Отношения между родственниками

История

В. Г. Кушнаренко-Суртаева

Тубалары

Сборник

Горно-Алтайск 2000

Серия «София Ургас»

СОДЕРЖАНИЕ

Стр. 2 Содержание

3 Посвящение

4 Предисловие

8 Извлечения:

8 Л. П. Потапов

15 Ю. И. Шейкин, В. С. Никифоров

16 С. И Адлыков

18 С. М. Каташев

20 А. Черкасов

21 Толковый словарь к извлечениям

22 Извлечения из различных источников

22 Тубалары

22 Мы такие же, как прежде

33 Язык мой

23 Из Корана

25 Резолюция

28 Стихи

38 Статьи:

38 Память сердца

38 Кто мы – тубалары

42 Интервью для газеты либо как я стала алтайкой

44 А нужен ли музей Улагашева в Каракокше?

45 Не погибнут!

46 И опять о языке

48 А умыли ли вы собственную душу, господа?

50 …духовность… бездуховность…

52 Слово к Общероссийской научной конференции

55 Глоссарий

Народу моему посвящается.

Сборник «Тубалары» не есть историей народа в хорошем понимании. Создатель сделала подборку извлечений из трудов некоторых авторов-алтаистов, где говорится конкретно о тубаларах и весьма родным им народах. Помимо этого, в сборник вошли статьи автора, напечатанные в различное время, документы, и кое-какие художественно-литературные публикации.Отношения между родственниками

Создатель включила в сборник собственные стихи, сказки и повесть, обращение в которых идет о жизни тубаларов.

Она поместила в сборник собственные наблюдения называющиеся «Собственными глазами», и извлечения из Живой этики и из Корана.

Предисловие

исследования и Поиски материалов о тубаларах дали автору сборника довольно много увлекательного по разным вопросам.

Одним из них есть вопрос о географических заглавиях, других словах и именах. Нельзя не помнить, что язык имеется летопись народа, словарь имеется история культуры. Культура же есть сущностью сознания.

Исходя из этого не нравы народа необходимо изучить, а сущность сознания его.

Полностью любой народ имеет собственное выражение через язык и через культуру. Исходя из этого душа народа, как открытая книга. Можешь определить, как она звучит в каждом проявлении.

Познай прошлое, дабы знать, как и куда идти сейчас в будущее. Это и имеется «Книга народа».

В чтении «Книги народа» о прошлом окажет помощь язык. Обратите внимание на звучание мест и древних названий. Новые заглавия не всегда получают такую же нужную вибрацию, по причине того, что любая буква по звуку собственному свидетельствует вибрацию, которая лишь она и нужна для гармонии данного места.

И нелепо без пользы нарушать созвучие.

Звук действует на все предметы: воду, воздушное пространство, горы, камни, лес, небо и формирует ауру, нишу этого места.

Древние заглавия имели незапамятные значения. Довольно часто никакая филология не отыщет корень, заложенный прошлыми народами.

А наименование хранит тайну бытия. Тем более, мы должны заботливо относиться к наследству неизвестному, но заставляющему звучать сердца отечественные.

Вот что по этому поводу писал великий суфийский мастер, индийский музыкант начала XX столетия, широко известный во всем мире, Хазрат Иннайат Хан в книге «Мистицизм звука»: «Всё проявление со всеми его качествами есть записью, на которой воспроизводится голос; и данный голос имеется идея человека. В мире нет для того чтобы места, будь то пустыня, лес, гора либо дом, деревня либо какой-либо город, где голос, будучи в один раз запечатленным, не длился бы до сих пор.

Человек может испытать это через чувство воздуха разных мест. Сидя на вершине гора либо в горах, человек довольно часто ощущает вибрации того, кто сидел тут раньше… Человек начинает чувствовать историю всего места, оно общается с ним…

… нет ни одного города, ни одного места, не владеющего своим, собственным голосом. Под этим подразумевается голос, что был запечатлен в том месте и стал воспроизводящейся записью всего, что было дано ей сознательно либо неосознанно.

Чем продолжительнее человек находится на природе, тем более он объединяется с ней».

На потенциале прошлого рождается будущее. Семья, род, страна, альянс народов – каждое объединение пытается к миру, к улучшению судьбы. Но сожительство и каждое сотрудничество испытывает недостаток в совершенствовании. Неспешно человечество стирает различие племён, исходя из этого сказать о племенах, как о неизменчивых единицах – нужно крайне осторожно.

Так как кроме того те племена, каковые ещё различаются по языку и виду, не будут по существу исконно обособлены.

Но в истории любой народ проходит возрождения и упадки национального самосознания. Исходя из этого стихийное пробуждение показывает потенциал духа народа. Пути народа многовидны и исходя из этого требуется великое понимание и терпение перемещений сегодняшнего дня.

В книге Хозе Аргуэльеса, «Фактор майя либо внетехнологический путь» Антон Викторович Юданов нашёл большое количество слов общепонятийных с тубаларским языком. Это не имело возможности не взволновать нас, его соратников, неравнодушных людей. При встрече с американским учёным Аргульэсом подтвердились предположения об общности языков.

Абрар Каримуллин, профессор филологии , академик Академии Наук Татарстана в собственной научной книге «Прототюрки и индейцы Америки, по следам одной догадки» доказал, что не только в обеих Америках племена группы СИУ-ХОКА, инки, майя, ацтеки говорят на языке, база которого – тюркский язык, но кроме того племя Малайзии имеет его в собственной базе. Это значит, что Азия, Европа, Африка, обе Америки привычны с этим языком. Значит, тубалары – родичи практически всему миру.

Иначе, учёные – алтаисты и тюркологи относят тубаларов к финно-угорской группе. А у данной ветви и язык другой, и происхождение индийское (Древние Арии). В языке данной группе имеется слова, происходящие от корней санскрита.

К примеру, с частью слова «-ра-» (Ра — солнце), производные от этого корня: радуга, кора, вера, нора, пещера, и т.д.

Либо с частью слова «-га-», говорящей о движении: нога, пурга, метель, Волга, розга.

Выходит, что тубалары – родичи и финно – угорской и тюркской группе ?

Недавно ученый Иллич Свитыч обосновывал единые корни языков древности. Сомкнулись разногласия и поиски в одном – в Истине.

Все языки в мире имеют неспециализированный язык – сензар, что принесли Великие Преподавателя Человечества с собой, придя на отечественную планету в середине Лемурийской Расы. Исходя из этого его именуют языком Всевышних. Санскрит ближе всех языков к сензару, и есть языком мистерий.

Арийский язык ближе всех к санскриту и был языком народов Арьи. Арийский язык положил начало многим языкам населений украины. Всё сошлось.

Познание истории ведет к эволюции человечества в целом. на данный момент мы живем в такое время, в то время, когда обитатели Земли поделены на расы, формации, национальности. Но нужно усвоить, что кровь людская едина, не поделена на расы. Она красная.

А красный цвет есть знаком твёрдости рвения стереть с лица земли различия рас.

Рвение к одной единой национальности – обитатели планеты Земля – земляне.

Вопрос о Культуре.

Множество культур, соприкасаясь, впитывают в себя новое и тем обогащаются. Неподвижная культура – мёртвая культура. Но живая культура слагается творческим отношением, бережным и важным.

В развитии культуры достигается эволюция духа народа. А одним из замечательных качеств духа есть устойчивость. И эта устойчивость живёт в сердце человека.

Нужно подметить каждому народу главное уровень качества собственных вожделений и устремлений, знать цель судьбе. Запрещено дойти до цели, не зная её.

Сердце воспламеняет любовь к народу собственному, к собственной Отчизне. А любовь – это безжалостное чувство вечного долга. И это чувство укажет чёткий путь к цели, которая избрана народом.

Пускай эта цель только мечта, но в каждом громадном мечтании имеется часть исполнимости. Так как не напрасно гласит старая Восточная мудрость: «Мечта имеется иероглиф Вечности». Но в случае если народ на грани смерти, на грани вымирания, то Мечта — это сдвиг мысли.

Идея, возгораясь в сердце, взваливает на него Любовь, которая не всякому по плечу. Народ складывается из людей. Не в ожесточённом сердце вспыхивает Любовь: жестокосердие имеется мёртвосердие!

Но и в собственном народе не каждый поддержит вспыхнувшее сердце.

Чаще люди отбрасывают полностью всю идею, в случае если хотя бы одна частичка не отвечает их разумению.

Человек с горящим сердцем делается вождём. Он печётся не только о физическом здоровье народа, но он защищает крепость духовную. Он осознаёт необходимость свободы духовных убеждений.

Он собирает Рекомендации лиц умудренных, дабы свобода духовная не нарушалась, по причине того, что такая свобода имеется крылья народа. И тогда народ, подхвативший духовные устремления собственного вождя, уже не обособится от всей земли и от Космического Творчества, по причине того, что он осознает, что он, народ, имеется часть человечества, а человечество имеется творческий исполнитель Космической Воли.

Приняв в сердце идея о собственной космичности, народ не заберёт в будущее ничего лишнего из собственного прошлого. Но, не зная прошлого, не зная собственной истории, — как различить путь к цели?! И как по большому счету выяснить – цель развития народа?!

Много-много имеется вопросов: *Кто же мы – люди, народы, расы? *Кто мы – тубалары? *Куда, с чем и как идти в будущее? *От кого мы случились? *Кто на Земле отечественные родичи? *Где они живут? *Как говорят? *Во что наряжаются? *Кто их оберегает? *Что для них свято?

Само слово «туба» переводится – «человек». Но что такое – человек?! Это соединительное звено между духовностью (Всевышним) и материальностью (Почвой).

Создатель сборника выяснила, что в Коране, в Сурах 44 и 50 имеется упоминание о народе туба (Тоббы). Тубалары также туба (тубо, дуба, дубо)… Совпадение? А вдруг нет?

И само слово «Туба» в некоторых источниках арабского и тюркского мира переводится на русский как «Дерево, посаженное Всевышним на Седьмом Небе, и его ветви растут к Почва». Седьмое Небо — это Духовность. Не имела возможности же создатель пройти мимо для того чтобы объяснения, не заинтересоваться, не обратиться с просьбой о помощи к своим приятелям: Степану Степановичу Куроглу, врачу историкоэтнических наук Комратского и Кишинёвского Университетов; к доктору наук арабисту Национального Университета Анкары (Турция) Н. Д. Танасоглу, к Чингизу Хасановичу Гусейнову, писателю, профессору философии , доктору наук МГУ и в Университет Востоковедения в Москве.

Что они ответят? В то время, когда? В какой форме. Будущее продемонстрирует, но ожидать запрещено.

Нужно искать и обнаружить ответы на собственные вопросы самим!

Извлечения

=========================

Из «Живой Этики»

*Человек, не умали чего-то нужного насмешкой либо оскорблением.

*Что возможно холоднее замерзшего очага и мертвеннее замолкнувшего сердца?

*Любовь не может быть прошлым. Особенно, в случае если эта любовь к Отчизне.

*Зов Отчизны – явление реально существующее, не смотря на то, что оно и не измеряется отечественными земными мерами и тяжело понимается не испытавшими этого эмоции.

*Сравнение сознания разных племен даст неожиданные выводы. Возможно подметить, как потенциал мысли не зависит от внешней цивилизации. Так же возможно убедиться, что достаток не будет спутником мысли.

Леонид Павлович Потапов

«Очерки по истории алтайцев»

В то время, когда появились сёла:

1. Ынырга 1848 г.

2. Чемал 1850 г.

3. Бируля 1852 г.

4. Кебезень 1852 г. Школа в 1863г.

5. Ташта 1854 г.

6. Макарьевское 1854 г.

7. Ильинское 1854 г.

8. Паспаул 1858 г.

Как назывались сёла

В случае если в селе живет род, то село именовали по имени старшего в роду, а вдруг село складывалось из различных родов, то именовалось по заглавию рек либо ручьёв.

Что такое – сеок

Род — по-алтайски сеок, практически кость, костяк, база. У тубаларов сеоки происходят либо из пня либо из дерева либо из трещин «расселины в почве».

Как случился сеок Юз

Одна женщина из сеока Конгдош родила ребёнка, отца которого она назвать не желала. Ребёнку присвоили имя сеока матери, т.е. Конгдош.

От этого мальчика пошло потомство, которое, достигнув много человек, с согласия сеока Конгдоша, выделилось в особенный сеок, что назвали Юз «сто». У них первенствовалзайсан Чокон, что и отделился от сеока Конгдош.

Сеок Юз разросся в 5 сеоков: 1. Ча.

2. Тау-юзтар — «горные юз».

3. Сары-Юз — «жёлтые юз».

4. Шаманы Юз.

5. Саргайчы-Юз — «саранщики»

Сеок Кузен (Кузэн) разделился на три сеока.

О женитьбе

Алышпас: мужчины не смогут жениться на девушках собственного сеока, даже если они разбросаны по земле. Кузенная форма брака: возможно жениться на всех девушках из рода матери.

Отношения между родственниками

Брат матери: сын вычисляет дядю практически отцом. Дядя оказывает помощь племяннику, дарит подарки. Оказывает помощь больше всех собрать калыму.

В 7 лет стрижёт ему волосы.

Иеен: родственники племянника. Родственники-сородичи оказывают помощь платить калым, строить временное свадебное жилище молодоженов, а они же были и наследниками. Брак — дело всего рода.

Род

Бамчы — старший. Глава рода. Нет общинной собственности на средства производства. У сеока собственный фамильный всевышний.

Духи также делятся на сеоки.

У каждого сеока собственная гора для поклонения.

Распределение земель

Равнины рек делились между сеоками. У тубаларов конфликты, которые связаны с родовым пользованием охотничьими участками, разбирались зайсанами. Сеок Юз охотился по реке Кара-Кокша.

Сеок Кузен — по реке Бия «верховья, правый Телецкое озеро и берег». Его родовые тайги — Актыган, Солог, Яшку, Чокбок.

Социальные отношения

У тубаларов не было резкого разделения на классы. До момента окончательного подчинения северных алтайцев царской Россией, они платили ясак джунгарским «либо ойратским» феодалам.

Должностьпаштыка «старосты» была выборной. Он при голосовании делал вид, что весьма не желает этого, удирал, махал руками, но его ловили и касались руками. И он сказал: «Ну, хорошо, раз уж вы так весьма желаете, то я согласен».

У тубаларов пережитки родового строя сохранялись кроме того в области производственных взаимоотношений:

1. Родовые охотничьи угодья — собственность.

2. Родовой принцип в организации охотничьих артелей «по линии отца».

3. Уравнительное распределение продукта.

Административное деление и при русских было по родовым показателям, хоть и жили в них представители различных родов: Тигреш, Юз, Комдош («Кондош»), Кузен и т, д.

У тубаларов кроме того дети знали о родах в Алтайском крае. В роду все «КАРЫНДАШ» «единоутробный», не смотря на то, что члены рода имели возможность жить весьма разбросанно а также не имели между собою никаких связей.

Обычаи

При встрече незнакомого задавали вопросы родовое имя.

В годы отсутствия зверя в собственной родовой тайге, охотники шли в тайгу рода матери либо жены. На неспециализированную охоту на медведя приглашали дядю жены, матери (пережитки матриархата). Во время охоты нельзя ссориться, т.к. будет неудача: уйдет зверь.

Одежду шили из неотёсанной ткани без меха. При женитьбе платили калым (уже в 6 в.н.э.). Бедняки платили калым кожный покров оленей, корнями и маралами саранки, а богатые давали калым лошадьми. Калым считался в единицах «подо» либо «бодо».

В один «подо» входило: 1 долбленая лодка-долбленка, сеть из кандыря — «дикая конопля», длиною в три аршина (180 см.).

Либо: в одно «подо» входило: две палочки «куй» от груди до конца пальцев руки взрослого мужчины, на каковые нанизаны сушёные тушки сеноставок — «зверёк сынрган». Либо: берестяная коробка с колобками «токчок», приготовленными из толчёного кедрового ореха с талканом (толокном).

Вес: груз сможет поднять в заплечной ноше сидящий человек, поднимаясь с почвы на ноги, придерживаясь за топор, воткнутый в пень. Одно «подо» равняется одному решету табаку. Либо одному решету кандыка и сараны, и т.д.

Как договорятся.

Выпивали «присягу» т.е. выпивали из чаши, сделанной из черепа человека, если не виновен.

Зять добывает мясо родителям невесты, а после этого жены.

В приданое невесты входило: «кестын енчщи», складывающееся из мотыги-копалки «озуп», одежды, постели, посуды.

Покойников сжигали, останки их хоронили через год либо полгода. Тело, оставшееся по окончании сожжения, складывали в коробку и ставили в горах в недоступных для зверей месте либо привязывали высоко на дереве. А позже, по окончании полгода — хоронили в почве.

Шили одежду из завозных тканей: богатые брали камку, бязь, китайку, шёлк, оторачивая дорогим мехом (выдра, соболь, белка и т. д.), бедняки брали неотёсанную, недорогую ткань (холст), украшали изделия птичьими перьями.

Был натуральный обмен.

Дремали: зайсаны на белых постельных кошмах (войлоках), бедняки также на войлоках и на лапнике.

Жили: летом в аилах и шалашах, зимний период бедняки жилив аилах, а кто имел возможность, строили юрты. В то время, когда приехали русские, стали строить полуземлянки, избы, дома.

Занятия тубаларов

Умели плавить металлическую руду и делать:

1. Предметы быта: котлы, таганы, трубки, ножи, ковши, конские удила и т.д.

2.. Предметы охотничьего снаряжения и военного: панцири, шлемы, копья, сабли, наконечники к стрелам и т.д.

3.. Земледельческие орудия: мотыги – обыла.

Передвигались пешком, на лошадях, на охотничьих лыжах. У тубаларов не было летосчисления и календаря, но они имели возможность ориентироваться на местности и во времени по звёздам.

Охота

Облавная охота. Облавы на косуль и маралов проводились в осеннюю пору, в то время, когда они шли с Алтайского края на зимовку в верховья Абакана. Охотники-облавщики делились на загонщиков «агырчи» и стрелков-сторожей.

Облава происходила по следу либо по ходу их перемещения «сезонного хода».

Ранней весной охотники-тубалары устраивали по черыму (снежному насту) охоту, они замучивали животных преследованием. Довольно часто животных брали живьём.

Тешь — ловчие ямы: круглые (4 — 6 метров шириной и 3 — 4.5 метра глубиной) с острыми кольями из лиственниц (другие породы деревьев скоро сгнивали, были не надежны). Рыли ямы мотыгами «абылами», собирая почву в мешки, дабы унести и рассыпать подальше от ямы. Подбирали разрыхлённую почву древесными лопатами.

После этого яму заделывали весьма шепетильно и уходили до сезонного хода животных, дабы выветрился дух человека, и следы работ скрылись под листвой и хвоёй. Такие ямы до сих пор имеется на реке Ложа (приток реки Кара-Кокша), в верховьях реки Иши, р. Куюма. Делали засеки и в них загоняли животных.

Устраивали загороди: громадные сооружения, каковые преграждали путь простого сезонного хода копытного зверя. В загородях устанавливались проходы, где ставили петли и настораживали самострелы.

Охота луками: луки делались простые и сложные, но луков было мало, частично по причине того, что это было неудобное в густой тайге оружие, частично оттого, что оно было дорогим, и имели возможность луками пользоваться самые ловкие охотники (искусные). Охотники просили всевышних оказать помощь в охоте, и принесли свои извинения, у зверей, в то время, когда убивали: «Мы имеется желаем…».

Происхождение северных племён алтайцев (тубаларов, шорцев, челканцев, кумандинцев)

Наименование тубаларов случилось от слова туба либо дубо: это одно да и то же. О тубаларах нет сведений в источниках о населении районов черневой тайги. Радлов говорит, что тубалары случились в следствии жителей древних и смешения тюрков уйгурского ханства: ненцы, селькупы, ханты, манси. У них неспециализированная база языка. Тубалары отуреченные остяки, кеты и самоеды.

Алтай — прародина всех тюрков по большому счету.

Тубалары, динлины, антропологически имеют европеидные показатели (уральская несколько), светлоглазые, светловолосые,— это динлинский этнический компонент.

Кому подчинялись тубалары

В ХIII веке, по окончании завоевания Алтайского края Чингисханом, южные алтайцы попали под власть монголов и частично ассимилировались с этим народом. Тубалары ушли в тайгу и не вступали в битвы. Но после этого Алтай вошёл в Улус сына Чингисхана Джучи, и неспешно тубаларов объясачили.

Дань платили соболями и белками. В XYII веке тубалары стали данниками Алтын-ханов. В XYIII веке — они данники Джунгарии.

В первой же четверти XYIII века стали русскими подданными.

Налоги в русскую казну

Ясак, подушная подать, губернский земский собор, церковный сбор, кабальные сделки с русскими торговцами. Тубалары для русских были неясачные до 1627-1629г. И ясак не платили и бились в битвах с казаками, но перевес был на стороне казаков.

Саракокшинские тубалары платили ясак русским по 2-3 соболя, по котлу и по тагану металлическому с человека в год. Эквивалентом пушного обращения был сперва лишь соболь, а позже и другие дорогие меха.

Тубалары двоеданцы, они платили ясак России соболями, а джунгарам по железному тагану и котлу с человека (южские, кергежские и комляжские).

У тубаларов (и по большому счету у северных алтайцев) управление было такое:

1. Старейшины «байты» либо «башлык».

2. Зайсаны. Власть зайсанов передавалась по наследству.

Сеоки: Юз, Комдош, Тиргеш, Кузен, Челей, Калар, Карга, и т.д.

Повинности русской власти: 1. прокладка и Исправление дорог.

2. Тушение пожаров.

3. Поставка лошадей для ямской гоньбы.

4. Заготовка дров для школ и церквей.

Расселение тубаларов.

К 80-м годам 19 века расселены были так:

1.. Население Юдской волости жило в селениях: Улала, Сайдыс, Чемал, Ынырга и разбросано по рекам Учак-Иша и Ынырга,

2. Население Комляжской (либо Кондожской) волости жило в селениях: Кебезень, Ынырга, Паспаул, Чепош, Ильинское, Ерехалка и было разбросано по рекам Ише, Кузя, Тулон, и по берегам Телецкого озера.

3. Население Кергежской волости жило в селениях: Ынырга, Кебезень, Балыкса, и было разбросано по рекам: Тулой, Пыжа, Сары-Кокша, Эдеган, и по берегам Телецкого озера.

4. Население Кузенской волости жило в селениях: Ынырга, Паспаул, и по рекам Иша, Сары-Кокша.

Тубалары расселились выше от кумандинцев по р. Бии и ее некоторым левым притокам, впредь до половины Телецкого озера.

С первой половины 18 века русские дробили почвы по родовому различию: волости Кузнецкие, Комляжские, Тергешские (Кергежские либо Кергешские), Южские. В атласе Йемена Ремезова они были уже в 1701 году. Южская волость в первый раз упомянута в 1745 году.

Она размешалась по реке Сары-Кокша.

Левый приток Бии. Кузнецкая волость пребывала по соседству с Кумандинской, выше по реке Бия. Еще выше по реке Бии была Комляжская волость.

У самых истоков Бии, по обоим берегам Телецкого озера, до его половины, гранича с телесами, пребывала Кергежская волость.

По рекам Майме, по Ише и между ними, и по правому берегу Катуни жили (кочевали) Тау-телеуты.

Дубо (тубо) — разделялось на три аймака со своим главой.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся: