и ушло без утрат. В совокупности ПВО выявилось множество недоработок.

Зенитные комплексы фактически не поменяли позиций, а добрая половина кроме того не оборудовалась в инженерном отношении.

Радары не объединялись в единую совокупность, а при отражении налёта трудились по паре мин. кряду, облегчая наведение ракет. И напротив, часть станций наведения зенитных ракет просто не включалась из-за боязни поражения противолокационными ракетами. Бессчётные в полной мере современные истребители МиГ-25П, МиГ-23МЛД, МиГ-21бис и «Мираж» F1 по большому счету не поднимались в атмосферу, не смотря на то, что, учитывая неготовность пилотов к групповым ночным и воздушным боям перехватам, толку от истребителей при налёте немногочисленных низколетящих целей, открыто говоря, было бы мало.

Поразительно, но обе стороны заявили о собственной победе. США продемонстрировали всему миру возможности новейшей оружия и техники. Операции в Ливии стали ещё одним шагом к поднятию престижа их армии по окончании поражения во Вьетнаме, и дали полезнейший опыт как в тактике, так и в стратегии. Каддафи обличил агрессию США и выпустил 16 апреля две-три ракеты класса «Скад» по базе США на итальянском острове Лампедуза, каковые благополучно упали в море.

Обстановка около Ливии успокоилась.

Но только на время.

литература и Источники:

  1. Cooper Tom. Libyan Wars, 1980–1989, Part 4 (http://www.acig.info)
  2. Italy warned Libya of raid, saved Qaddafi’s life (https://thecockpit.wordpress.com)
  3. Libyan Missiles (http://www.globalsecurity.org)
  4. Phinney Todd R. Airpower versus Terrorism: Three Case Studies. Air University Press, 2012
  5. Thompson Warren. To the Bay and Back. Air Forces Monthly, May 2010
  6. Опыт военных действий армий ПВО Ливии в марте-апреле 1986 г. – М.: ГШ ПВО, 1986

Şok! Lüt alıcılaramağazadan ağlasığmaz təklif


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: