Особенности сюжета и композиции

Так как жанр произведения роман-эпопея, то в романе много действующих лиц, а вследствие этого и много сюжетных линий. Условно все сюжетные линии возможно поделить на две части: во-первых, история судьбы Григория Мелехова и тех храбрецов, с кем он связан событиями личной судьбе; во-вторых, история событий на Дону на протяжении гражданской войны.

Часть сюжетных линий начинается параллельно, кое-какие из них не пересекаются, исходя из этого композиция произведения последовательная, с элементами параллельной. Создатель применяет прием антитезы, противопоставляя мирную судьбу казаков тому времени, в то время, когда началась война. Шолохов в романе применяет громадной документальный материал при описании боевых действий.

Так он вводит в неспециализированное повествование внесюжетные элементы.

У романа открытый финал, т.е. повествование не закончено. Читатель может только предполагать как сложится судьба Григория. Шолохов намеренно останавливает рассказ о его судьбе.

План

Над романом Шолохов трудился пара лет. Он собирает широкий документарный материал, исходя из этого в базу произведения положены точные события, в которых участвуют как настоящие, так и вымышленные храбрецы.Особенности сюжета и композиции

Интерес к эре, изображенной в романе, не случаен. Создатель воссоздал практически десять лет, каковые были насыщены множеством событий, кое-какие из которых он обрисовывает детально, к примеру, гражданскую войну в южной части России. О некоторых событиях Шолохов упомянул по ходу повествования (революция, корниловский мятеж).

Все обрисованные события интересовали автора только в той мере, как велико было их влияние на судьбы героев романа.

Так, упоминая о П.М.В., Шолохов обрисовывает только те сражения, участником которых был Григорий Мелихов. Именно там он в первый раз убил человека, о чем продолжительно не забывал и переживал, поскольку австриец был невооружён. Автор подчеркивал подобными эпизодами что в Григории не было от природы заложено ни агрессивности, ни жестокости, таким его потом и сделало время.

Привычная судьба, казалось бы, уничтожена по окончании революции 1917 года.

На протяжении повествования создатель отразил идея о том, что казачество не имело возможности принять тех изменений, из-за которых их лишали привычных прав и привилегий, лишали того образа судьбы, в котором состоял суть их существования.

В романе создатель противопоставляет два понятия: война и мир. Открыто Шолохов не заявляет о собственной позиции, но целый сюжет произведения выстроен так, что делается очевидным: война – это ужасное зло, она калечит людей не только физически, но и убивает в них душу, лишает их многих людских качеств, привычных в мирное время. В качестве своеобразия можно подчернуть, что автор не изображает обширно и многосторонне сражения и поля боя.

Значительно чаще он ограничивается созданием неспециализированной панорамы, а после этого переносит повествование на людей, дабы выделить их состояние на протяжении армейских событий. Не обрисовывает он кроме этого и каких-либо смелых поступков.

Во-первых, в время всемирный войны казаки ведут себя так, как принято в их среде: достойно, мужественно, другими словами делают собственный долг. Неслучайно Григорий награжден одной из высших солдатских призов – Георгиевским крестом. Одновременно с этим на фронтах гражданской войны, с позиций писателя, ни о каком геройстве речи идти не имело возможности: шла братоубийственная война, а люди защищали не отечество, а определенные интересы противоборствующих сторон.

Бессмысленность гражданской войны Шолохов подчеркивает и тем, что его храбрецы продолжительно не смогут выяснить, на чьей же стороне правда. Кто вправду воображает их интересы. Неслучайно Григорий пара раз меняет собственных приверженцев, пробуя разобраться в сложных, довольно часто противоречивых, действиях каждой их сторон.

Продолжителен и мучителен путь храбреца к истине – для писателя было принципиально важно продемонстрировать это. Создатель намеренно не принимает точек зрения ни одной из сторон, не приукрашивает реальность, стремясь сохранить достоверность и субъективность.

Что же более всего не устраивало Григория, а вместе с ним и других казаков? Возможно то, что любая из сторон пробовала решить собственные вопросы, отстаивая наряду с этим интересы определенной группы людей. Григорий же уверен, что власть обязана заботиться об условиях судьбы каждого, а не кого-то избранного: белые – о возвращении прошлой судьбе, о возврате собственных прав; новая власть – о малоимущих и нищих, что было бы прекрасно, если бы не одно событие: дабы накормить голодных считалось у богатых.

Казаки не могли принять аналогичного, поскольку все, что имели, было нажито собственным трудом.

Нелегкая судьба донского казачества представлена на страницах романа полно и всесторонне. С позиций автора, это сословие постоянно жило своим трудом, имело представления о нравственности и вопросах морали, правильно служило собственному Отечеству. Но в следствии революционных преобразований привычный уклад их жизни был уничтожен, они не могли примириться с этим и в следствии гражданской войны многие из них погибли.

Исторические события так или иначе оказали влияние на судьбы многих, так, к примеру, из громадной семьи Мелеховых (их было не меньше 10 человек, в живых в финале осталось лишь трое: Григорий, его сестра и сын). Трагичной возможно назвать судьбу этих людей еще и вследствие того что они еле представляли , как они будут жить дальше, как сложится их будущее. Не просто так Шолохов прерывает повествование 1921 г., тем самым “он как бы позволяет своим храбрецам сохранять надежду на лучшее будущее, не смотря на то, что сам создатель знает, что катастрофа еще не закончена и в 30-е годы во время массовых репрессий многие казаки были подвержены?

Наровне с событиями общенационального масштаба Шолохов показал громадной интерес к судьбе человекана уровне его быта, семьи, взаимоотношений с другими людьми. Обрисовывая детально семью Мелеховых, автор отразил обычные взаимоотношения, классический уклад, мир эмоций храбрецов. Как раз исходя из этого он повествует о сложных отношениях Григория с двумя дамами.

Чувство любви многогранно, однозначных ответов, за что люди обожают друг друга быть неимеетвозможности. Исходя из этого Григорию тяжело разобраться, где его подлинное счастье, он неимеетвозможности сделать окончательного выбора, т.к. любая дама по-своему дорога ему. Будущее приняла за него ответ – отнять у него обоих и в финале он остается один.

Возможно, исходя из этого Григорий пытается возвратиться в родной дом, где осталась у него последняя надежда на счастье – его сын.

Финал, композиция, эпизод

Весьма ответствен во многих отношениях финал романа.

Во-первых, Григорий утратил практически все, что было у него в жизни: у него нет любимых и дорогих для него дам, у него нет друзей, нет своих родителей, сестра стала женой человека, которого Григорий неимеетвозможности осознать, а тот, со своей стороны, уверен, что Григорий – неприятель.

Во-вторых, Григорий принимает для себя решение больше не сражаться. Символично то, что он кинул в Дон все оружие, какое у него было.

В-третьих, создатель подчеркивает в финале, как жестоко и беспощадно выяснилось события и время по отношению к Григорию: за неполных десять лет, что прошли В первую очередь романа, он постарел, поседел. Это измученный и вечно утомившийся человек, не смотря на то, что по хронологии произведения ему всего лишь тридцать с маленьким лет.

В-четвертых, в финале создатель ненавязчиво позволяет понять: в чем же подлинный смысл жизни человека? В начале романа для Григория все было ясно: у него имеется дом, почва, на которой он будет трудиться, у него будет семья, дети, о которых он будет заботиться, растить их в соответствии с тем жизненным сокровищам, на которых вежлив сам. Что бы ни происходило в его жизни позже, грезы его постоянно возвращались к той довоенной жизни, где все было легко и ясно.

И вот в финале романа он приходит к осознанию того, что если не возвратится к себе к сыну, дабы попытаться жить так, как мечталось прежде, то и не следует жить дальше – это бессмысленно. Создатель покинул ему эту надежду на будущее. Совокупность действующих лиц

Суть заглавия

Роман создатель назвал “Негромкий Дон” далеко не случайно. Это понятие многозначно. Во-первых, Дон – это место коллективного проживания казаков, вся жизнь которых проходила на берегах данной реки.

Дон присутствует на страницах романа не меньше, чем другие действующие лица.

Создатель обрисовывает его в самые разные периоды: разные времена года, время суток.

Серьёзные события в жизни храбрецов особенно в первой книге происходят около реки. Так, в первый раз обратили друг на друга Аксинья и внимание Григорий, в то время, когда встретились на берегу. Позднее их тайные встречи также как бы незримо защищал Дон.

Пейзажные зарисовки данной реки могли быть как весьма подробными, так и маленькими, но весьма броскими и запоминающимися: “По Дону … волнистый, никем не езженный лунный шлях.

Над Доном – туман, а сверху – звездное просо”.

Во-вторых, значение и роль Дона создатель выделил в эпиграфе – отрывке из народных песен, где Дон назван батюшкой, что подчеркивало значение реки и в качестве кормильца (он разрешал орошать безводные степи) и защитника (неоднократно выручал он казаков от вражеского преследования).

В-третьих, Дон – это необычный знак судьбы. Как каждая река, он течет, и нет ему финиша, как и времени, что скоро течет и невозвратно.

Определение “негромкий”, на первый взгляд, может показаться парадоксальным. Негромким и спокойным он был только снаружи на поверхности, на глубине, где бьют бессчётные ключи, он стремителен.

Так и жизнь людей на берегах великой реки снаружи была спокойной, но в глубине ее кипели страсти (уход Григория с Аксиньей из дома – необычный вызов негромкой супружеской жизни). С началом изменений события на Дону развиваются быстро и потому Негромким Дон назвать никак запрещено. Но чем дальше разворачивается братоубийственная война, тем чаще вспоминают казаки о прошлой жизни, грезя возвратиться к покою и тишине родного дома.

Так, наименование романа большое количество планово и отражает как план произведения, так и авторскую позицию. Шолохов был уверен, что непременно, жизнь войдет в собственный русло, будет упорядочена, и как не иссякает Дон, так и нельзя уничтожить казачество, их волю к судьбе, к спокойствию и миру. финал и Начало романа перекликаются, сомкнув практически десять лет судьбе главного храбреца, что, расставаясь с прошлым, выкинул все оружие в волны Дона, приняв единственно вероятное ответ: нужно жить дальше и не где-то на чужбине, а тут, дома, на берегу родной реки.

Русская литература. Иван Гончаров. Передача 2. Особенности сюжета и композиции романов Гончарова


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: