Период охоты и собирательства («дикость», первобытное общество, предистория) – 100 тыс. лет – 10 тыс. лет до н.э

Аграрный период истории («варварство», эра классических обществ) – 10 тыс. лет до н.э.- XVI н.э.

Индустриальная (промышленная, торгово-промышленная, рыночная) цивилизация – XVII – XVIII вв. до второй половины XX в.

Постиндустриальная, информационная цивилизация – кон. XX- нач. XXI вв. до ???

Напоследок принципиально важно выделить, что и общецивилизационный, и локально-цивилизационный подходы к изучению истории не отрицают хронологический и формационный подходы, а включают их в качестве конкретных методик. Применение той либо другой методологии в современной исторической науке зависит от конкретной темы изучения.

Методические советы для студентов при подготовке к семинарскому занятию по теме «История как наука».

Замысел:

1.История как наука. Структура исторического знания.

2.Главные этапы развития науки. Место истории в совокупности наук.

3.Методика истории.

Необходимая литература:

1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. 2-е изд. – М.: Проспект, 2013. – С.3-6.

2. Яковец Ю. История цивилизаций. Учебное издание. – М.: Владар, 1997. – С. 28-40, 53-70, 102-107.

3. Островский А.В. История цивилизаций. Учебник. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2006.Период охоты и собирательства («дикость», первобытное общество, предистория) – 100 тыс. лет – 10 тыс. лет до н.э С.8-14.

4. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. – СПб: Питер, 2012. С. 8-11

5. Петрова И.А., Петров А.В. История развития естествознания. // Вестник ВМА, т.55. вып. 5. – Сталинград, 1999. – С. 204-207.

Дополнительная литература:

1. Марк Блок. Апология истории либо ремесло историка. – М.: Оникс, 2012. – С. 9-27.

2. К. Маркс, Ф. Энгельс. Манифест компартии. Любое издание.

3. А. Дж. Тойнби. Постижение истории. – М.: Айрис-пресс, 2010. – С. 14-42.

4. Нарочницкая Н. русский и Россия во всемирной истории. Гл.1, разд.1. – М.: «Интернациональные отношения», 2010. – С. 9-20.

5. Петрова И.А. История как наука/ Вводные лекции учёных ВолГМУ/ Под ред. Академика РАМН В.И.

Петрова. – Сталинград: Изд-во ВолГМУ, 2010. С. 125-132.

6. Ковальченко И.Д. Способы исторического изучения М., 1987, с. 169-180

Терминологический словарь:

История, историческая наука, исторический процесс, исторический источник, хронология, периодизация, методика, исторические способы познания, публично-экономическая формация, прогресс, регресс, цивилизация, цивилизационный подход к периодизации истории.

Методические советы

Подготовку к первому семинарскому занятию рекомендуется начать с краткого ознакомления с имеющейся учебной литературой. Сравните книжки, просмотрев оглавление. Чем они отличаются? Как они совпадают с программой изучаемого курса?

Какие конкретно разделы в них представлены, и какие конкретно неприятности курса фактически отсутствуют? Просмотрите конспект первой лекции.

Какие конкретно вопросы замысла семинара совпадают с вопросами, рассмотренными на лекции? Какие конкретно вопросы покинуты на Вашу независимую подготовку?

Затем возможно приступать к подготовке первого вопросаплана семинара.

В первую очередь, на базе долгого изучения истории в школе и прослушанной лекции постарайтесь самостоятельно сформулировать определение истории как науки. Сейчас обратитесь к конспекту лекции и удостоверьтесь в надежности себя. Имеется ли серьёзные моменты, каковые, на Ваш взор, потерял лектор.

Прочтите указанные страницы книжки под ред. А.С. Орлова. Выделите чёрта видов исторических источников.

В тетради для семинарских занятий по истории поделите первую страницу на две примерно равные части.

В первой попытайтесь записать замысел ответа на вопрос: «История как наука». Вторая добрая половина остается чистой для ваших записей на протяжении семинарского занятия.

Затем возможно перейти к разбору вопроса о структуре исторического знания. взглянуть на схему «структура исторического знания», данную Вам на лекции. Прочтите 26-27 стр. книжки Ю.В.

Яковца. Отыщите отличия в схеме и этой схеме, данной в лекции. Попытайтесь отыскать линии связи исторической науки с этими естественными науками, как биология и химия, и с гуманитарными науками (к примеру: филология, философия, социология) и с правильными науками (алгебра, геометрия).

Просмотрите первые страницы работы Яковца. Дополните собственный замысел ответа по вопросу: «История как наука».

Подготовку по второму вопросу целесообразно сократить материалами лекции и базисных школьных знаний по истории развития разных наук. Проанализируйте схему, данную на лекции — «Развитие науки». Отыскать в памяти материал лекции вам окажет помощь статья И. Петровой. Разберитесь в следующих моментах:

  • что мы подразумеваем под термином наука?
  • можем ли мы сказать о происхождении науки и образования в первобытном обществе?
  • с какого именно времени мы начинаем историю науки?
  • какие конкретно главные этапы в развитии науки мы можем выделить?
  • как изменялась структура научного знания во время дифференцированной науки?
  • каково место медицинских наук в данной структуре?
  • современные тенденции в развитии науки.

Особенное внимание нужно обратить на этапы развития исторического знания. Поразмыслите, как уровень развития исторической науки отражал уровень развития научного знания в целом? Вспомните известных Вам русских историков (Н.Карамзин, С.Соловьев, В.Ключевский).

К какому этапу развития исторической науки относилась их деятельность. По данным лекции выясните, с творчеством каких историков связан прогресс исторической науки (направляться, Августин, Н. Макиавелли, Дж.

Вико и др.) Занимательные материалы возможно обнаружитьсайтах www.sci.aha.ru, www. examen.ru.

Третий вопрос есть, с одной стороны, итогом двух прошлых, а с другой — его изучение дает базу для современного осмысления всего курса истории. Возвратитесь к разработанному замыслу ответа на первый вопрос. Еще раз вспомните определение истории как науки. Из второго вопроса выделите главные этапы развития истории.

Сейчас попытайтесь выяснить, что разрешает нам выделять эти этапы.

Как изменялась историческая наука?

Из материалов лекции сформулируйте определение хронологического, формационного и цивилизационного подходов.

Для более глубокого понимания данных вопросов прочтите материалы, указанные в разделе историографических источников данного замысла семинара. Сопоставьте и выявите неспециализированное и хорошее в существующих методологических подходах к периодизации истории.

Хрестоматийный материал

Прохождение игры Far Cry Primal (PS4) часть 1 — 10 000 лет до н.э.


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: