Основа нумизматических исследований на территории беларуси

Дайте определение понятия «нумизматика». Назовите, кто занимался собиранием монет на территории Беларуси. Охарактеризуйте развитие белорусской нумизматики как науки.

Поясните, какова роль изучения нумизматики для краеведения.

В базе термина «нумизматика» (собрание, коллекция монет), появившегося в Византии, лежат греческое слово «номос» (право, закон, обычай, законное платежное средство) и производное от него «номизма» (монета). Нумизматика — запасной историческая дисциплина, изучающая историю финансовых денежного обращения и систем, техники монетных эмиссий (производства), медальерного мастерства. К отдельным разделам ее изучений относятся кроме этого домонетные рыночного обращения и средства платежа — товаро-деньги, бумажные деньги (бонистика), медали, ордена и значки (фалеристика).

Первым собирателем древних монет в Белоруссии был Н. П. Румянцев, начало нумизматической деятельности которого относится к 20-м гг. XIX в. В 1831 г. коллекция, собранная им в Гомеле, поступает в Казенное ведомство (Санкт-Петербург), а в 1861 г. перевезена в Москву, где легла в базу нумизматического собрания созданного тут Румянцевского музея. Иван Ф. Паскевич, приобретший в 1834 г. Гомель у Румянцевых, составил тут новую коллекцию из нескольких тысяч монет разных страни эр.Основа нумизматических исследований на территории беларуси

В Виленской губернии наибольшим собирателем монет в 40—60-х гг. был Е. П. Тышкевич. В 1854 г. он обратился к виленскому губернатору с предложением организовать исторический музей.

29 апреля 1855 г. в Вильно были созданы Археологическая рабочая группа и «Музеум древностей». В 1858 г. нумизматическое собрание Виленского музея складывалось из практически 3,5 тыс. монет, в 1879 г. — из более чем 4,6 тыс. монет и 1,2 тыс. медалей.

На Минщине в 70 — 80-х гг. активную работу по сбору древних монет вел Г. X. Татур. На Гродненщине частное собирательство получает широкий размах в 80 — 90-х гг. Большими нумизматическими собраниями владели обладатель имения Мир в новогрудском уезде П. Д. Святополк-Мирский и обладатель имения Нача Лидского уезда В. Шукевич.

На Витебщине большими нумизматическими коллекциями в 80-х гг. обладал археолог М. Ф. Кустинский и др. На Могилевщине и Гомельщине большое количество монет собрал в начале XX в. узнаваемый этнограф Е. Р. Романов.

С конца XIX в. решающая роль в деле сбора и регистрации монетных находок в на территории Беларуси переходит от частных коллекционеров к музеям. В 70—80-х гг. самые значительные нумизматические собрания принадлежат уже музеям, созданным при статистических комитетах пяти западных губерний—Виленской, Минской, Гродненской, Витебской и Могилевской. В разных городах на территории Беларуси создается, кроме организованных при статистических комитетах, еще множество музеев.

По окончании 1917 г. наступает новый этап в развитии белорусской нумизматики. Создание Белгосмузея и его филиалы в Витебске, Гомеле и Могилеве. Самый богатыми и упорядоченными нумизматическими собраниями владеют Белорусский Нумизматический кабинет и государственный музей БГУ.

Нумизматика Беларуси стала университетской дисциплиной.

Становлению нумизматики как науки предшествовал долгий т. д. период накопления фактического материала. Первые сведения о коллекционировании монет относятся к древнему времени; в Западной Европе оно взяло распространение с XV в., в Российской Федерации — с конца XVII в. В XVIII в. оформились самые значительные мировые монетные собрания в Вене, Париже, Лондоне, Берлине, Петербурге. Затем нумизматика эволюционирует от несложного, механического собирательства монументов финансового обращения и их неспециализированной классификации к широкому историческому, экономическому, искусствоведческому, метрологическому и палеографическому анализам с привлечением письменных, археологических и других источников.

Язык беларусов.

Дайте определение понятия «белорусский язык». Назовите и обрисуйте главные этапы развития белорусского языка. Обрисуйте главные этапы.

Поясните, какова роль изучения белорусского языка для краеведения.

В жизни любого этноса язык играется ключевую роль. Белорусский язык- язык белорусского народа, что по большей части живёт на территории РБ. Он принадлежит к индоевропейской языковой семье, славянской группе, восточнославянской подгруппе.

Современный белорусский язык представляет собой совсем созданный и нормированный язык, что обслуживает все формы деятельности людей — культурную и публичную судьбу.

Это язык художественной литературы, научных и образовательных учреждений, средств массовой информации.

В развитии литературного (письменного) белорусского языка возможно выделить пара стадий. По окончании распада Киевской Руси под напором монгольского нашествия западные почвы древнерусского страны в конце 13 в. были включены в состав ВКЛ. Национальным языком в княжестве был старобелорусский (либо «древнебелорусский») язык, развитие которого шло в течении 13-16 вв.

Именно на нем велись дипломатическая и личная переписка, судоустройство, переводились литературные произведения. На старобелорусском появилось книгопечатание, основателем которого стал Ф. Скорина. С 16 в. старобелорусский неспешно уступает место польскому языку.

В 17 в. совсем заменен польским, что в 1696 г стал национальным. Белорусский язык был фактически запрещен для потребления в официальных документах и в общении. Но он развивался в крестьянской среде, благодаря чему он просуществовал впредь до к. 18 в.

Второй период в развитии белорусского литературного языка наступил по окончании разделов Речи Посполитой. Данный период не был благоприятным для развития языка. Не обращая внимания на это, в п.п.

19 вв. первые встал вопрос о независимом белорусском языке, что явилось одним из причиной формирования белорусского этнического самосознания.

Старобелорусский язык к тому времени сохранился лишь в устной форме.

У истоков белорусского литературного языка находились представители местной интеллигенции. Не обращая внимания на то, что они считали себя этническими поляками, они интересовались языком и культурой несложного населения. Ян Чечот, А. Рыпинский, В. Сырокомля, В. Дунин-Марцинкевич и многие другие уроженцы Беларуси писали не только на польском, но и на местном языке, за которым еще в п.п.19 в. закрепилось наименование «белорусский».

Потребление белорусского языка существенно активизировалось в к. 19 в. Его начали применять в литературной форме Ф. Богушевич, Э. Пашкевич, М. Богданович, Я. Колас, Я. Купала и многие другие, не смотря на то, что их произведения не имели еще единых орфографических и грамматических форм. И следование изюминок белорусского языка в первый раз на научную базу поставил Е.Ф.Карский в собственном 3-х томном труде «Белорусы» (1902-1922 гг.). В 1906г. в Санкт-Петербурге основано белорусское издательское товарищество «Заглянесонцаі у отечественная аконца» и первая легальная газета «Отечественная часть».

По окончании событий революции белорусский язык стал национальным. Но в годы советской власти его развитие проходило в непростых условиях.(носителями белорусского языка выступало сельское население, сталинский режим содействовал вытеснению языка из национальных и публичных сфер судьбы, )

Третий этап развития белорусского языка связан с событиями перестройки в СССР. В Беларуси развернулось перемещение за восстановление национальной языка и культуры. Белорусский язык начал использоваться в национальных структурах, учреждениях, правоохранительных органах и др.

Но, не обращая внимания на это, белорусский язык не стал языком большинства. В 1995 г. на Республиканском референдуме большинством голосов было призвано равенство белорусского и русского языков.

Музееведение.

Дайте определение понятия «музей» и «музееведение». Перечислите профили и типы музеев. Охарактеризуйте процесс комплектации главного и вспомогательного фондов музея.

Поясните, какова роль музея в краеведении.

Материалы по истории родного края сохраняются в музеях и государственных архивах. Существует целая научная дисциплина, Музееведение либо музеология, которая изучает историю музеев, их публичные функции, методику и теорию музейного дела.

Музей – ( от греч. музеум – храм муз), научно-исследовательские либо научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию монументов естественной истории, материальной и духовной культуры.

Типы музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные.
Профили музеев: Исторические, технические, сельскохозяйственные, естественно-научные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др. появились в 15-16 вв.

Особенное место в совокупности краеведческих изучений занимают историко-краеведческие музеи, создаваемые при домах и дворцах культуры, клубах, фирмах, и других учреждениях по инициативе краеведов и при их ярком участии. К ним тесно примыкают историко-краеведческие музеи школ, колледжей. Все они создаются и трудятся на публичных началах, являются центрами, где концентрируются материалы, собранные краеведами.

Их задача – собирать, хранить, изучать, и экспонировать культуры края и памятники истории в целях образования и воспитания обучающейся молодежи и школьников.

Сложились следующие профили историко-краеведческих музеев: историко-революционные, боевой и трудовой славы, мемориальные, истории учебных заведений, предприятий, колхозов, совхозов. Значительно чаще создаются музеи комплексного профиля, отражающие в собственной экспозиции историю края, с старейших времен до наших дней, его хозяйство, культуру, природные условия. В отдельных случаях выбирается более узкий профиль – археологический, этнографический, литературный, художественный.

Музей раскрывается при наличии собранных краеведами коллекций настоящих культуры и памятников истории, на базе которых создана экспозиция музея определенного профиля, актива, талантливого проводить воспитательную и культурно-просветительскую работу среди населения при помощи музейных экспонатов, помещения и минимально нужного оборудования, снабжающего условия и сохранность для показа собранных коллекций. Главным показателем музея есть наличие коллекций настоящих материалов, каковые позволяют с нужной полнотой раскрыть события, факты, явления. Не все собранные материалы возможно применять в экспозиции музея, а лишь те, каковые достаточно полно смогут отразить главные вопросы темы.

Вследствие этого нужно различать главный и вспомогательный фонды музеев. К главным фондам относят:- вещественные монументы, монументы письменности, изобразительные материалы. Все они невозместимы при утере либо порче.

Вспомогательный фонд образуется при создании музея и является средством пояснения настоящих монументов либо употребляется для их замены (диаграммы, схемы, диорамы, панорамы, муляжи и т. д.).

В феврале 2007 г. у нас в колледже был открыт музей истории создания Минского колледжа предпринимательства. Приказ об его открытии был издан директором профтехучилища Борейко Г.С. Материалы музея говорят об истории создания профтехучилища, его первых выпускниках, педагогах, о нашей жизни учебного заведения.

В 2008 г. выпускник программного отделения Каменко А.В. создал виртуальный музей МТП.

Музеи учебных заведений отличаются от остальных музеев тем, что вся их деятельность включается в неспециализированный замысел учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.

МAX ПОЯСНИТ | ANTEATER


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: