Дайте определение понятия «нумизматика». Назовите, кто занимался собиранием монет на территории Беларуси. Охарактеризуйте развитие белорусской нумизматики как науки.
Поясните, какова роль изучения нумизматики для краеведения.
В базе термина «нумизматика» (собрание, коллекция монет), появившегося в Византии, лежат греческое слово «номос» (право, закон, обычай, законное платежное средство) и производное от него «номизма» (монета). Нумизматика — запасной историческая дисциплина, изучающая историю финансовых денежного обращения и систем, техники монетных эмиссий (производства), медальерного мастерства. К отдельным разделам ее изучений относятся кроме этого домонетные рыночного обращения и средства платежа — товаро-деньги, бумажные деньги (бонистика), медали, ордена и значки (фалеристика).
Первым собирателем древних монет в Белоруссии был Н. П. Румянцев, начало нумизматической деятельности которого относится к 20-м гг. XIX в. В 1831 г. коллекция, собранная им в Гомеле, поступает в Казенное ведомство (Санкт-Петербург), а в 1861 г. перевезена в Москву, где легла в базу нумизматического собрания созданного тут Румянцевского музея. Иван Ф. Паскевич, приобретший в 1834 г. Гомель у Румянцевых, составил тут новую коллекцию из нескольких тысяч монет разных страни эр.
В Виленской губернии наибольшим собирателем монет в 40—60-х гг. был Е. П. Тышкевич. В 1854 г. он обратился к виленскому губернатору с предложением организовать исторический музей.
29 апреля 1855 г. в Вильно были созданы Археологическая рабочая группа и «Музеум древностей». В 1858 г. нумизматическое собрание Виленского музея складывалось из практически 3,5 тыс. монет, в 1879 г. — из более чем 4,6 тыс. монет и 1,2 тыс. медалей.
На Минщине в 70 — 80-х гг. активную работу по сбору древних монет вел Г. X. Татур. На Гродненщине частное собирательство получает широкий размах в 80 — 90-х гг. Большими нумизматическими собраниями владели обладатель имения Мир в новогрудском уезде П. Д. Святополк-Мирский и обладатель имения Нача Лидского уезда В. Шукевич.
На Витебщине большими нумизматическими коллекциями в 80-х гг. обладал археолог М. Ф. Кустинский и др. На Могилевщине и Гомельщине большое количество монет собрал в начале XX в. узнаваемый этнограф Е. Р. Романов.
С конца XIX в. решающая роль в деле сбора и регистрации монетных находок в на территории Беларуси переходит от частных коллекционеров к музеям. В 70—80-х гг. самые значительные нумизматические собрания принадлежат уже музеям, созданным при статистических комитетах пяти западных губерний—Виленской, Минской, Гродненской, Витебской и Могилевской. В разных городах на территории Беларуси создается, кроме организованных при статистических комитетах, еще множество музеев.
По окончании 1917 г. наступает новый этап в развитии белорусской нумизматики. Создание Белгосмузея и его филиалы в Витебске, Гомеле и Могилеве. Самый богатыми и упорядоченными нумизматическими собраниями владеют Белорусский Нумизматический кабинет и государственный музей БГУ.
Нумизматика Беларуси стала университетской дисциплиной.
Становлению нумизматики как науки предшествовал долгий т. д. период накопления фактического материала. Первые сведения о коллекционировании монет относятся к древнему времени; в Западной Европе оно взяло распространение с XV в., в Российской Федерации — с конца XVII в. В XVIII в. оформились самые значительные мировые монетные собрания в Вене, Париже, Лондоне, Берлине, Петербурге. Затем нумизматика эволюционирует от несложного, механического собирательства монументов финансового обращения и их неспециализированной классификации к широкому историческому, экономическому, искусствоведческому, метрологическому и палеографическому анализам с привлечением письменных, археологических и других источников.
Язык беларусов.
Дайте определение понятия «белорусский язык». Назовите и обрисуйте главные этапы развития белорусского языка. Обрисуйте главные этапы.
Поясните, какова роль изучения белорусского языка для краеведения.
В жизни любого этноса язык играется ключевую роль. Белорусский язык- язык белорусского народа, что по большей части живёт на территории РБ. Он принадлежит к индоевропейской языковой семье, славянской группе, восточнославянской подгруппе.
Современный белорусский язык представляет собой совсем созданный и нормированный язык, что обслуживает все формы деятельности людей — культурную и публичную судьбу.
Это язык художественной литературы, научных и образовательных учреждений, средств массовой информации.
В развитии литературного (письменного) белорусского языка возможно выделить пара стадий. По окончании распада Киевской Руси под напором монгольского нашествия западные почвы древнерусского страны в конце 13 в. были включены в состав ВКЛ. Национальным языком в княжестве был старобелорусский (либо «древнебелорусский») язык, развитие которого шло в течении 13-16 вв.
Именно на нем велись дипломатическая и личная переписка, судоустройство, переводились литературные произведения. На старобелорусском появилось книгопечатание, основателем которого стал Ф. Скорина. С 16 в. старобелорусский неспешно уступает место польскому языку.
В 17 в. совсем заменен польским, что в 1696 г стал национальным. Белорусский язык был фактически запрещен для потребления в официальных документах и в общении. Но он развивался в крестьянской среде, благодаря чему он просуществовал впредь до к. 18 в.
Второй период в развитии белорусского литературного языка наступил по окончании разделов Речи Посполитой. Данный период не был благоприятным для развития языка. Не обращая внимания на это, в п.п.
19 вв. первые встал вопрос о независимом белорусском языке, что явилось одним из причиной формирования белорусского этнического самосознания.
Старобелорусский язык к тому времени сохранился лишь в устной форме.
У истоков белорусского литературного языка находились представители местной интеллигенции. Не обращая внимания на то, что они считали себя этническими поляками, они интересовались языком и культурой несложного населения. Ян Чечот, А. Рыпинский, В. Сырокомля, В. Дунин-Марцинкевич и многие другие уроженцы Беларуси писали не только на польском, но и на местном языке, за которым еще в п.п.19 в. закрепилось наименование «белорусский».
Потребление белорусского языка существенно активизировалось в к. 19 в. Его начали применять в литературной форме Ф. Богушевич, Э. Пашкевич, М. Богданович, Я. Колас, Я. Купала и многие другие, не смотря на то, что их произведения не имели еще единых орфографических и грамматических форм. И следование изюминок белорусского языка в первый раз на научную базу поставил Е.Ф.Карский в собственном 3-х томном труде «Белорусы» (1902-1922 гг.). В 1906г. в Санкт-Петербурге основано белорусское издательское товарищество «Заглянесонцаі у отечественная аконца» и первая легальная газета «Отечественная часть».
По окончании событий революции белорусский язык стал национальным. Но в годы советской власти его развитие проходило в непростых условиях.(носителями белорусского языка выступало сельское население, сталинский режим содействовал вытеснению языка из национальных и публичных сфер судьбы, )
Третий этап развития белорусского языка связан с событиями перестройки в СССР. В Беларуси развернулось перемещение за восстановление национальной языка и культуры. Белорусский язык начал использоваться в национальных структурах, учреждениях, правоохранительных органах и др.
Но, не обращая внимания на это, белорусский язык не стал языком большинства. В 1995 г. на Республиканском референдуме большинством голосов было призвано равенство белорусского и русского языков.
Музееведение.
Дайте определение понятия «музей» и «музееведение». Перечислите профили и типы музеев. Охарактеризуйте процесс комплектации главного и вспомогательного фондов музея.
Поясните, какова роль музея в краеведении.
Материалы по истории родного края сохраняются в музеях и государственных архивах. Существует целая научная дисциплина, Музееведение либо музеология, которая изучает историю музеев, их публичные функции, методику и теорию музейного дела.
Музей – ( от греч. музеум – храм муз), научно-исследовательские либо научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию монументов естественной истории, материальной и духовной культуры.
Типы музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные.
Профили музеев: Исторические, технические, сельскохозяйственные, естественно-научные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др. появились в 15-16 вв.
Особенное место в совокупности краеведческих изучений занимают историко-краеведческие музеи, создаваемые при домах и дворцах культуры, клубах, фирмах, и других учреждениях по инициативе краеведов и при их ярком участии. К ним тесно примыкают историко-краеведческие музеи школ, колледжей. Все они создаются и трудятся на публичных началах, являются центрами, где концентрируются материалы, собранные краеведами.
Их задача – собирать, хранить, изучать, и экспонировать культуры края и памятники истории в целях образования и воспитания обучающейся молодежи и школьников.
Сложились следующие профили историко-краеведческих музеев: историко-революционные, боевой и трудовой славы, мемориальные, истории учебных заведений, предприятий, колхозов, совхозов. Значительно чаще создаются музеи комплексного профиля, отражающие в собственной экспозиции историю края, с старейших времен до наших дней, его хозяйство, культуру, природные условия. В отдельных случаях выбирается более узкий профиль – археологический, этнографический, литературный, художественный.
Музей раскрывается при наличии собранных краеведами коллекций настоящих культуры и памятников истории, на базе которых создана экспозиция музея определенного профиля, актива, талантливого проводить воспитательную и культурно-просветительскую работу среди населения при помощи музейных экспонатов, помещения и минимально нужного оборудования, снабжающего условия и сохранность для показа собранных коллекций. Главным показателем музея есть наличие коллекций настоящих материалов, каковые позволяют с нужной полнотой раскрыть события, факты, явления. Не все собранные материалы возможно применять в экспозиции музея, а лишь те, каковые достаточно полно смогут отразить главные вопросы темы.
Вследствие этого нужно различать главный и вспомогательный фонды музеев. К главным фондам относят:- вещественные монументы, монументы письменности, изобразительные материалы. Все они невозместимы при утере либо порче.
Вспомогательный фонд образуется при создании музея и является средством пояснения настоящих монументов либо употребляется для их замены (диаграммы, схемы, диорамы, панорамы, муляжи и т. д.).
В феврале 2007 г. у нас в колледже был открыт музей истории создания Минского колледжа предпринимательства. Приказ об его открытии был издан директором профтехучилища Борейко Г.С. Материалы музея говорят об истории создания профтехучилища, его первых выпускниках, педагогах, о нашей жизни учебного заведения.
В 2008 г. выпускник программного отделения Каменко А.В. создал виртуальный музей МТП.
Музеи учебных заведений отличаются от остальных музеев тем, что вся их деятельность включается в неспециализированный замысел учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.
МAX ПОЯСНИТ | ANTEATER
Удивительные статьи:
- Нитьянанда авирбхава-махотсава
- Развитие краеведения в республике беларусь
- Специфика организации музейной экскурсии
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Письменный исторический источник- документ, на основе которого строится историческое исследование
Любой обучающийся, делающий письменную работу, обязан знать, что сделано в интересующей его области исследователями прошлых какова степень и лёт…
-
Теоретическая часть к государственному квалификационному экзамену
по дисциплине «Краеведение Беларуси» Краеведение Беларуси. Цели, задачи и содержание. Дайте определение понятия «краеведение Беларуси». Обрисуйте…
-
Древнейший мир культуры на территории кольского заполярья
Замысел 1. Понятие старейший мир. 2. Дискуссионные неприятности этнокультурогенеза индоевропейских и финно-угорских народов. 3. Очаги классических…
-
Новые данные об исследовании курганного комплекса володарка
Информационное письмо №1 Глубокоуважаемые сотрудники! Западно-Казахстанский археологии и областной центр истории приглашает вас учавствовать в работе…