Отличия от более ранних форм эпоса

2.Историческая база «Песни о Роланде». Время её создания.

Обстоятельства отклонения от настоящих исторических событий в

поэме. Идейное содержание поэмы.

Совокупность образов в поэме и черта главных образов.

4.Эпический мир «Песни о Роланде» и методы его создания

(время и пространство, гиперболизация, параллелизм,

Фантастика). Стилевые изюминки поэмы.

5.Неприятность авторства «Песни о Роланде».

Перечень рекомендуемой литературы.

1.Песнь о Роланде (полностью);

2.Смирнов А.А. Песнь и Старофранцузский «эпос о Роланде» //

Песнь о Роланде. М.,Л.,

3.Мелетинский Е.М. Смелый эпос// история глобальной

литературы: В 9т.М.,1984.,Т.2.,С.516-522.

4.Смирнов А.А. Кто был автором «Песни о Роланде»? // Смирнов

А.А. Из истории западноевропейской литературы.,М., 1965. С.67-

77.

5.Нартов К.М. Зарубежная литература вшколе.М.,1976.С.26-39.

6.Самарин Р.М. «Песнь о Роланде» и неприятность литературного

анализа //Самарин Р.М.Зарубежная литература.М.,1987.С.17-34.

ЗАНЯТИЕ 2.

Данте «Божественная комедия»

«Финиш феодального средневековья,

начало современной капиталистиче-

pской эры отмечены большой

фигурой. Это итальянец Данте, по окончании-

Отличия от более ранних форм эпоса

дний поэт Средневековья и вместе с

тем первый поэт нового времени».

Ф.Энгельс.

очень способное произведение Данте воображает большие трудности для изучения. Эта сложность определяется нескольки-

ми факторами. Во-первых, поэма «даёт грандиозный философско-художественный синтез всей средневековой культуры, перекидывая от неё мост к культуре Восстановления»8. Исходя из этого для успешного знакомства с этим произведением нужно с одной стороны разобраться в специфике средневекового взора на мир, усвоить главные закономерности художественного языка Средневековья. Иначе, студент обязан приступать к чтению поэмы, имея представление о сути огромного идейного переворота, произ-

ведённого эрой Ренессанса во взорах на человека и мир. Без этого нереально осознать сложное переплетение средневекового и предренессансного в поэме, растолковать неповторимое художествен-

ное своеобразие этого литературного монумента. Узнаваемые трудности в восприятии поэмы связаны и с обилием малознакомых реалий, архаичностью лексики. Исходя из этого на занятия целесообразно применять методику комментированного чтения.

Для анализа избирается только одна из трёх кантик поэмы- «Преисподняя». Тут сосредоточены наиболее фигуры поэмы и известные эпизоды, ставшие достоянием мастерства различных стран и народов (Франческа да Римини, Фарината дельи Уберти, Уголино,Улисс и другие исторические персонажи). Безбожники у Данте не безликая масса, не эмблемы порока, но конкретные люди с неповторимой личной судьбой, броские личные образы, создава-

емые поэтом на поразительно малом повествовательном пространстве.

Не смотря на то, что Данте жалобразом с культурой Средних столетий

(средневековой традицией определяется выбор жанра, к ней восхо-

дит и аллегоризм поэмы, множество схоластических представлений), при анализе поэмы нельзя злоупотреблять мистико-аллегорическим толкованием, возводить его в абсолют. не меньше серьёзен прямой суть сюжета, мощь отдельных образов, драматичность и лиризм сцен, страстная субъективность автора, народность языка – всё то, благодаря чему «Божественная комедия» и поныне остаётся глубоко волнующим произведением.

Итогом занятия делается разговор о художественном способе Данте, последовательность изюминок которого разрешает выяснить его как реализм.

Замысел

1. История создания поэмы.

2. Жанровые и композиционные изюминки «Божественной комедии».

8. История зарубежной литературы: Возрождение и Средние века. М.,1987. С.157.

3. Архитектоника дантевского ада. Философско- аллегорический суть поэмы.

4. представления и Средневековые образы. Их место в художественной совокупности «Божественной комедии»

5. Античность в поэме.

6. Особенности дантевского реализма:

а) внимание к жизни;

б) реалистичность фантастики;

в) действительность, ясность образов;

г) страстная субъективность поэта;

д) народность языка Данте.

Перечень рекомендуемой литературы

1. Данте. Божественная комедия. Часть 1. Преисподняя./ Пер. Лозинского

2. Голенищев-Кутузов.Н.И. Творчество Данте и мировая

культура. М., 1971. С.248-281,285-313.

3. Дживелегов А.К. Данте Алигьери. М.,1946. Гл.7.

4. Данте и глобальная литература. М.,1967.,С.9-15, 45-59, 85-95.

5. Елина Н.Г. Данте. М.,1965., Гл 6-7.

6. Баткин Л.М. Данте и его время., 1965. Гл.4.

ЗАНЯТИЕ 3.

(лишь для студентов филологического факультета)

«Декамерон» Боккаччо

«Кое-какие его рассказы… нужно

было поставить рядом с лучшими

шекспировскими драмами по глу-

бине и тонкости психотерапевтического

анализа».

Н.Г.Чернышевский

Книга Боккаччо увлекательна и велика, по крайней мере, в двух отношениях. Во-первых, «Декамерон»- броское проявление гуманизма Восстановления, связанное вместе с тем прочнейшими нитями преемственности со средневековой культурой. Во-вторых, на материале книги Боккаччо, признанного родоначальника западноевропейской новеллы, комфортно знакомиться с морфологией и историей этого жанра.

Неприятность жанра ставится в начале занятия в историческом ракурсе, и обязана подвести студента к размышлениям о новаторстве Боккаччо на фоне средневековой новеллистической традиции. Для этого нужно отыскать в памяти жанровые показатели фаблио, совершить сопоставление некоторых новелл «Декамерона» с трактовкой соответствующих сюжетов в сборнике «Новнллино» (финиш XIII в.) Новеллы из пёстрого и многоликого «Декамерона» группируются на занятии по проблемному принципу.

Им и обязан руководствоваться студент при работе с текстом к вопросам 3,4,5. В конце занятия определяются главные структурные показатели хорошей новеллы Восстановления и иллюстрируются анализом какой-то из новелл «Декамерона» (на выбор).

Замысел

1. Происхождение жанра новеллы:

ЛАТТЕ или КАПУЧИНО? В чём отличие?


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: