Организация повторения и проверки результатов обучения истории

Требования Гос. Стандарта к знанию обучающихся.

— Стандарт определяет, что объектами учебных достижений в школе являются:

— Знание фактов, событий, дат, имен, терминов.

— Усвоение неспециализированных исторических представлений, идей.

— Владение элементами объяснения и исторического анализа (определение обстоятельств, сущности явлений).

— Умение оперировать историческими знаниями, извлекать их из источника.

— Умение оценивать действия людей и исторические явления в истории.

— Обосновать личное отношение к историческим событиям, творениям культуры и т. д.

Существует 2 вида знания истории, требующие разной оценки знания:

1. Объективное знание о событиях. Эти знания проверяются при помощи конкретного измерения, содержащего верный ответ.

2. Субъективное восприятие событий. Проверяется при помощи рамочных знаний. Имеется учебник – нужно знать его содержание, а по окончании все другое.

Стандарт определяет:

1. Историческое время – даты, хронологию, период – цию.

2. Историческое пространство – геополитическое положение государств

Организация повторения и проверки результатов обучения истории

3. Историческое перемещение – деятельность людей.

Функции проверки знания:

— Контрольно – учетная (проконтролировать и зафиксировать).

— Обучающая.

— Диагностическая (где существуют неприятности и из-за чего).

— Актуализация знаний.

Виды повторений. Они определяются по дидактическим целям:

— Вводное повторение

— Текущий опрос

— Обобщающее либо тематическое повторение (по окончании темы либо раздела).

— Итоговое (в последних месяцах года либо полугодия).

— Экзаменационное.

Примеры:

  1. Текущий опрос.

Он проводится на каждом уроке и занимает 10 – 12 мин.

Методика опроса:

1. Постановка цели (повтор темы прошлого урока преподавателем и опрос).

2. Сперва задается вопрос, а по окончании вызывается ученик.

3. Планировать вызов и вопросы учеников нужно заблаговременно. Т. о., опрос будет дифференцирован.

4. при планировании вопроса преподаватель обязан просмотреть, где м/б затруднения и исходя из этого, подготовить пара вариантов вопроса.

5. Ответ обучающихся нужно выслушивать до конца (в разумных пределах).

6. По окончании окончания ответа вопрос классу о исправлениях и дополнениях.

7. все не точности исправляются преподавателем.

8. Преподаватель обязан делать переходы от одного вопроса к второму. Они д/б логически связанны.

9. опрос обязан окончится выставлением и обобщением оценок.

10. Место опроса – м/б в начале урока, в ходе изучения материала, может завершать урок.

Виды опроса:

— Устный

— Письменный

Формы опроса:

— Фронтальный

— Групповой

— Личный.

Приемы опроса:

— Монологический ответ (для вопросов широкого характера).

— Фронтальная беседа с классом.

— Работа в парах

— Составление рецензии на ответ.

— Опрос по карте.

Письменный опрос.

  1. Тестирование. Как конструировать тесты:

— На выбор верного ответа (варианты и вопрос ответа)

— По какому принципу составлены последовательности слов

— Лишнее слово

— Продолжите последовательность

— Согласны ли вы с утверждениями?

— Расположите в хронологической последовательности.

— Соотнесите: события и даты, изобретения и имена…

— Заполните пропуски в тексте.

— Диктанты – прямые и обратные.

  1. Проверка хронологии (тесты, диктанты, историческое лото, хронологические кроссворды).
  2. Проверка правильности восприятия исторического времени, пространства, представлений (поведайте о …, составьте рассказ из 10 слов…, нарисуйте какое – л. явление, историческая путаница, произведение).
  3. Проверка пространственных представлений (все приемы работы с картой).
  4. Приемы понятий усвоения и проверки терминов (словарь истории, объяснение пословиц: “Вот тебе, бабушка, и Юрьев сутки!”, подбор синонимов к словам).
  5. Поиск неточностей в потреблении исторических терминов.
  6. Применение шарады.

В случае если применять все эти формы в один момент – это будет “уплотненный опрос”.

Что окажет помощь школьникам при опросе?

  1. “Опора” – имеете возможность пользоваться, чем желаете, но на вопрос ответьте.
  2. Разные приемы взаимопроверки. Ученик контролирует другого.
  3. Вопросы дифференцированного уровня (на 3 б., на 4б., на 5б.).
  4. “Негромкий опрос” (класс пишет, один отвечает).
  5. “Тройной опрос”. Позвать трех учеников сильног7о, среднего, не сильный и всем задать один вопрос. Начать ответ с сильного.
  6. “Гайд парк” – это место, где возможно сказать все (в Лондоне). Нужно привести к группе из 5 – 6 человек, они должны отвечать на вопрос преподавателя, в течение 2-х мин. непрерывно. Тут д/б занимательна тема.
  7. Урок – бенефис. Для тех, кто опасается ответить. (с применением стихов, картин и т. д.).

2. Повторительно – обобщающий урок.

Цели:

— Актуализация знаний обучающихся по изученной теме;

— Создание целостной картины событий, явлений, процессов, каковые изучались по частям.

— Пополнение теории новыми фактами;

— Выделение главного, расстановка выговоров;

— Систематизация материала, т. е. его увязывание с ранее изученным, включение в совокупность знаний.

Т. О. Повторительно – обобщающий урок по истории содержит 3 главных элемента:

1. повторение и Обобщение.

2. Элемент новизны.

3. Разнообразие форм и приёмов повторения, в которых участвует целый класс.

Приемы повторительно – обобщающего урока:

— Развернутая, аналитическая беседа с классом.

— Составление обобщающих таблиц по теме.

— Сообщения обучающихся по теме.

— Элементы игры (лото, кроссворд, тексты с неточностями).

— Дискуссия.

— Урок – путешествие.

— Проблемный урок.

— Лекция, семинар (в старших классах).

Вопрос 2.

Все вопросы подразделяются на три группы:

1. Репродуктивные. Это вопросы, направленные на воспроизведение материала школьной программы. Их целью есть проверка механизма воспроизведения содержания отдельного вопроса темы.

2. Конструктивные. Это проблемные вопросы, из серии “из-за чего?”, они направлены на сравнение, подтверждение какого-либо исторического явления. Цель – проверить познание внутренних черт изучаемой темы и наличие у школьников навыков сравнительного анализа.

3. Творческие. Это интеллектуальные вопросы. К ним относятся задания, требующие от школьников нестандартного подхода к проблеме.

Цель – создать условия для осмысления содержания и творческого применения.

Все вопросы выполняются письменно.

19) Учебник истории. Функции книжки. Требования к книжкам.

Главным учебным пособием по истории для школьников есть — учебник.

Требования к книжке.

1. Содержание книжки истории должно быть безукоризненным в научном отношении, т.е. давать освещение и научное изложение исторического прошлого, научную периодизацию.

2. Изложение в книжке, оценки и характеристики исторических явлений, формулировки и выводы должны быть дешёвыми для обучающихся данного возраста.

3. Учебник обязан обеспечить верную организацию процесса познанияучащимися исторических явлений.

1) Требования к методическому аппаратуучебника истории(обязан содержать): 1)исторические карты 2) иллюстрации 3)наглядные изображения (диаграммы, схематические замыслы) 4) справочный материал, хронологические таблицы и т.д.

4. учебник истории обязан содержать материал, изложенный разнообразными способами

Содержание книжки возможно условно представить в двух компонентах: текстовом (главный текст, дополнительный текст, пояснительный текст) и внетекстовом (иллюстрации, методический аппарат, аппарат ориентировки).

Главный текст по размещению в книжке и функциональным задачам возможно охарактеризовать как вводный, информационный(учебный) и последний. Открыв книгу мы в большинстве случаев, видим обращение авторов к своим читателям с размышлениями о добропорядочных целях изучения истории изюминках данного книжки. Информационный (учебный) текст, содержащий главные сведения о прошлом родной страны либо зарубежья, оформлен в разделы, главы и параграфы.

В большинстве книжек он завершается особенным, последним текстом, в котором авторы подводят итоги рассмотренного периода, делают оценочные выводы, намечают исторические возможности либо делают прогнозы о будущем человечества.

Информационный текст, составляющий солидную часть главного, по приемам изложения делится на описательный, повествовательный, объяснительный и проблемный. Конечно, что ни один из них не видится в чистом виде. Сейчас выпускаются книжки, в которых создатель не дает готовых ответов, а пробует вынудить учеников думать над прочтённым.

Дополнительный текст включает в себя исторические документы, отрывки из художественной литературы, научно-популярной литературы.

Пояснительный текст нужен для объяснения непонятных школьникам слов, употребляемых по большей части тексте, и для комментариев к иллюстрациям.

Среди внетекстовых компонентов первыми внимание притягивают иллюстративные материалы. Страницы современного книжки по истории оживают в картинках, созданных на базе сюжета параграфа. Условно-графическая наглядность в виде карт, схем, таблиц и т.д. оказывает помощь школьникам пробраться в сущность изучаемых фактов, сознать теоретические выводы.

Школьные книжки нельзя представить без заданий и вопросов к материалам параграфов. 1) вопросы смогут предварять темы и параграфы, вторгаться в главный текст, размешаться по окончании параграфов, тем, разделов, курса в целом, повторяя, систематизируя, обобщая материалы. 2) задания и вопросы по характеру предлагаемой деятельности делятся на воспроизводящие, преобразующие, творческие, образные и проблемные.

3) в методический аппарат книжки, кроме заданий и вопросов, смогут входить разнообразные текстовые таблицы: хронологические, синхронистические, сравнительно-обобщающие, кокретизирующие, иллюстрированные. Их заглавия показывают на вероятные операции с учебным историческим материалом как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях изучения истории.

Аппарат ориентировки. Расположенное в начале либо в конце книги оглавление, знакомит с содержанием книжки, оказывает помощь скоро отыскать материалы и нужные параграфы. Ускоряют ориентировку тематические символы и рубрикация, благодаря которым ученик может расчленить курс на пара исторических периодов.

Колонтитулы облегчают поиск интересующих тем, а шмуцтитулы лишний раз подсказывают ученику, что он переходит к изучению нового периода исторического прошлого. Сигналы –знаки, различные шрифты усиливают выразительность и эмоциональность текста, дифференцируют учебную данные. Присутствуют разные справочные работы: указатели дат, понятий, имен, словари, индексы, глоссарии, генеалогические и метрические таблицы, перечни рекомендуемой литературы и другие нужные сведения.

Учебник — главный источник знаний и основное средство обучения, на которое опирается преподаватель. В книжке в количестве школьной программы излагаются базы науки сообразно с возрастом обучающихся и уровнем их подготовки. Главное назначение учебных пособий — это обеспечение целостности научных знаний по предмету, систематизация главных положений науки, органическая сообщение теории с фактами.

Учебник истории делает

информационную функцию, т. е., воплощая национальную программу, конкретизируя и развивая ее, он раскрывает содержание образования, его дозировку, включая переработанные, преобразованные базы научных знаний по истории;

систематизирующую функцию, т. е. снабжает систематизацию и строгую последовательность изложения всех материалов, составляющих его содержание;

осуществляющую контроль функцию, т. е. он призван уменьшить закрепление и усвоение изученного материала, вырабатывать желание самостоятельно получать знания;

воспитательную функцию, т. е. реализует образовательно-воспитательные цели обучения истории.

Учебник истории складывается из последовательности компонентов: текст (главной, дополнительный, пояснительный), внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения, иллюстративный материал, аппарат ориентировки.

Главный текст книжки включает теоретический и фактический материал и может носить описательный, объяснительный темперамент. Дополнительный текст содержит справочный материал. Пояснительный текст включает в себя примечания, комментарии к тексту.

Внетекстовые компоненты содержат совокупность заданий и вопросов (аппарат организации усвоения), научно-познавательные иллюстрации, всевозможные указатели (аппарат ориентировки). Структура книжки определяется совокупностью отбора фактов. При разделении книжки на главы и параграфы учитывается, что параграфы должны иметь целостный, законченный сюжет, а число и содержание параграфов соответствовать урокам и быть равновеликими по количеству.

