2.Историческая база «Песни о Роланде». Время её создания.
Обстоятельства отклонения от настоящих исторических событий в
поэме. Идейное содержание поэмы.
Совокупность образов в поэме и черта главных образов.
4.Эпический мир «Песни о Роланде» и методы его создания
(время и пространство, гиперболизация, параллелизм,
Фантастика). Стилевые изюминки поэмы.
5.Неприятность авторства «Песни о Роланде».
Перечень рекомендуемой литературы.
1.Песнь о Роланде (полностью);
2.Смирнов А.А. Песнь и Старофранцузский «эпос о Роланде» //
Песнь о Роланде. М.,Л.,
3.Мелетинский Е.М. Смелый эпос// история глобальной
литературы: В 9т.М.,1984.,Т.2.,С.516-522.
4.Смирнов А.А. Кто был автором «Песни о Роланде»? // Смирнов
А.А. Из истории западноевропейской литературы.,М., 1965. С.67-
77.
5.Нартов К.М. Зарубежная литература вшколе.М.,1976.С.26-39.
6.Самарин Р.М. «Песнь о Роланде» и неприятность литературного
анализа //Самарин Р.М.Зарубежная литература.М.,1987.С.17-34.
ЗАНЯТИЕ 2.
Данте «Божественная комедия»
«Финиш феодального средневековья,
начало современной капиталистиче-
pской эры отмечены большой
фигурой. Это итальянец Данте, по окончании-
дний поэт Средневековья и вместе с
тем первый поэт нового времени».
Ф.Энгельс.
очень способное произведение Данте воображает большие трудности для изучения. Эта сложность определяется нескольки-
ми факторами. Во-первых, поэма «даёт грандиозный философско-художественный синтез всей средневековой культуры, перекидывая от неё мост к культуре Восстановления»8. Исходя из этого для успешного знакомства с этим произведением нужно с одной стороны разобраться в специфике средневекового взора на мир, усвоить главные закономерности художественного языка Средневековья. Иначе, студент обязан приступать к чтению поэмы, имея представление о сути огромного идейного переворота, произ-
ведённого эрой Ренессанса во взорах на человека и мир. Без этого нереально осознать сложное переплетение средневекового и предренессансного в поэме, растолковать неповторимое художествен-
ное своеобразие этого литературного монумента. Узнаваемые трудности в восприятии поэмы связаны и с обилием малознакомых реалий, архаичностью лексики. Исходя из этого на занятия целесообразно применять методику комментированного чтения.
Для анализа избирается только одна из трёх кантик поэмы- «Преисподняя». Тут сосредоточены наиболее фигуры поэмы и известные эпизоды, ставшие достоянием мастерства различных стран и народов (Франческа да Римини, Фарината дельи Уберти, Уголино,Улисс и другие исторические персонажи). Безбожники у Данте не безликая масса, не эмблемы порока, но конкретные люди с неповторимой личной судьбой, броские личные образы, создава-
емые поэтом на поразительно малом повествовательном пространстве.
Не смотря на то, что Данте жалобразом с культурой Средних столетий
(средневековой традицией определяется выбор жанра, к ней восхо-
дит и аллегоризм поэмы, множество схоластических представлений), при анализе поэмы нельзя злоупотреблять мистико-аллегорическим толкованием, возводить его в абсолют. не меньше серьёзен прямой суть сюжета, мощь отдельных образов, драматичность и лиризм сцен, страстная субъективность автора, народность языка – всё то, благодаря чему «Божественная комедия» и поныне остаётся глубоко волнующим произведением.
Итогом занятия делается разговор о художественном способе Данте, последовательность изюминок которого разрешает выяснить его как реализм.
Замысел
1. История создания поэмы.
2. Жанровые и композиционные изюминки «Божественной комедии».
8. История зарубежной литературы: Возрождение и Средние века. М.,1987. С.157.
3. Архитектоника дантевского ада. Философско- аллегорический суть поэмы.
4. представления и Средневековые образы. Их место в художественной совокупности «Божественной комедии»
5. Античность в поэме.
6. Особенности дантевского реализма:
а) внимание к жизни;
б) реалистичность фантастики;
в) действительность, ясность образов;
г) страстная субъективность поэта;
д) народность языка Данте.
Перечень рекомендуемой литературы
1. Данте. Божественная комедия. Часть 1. Преисподняя./ Пер. Лозинского
2. Голенищев-Кутузов.Н.И. Творчество Данте и мировая
культура. М., 1971. С.248-281,285-313.
3. Дживелегов А.К. Данте Алигьери. М.,1946. Гл.7.
4. Данте и глобальная литература. М.,1967.,С.9-15, 45-59, 85-95.
5. Елина Н.Г. Данте. М.,1965., Гл 6-7.
6. Баткин Л.М. Данте и его время., 1965. Гл.4.
ЗАНЯТИЕ 3.
(лишь для студентов филологического факультета)
«Декамерон» Боккаччо
«Кое-какие его рассказы… нужно
было поставить рядом с лучшими
шекспировскими драмами по глу-
бине и тонкости психотерапевтического
анализа».
Н.Г.Чернышевский
Книга Боккаччо увлекательна и велика, по крайней мере, в двух отношениях. Во-первых, «Декамерон»- броское проявление гуманизма Восстановления, связанное вместе с тем прочнейшими нитями преемственности со средневековой культурой. Во-вторых, на материале книги Боккаччо, признанного родоначальника западноевропейской новеллы, комфортно знакомиться с морфологией и историей этого жанра.
Неприятность жанра ставится в начале занятия в историческом ракурсе, и обязана подвести студента к размышлениям о новаторстве Боккаччо на фоне средневековой новеллистической традиции. Для этого нужно отыскать в памяти жанровые показатели фаблио, совершить сопоставление некоторых новелл «Декамерона» с трактовкой соответствующих сюжетов в сборнике «Новнллино» (финиш XIII в.) Новеллы из пёстрого и многоликого «Декамерона» группируются на занятии по проблемному принципу.
Им и обязан руководствоваться студент при работе с текстом к вопросам 3,4,5. В конце занятия определяются главные структурные показатели хорошей новеллы Восстановления и иллюстрируются анализом какой-то из новелл «Декамерона» (на выбор).
Замысел
1. Происхождение жанра новеллы:
ЛАТТЕ или КАПУЧИНО? В чём отличие?
Удивительные статьи:
- Раздел viii. положение о модульно-рейтинговой системе оценки
- Объективные ист. связи и зак-ти общ. разв-я — важ. компонент учеб. ист. мат-ла
- Правописание согласных и гласных в приставках
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Требования к уровню усвоения программы и формы контроля
СОДЕРЖАНИЕ УМК РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка…………………………………. РАЗДЕЛ 2. Структура учебной дисциплины ………………………………… РАЗДЕЛ 3. Содержание учебной…
-
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 3 страница
Санскрит Перевод Язык-наследник Санскрит Перевод Язык-наследник kha savitar kaja kathana j`ana janaka tana jal`a bha nara dama b`ala dh`ana v`ana sukha…
-
Методические рекомендации по написанию контрольных работ
Любой студент по курсу Отечественной истории за семестр обязан написать контрольную работу на выбранную тему. Это необходимая форма отчетности, на…
-
Материалы для организации самостоятельной работы студентов
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КУРСУ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА I. Русская литература XVIII в. в оценке русских критиков XIX — начала XX вв….