Особенности боя на некоторых видах холодного оружия

История

Бой на шпагах – чаще всего видящийся случай батальных сцен в хорошей драматургии. Но не только по данной причине технику сценического фехтования принято изучать на материале шпажного боя: овладев техникой боя на шпагах, этим хорошим примером фехтования, актер без очень громадного труда может освоить и другие виды оружия.

Видясь с новым видом оружия, актеру нужно изучить его особенности и вытекающие из них пользы и недочёты; учитывая эти особенности, не весьма тяжело применить имеющийся опыт боя на шпагах к новому виду оружия, приспособиться к нему.

Для примера тут будут коротко охарактеризованы кое-какие приёмы боя и виды оружия на них.

1. щит и Меч. Боец с щитом и мечом стоит практически на прямых ногах, левой ногой вперед; расстояние между стопами равняется маленькому шагу. Щит держат перед грудью, а клинок – ниже щита, острием в сторону соперника.

Передвижения в этом бою подобны тем, каковые обрисованы в школе боя на шпагах.

Уколы наносят через верх щита, справа и снизу от щита. Рубят несложными и круговыми ударами по голове, по левому и правому боку. Отличительная черта ударов – громадные размахи.

Защиты используют трех типов: перемещением, мечом и щитом.

Характер боя: перемещения – замечательные, размашистые исравнительно медленные.Особенности боя на некоторых видах холодного оружия

2. Двуручный клинок. Боевая стойка с двуручным клинком – левой ногой вперед, причем левое колено согнуто больше, чем правое: вес тела приходится по большей части на левую ногу. Клинок держат в основном в горизонтальном положении либо в положении наклонно вниз. Острие возможно опускать на землю.

Левой рукой держат рукоять меча у самой гарды хватом снизу, правой рукой – у самого финиша рукоятки (у противовеса) хватом сверху.

Передвижения по технике сходны с передвижениями в сражении на шпагах. Лишь выпад возможно выполнен любой ногой в зависимости от расстояния до соперника: из стойки левой ногой вперед выпад правой ногой будет дольше, выпад левой – меньше.

Для нанесения укола левую руку вытягивают вперед, направляя клинок на соперника, а правой, согнутой в локте, толкают клинок вперед, упираясь в противовес рукояти. Рубят по голове, по левому и правому бокам несложными ударами, а по окончании защит и при повторных атаках – круговыми.

Защищаются перемещением (отходом, подскоком вверх, наклонением) и клинком.

Защиты двуручным клинком по положению оружия сходны со шпажными.

3. Шпага и дага. Главная стойка в этом бою — левой ногой вперед (см. стр. 47).

Этому положению тела возможно придавать различные смысловые оттенки: в случае если передать вес тела на левую ногу и выпрямить правую, окажется “стойка нападения”; в случае если, выпрямив левую ногу, согнуть правую, передав на нее главной вес тела, окажется “стойка обороны”.

Шпагу держат в правой руке, дагу – в левой.

Левая рука находится практически в таком же положении, как и правая, лишь больше выставлена вперед – так дабы финиши обоих клинков были на одной высоте и на одной линии. Кисти обеих рук развёрнуты ладонями вовнутрь и находятся на высоте груди. Острия обоих клинков находятся против середины груди соперника.

Из передвижений самый обычны шаги, перемена стойки и уклонения. При повторных атаках используется выпад позади стоящей ногой.

Обычной расстоянием в этом бою (при стойке левой ногой вперед) считается такая, при которой финиши клинков обоих видов оружия чуть соприкасаются с финишами клинков соперника.

Уколы, защиты и удары шпагой исполняются в технике, обрисованной в разделе “Боевые действия шпагой”. Из ударов шпагой самый употребимы круговые. Дагой возможно наносить уколы сверху (по окончании первой, третьей и пятой защит) в грудь, в пузо либо в ногу, сбоку (по окончании третьей, четвертой и шестой защит) — в пузо либо в грудь.

Для укола снизу по окончании шестой защиты нужно сперва скоро опустить руку.

Защиты дагой подобны по технике выполнения шпажным, но исполняются в другую сторону: первая – от удара по правому боку; вторая – от удара по левому боку; третья — отбивает влево, четвертая – вправо; пятая – кисть руки находится слева от головы, шестая – кисть справа от головы.

Спецификой боя на шпаге и даге являются двойные атаки, в то время, когда нападающий действует в один момент двумя видами оружия. Выпад наряду с этим делают левой ногой.

Защиты от двойных атак возможно выполнить двумя оружиями (шпагой от даги, дагой от шпаги) либо одним – или шпагой, или дагой. Одной шпагой (как и одной дагой) возможно защититься лишь в том случае, если оба меча соперника угрожают одной и той же части тела.

4. кинжал и Шпага. В этом бою используется стойка правой ногой вперед, в ее хорошем виде, лишь колени согнуты немного меньше. Левую руку, согнутую в локте под острым углом, держат перед грудью; кинжал зажимают в кулаке вниз мечом так, что острие его пара выдвинуто вперед.

В данной стойке отражена преобладающая роль шпаги в сражении; кинжалу отводится запасной роль.

Все передвижения, удары и уколы, и защиты шпагой соответствуют технике шпажного боя.

Выпад левой ногой используется лишь при нанесении уколов кинжалом. Уколы кинжалом наносятся сверху, в правый и в левый бок, в положении ближней расстоянии (по окончании перемены стойки вперед).

Защиты кинжалом будут обрисованы в главе “Бой на кинжалах”.

5. Сабля. Саблю держат зажатой в кулаке правой либо левой руки, так что четыре пальца охватывают рукоять хватом снизу, а громадный палец – хватом сверху. Кисть развернута ладонью вниз.

Предплечье практически горизонтально – так, что кисть на одном уровне с локтем.

Меч находится в положении немного поднятом вверх, причем финиш сабли существенно выше, чем финиш шпаги, другими словами сабля круче поднимается кверху. Стойка с саблей практически не отличается от шпажной боевой стойки, лишь расстояние между стопами чуть меньше и левая рука упирается в поясницу сбоку либо заложена за пояснице.

Передвижения, выпады – как в фехтовании на шпагах. защиты и Удары также весьма похожи, имеется лишь одна особенность, вытекающая из изюминок сабельного меча. Меч сабли имеет лишь одно лезвие.

Исходя из этого при замахах направляться придавать сабле такое положение, дабы удар наносился лезвием, а не тыльной частью (обухом) меча.

Для этого кисть руки при защитах и замахах разворачивается пара в противном случае, чем в сражении на шпагах. Эти положения кисти легко отыскать, руководствуясь указанным мыслью.

Бой на кинжалах (ножах)

Кинжал – вид холодного оружия очень разнообразного назначения. Это не только боевое оружие, но и предмет, нужный в быту, в разных жизненных событиях. Распространенный везде и всегда, кинжал (нож) имел чуть ли не самое громадное в истории холодного оружия количество разновидностей, которые связаны с множеством способов его применения.

Кинжалами пользовались и в самые старейшие времена, и в пору расцвета древней культуры, и в средние века, и в новое время.

Сейчас кинжал есть самым распространенным видом холодного оружия утилитарного назначения.

Дабы продемонстрировать, как разнообразны были формы кинжала и методы его применения, приведем пара примеров.

В рыцарском войске, закованном в броню, имел хождение с XIV века кинжал для добивания поверженного соперника – так называемый “нож милосердия”. Ландскнехты XV—XVI столетий пользовались массивными кинжалами в металлических ножнах. В семнадцатом веке широкое распространение взяли много раз упоминавшиеся “кинжалы для левой руки” как оружие, дополнительное к шпаге (см. стр.

З9). Как независимое оружие кинжал употреблялся в течении всего средневековья. В сражении его держали в правой руке, острием вниз.

В мирной обстановке его носили в ножнах за поясом с левой стороны живота, в наклонном положении.

Жители предпочитали пользоваться стилетом – мелким кинжалом с узким шилообразным трех- либо четырехгранным мечом. Его прятали под курткой, в сапоге а также в рукаве – в то время, когда попадали в очень враждебную, чреватую неожиданными опасностями обстановку. Стилетом пользовались кроме этого дамы всех сословий, а также –знатные женщины.

Дамы вычисляли самым эргономичным носить стилет за корсажем платья. В Испании XV столетия были в ходу мавританские кинжалы с раздвоенной в верхней части рукоятью – “с ушами”. Испания же есть отчизной “навахи”– ножа, время от времени имевшего два лезвия, каковые выходили из рукоятки в различные стороны.

Бой на навахах – классический вид народного фехтования в Испании.

Данный бой вели посредством маленького плаща – капы, – намотанного на левую руку. В Италии кинжал кроме этого пользовался громадной популярностью. Известны весьма широкие (в ладонь) кинжалы под названьем “воловьи языки” либо “пять пальцев” (по ширине меча).

Их употребляли на охоте и как парадное оружие с XIV века до второй половины XVI.

Они имели богато украшенные рукояти из кости.

В семнадцатом веке безрадосно прославился “генуэзский нож”, носить что не разрещалось рядом законов под страхом каторги – сперва пожизненной, позднее – пятилетней. Нож данный имел громадную иглу, ввинченную в прорезь меча.

В восемнадцатом веке привилегированные слои общества в обыденной жизни понемногу прекратили носить кинжал в ножнах за поясом. Начали появляться “потайные кинжалы”, запрятанные в трости и в иные предметы в полной мере мирного вида. Показались ножи и складные ножи с лезвием, запрятанным в рукояти и выскакивающим при нажатии на пружину.

Они взяли особенное распространение среди низших слоев муниципального населения.

Огромным разнообразием назначения, способов и форм потребления кинжала, по-видимому, разъясняется то событие, что в ножевом бою не случилось таковой унификации боевой техники, которую возможно замечать в фехтовании на вторых видах холодного оружия.

В отдельных государствах складывались собственные особенные традиции ножевого боя, его правила и приёмы. В Испании, к примеру, различалось пара школ, любая из которых имела собственный стиль боя: малагская, андалузская, наварская.

В дуэлях и рыцарских турнирах на кинжалах кроме этого не наблюдалось правил и строгого единообразия приёмов, принятых везде. В один момент существовали различные совокупности, различные методы вести бой, время от времени весьма специфичные. К примеру, известна такая ожесточённая форма боя на кинжалах: бойцы, держа ножи в правых руках, подают друг другу левые руки и ведут поединок, не имея возможности ни оторваться от соперника, ни защититься левой рукой.

Нужно заявить, что настоящая дуэль на ножах в драматургии видится очень редко. Значительно чаще приходится иметь дело с этими сценами, где ножи выхватываются лишь в решительную 60 секунд, как последний довод в драке; наряду с этим нож появляется лишь у одного из соперников. В этом случае тяжело сказать об мастерстве фехтования: легко один старается любым методом, без соблюдения каких-либо правил, всадить нож в тело неприятеля, а тот –обороняется всеми дешёвыми средствами.

Однако действия человека с ножом отличаются определенной стилистикой, дающей возможность применять ее в художественных целях. Поэтому тут будет дана если не полная, то достаточно законченная картина возможностей ножевого боя. Это окажет помощь режиссеру заметить темперамент сцены боя на ножах, ее пластически-образные изюминки.

Одна из изюминок ножевого боя пребывает в том, что кинжал, как оружие, действен лишь в ближнем бою, в то время, когда соперники сходятся близко. Эта особенность воздействует на мизансценировку боя: так как зритель может не заметить того, что происходит между схватившимися грудь с грудью соперниками, целесообразно сочетать маленькие схватки (не более трех приемов) с перерывами, на протяжении которых соперники маневрируют на расстоянии, выжидая эргономичный момент для нанесения нового удара.

Поэтому поведение в паузах между схватками получает особенное значение, требует занимательного пластического оформления; материал для этого режиссер может отыскать в таких действиях, как стойка и разные передвижения в сражении на ножах.

Рис.23

Одна из самый распространенных боевых стоек с ножом – “по-испански” (рис.23а) выглядит следующим образом. Боец стоит по отношению к сопернику практически фронтально, но левая нога вынесена пара вперед; корпус также легко развернут левым плечом вперед. Ноги легко согнуты в коленях; вес тела возможно распределен равномерно на ноги либо перемещаться то на одну, то

на другую ногу—в зависимости от обстановки в любой момент боя. Правая рука согнута в локте под острым углом (локоть направлен вниз) и держит нож в кулаке лезвием вниз на уровне груди. Левая рука, согнутая в локте, прижимается к левой стороне груди, защищая область сердца.

В сражении на навахах левая рука деятельно принимала участие в военных действиях (в защите); для данной цели ее обматывали плащом, легко тряпкой либо закрывали войлочной шляпой, зажав в кулак края полей.

В стойке “по-корсикански” (рис.23б) неспециализированное положение тела то же, но правая рука, практически выпрямленная, опущена на протяжении правого бока, в ней нож горизонтально на уровне бедра, острием в сторону соперника. В первом случае, выхватывая нож, зажимают рукоять в горсти так, что громадный и указательный пальцы охватывают рукоять у противовеса, а мизинец – у основания меча. Такое положение ножа удобно для нанесения ударов сверху и сбоку.

Во втором случае громадной и указательный пальцы охватывают рукоять у основания меча, а мизинец – у противовеса. Держа нож так, комфортно наносить удары сбоку и особенно снизу в пузо. В случае если желают переменить положение ножа, его подбрасывают в атмосферу и перехватывают по-новому.

направляться добавить, что нож возможно перехватывать и в левую руку. Наряду с этим возможно поменять стойку на правостороннюю, но возможно и сохранить положение левым плечом вперед.

Совершенно верно так же, держа нож в правой руке, меняют стойку, вынося вперед то левую, то правую ногу, – об этом немного ниже будет сообщено более детально. Передвижения в боевой стойке характеризуются четкостью, резкостью, но вместе с тем и необычной пружинной мягкостью перемещений. Ход вперед начинают в первых рядах стоящей ногой: ее переносят вперед на некое расстояние; колено наряду с этим не распрямляют до конца.

После этого другую ногу переставляют на то же расстояние, и положение боевой стойки восстанавливается. Не смотря на то, что позади стоящая нога начинает перемещение позднее, чем в первых рядах стоящая, заканчивают они его практически в один момент. Совершается ход вперед весьма скоро.

Ход назад подобен по технике шагу вперед, но начинается позади стоящей ногой.

Двойной ход вперед начинают позади стоящей ногой. Её выставляют вперед пара дальше впереди стоящей; тело наряду с этим не меняет собственного положения; после этого появлявшуюся позади ногу выносят вперед до положения боевой стойки.

Стойка левым плечом вперед считается главной в сражении на ножах, не смотря на то, что это очень условно. В сражении стойку меняют много раз, в зависимости от намерений бойцов. Действия по перемене стойки весьма эффектны и ясны.

Смена стойки вперед выглядит как проявление угрозы, как активное наступательное воздействие. Стоя в левосторонней стойке, отталкиваются от пола правой ногой и выносят ее вперед пара дальше левой. Тело наряду с этим разворачивается правым плечом вперед.

Кисть руки принимает пара наклонное положение (ладонью в сторону пола) – так, дабы острие ножа наблюдало вперед-вниз, в сторону соперника.

При перемене стойки назад относят назад левую ногу; в следствии тело принимает такое же положение, как при перемене стойки вперед.

Подобным образом совершается перемена правосторонней стойки на левостороннюю. Вероятна и перемена стойки прыжком на месте. Тело наряду с этим меняет собственный положение таким же образом, как и при перемене назад либо вперед, но не перемещается в пространстве.

Шаги вправо и влево смогут быть как несложными, так и двойными. Несложный ход вправо начинают правой ногой, влево – левой; двойной ход вправо начинают левой ногой, двойной ход влево – правой. Довольно часто делают подряд пара двойных шагов вправо либо влево безостановочно; создается постоянное перемещение по кругу, в центре которого находится партнер.

В ответ на это партнер может начать отход тем же методом в другую сторону – получается одновременный переход по кругу вправо либо влево.

Ножевые ранения из любой стойки возможно наносить с выпадом, в случае если этого требует расстояние между партнерами; без выпада наносят удары в ближнем бою, в то время, когда соперники уже схватились близко. Выпад делают правой ногой, в случае если нож в правой руке, и левой – в случае если нож в левой руке. На сцене самый употребительны четыре главных вида ножевых ранений: сверху в грудь либо в пояснице, снизу в пузо и два удара сбоку в горизонтальной плоскости.

Удар сверху в грудь прекрасно виден зрителю при любом размещении бойцов на сцене. Его наносят ножом, зажатым в руке “по-испански”, лезвием вниз. Замах для удара одинаково комфортно делать и в правосторонней стойке и в левосторонней.

Для этого правую руку поднимают вверх – так, дабы локоть был направлен в лицо партнеру – и до предела сгибают ее в локте.

После этого наносят удар сверху, в грудь соперника либо в пояснице, если он стоит спиной; рука в момент нанесения удара всецело распрямляется, а правая нога, оттолкнувшись от пола, делает выпад, если он нужен. Удар снизу в пузо оптимальнеевиден зрителю, в случае если бойцы стоят боком к зрительному залу. Его наносят ножом, зажатым в руке “по-корсикански”– у бедра, острием вперед.

Рис.24.Замахсправа для удара сбоку

Для замаха правую руку отводят назад, за пояснице, а после этого наносят удар по направлению вперед снизу вверх. В случае если расстояние не ближняя – рука в момент удара всецело распрямляется. Боковые удары наносят в пояснице и пузо соперника из любой стойки. Положение ножа, каким бы образом он ни был зажат в руке, должно быть горизонтальным, с острием, направленным в сторону соперника. Удар справа (рис. 24) – широкое перемещение, прекрасно видимое зрителю практически при любой мизансцене. Его эргономичнее всего наносить из левосторонней стойки. Для, замаха правую руку отводят назад, частично разгибая в локте; корпус легко разворачивают правым плечом назад. После этого с выпадом наносят удар; нож обрисовывает полукруг по горизонтали. Удар приходится в пузо соперника, если он стоит правым плечом вперед, либо в пояснице – в случае если соперник стоит в левосторонней стойке. Удар слева (рис. 25) наносить возможно лишь из стойки правым плечом вперед, держа нож острием вниз.

Рис.25 Замахслева дляударасбоку

Для замаха правую руку подносят к левому плечу, нож направляют острием на соперника; после этого с выпадом наносят удар в пояснице, в случае если соперник стоит правым плечом вперед, и в пузо, в случае если соперник находится в левосторонней стойке.

Удар ножом может привести к одному из трех результатов: попасть в цель, пройти мимо цели (в случае если соперник успел уклониться) либо натолкнуться на защиту.

Удар, достигший цели, свидетельствует, в большинстве случаев, что бой окончен: один из бойцов “заколот”. Для этого последнего удара нужно строить мизансцену так, дабы скрыть от зрителей условность приема. “Убивать” ударом сверху в грудь возможно лишь в том случае, если “жертва” стоит спиной к зрительному залу. “Победитель” выполняет перемещение удара и останавливает руку с ножом перед грудью партнера. После этого сразу же резким перемещением в обратном направлении “выдергивает” нож.

В случае если тот, кому предстоит “умереть” стоит лицом к зрительному залу, то оптимальнее“покончить” с ним ударом в пояснице. Последний удар довольно часто делают двойным, другими словами наносят два стремительных удара подряд.

Значительно чаще для финала боя выбирают удар снизу в пузо. “Победитель”, выполнив перемещение удара, останавливает руку перед животом соперника, а тот быстро сгибает тело в поясе вперед, хватаясь за пузо руками. В этом положении “убитый” может прижать собственными ладонями лезвие ножа к животу; тогда “победитель”, выпустив рукоять, отдергивает руку, покинув нож “в. теле неприятеля”. Возможно и “выдернуть” нож – при согнутом положении тела “побежденного” иллюзия получения удара сохранится и в том и другом случае.

По большому счету, оставлять нож в теле соперника как правило нежелательно; но время от времени это представляется вероятным а также оправданным. К примеру, в “Вестсайдской истории” такая мизансцена в полной мере закономерна. Так как Тони убил Бернардо нежданно для себя, в пылу драки, пробуя защититься, но не хотя убить.

Только в то время, когда нож вошел в чье-то тело, инстинкт самосохранения уступает место кошмару перед идеальным.

Возможно с полным основанием высказать предположение, что в момент осознания убийства Тони оцепенел, руки его разжались, и нож остался в теле убитого. Он в том месте нужен, данный нож, дабы Тони, глядя на него, имел возможность понять вторую ужасную истину: он убил брата любимой девушки.

Дабы нож имел возможность остаться “в теле убитого”, последний обязан или прижать меч к себе собственными ладонями, как бы зажимая рану, или зажать его под мышкой руки, дальней от зрителя. Для этого тот, кто причиняет удар, поднеся нож к телу соперника, гасит инерцию перемещения и прикладывает нож к его боку под рукой. Самое удачное положение тела потерпевшего в момент удара – в три четверти к зрительному залу; таким методом нож возможно “воткнут” в пояснице, в грудь либо в бок, обращенный в глубь сцены.

Защиты от удара ножом достаточно разнообразны по используемым средствам: тут и уклонения, и защиты ножом, и левой рукой, и захваты.

Уйти от удара ножом возможно прыжком в сторону либо назад, и уклонением. Уклонение делают корпусом вправо либо влево с выпадом в сторону соответствующей ногой.

Рис.27. Втораязащита
Рис.26. Пятая защита

Ножом защищаются от ударов и боковых ударов сверху. При ударе сверху используется шестая защита: нож, зажатый по-испански, ставится в горизонтальное положение над головой и пара в первых рядах – так, что рука находится перед лицом. Острие ножа наблюдает в сторону правого плеча. В момент защиты отступают левой ногой назад. В случае если нож держится по-корсикански, то защита выглядит, как пятая (рис.26) в сражении на шпагах: лезвие горизонтально, острие направлено в сторону левого плеча. Вторую (рис.27) защиту используют против ударов по горизонтали: в пояснице (при стойке правым плечом вперед) либо в пузо (при левосторонней стойке). Руку с ножом, направленным острием в пол, выставляют навстречу удару – вправо, выпрямляя в локте. Мечи ножей при встрече скрещиваются: нож нападающего – в Горизонтальном положении, нож защищающегося – в вертикальном. Защиту целесообразно сопровождать выпадом левой ноги влево – отводя тело от удара.

Рис.28. Третьязащита

В случае если нож держится по-корсикански (рис. 28), то эта защита получает сходство с третьей защитой шпагой: положение тела то же, что и при второй защите, но острие меча направлено вверх.

Рис.29. Перваязащита

Первой защитой (рис. 29) останавливают удар, направленный в пояснице (при стойке левым плечом вперед) либо в пузо (при стойке правым плечом вперед). Правую руку, держа нож лезвием вниз, выставляют влево перед собой, выпрямляя в локте так, дабы ножи столкнулись. Наряду с этим значительно чаще делают выпад правой ногой вправо. В случае если нож держат острием вверх (по-корсикански), получается четвертая защита (рис. 30), по аналогии с защитой шпагой.

Защищаться от некоторых ножевых ранений возможно и левой невооруженной рукой.

Рис.31.Защиталевой рукой от удара сверху (пятая)
Рис.30. Четвертаязащита

Пятая защита (рис. 31) левой рукой от удара сверху выглядит следующим образом. Руку, согнутую в локте под прямым углом, поднимают вверх так, что от плеча до локтя она находится в вертикальном положении, а от локтя до кисти – практически в горизонтальном (кисть мало выше локтя). Рука находится чуть впереди лица над головой. В момент защиты делают ход правой ногой назад. Третья защита левой рукой используется при ударах в пояснице по горизонтали. В момент защиты руку сгибают в локте под прямым углом: плечевая часть вытянута вперёд по горизонтали, предплечье поднято вертикально вверх. Выставляя руку навстречу удару, делают маленькое перемещение предплечьем справа налево – так, дабы ударить по руке

Рис.32. Защиталевой рукой от бокового удара (вторая)

соперника выше его кисти. От ударов, направленных в нижнюю часть тела, возможно защититься, применив вторую защиту левой рукой (рис. 32). Она подобна третьей, лишь предплечье опущено вертикально вниз.

Рис.33. Положениекистей при захвате «в вилку»

Не считая отбивающих защит, довольно часто используются защиты захватом боевой руки соперника. Руку соперника захватывают в лучезапястном суставе – это самый безопасно для обоих соперников. Имея в одной руке нож, захват делают второй рукой. Невооружённый захватывает руку неприятеля двумя руками – “в вилку” (рис. 33).

Рис.34. Защита от удара в пузо снизу (захват «ввилку»

Захват “в вилку” (рис. 34) самый надежен и надёжен. Он используется от ударов сверху и снизу. Для “вилки” кисти рук складываются следующим образом: правую кисть ставят перед собой ладонью наружу и очень сильно отводят в сторону громадной палец; к тыльной части правой кисти прикладывают левую ладонь так, дабы громадный палец левой руки прижался к указательному правой, на протяжении него, а указательный палец левой лег на протяжении громадного пальца правой. Составленная так “вилка” охватывает запястье соперника, как клещами. Захват “в вилку” особенно удобен для обезоруживания соперника. Захватив руку партнера, в большинстве случаев делают бросок через бедро либо через плечо (см. раздел “броски и Захваты”).

Рис.35 (а,б,в). Выкручиваниебоевой руки

Рис.

Не считая этих распространенных способов обезоруживания существует еще множество; кое-какие из них заслуживают того, дабы их тут привести. Выкручивание руки (рис. 35, а, б, в) – надёжный способ забрать нож.

Для осуществления этого Приема правую руку соперника захватывают правой рукой у запястья, а левой – у локтя.

После этого в один момент обеими руками делают резкое перемещение в противоположных направлениях – дергают запястье вниз-направо, а локоть — кверху, как бы поворачивая колесо. В следствии этого перемещения тело соперника разворачивается левым плечом назад, а рука его оказывается завернутой вниз за пояснице. Разжать его кисть и отобрать нож при таком положении руки весьма легко (партнер наряду с этим не должен сопротивляться, дабы не испытать боли).

Забрав нож, время от времени дополняют прием ударом ноги в пояснице соперника, отбрасывая его от себя на надёжное расстояние. Выкручивание руки возможно сделано не вниз и за пояснице, а назад через верх. В этом случае захватывают руку соперника правой рукой у запястья, а левой – у локтя; практически одновременно с этим делают выпад правой ногой за пояснице соперника, прижимаясь своим правым бедром к его правому бедру.

После этого правой рукой дергают руку соперника на себя, а левой отжимают его кисть от себя, сверху вниз. Удержать нож в руке в следствии этого приема нереально – он падает к ногам бойцов.

Бой на ножах – борьба ожесточённая, в ней вероятны самые неотёсанные, неблагородные приемы. Исходя из этого для обезоруживания смогут быть применены удары ногой, кулаком, головой. К примеру, захватив руку соперника в момент нанесения удара сверху, возможно ударить коленом в пузо – от боли соперник выронит нож.

В случае если соперник делает сильный выпад для удара сбоку, то, захватив его руку, возможно бить ногой снизу в челюсть либо толкать стопой в грудь.

При ударах сверху и снизу возможно, защитившись одной рукой, второй бить кулаком в челюсть либо в пузо. Один из самые эффектных трюков в ножевой драке – бросок ножа, поражающий соперника на расстоянии, столь популярный в ковбойском быту, если доверять Голливуду. Для постановщика данный прием особенно приятен, поскольку в нем не содержится никакой, кроме того самой малой опасности.

Дело в том, что в конечном итоге нож никуда не летит – трюк пребывает в создании зрительной иллюзии.

Для выполнения этого трюка нужны два совсем однообразных ножа у обоих исполнителей: один им действует, второй прячет его в рукаве либо в кармане до нужного момента. Особенное значение имеет мизансцена – размещение бойцов относительно друг друга и довольно зрительного зала. оптимальнее , в то время, когда исполнители находятся достаточно на большом растоянии друг от друга – так, дабы зритель должен был переводить взор с одного на другого поочередно (не смотря на то, что зритель может и не подметить этого события – ему думается, что он видит обоих актеров в один момент).

Рис.36.Положениеножа в рукедля метания

Бросать нож комфортно из корсиканской стойки – от бедра. Наряду с этим самый нож возможно держать следующим образом (рис. 36): рукоять кладут в углубление ладони лезвием назад; ладонь развернута в сторону соперника так, что меч лежит на протяжении предплечья у запястья, прикасаясь к руке ребром (либо обухом, в случае если меч имеет лишь одно лезвие – как в складном ноже). Для замаха руку отводят назад за пояснице, в том месте освобождаются от ножа, после этого резким перемещением выбрасывают руку без ножа снизу-вверх-вперед, раскрыв ладонь.

Бросок довольно часто сопровождают выпадом правой ноги вперед, по направлению броска. Что касается ножа, то он бывает запрятан за какой-нибудь предмет сценической обстановки, к которому намерено “пристраивают” мизансцену броска, либо в карман, эргономичным образом пришитый к костюму, либо, наконец, кинут назад в кулису, для чего становятся к ней практически близко спиной. Нож возможно кроме этого перехвачен за спиной в другую руку: для этого находят такую мизансцену, при которой это воздействие будет непременно незаметно для зрителя.

Нож может поразить “жертву” в грудь либо в пояснице. И в том и другом случае, пока соперник подготавливается к броску и все внимание зрителей приковано к нему, “жертва” готовит подставной нож: вынув его из рукава либо из

Рис.37. Замахдля метания ножа

кармана, прячет в ладони, зажимая лезвие между пальцами. В один момент с перемещением партнера, имитирующим бросок, жертва стремительным перемещением подносит руки к груди, в случае если удар нацелен в грудь; наряду с этим рукоять ножа, не придерживаемая пальцами, выясняется выкинутой вперед, а лезвие, зажатое между пальцами, – приставленным к груди. Довольно часто делают данный нож с укороченным мечом, дабы создалось чувство, словно бы нож глубоко вошел в тело.

Рис.38. Положениетела по окончании метания ножа

В то время, когда нож бросают в пояснице, жертва, держа подставной нож за кончик меча, забрасывает нож себе под мышку перемещением назад-снизу-вверх, так, дабы рукоять выступала из-под мышки за спиной. Бросок в пояснице в обязательном порядке нужно делать с выпадом (рис. 38): удар ноги в пол—сигнал для партнера, что бросок совершен. В противном случае, не видя соперника, он может поспешить либо опоздать с выставлением ножа, чем уничтожит иллюзию и разоблачит трюк.

По большому счету, данный трюк требует особенно тщательной тренировки. Мельчайшая неточность перемещений каждого из исполнителей, мельчайшее несовпадение их действий во времени ведут к тому, что зритель не поверит броску либо кроме того рассмотрит “секрет” приема. Самое основное в трюке – скорость перемещения на протяжении броска: она должна быть предельной, таковой, за которой не в состоянии поспеть взор зрителя.

Бой без применения оружия

Удары кулаком

Бой без применения оружия, либо, говоря легко – драка, отличается от фехтования намного меньшей сложностью технических приемов. Это конечно: кулак, ничем не вооруженный, и надёжнее и несложнее в обращении, чем тот же кулак, с зажатым в нем долгим и острым металлическим мечом. И все же, в то время, когда драку нужно осуществить на сцене сделать это возможно лишь при помощи определенной техники.

Не смотря на то, что ударом кулака, в большинстве случаев, нельзя убить – вывести из строя артиста на время спектакля возможно.

Следовательно, необходимы приемы недействительных, условных ударов.

Как и в фехтовании, для условных приемов сценической драки послужил утилитарный кулачный бой. Громаднейшее количество материала выяснилось вероятным почерпнуть в боксе, потому, что он представляет собой целую совокупность приемов, сложившуюся школу боя. Так же как и утилитарное фехтование, бокс вобрал в себя самые целесообразные приемы, положения и движения тела, вероятные в кулачном бою.

Но в случае если мы можем совершить четкую грань между существовавшим в прошлые столетия утилитарным и спортивным фехтованиемотечественного времени, то в боксе данной грани практически не существует. Спортивный бокс – не условный, а настоящий бой, только введенный в кое-какие рамки сводом спортивных правил. В спортивном фехтовании благодаря условности оружия уколы не причиняют настоящего вреда.

Удары в боксе столь же настоящи и полновесны, как и кулаки, которыми их наносят. Последствия таких ударов выходят далеко за пределы Допустимого на сцене.

Значит, для сценического боя приемы кулачного боя должны быть трансформированы, переведены в замысел условного выполнения.

Трансформированный боевой прием, приспособленный для сценического боя, представляет собой пластический трюк, основанный на зрительной иллюзии. Любой пластический трюк обязан отвечать двум непременным требованиям: он должен быть, во-первых, надёжен, а во-вторых, правдоподобен.

Правдоподобие всякого трюка строится, с одной стороны, на большом сходстве перемещений условного удара с перемещениями удара настоящего, а с другой – на изюминках зрительного восприятия, благодаря которым возможно скрыть моменты имитации.

Скрытие момента имитации основывается в первую очередь на том событии, что сцена открыта зрителю лишь с одной стороны. Неизменно возможно отыскать такое размещение актеров на сценической площадке, при котором кулак в момент нанесения удара зрительно совмещается с целью, не смотря на то, что в конечном итоге кулак не доходит до цели на пара сантиметров.

Вторым событием, снабжающим правдоподобие трюка, есть точность реакции актера, приобретающего удар. Он обязан воспроизвести все перемещения, принять как раз то положение, к которому привел бы таковой удар в конечном итоге.

Большую роль играется и скорость перемещений, благодаря которой зритель непременно видит неспециализированный итог, но не успевает уследить за небольшими подробностями.

Безопасность трюка возможно гарантирована лишь при одном условии: он должен быть всецело, во всех технических подробностях осознан, осознан исполнителями прежде, чем они приступят к его выполнению. Артист должен понять прежде всего последовательность и направление движений, из которых состоит прием, другими словами его техническую схему. Лишь затем перемещениям возможно придавать нужную силу и скорость.

Ни при каких обстоятельствах не нужно показывать актерам новый прием сходу в полную силу и скорость в его законченной трюковой форме – такова первая методическая заповедь постановщика. В противном случае актер может стать жертвой иллюзии, предназначенной для зрителя. Неточность может заключаться как в том, что актер сочтет иллюзорную силу удара за настоящую, должную, так и в том, что он потеряет какую-то подробность самого момента имитации, значительную для обеспечения безопасности.

Потому, что же показ приема показал его абсолютную защищенность, у артиста появляется чувство беспечности, обманчивой уверенности в заведомом успехе выполнения трюка. А в следствии – самая малый неточность в технике может привести к тому, что вместо условного удара артист нанесет партнеру настоящий. Последствия для того чтобы результата очень печальны.

Кроме физической боли, испытанной одним, и эмоции вины, пережитого вторым, у обоих может появиться – время от времени на долгое время – ужас перёд выполнением данного приема. Ужас приводит к мышечному зажиму, мешает обычному освоению трюка, а при выполнении этого трюка в спектакле нарушает верное сценическое самочувствие.

Не смотря на то, что в современных Спектаклях удары кулаком видятся частенько, как правило от исполнителей не нужно настоящего, опытного боксерского мастерства. Это скорее некое подобие боксерских приемов, дешёвое современному человеку, не имеющему особой спортивной подготовки. Исходя из этого При построении сценический ударов кулаком меньше учитывается чистота спортивной техники и больше – зрелищная выразительность и безопасность перемещений.

Все же знакомство с некоторыми характерными изюминками поведения боксера в сражении может оказаться нужным для исполнителей сценического боя. К числу таких изюминок в собственности прежде всего боевая стойка, принятая в боксе, – главное положение тела, исходное и для наступательных и для оборонительных действий.

Типовая боевая стойка в боксе выглядит следующим образом. Боксер, в случае если лишь он не левша, стоит левым плечом вперед, вполоборота к сопернику, выдвинув пара вперед левую ногу, которая прижата к полу всей стопой, носком чуть вовнутрь (“косолапо”). Правая стопа касается пола носком (пятка оторвана), отодвинута мало назад и в сторону.

Р

Контрудар снизу правой за защитой левым плечом


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся: