А. Твардовский собственный творческий путь начал в середине 1920-х годов. В собственном раннем творчестве поэт прославлял новую деревенскую судьбу, колхозное строительство, а одну из собственных ранних поэм назвал Путь к социализму.
Его поэзия стала одной из броских страниц истории русской литературы XX века. Сама будущее поэта и этого человека глубоко символична.
В его стихах тех лет очевидно звучит отказ от вековых традиций:
Вместо данной дедовской плесени
Из угла будет Ленин смотреть.
Итогом раннего периода творчества стала поэма Страна Муравия. Ее храбрец, Никита Моргунок, грезивший о счастье и свободном труде на собственной почва, осознал и понял, что счастье возможно лишь в колхозной судьбе.
Просматривать эти стихи сейчас, в то время, когда открылось столько ожесточённой правды о коллективизации, об уничтожении целых семей, истреблении лучших, самых умных и трудолюбивых хозяев, страшновато, в особенности учитывая, что и на всю семью Твардовского нежданно обрушилась беда — они были раскулачены и сосланы на север. О нелегкой судьбе данной семьи, судьбе обычной, постигшей многие такие же семьи, возможно определить сейчас из воспоминаний брата А. Т. Твардовского Ивана, опубликованных пара лет назад.
В стихах же сына кулака эти ужасные мотивы не нашли отражения — он писал так, как в двадцатые и тридцатые годы от него потребовали и ожидали, быть может, честно веря, что на этом пути народ отыщет собственное счастье.
Переломными для поэта стали годы ВОВ, каковые он прошел фронтовым обозревателем. В армейские годы его поэтический голос получает ту силу, ту подлинность переживаний, без которых нереально настоящее творчество. Стихи А. Твардовского армейских лет — это хроника фронтовой судьбе, состоявшей не только из смелых подвигов, но и из военного, военного быта (к примеру, стих Военный сапожник); это лирические взволнованные воспоминания о родной Смоленщине, почва, ограбленной и обиженной неприятелями; это стихи, родные к народной песне, написанные на мотив Позарастали стежки-дорожки….
В армейские годы в его стихах звучит и философское осмысление людской судьбы в дни всеобщей катастрофе. Так, в первой половине 40-ых годов двадцатого века написано стих Две строки. Оно навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строки из записной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту незнаменитую войну с Финляндией, которая предшествовала Великой Отечественной. И подвига он не совершил, и война незнаменитая, но жизнь ему была дана единственная — через нее-то и постигает живописец настоящую катастрофу всякой войны, и появляется пронзительное по силе лиризма чувство необратимости утраты:
Мне жалко той судьбы далекой,
Как словно бы мертвый, одинокий
Как словно бы это я лежу…
Уже по окончании войны, в 1945 – 46 годах, Твардовский формирует, возможно, самое сильное собственный произведение о войне — Я убит подо Ржевом.
Битвы под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, они стали ее самой ужасной страницей. Все стих — это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое в праве только мертвый — так делать выводы о живых, так строго потребовать от них ответа.
Стих завораживает ритмом собственных анапестов, оно достаточно громадно по количеству, но прочитывается на одном дыхании. Знаменательно, что в нем пара раз звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: традиции древнерусского воинства, традиции христианства.
В армейские годы А. Твардовский пишет самую известную собственную поэму Василий Теркин. Его храбрец стал знаком русского воина, его образ — предельно обобщенный, собирательный, народный темперамент в лучших его проявлениях. Но Теркин — это не слишком общий идеал, а живой человек, радостный и лукавый собеседник.
В его образе соединились богатейшие литературные и фольклорные традиции, современность, автобиографические черты, роднящие его с автором (недаром он смоленский, да и в монументе Теркину, что в наше время планируют поставить на смоленской почва, совсем не просто так решено обозначить портретное сходство его создателя и героя).
Теркин — это и боец, храбрец, совершающий фантастические подвиги, обрисованные с присущей фольклорному типу повествования гиперболичностью (так, в главе Кто стрелял? он из винтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости (в главе Переправа поведано о подвиге, в котором Теркин переплывает ледяную реку, дабы доложить, что взвод на правом берегу), и умелец, мастер на все руки. Написана поэма с той необычной хорошей простотой, которую сам создатель обозначил как творческую задачу:
Пускай читатель возможный
Сообщит с книжкою в руке:
— Вот стихи, а все ясно,
Все на русском.
Стихи А. Твардовского 50 – 60-х годов — одна из самых красивых страниц русской поэзии XX века. Достаточно заявить, что они выдерживают такое нелегкое для поэта соседство, как стихи А. Ахматовой, Б. Пастернака, а это под силу далеко не каждому, нужно быть большим живописцем, дабы не потеряться на таком фоне. Запрещено хотя бы коротко не сообщить о том, что в эти годы поэт делается центральной фигурой всего прогрессивного, чем была богата литературная судьба.
Издание Новый мир, редактором которого выступал А. Твардовский, так и вошел в историю литературы как Новый мир Твардовского.
Лирический храбрец его поздней поэзии — это умный человек, думающий о жизни, о времени, к примеру, в стихотворении Некогда мне над собой измываться…, где главным спасением человека от беды делается труд, творчество. Над классической темой о поэзии и поэте раздумывает лирический храбрец А. Твардовского поздних лет во многих стихотворениях, к примеру, в произведении 1959 года Жить бы мне соловьем-одиночкой…
Но основная, самая больная для поэта тема — это тема исторической памяти. Погибшим на войне посвящено стих, которое смело возможно назвать одной из вершин русской лирики XX века:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они, кто старше, кто моложе —
Остались в том месте и не о том же обращение,
Что я их имел возможность, но не сумел сберечь —
Обращение не о том, но все же, все же, все же…
За закрытым финалом стихотворения — целый мир людских переживаний, целая философия, которая имела возможность сформироваться лишь у людей, на чье поколение выпало столько ужасных и ожесточённых опробований. Любой выживший принимал собственный возвращение с войны как чудо либо приз, возможно, незаслуженную. Но особенно остро переживает поэт те этапы истории, каковые перечеркнули жизнь его семьи, его своих родителей.
В этом и позднее покаяние, и осознание личной вины, и высокое мужество живописца.
Данной теме посвящены такие произведения А. Твардовского, как поэма По праву памяти, цикл стихов Памяти матери. В этом цикле через судьбу матери человек передает судьбу целого поколения. Вековой уклад судьбы выясняется уничтоженным.
Вместо привычного деревенского кладбища — неприютный погост в далеких краях, вместо переезда через реку, знака свадьбы, — иные перевозы, в то время, когда людей с почвы родного края вдаль спровадила пора.
В поэме, написанной в 1966 – 69 годах и опубликованной в первый раз у нас во второй половине 80-ых годов XX века, поэт думает о судьбе собственного отца, о трагедии тех, кто с самого рождения был отмечен как младенец вражеских кровей, кулацкий сынок. Эти размышления обретают философское звучание, и вся поэма звучит предостережением:
Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу…
Поэзия А. Твардовского — это мастерство в самом высоком смысле слова. Она еще ожидает понимания и подлинного прочтения.
Страна читающая — Дмитрий Григорьев читает произведение «Василий Теркин» А. Т. Твардовского
Переломными для поэта стали годы ВОВ, каковые он прошел фронтовым обозревателем. В армейские годы его поэтический голос получает ту силу, ту подлинность переживаний, без которых нереально настоящее творчество. Стихи А. Твардовского армейских лет — это хроника фронтовой судьбе, состоявшей не только из смелых подвигов, но и из военного, военного быта (к примеру, стих Военный сапожник); это лирические взволнованные воспоминания о родной Смоленщине, почва, ограбленной и обиженной неприятелями; это стихи, родные к народной песне, написанные на мотив Позарастали стежки-дорожки….
В армейские годы в его стихах звучит и философское осмысление людской судьбы в дни всеобщей катастрофе. Так, в первой половине 40-ых годов двадцатого века написано стих Две строки. Оно навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строки из записной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту незнаменитую войну с Финляндией, которая предшествовала Великой Отечественной. И подвига он не совершил, и война незнаменитая, но жизнь ему была дана единственная — через нее-то и постигает живописец настоящую катастрофу всякой войны, и появляется пронзительное по силе лиризма чувство необратимости утраты:
Мне жалко той судьбы далекой,
Как словно бы мертвый, одинокий
Как словно бы это я лежу…
Уже по окончании войны, в 1945 – 46 годах, Твардовский формирует, возможно, самое сильное собственный произведение о войне — Я убит подо Ржевом.
Битвы под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, они стали ее самой ужасной страницей. Все стих — это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое в праве только мертвый — так делать выводы о живых, так строго потребовать от них ответа.
Стих завораживает ритмом собственных анапестов, оно достаточно громадно по количеству, но прочитывается на одном дыхании. Знаменательно, что в нем пара раз звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: традиции древнерусского воинства, традиции христианства.
В армейские годы А. Твардовский пишет самую известную собственную поэму Василий Теркин. Его храбрец стал знаком русского воина, его образ — предельно обобщенный, собирательный, народный темперамент в лучших его проявлениях. Но Теркин — это не слишком общий идеал, а живой человек, радостный и лукавый собеседник.
В его образе соединились богатейшие литературные и фольклорные традиции, современность, автобиографические черты, роднящие его с автором (недаром он смоленский, да и в монументе Теркину, что в наше время планируют поставить на смоленской почва, совсем не просто так решено обозначить портретное сходство его создателя и героя).
Теркин — это и боец, храбрец, совершающий фантастические подвиги, обрисованные с присущей фольклорному типу повествования гиперболичностью (так, в главе Кто стрелял? он из винтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости (в главе Переправа поведано о подвиге, в котором Теркин переплывает ледяную реку, дабы доложить, что взвод на правом берегу), и умелец, мастер на все руки. Написана поэма с той необычной хорошей простотой, которую сам создатель обозначил как творческую задачу:
Пускай читатель возможный
Сообщит с книжкою в руке:
— Вот стихи, а все ясно,
Все на русском.
Стихи А. Твардовского 50 – 60-х годов — одна из самых красивых страниц русской поэзии XX века. Достаточно заявить, что они выдерживают такое нелегкое для поэта соседство, как стихи А. Ахматовой, Б. Пастернака, а это под силу далеко не каждому, нужно быть большим живописцем, дабы не потеряться на таком фоне. Запрещено хотя бы коротко не сообщить о том, что в эти годы поэт делается центральной фигурой всего прогрессивного, чем была богата литературная судьба.
Издание Новый мир, редактором которого выступал А. Твардовский, так и вошел в историю литературы как Новый мир Твардовского.
Лирический храбрец его поздней поэзии — это умный человек, думающий о жизни, о времени, к примеру, в стихотворении Некогда мне над собой измываться…, где главным спасением человека от беды делается труд, творчество. Над классической темой о поэзии и поэте раздумывает лирический храбрец А. Твардовского поздних лет во многих стихотворениях, к примеру, в произведении 1959 года Жить бы мне соловьем-одиночкой…
Но основная, самая больная для поэта тема — это тема исторической памяти. Погибшим на войне посвящено стих, которое смело возможно назвать одной из вершин русской лирики XX века:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они, кто старше, кто моложе —
Остались в том месте и не о том же обращение,
Что я их имел возможность, но не сумел сберечь —
Обращение не о том, но все же, все же, все же…
За закрытым финалом стихотворения — целый мир людских переживаний, целая философия, которая имела возможность сформироваться лишь у людей, на чье поколение выпало столько ужасных и ожесточённых опробований. Любой выживший принимал собственный возвращение с войны как чудо либо приз, возможно, незаслуженную. Но особенно остро переживает поэт те этапы истории, каковые перечеркнули жизнь его семьи, его своих родителей.
В этом и позднее покаяние, и осознание личной вины, и высокое мужество живописца.
Данной теме посвящены такие произведения А. Твардовского, как поэма По праву памяти, цикл стихов Памяти матери. В этом цикле через судьбу матери человек передает судьбу целого поколения. Вековой уклад судьбы выясняется уничтоженным.
Вместо привычного деревенского кладбища — неприютный погост в далеких краях, вместо переезда через реку, знака свадьбы, — иные перевозы, в то время, когда людей с почвы родного края вдаль спровадила пора.
В поэме, написанной в 1966 – 69 годах и опубликованной в первый раз у нас во второй половине 80-ых годов XX века, поэт думает о судьбе собственного отца, о трагедии тех, кто с самого рождения был отмечен как младенец вражеских кровей, кулацкий сынок. Эти размышления обретают философское звучание, и вся поэма звучит предостережением:
Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу…
Поэзия А. Твардовского — это мастерство в самом высоком смысле слова. Она еще ожидает понимания и подлинного прочтения.
Страна читающая — Дмитрий Григорьев читает произведение «Василий Теркин» А. Т. Твардовского
Удивительные статьи:
- Причина нелепостей в истории
- Боги нового мирового порядка если убрать завесу
- Этнография и ее место в системе общественных наук
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Тема памяти в лирике а. твардовского
Время не следует на месте, оно неумолимо движется вперед, унося с собой горестные и радостные, грустные и яркие мгновенья. Но события прошлого остаются в…
-
Нравственная проблематика лирики а. твардовского
Понятие нравственности неразрывно связано с другими не меньше серьёзными, — духовность, идейность, мораль. Всё это занимает в жизни человека и общества…
-
Тема: сохранение исторической памяти, русского языка 9
Неприятность Произведение,создатель Пример Историческая память, обогащение и сохранение культуры _________________ Русский язык _________________ Как…
-
Темы и художественное своеобразие рассказов и.а. бунина
Имя И.А. Бунина (1870—1953), лауреата Нобелевской премии 1933 года, известно всему миру. Оно стоит в одном последовательности с именами Пушкина,…