Современный учебник представляет собой более сложный учебно-методический комплекс, нежели книжки прошлых поколений. Методический аппарат выдвигается в нем на первый замысел, потому, что история в школе пытается сейчас не только давать знания, но и учить, как трудиться с уже взятыми знаниями и как самостоятельно добывать новые. Поэтому изменяется и разработка создания книжки.

Авторский текст, что в прошлых книжках игрался необыкновенную по важности роль, делается не смотря на то, что и ответственным, но все же одним из структурных элементов книжки, причем элементом, столь тесно связанным с методическим аппаратом, что занимает уже зависимое а также подчиненное место. Исходя из этого обстановка, в то время, когда учебник писался ученым, а преподавателю отводилась роль методиста при авторе, делается анахронизмом.

Учебник обязан создаваться в тесном сотрудничестве учителя и учёного, причем ведущая роль в этом тандеме может принадлежать именно преподавателю. Именно он формулирует «техническое задание» на написание книжки, исходя из задач и тех целей, каковые ставятся перед курсом истории в школе, он разрабатывает совокупность, заданий и вопросов, благодаря которым возможно научить школьника истории, он определяет иллюстрации и методическую ценность источника, иными словами, лишь преподаватель может выяснить те условия, каковые сделают учебник технологичным.

Содержание книжки, т.е. то, что в большинстве случаев представлено в книжке авторским текстом неимеетвозможности уже иметь самодовлеющего значения. Как бы увлекательно, доходчиво, изящно ни был написан учебник, его конкурентоспособность будет в конечном итоге определяться технологичностью его применения.

Приемы работы с книжкой на уроке.

Работа с отдельными элементами и терминологией текста книжки.

Серьёзное место в формировании у обучающихся свойства к сознательному усвоению текста по истории занимает работа с терминологией.

Полезно поручать обучающимся отыскать в книжке и прочесть вслух его объяснение и термин. Такое чтение приучает школьников обращать внимание на терминологию и при исполнении домашних заданий. От него возможно отказаться по окончании того, как работа с терминологией станет у обучающихся осознанной привычкой.

В книжках для VI—VII классов помещены словарики терминов с указанием параграфов, в которых дано их объяснение. Пользоваться указателями преподаватель учит школьников при повторной встрече с термином, советуя отыскать и вернуть в памяти его объяснение. Это особенно принципиально важно в тех случаях, в то время, когда узнается, что школьники не хватает четко воображают себе значение термина.

В старших классах полезно вести в тетрадях либо лучше на карточках указатель терминов, не взявших достаточно ясных определений в книжке истории, пополняемый по мере изучения материала.

текст включает последовательность понятий: хронологическая, дата, событие, историческое явление, исторический деятель, факт, процесс, причинно-следственные связи, в старших классах — генезис, закономерность, закон публичного развития.

Сознательному чтению текста с вычленением составляющих его элементов преподаватель начинает учить школьников уже при начальном инструктаже по работе с книжкой и продолжает в ходе обучения предмету. Выделять в тексте смысловые единицы оказывают помощь членение в книжке материала на параграфы, пункты, абзацы, и шрифты и заголовки. Применяя их, преподаватель приучает школьников различать элементы текста не только по внешним показателям, но и по содержанию.

Помощь в этом оказывают помещенные в книжке задания и вопросы.

Действенным приемом есть привлечение преподавателем на протяжении изложения материала отдельных элементов из текста книжки.

Вместо устного пересказа вывода преподаватель может предложить обучающимся открыть нужную страницу книжки, отыскать вывод и прочесть его, причем один обучающийся просматривает вслух, а остальные следят по тексту. Такое переключение внимания обучающихся снабжает запоминание материала и лучшее осмысление конкретно на уроке; помимо этого, оно показывает школьникам, на что при исполнении домашнего задания нужно обратить особенное внимание.

Так же преподаватель поступает и применительно к второму тяжело усваиваемому, но ответственному материалу — определению, раскрытию причинно-закономерностей и следственных связей, оценке явления. Перед чтением преподаватель именует вопрос, ответ на что школьники должны взять в книжке.

Формы привлечения книжки на протяжении устного изложения разны. Первоначально преподаватель прямо показывает абзац либо строки, каковые направляться прочесть, и растолковывает, что в них находятся определение, оценка, наиболее значимые показатели явления. В будущем преподаватель, опираясь на умения и знания обучающихся, повышает их участие в анализе и поиске нужных положений. Так, показывая
только страницу, преподаватель поручает школьникам самим отыскать в
тексте необходимый элемент. Более высокой формой этого приема есть поручение ученикам самим сформулировать вывод, определение, а после этого сопоставить его с формулировкой в книжке. Такая работа подготовляет обучающихся к исполнению проблемных заданий на базе изложения материала преподавателем.

К проверке самостоятельно сделанного его обоснований и вывода преподаватель обязан отнестись с тщательностью и особым вниманием.

Объяснительное чтение книжки.

При объяснительном чтении текст расчленяется на смысловые единицы, определяется и обосновывается основная идея каждой из них, выявляются связи между ними, между иллюстрациями и текстом. Это снабжает и усвоение материала, и подготовку к составлению по нему замысла, а в старших классах — конспекта, тезисов. Таким методом объяснительное чтение текста книжки подготавливает школьников и к независимому изучению научных трудов.

Особенно целесообразно объяснительное чтение текста, систематизирующего знания, черпаемые из различных источников. Обилие источников информации может привести к распыленности знаний школьников. Текст книжки оказывает помощь систематизации и организации знаний.

Это, к примеру, относится к некоторым темам по истории культуры, изучение которых строится по большей части на работе с воспроизведениями монументов мастерства, с фрагментами из художественных и научных произведений, с чертями деятелей культуры. Систематизация этих сведений при чтении книжки оказывает помощь созданию довольно целостных знаний об направлениях и отдельных сторонах культуры ее развития. Вероятно чтение книжки, предваряющее ознакомление с дополнительными источниками; в этом случае у обучающихся формируется костяк знаний, заполняемый и конкретизируемый после этого содержанием.

Наровне с объяснительным чтением целых параграфов оно используется и выборочно при изучении отдельных подтем, требующих для усвоения важного продумывания их содержания. Одним из средств формирования у школьников внимательного и вдумчивого отношения к чтению текста есть воспитание у них привычки не пропускать выражения и непонятные слова, а искать им объяснения.

Преподаватель приучает школьников задавать вопросы у него объяснения всего непонятного в тексте и в иллюстрациях либо выяснять это вторыми средствами — обращением к справочнику, словарю. В зависимости от трудности и характера вопроса преподаватель либо отвечает сам, либо завлекает для ответа кого-либо из обучающихся. В случае если на заданный вопрос имеется ответ в книжке, не увиденный задающим вопросы, преподаватель показывает соответствующее место в книге.

Обучающихся старших классов преподаватель может отослать к справочным изданиям: энциклопедиям, словарям, указателям. В целях приучения школьников к пользованию справочной литературой возможно поручать отдельным обучающимся подготовить на ее базе нужную справку.

Работа с документами, помещенными в книжках и завлекаемыми дополнительно. В отдельные рассказы учебной книги по истории для IV класса включены маленькие выдержки из исторических документов. В книжках истории для классов документы помещены и в авторском тексте в виде маленьких извлечений, и в качестве приложений.

Включение в книжки документов формирует удобные возможности для организации независимой работы с ними обучающихся.

Работа с документами оправдывает себя тогда, в то время, когда их содержание органически включается в совокупность формируемых исторических знаний. содержание и Количество завлекаемых документов и методика их применения определяются с учетом подготовленности обучающихся к работе с ними. Работа проводится в классе и дома.

Второй вид работы с документом — независимое ответ обучающимися на его базе задачи дедуктивного характера. Документ содержит сведения о частном историческом факте, не смотря на то, что и новом для обучающихся, но имеющем знакомые им показатели. Опираясь на собственные знания, школьники относят факт к определенной эре, устанавливают принадлежность автора документа и названных в документе лиц, используют к объяснению факта изученные ранее причинно-следственные связи.

Установленный факт включается в совокупность знаний, обогащая представление об эре. Такая работа содействует конкретизации и осмыслению обобщающих знаний, формированию у школьников исторического мышления. В третьем случае документ есть исходным материалом для познания большого исторического события, ответственного типического явления публичной судьбе; он помогает раскрытию содержания понятий и их значительных показателей.

В случае если для работы привлекается документ, отсутствующий в книжке, то он должен быть либо размножен, либо написан на громадном странице большими буквами.

Работа с иллюстрациями книжки.

При изучении очередной темы преподаватель, в особенности в средних классах, не только на протяжении работы обучающихся с текстом, но и в ходе изложения им материала завлекает относящиеся к теме иллюстрации книжки. В книжке преподаватель находит портреты, каковые он может применять при характеристике исторических деятелей, и карикатуры, схемы. Он предлагает школьникам открыть соответствующую страницу книжки и отыскать нужную иллюстрацию.

В IV—VII классах полезно предложить одному, обучающемуся вслух, а вторым про себя прочесть подпись к иллюстрации, в частности указание на темперамент изображения (рисунок, — фотография и т. п.). Это делается чтобы выработать у школьников привычку пристально прочитывать подписи к иллюстрациям и определять характер изображений и время создания: являются ли они историческими документами либо позднейшими реконструкциями исторической действительности.

В большинстве случаев, иллюстрации новых для обучающихся видов должны быть первоначально проанализированы на уроке под управлением преподавателя.

При разборе иллюстраций он указаниями и своими вопросами направляет мышление и внимание школьников на необходимые объекты, оказывает помощь связать иллюстрации с авторским документами и текстом в книжке. Преподаватель организует сопоставление иллюстраций между собой с целью распознать развитие явлений и продемонстрировать общее в них и различия, сравнить документальное изображение и подобную ему реконструкцию.

Работу с иллюстрациями преподаватель включает в домашние задания и требует от обучающихся применения в ответах их содержания. Проанализированные иллюстрации не только сами остаются в памяти обучающихся, но и содействуют лучшему запоминанию связанных с ними знаний.

Применение заданий и вопросов в книжках. В книжках истории имеются задания и разнообразные вопросы к отдельным параграфам, документам, а в некоторых книжках к иллюстрациям, главам, разделам и ко всему курсу.

В большинстве случаев, школьник обращается к заданиям и вопросам при условии, в случае если преподаватель стимулирует и организует работу с ними. Преподаватель определяет порядок их применения. Одни из вопросов к параграфам книжки разбираются конкретно на протяжении изучения соответствующего параграфа и помогают закреплению и осмыслению в памяти обучающихся изучаемого материала.

Ответы, на другие вопросы преподаватель предлагает подготовить к следующему уроку. Исполнение задания возможно начато на уроке и завершено дома. Вопросы к иллюстрациям и документам оказывают помощь организовать их вдумчивый разбор и связать их содержание с текстом книжки.

задания и Вопросы к главам, разделам, курсу употребляются для повторения. Они смогут послужить для обучающихся программой подготовки к повторительно-обобщающему уроку. Ответы на вопросы, требующие творческого поиска и самостоятельного мышления, не только заслушиваются на уроке, но и обсуждаются в эвристической беседе.

Наличие в книжке заданий и вопросов различной трудности , облегчает внесение в обучение истории некоей индивидуализации; самые сложные вопросы задаются сильным обучающимся.

20) портрет и Картина на уроке истории.

Картины бывают:

Типологические. Типологическая картина отражает исторические события либо явления, обычные для изучаемой эры. Такие картины изображают явления экономической, социальной жизни.

Событийные. Событийная картина отражает конкретные события.

Описательные. Описательная картина отражает изображение города, архитектурные сооружения.

Разведопрос: Михаил Васильевич Попов о диалектике перехода коммунизма в капитализм


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: