Философия истории появляется в восемнадцатом веке.
Предмет философии истории:
- рефлексия над историческим развитием общества, важнейшие неприятности публичного развития;
- самые общие закономерности исторического познания
Структура философии истории:
- онтология. Изучает становление общества, факторы и источник исторического процесса, периодизация и направленность истории, факторы исторического развития, движущие силы и субъект исторического развития, направленность, суть и т.п.
- эпистемология. Разглядывает специфику и природу исторического познания, объективность исторического познания, исторический факт, историческое объяснение, историческое познание.
Этапы становления философии истории:
1. Античность. Мысль вечного возвращения. Др.Восток – императив «колеса истории».
2. Средние века. Августин Блаженный. В первый раз внес предложение идею исторической связи времен.
Колесо истории было порвано и установлено линейное познание истории.
эдем
—————————————|—————————————
Нач. земн. истории Настоящее человека будущий аппокалипсис
преисподняя
т.о. история представлена периодом от Евы и грехопадения Адама – через искупление Христа – к концу света.
3. Хорошая философия. Просвещение. 18 век. Вольтер вводит термин «философия истории».
Тюрго и Кондорсе утверждают прогрессивную направленность исторического развития. Вико и Гердер настаивают на отсутствии единой всемирный истории, на отсутствии прогресса, они утверждали наличие этапов в историческом развитии.
4. Неклассическая философия истории. Втоая добрая половина 19 в. – 1980 гг. изучает специфику исторического познания (Дильтей, Виндельбандт, Риккерт).
5. Постнеклассическая философия истории. Появилась на этапе постиндустриального общества. Тут существует множество историй.
История – отечественное познание прошлого через призму современности.
Неприятность источников исторического развития общества. Главные факторы социально-исторической динамики. Из-за чего вероятна историческая динамика общества?
Источник динамики публичного развития заключен в социальном несоответствии.
Концепции социодинамики:
S борьба противоречий – источник социодинамики. К. Маркс: борьба между классами. К.Шмидт: борьба «приятели-неприятели», Бауман: борьба «приятели-неприятели-чужой».
S борьба противоречий – источник разрушений. Концепция солидаризма.
О.Конт, Э.Дюркгейм и Г.Спенсер утверждали, что общество начинается благодаря солидаристским отношениям между социальными группами. Парсонс абсолютизирует состояние гармонии между социальными общностями.
S концепция социального конфликта. Распрей не нужно опасаться – их нужно осуществлять контроль.
А)Мальтузианство. Закон убывающего плодородия земли, продукты питания производятся в
арифметической прогрессии, а рождаемость возрастает в геометрической прогрессии.
Б)Элитизм. Каждая элита обязана воспроизводиться не за счет себя, а за счет свежих сил. В случае если канал
поставки свежих сил засоряется, то происходит революция и социальный конфликт.
В)Структурно-демографическая концепция Гэлиан и Турчин. Все революции происходят в момент
перепроизводства элиты, которую было нереально прокормить.
Г)Концепция массового общества Монихейм. Социальная революция – это средство восстания
массового человека. Масса импульсивна по собственной природе.
Д)концепция модернизации общества: типовая, обгоняющая, тупиковая (соц. Революция).
Е) марксизм. Конфликт между производственными отношениями и производственными силами.
Социальная эволюция – это постепенное изменение качества публичных взаимоотношений.
Механизм – реформа.
Социальная революция – радикальное изменение общества, смена самих баз общества.
IV. Неприятность движущих сил и субъекта исторического процесса. Роль личности в истории.
Кто есть творцом истории? В ответе данного вопроса существует два подхода:
1) субъект истории;
2) движущие силы истории.
Общее: помогают развиваться истории.
Отличия: 1. субъект реализует собственные интересы и достигает собственных целей, т.е. это сознательное лицо, творец.
2.движущие силы воздействуют неосознанно, импульсивно, ведомы субъектом.
Три подхода к решению вопроса о движущих силах и субъекте исторического развития:
1. Роль великой личности и масс (как движущая сила исторического развития)
а) субъект истории – великая личность. 18-19 вв. решения и Деяния личности меняют движение истории.
б) субъект и решающая сила истории –народные веса. Доводы:
народ – гл. производственная сила, создающая все материальные блага.
народ – настоящая соц.-полит. сила
народ формирует духовную культуру, которая содействует преемственности в развитии общества и истории.
в) субъект истории – храбрец+народ (по Гегелю), т.е. храбрец мобилизирует массы.
2. Элитизм. Вторая добрая половина 19-н.20 в. Моска, Паретто. В каждом обществе существует элита лис и львов.
В каждой сфере имеется собственная элита. Власть в обществе циркулирует между элитами, и ни при каких обстоятельствах не достается неэлите.
3. Масса людей – источник динамики исторического развития, постоянно оказывает негативное действие на ход истории (внушаемость, импульсивность и пр.) Фрейд, Ортега-и-Гассет и др.
V. Направленность исторического процесса. Линейные и нелинейные интерпретации истории.
Вопрос о периодизации и направленности исторического процесса есть одной из наиболее значимых неприятностей истории философии. Существует две группы концепций. Трактующих направленность исторического развития: линейные и нелинейные.
Линейная интерпретация исторического процесса связана с понятием социального регресса и социального прогресса.
Прогресс – это необратимое качественное изменение, которое связано с увеличением уровня организации объекта.
Мысль линейного развития истории и возможность прогрессивного развития общества в первый раз очевидно выражены в средневековой философии. В соответствии с христианскому мировоззрению, история является линией , начало которой – грехопадение первых людей, а финиш – второе пришествие Христа, наступление царства и страшный суд божия на земле.
Просвещение 18 в.
Тюрго и Кондорсе утверждали, что критерием прогресса людской общества есть просвещение.
И.Кант в базу прогрессивного развития общества укладывал нравственности и развитие правосознания.
Гегель утверждал, что публичный прогресс связан с повышением уровня свободы в обществе.
Марксизм 19 в. Прогресс в обществе связан со сменой публично-экономических формаций. Конечная цель развития общества – коммунизм, при котором не будет классов и частной собственности.
Концепция социального регресса представлена:
u в философии Конфуция и его идее «возврата имен»,
u у Платона в концепции «золотого века»,
u Ж.Ж.Руссо: человек рождается свободным, но прогресс искусств и наук приносит вред и непоправимый урон человеку, разрушая целостность и гармоничность его природного существования технологии и культура отдаляют его от данной свободы, исходя из этого он всю жизнь живет в оковах.
В конце 19 века улучшается критика идеи прогресса. Все большее число философов склоняются к мысли об бессмысленности и иллюзорности прогресса данной идеи. Разочарование связано с разочарованием в возможностях науки и техники, благодаря которым не удалось решить гуманитарные неприятности человечества.
Разочарование в прогрессе стало причиной появлению нелинейных концепций циклических концепций и общественного развития истории.
1. Шпенглер О. Заменяет идею исторической закономерности на идею судьбы, а идею прогресса – идеей круговорота. История не начинается линейно, а является рядомсвободных, неповторимых и замкнутых культур. Любая культура – организм, имеющий душу и индивидуальную судьбу, переживающий периоды происхождения, умирания и расцвета.
Душа культуры выражается в знаках, благодаря которым ее возможно постичь.
Он выделял восемь свободных культур: арабская, майя, вавилонская, индийская, египетская, древняя, китайская, западноевропейская.
2. А.Тойнби выделяет 21 культурно-историческую единицу. Любая цивилизация является целостную совокупность, все элементы которой связаны между собой. Цивилизация проходит этапы происхождения, надлома, гибели и разложения, а выдумка сменяется второй.
Цивилизация – это выхов, кинутый божественным логосом различным народам, ответы на эти вопросы и определяют содержание исторического процесса.
3. Данилевский «Европа и Россия» продемонстрировал, что в базе публичной судьбе лежит культурно-исторический тип, что образовывает базу локальной цивилизации.
VI. Развитие общества как цивилизационный процесс. ее типы и Понятие цивилизации.
Парадигмы в рассмотрении исторического развития общества:
1. историографическая. В базе лежит хронология истории (первобытнообщинное общество, Старая Греция, Др.Рим, Средние века и т.д.)
2. культурологическая. В базе историч-ого развития лежит культура: Др.Китая, Др.Индии, Античности и т.д.
3. формационная. Узловое понятие истории – публично-экономическая формация. База – метод производства материальных благ, что образовывает базис.
Культура, религия и право – надстройка.
Выделяют пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
4. цивилизационный подход. Тут цивилизация понимается как:
v синоним культуры (у Тойнби)
v антоним культуры (у Шпенглера)
v стадия по окончании варварства
Разновидности цивилизационного подхода:
1) цивилизационно-локальный (цив.-циклический) – отрицается единство всемирный истории. Тойнби, Данилевский, Шпенглер
2) цивилизационно-региональный – утверждается единство всемирный истории в рамках Запада и цивилизации Востока.
3) цивилизационно-стадиальный. Развитие общества тут представлено как поступательный и прогрессивный путь. Выделяют стадии исторического прогресса:
модель исторического развития общества в России
Удивительные статьи:
- Методика — это отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному предмету
- Раскол этнического поля славян-ариев
- Смычно-щелевые согласные звуки
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Можно выделить несколько основных подходов к пониманию истории
Вопрос №1 История как наука: предмет изучения, функции, способы, правила Слово «история» происходит из древнегреческого языка, где оно означало…
-
Вопрос 40. основные концепции исторического процесса
Историяесть процессом. В современной социальной философии данный процесс трактуют различно. Одни исследователи считают, что история есть поступательны,…
-
Социальная и историософская мысль нового и новейшего времени
Мыслители XVII-XVIII вв. подвергли резкой критике богословские концепции средневековья: они разглядывали историю общества как продолжение истории природы…
-
Человек в системе социальных отношений
Публичные отношения – отношения, в каковые люди вступают в ходе их совместной практической духовной деятельности. Они являются, с одной стороны,…