Основные факторы социально-исторической динамики

Философия истории появляется в восемнадцатом веке.

Предмет философии истории:

  • рефлексия над историческим развитием общества, важнейшие неприятности публичного развития;
  • самые общие закономерности исторического познания

Структура философии истории:

  • онтология. Изучает становление общества, факторы и источник исторического процесса, периодизация и направленность истории, факторы исторического развития, движущие силы и субъект исторического развития, направленность, суть и т.п.
  • эпистемология. Разглядывает специфику и природу исторического познания, объективность исторического познания, исторический факт, историческое объяснение, историческое познание.

Этапы становления философии истории:

1. Античность. Мысль вечного возвращения. Др.Восток – императив «колеса истории».

2. Средние века. Августин Блаженный. В первый раз внес предложение идею исторической связи времен.

Колесо истории было порвано и установлено линейное познание истории.

эдем

—————————————|—————————————

Нач. земн. истории Настоящее человека будущий аппокалипсис

преисподняя

т.о. история представлена периодом от Евы и грехопадения Адама – через искупление Христа – к концу света.Основные факторы социально-исторической динамики

3. Хорошая философия. Просвещение. 18 век. Вольтер вводит термин «философия истории».

Тюрго и Кондорсе утверждают прогрессивную направленность исторического развития. Вико и Гердер настаивают на отсутствии единой всемирный истории, на отсутствии прогресса, они утверждали наличие этапов в историческом развитии.

4. Неклассическая философия истории. Втоая добрая половина 19 в. – 1980 гг. изучает специфику исторического познания (Дильтей, Виндельбандт, Риккерт).

5. Постнеклассическая философия истории. Появилась на этапе постиндустриального общества. Тут существует множество историй.

История – отечественное познание прошлого через призму современности.

Неприятность источников исторического развития общества. Главные факторы социально-исторической динамики. Из-за чего вероятна историческая динамика общества?

Источник динамики публичного развития заключен в социальном несоответствии.

Концепции социодинамики:

S борьба противоречий – источник социодинамики. К. Маркс: борьба между классами. К.Шмидт: борьба «приятели-неприятели», Бауман: борьба «приятели-неприятели-чужой».

S борьба противоречий – источник разрушений. Концепция солидаризма.

О.Конт, Э.Дюркгейм и Г.Спенсер утверждали, что общество начинается благодаря солидаристским отношениям между социальными группами. Парсонс абсолютизирует состояние гармонии между социальными общностями.

S концепция социального конфликта. Распрей не нужно опасаться – их нужно осуществлять контроль.

А)Мальтузианство. Закон убывающего плодородия земли, продукты питания производятся в

арифметической прогрессии, а рождаемость возрастает в геометрической прогрессии.

Б)Элитизм. Каждая элита обязана воспроизводиться не за счет себя, а за счет свежих сил. В случае если канал

поставки свежих сил засоряется, то происходит революция и социальный конфликт.

В)Структурно-демографическая концепция Гэлиан и Турчин. Все революции происходят в момент

перепроизводства элиты, которую было нереально прокормить.

Г)Концепция массового общества Монихейм. Социальная революция – это средство восстания

массового человека. Масса импульсивна по собственной природе.

Д)концепция модернизации общества: типовая, обгоняющая, тупиковая (соц. Революция).

Е) марксизм. Конфликт между производственными отношениями и производственными силами.

Социальная эволюция – это постепенное изменение качества публичных взаимоотношений.

Механизм – реформа.

Социальная революция – радикальное изменение общества, смена самих баз общества.

IV. Неприятность движущих сил и субъекта исторического процесса. Роль личности в истории.

Кто есть творцом истории? В ответе данного вопроса существует два подхода:

1) субъект истории;

2) движущие силы истории.

Общее: помогают развиваться истории.

Отличия: 1. субъект реализует собственные интересы и достигает собственных целей, т.е. это сознательное лицо, творец.

2.движущие силы воздействуют неосознанно, импульсивно, ведомы субъектом.

Три подхода к решению вопроса о движущих силах и субъекте исторического развития:

1. Роль великой личности и масс (как движущая сила исторического развития)

а) субъект истории – великая личность. 18-19 вв. решения и Деяния личности меняют движение истории.

б) субъект и решающая сила истории –народные веса. Доводы:

народ – гл. производственная сила, создающая все материальные блага.

народ – настоящая соц.-полит. сила

народ формирует духовную культуру, которая содействует преемственности в развитии общества и истории.

в) субъект истории – храбрец+народ (по Гегелю), т.е. храбрец мобилизирует массы.

2. Элитизм. Вторая добрая половина 19-н.20 в. Моска, Паретто. В каждом обществе существует элита лис и львов.

В каждой сфере имеется собственная элита. Власть в обществе циркулирует между элитами, и ни при каких обстоятельствах не достается неэлите.

3. Масса людей – источник динамики исторического развития, постоянно оказывает негативное действие на ход истории (внушаемость, импульсивность и пр.) Фрейд, Ортега-и-Гассет и др.

V. Направленность исторического процесса. Линейные и нелинейные интерпретации истории.

Вопрос о периодизации и направленности исторического процесса есть одной из наиболее значимых неприятностей истории философии. Существует две группы концепций. Трактующих направленность исторического развития: линейные и нелинейные.

Линейная интерпретация исторического процесса связана с понятием социального регресса и социального прогресса.

Прогресс – это необратимое качественное изменение, которое связано с увеличением уровня организации объекта.

Мысль линейного развития истории и возможность прогрессивного развития общества в первый раз очевидно выражены в средневековой философии. В соответствии с христианскому мировоззрению, история является линией , начало которой – грехопадение первых людей, а финиш – второе пришествие Христа, наступление царства и страшный суд божия на земле.

Просвещение 18 в.

Тюрго и Кондорсе утверждали, что критерием прогресса людской общества есть просвещение.

И.Кант в базу прогрессивного развития общества укладывал нравственности и развитие правосознания.

Гегель утверждал, что публичный прогресс связан с повышением уровня свободы в обществе.

Марксизм 19 в. Прогресс в обществе связан со сменой публично-экономических формаций. Конечная цель развития общества – коммунизм, при котором не будет классов и частной собственности.

Концепция социального регресса представлена:

u в философии Конфуция и его идее «возврата имен»,

u у Платона в концепции «золотого века»,

u Ж.Ж.Руссо: человек рождается свободным, но прогресс искусств и наук приносит вред и непоправимый урон человеку, разрушая целостность и гармоничность его природного существования технологии и культура отдаляют его от данной свободы, исходя из этого он всю жизнь живет в оковах.

В конце 19 века улучшается критика идеи прогресса. Все большее число философов склоняются к мысли об бессмысленности и иллюзорности прогресса данной идеи. Разочарование связано с разочарованием в возможностях науки и техники, благодаря которым не удалось решить гуманитарные неприятности человечества.

Разочарование в прогрессе стало причиной появлению нелинейных концепций циклических концепций и общественного развития истории.

1. Шпенглер О. Заменяет идею исторической закономерности на идею судьбы, а идею прогресса – идеей круговорота. История не начинается линейно, а является рядомсвободных, неповторимых и замкнутых культур. Любая культура – организм, имеющий душу и индивидуальную судьбу, переживающий периоды происхождения, умирания и расцвета.

Душа культуры выражается в знаках, благодаря которым ее возможно постичь.

Он выделял восемь свободных культур: арабская, майя, вавилонская, индийская, египетская, древняя, китайская, западноевропейская.

2. А.Тойнби выделяет 21 культурно-историческую единицу. Любая цивилизация является целостную совокупность, все элементы которой связаны между собой. Цивилизация проходит этапы происхождения, надлома, гибели и разложения, а выдумка сменяется второй.

Цивилизация – это выхов, кинутый божественным логосом различным народам, ответы на эти вопросы и определяют содержание исторического процесса.

3. Данилевский «Европа и Россия» продемонстрировал, что в базе публичной судьбе лежит культурно-исторический тип, что образовывает базу локальной цивилизации.

VI. Развитие общества как цивилизационный процесс. ее типы и Понятие цивилизации.

Парадигмы в рассмотрении исторического развития общества:

1. историографическая. В базе лежит хронология истории (первобытнообщинное общество, Старая Греция, Др.Рим, Средние века и т.д.)

2. культурологическая. В базе историч-ого развития лежит культура: Др.Китая, Др.Индии, Античности и т.д.

3. формационная. Узловое понятие истории – публично-экономическая формация. База – метод производства материальных благ, что образовывает базис.

Культура, религия и право – надстройка.

Выделяют пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

4. цивилизационный подход. Тут цивилизация понимается как:

v синоним культуры (у Тойнби)

v антоним культуры (у Шпенглера)

v стадия по окончании варварства

Разновидности цивилизационного подхода:

1) цивилизационно-локальный (цив.-циклический) – отрицается единство всемирный истории. Тойнби, Данилевский, Шпенглер

2) цивилизационно-региональный – утверждается единство всемирный истории в рамках Запада и цивилизации Востока.

3) цивилизационно-стадиальный. Развитие общества тут представлено как поступательный и прогрессивный путь. Выделяют стадии исторического прогресса:

модель исторического развития общества в России


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: