Петровский фискалитет как первый институт государственного финансового контроля

Прежде, чем разглядывать обстоятельства происхождения и предпринимать попытки чёрта изюминок функционирования российского фискалитета, направляться подчернуть, что частенько в качестве первого университета национального денежного контроля разглядывают т.н. «Громадную казну» – орган, сходный по своим функциям с английской Палатой шахматной доски [13], в ведении которого пребывали обеспечение и учёт поступления национальных доходов. Но, внимательное изучение отрывочных сведений из истории Громадной казны, появившейся, возможно при Иване III, но, как и изучение работы Счётного приказа, образованного в 1655 г., разрешает сделать вывод о превалировании в деятельности указанных органов учётной, а не контрольной функции (в их функционал входили «царёвы счетные и сыскные и описные дела» [14]).

Что же касается органа, что с полным правом возможно назван органом национального аудита, то его происхождение направляться датировать 1711 г., в то время, когда в составе созданного Сената была создана Ревизион-коллегия, осуществлявшая только функции денежного контроля. Обеспечению действенной реализации функций Ревизион-коллегии должна была содействовать деятельность организованного в данный же период университета фискалитета.

Исторические изучения [15, 16, 17] разрешают утверждать, что фискалитет в России был создан Указами Петра I от 2 и 5 марта 1711 г., а первые упоминания фискалов видятся в документах, датируемых 1710 г.Петровский фискалитет как первый институт государственного финансового контроля Согласно данным к.и.н. А.Д. Паутова, правитель лично назначил в 1711 г. начальником фискалитета – первым обер-фискалом – старшего дьяка Преображенского приказа Якова Былинского.

Кое-какие эксперты, например, Э.М.

Аминова, показывают на то, что с самого момента создания иерархию фискальной работы возглавлял генерал-фискал, назначавшийся лично правителем, «…чтобы никто от работы не ухоранивался и другого худа не чинил» [14]. Но, более правильной представляется позиция А.Д. Паутова, отмечающего в [17], что Пётр I только в 1723 г. распорядился выбрать главу фискалитета в чине генерал-фискала.

Так, до 1723 г., в то время, когда генерал-фискалом был назначен полковник А.А. Мякинин, фискалитет возглавлял первый обер-фискал, в подчинении которого пребывали назначавшиеся Сенатом обер-фискалы, перед которыми несли ответственность провинциал-фискалы (на уровне губерний), руководившие городовыми фискалами, деятельность которых охватывала поселения и отдельные города.

Нужно подчернуть, что на начальной стадии собственного функционирования фискалитет имел очень размытые функции и нечёткую организационную структуру, о чём свидетельствует видное обращение в 1711 г. в Сенат (за разъяснениями по десяти пунктам) первого обер-фискала Я. Былинского, посланного Петром I в отставку практически сразу после этого обращения, не повлекшего за собой задач и конкретизации функций фискалитета. Преемник Я. Былинского на должности первого обер-фискала – стольник М.В. Желябужский – не будучи обузой Сенат жалобами и обращениями, самостоятельно совершил во время 1711-1713 гг. большую работу по уточнению функций и укомплектованию штата Фискальской канцелярии.

К тому же, в указанный период в разных ведомствах и на разных уровнях шло изучение зарубежного опыта организации фискальной работы и подготавливались законы, направленные на совершенствование организационных, правовых и методических качеств функционирования университета фискалитета.

Примечательно, что по одной из предположений, разделяемой многими историками российского права [18], на решение вопроса об учреждении фискалитета огромное влияние оказал высококлассный германский юрист Генрих фон Гюйссен, занявший в 1702 г. по приглашению русского правительства должность аудитора (!) и военного консультанта, а потом ставший ассистентом воспитателя царевича Алексея (при А.Д. Меншикове), личным историографом Петра I и одним из первых российских законодателей.

В числе законопроектов, вышедших из-под пера фон Гюйссена в 1713 г., был документ с заглавием «Проект одной страны, очень нуждающейся в фискал-коллегии» (Project eines dem lande zehr nutzlichen Fiscal-collegii). Многие из положений этого документа, равно как и положений закона от 23 октября 1713 г., лично написанного Петром I, создали базу для конкретизации правового статуса университета фискалов в именном Указе от 17 марта 1714 г. «О фискалах и о их должности и действии», которым был чётко выяснен состав фискальной работы, предмет её ведения, и в первый раз были достаточно полно охарактеризованы ответственность фискалов, порядок ведения дел и совокупность оплаты выполнения служебных обязанностей.

Главным нюансом Указа «О фискалах…» было определение предмета ведения фискалитета как «взыскание всех безгласных (т.е. относящихся к категории скрытой преступности) дел», к числу которых, первым делом, относились «кража казны и всякие взятки и другое, что во вреду национальному интересу возможно, какова б оное имяни ни было» [15].

Практически, с этого момента началось развитие методики, и процедурных и методических баз фискальной работы, в природе которых усматривается множество линия, родственных современному аудиту денежной отчётности. Представляется целесообразной попытка распознать и охарактеризовать эти «неслучайные черты» на примере одного из известных исторических прецедентов XVIII века, приобретшего известность как «дело князя М.П. Гагарина».

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: