Пилоты остаются наземле: дроны

    Global Hawk Наследник легендарного высотного разведчика U-2, данный БПЛА поражает собственными размерами. Размах крыльев больше, чем у Boeing-737.
    Raven Военный разведчик, чье наименование переводится как «ворон», запускается прямо с руки, а носят его в походном ранце.
    RQ-170 Sentinel Hовейший тайный разведывательный БПЛА, выстроенный по схеме «летающее крыло» и по разработке «стелс».
    MQ-8 Fire Scout Беспилотный морской вертолет. Сконструирован для разведки, но в будущем вероятно придание машине ударных функций.
    Российский комплекс БПЛА Иркут-850 Рекомендован для разведывательно-транспортировочных целей. Комплекс складывается из двух опционально пилотируемых мотопланеров Stemme S-10VT, наземной совокупности управления исредств техобслуживания.
    Дозаправка БПЛА в воздухе С целью дальности полёта и повышения автономности разведывательных БПЛА отрабатываются разработке дозаправки аппаратов в воздухе. Дозаправка может осуществляться как с пилотируемого ЛА, так и с другого «беспилотника».
    На снимке один также«делится» горючим с другим.
    Операторы, трудящиеся с видеоинформацией, поступающей в настоящем времени с борта БПЛА, практически захлебываются в потоках поступающих видеокадров, в которых необходимо скоро разобраться, выяснить необходимое, решить, а после этого его выполнить. Обстановка осложняется тем, что часто в качестве цели выступают живые люди.

Пилоты остаются наземле: дроны

Тема беспилотных летательных аппаратов не сходит со страниц прессы. Практически ежедневно БПЛА упоминаются в информационных сводках из тёплых точек — от Ливии, где сравнительно не так давно был сбит беспилотный вертолет, до Афганистана, где ударный Predator «дружественным огнем» поразил двух американских воинов

Разумеется, что беспилотная авиация будет играться все более ключевую роль в военной, разведывательной и научно-исследовательской областях. Сегодняшние беспилотные совокупности — продукт кооперации высокотехнологичных отраслей, и современному БПЛА мало быть летательным аппаратом с хорошей аэродинамикой и оптимальными летными качествами. Во-первых, «беспилотник» должен быть включенным в совокупность UAS (Unmanned Aerial System) и функционировать вместе с нею в качестве аккуратного звена.

Во-вторых, уже вместе с UAS его нужно интегрировать в глобальное сетевое информационно-управляющее пространство С4I (управление-контроль-связь-разведка) в качестве, как сейчас принято сказать, интероперабельного участника ее инфосферы. Еще одна неприятность связана с тем, что по мере развития флота БПЛА этим аппаратам нужно будет получать разрешение летать в неразделенном воздушном пространстве вместе с другими ЛА, выполняя все правила безопасности полетов и не создавая потенциальных угроз воздушному перемещению.

Наконец, беспилотные совокупности требуют высокой квалификации операторов станций управления. Сейчас, кроме качественного исполнения технических задач, от персонала станций требуется обращать внимание на гуманитарную сторону собственной миссии — так как обычно от принятых за пультом ответов зависят человеческие судьбы.

Ближневосточная премьера

Первый боевой беспилотник современного вида IAI Scout (Oriole) был продемонстрирован Израилем на авиасалоне в Ле-Бурже во второй половине 70-ых годов двадцатого века. В 1982-м, в операции в Ливане против сирийских армий, Израиль посредством собственных «Скаутов» дезорганизовал совокупность ПВО, которую после этого «прикончили» израильские штурмовики. Взяв превосходство в воздухе, Израиль довел конфликт до победы.

Теперешний фаворит по части беспилотных дронов — США — без шуток взялся за дело лишь в середине 1990-х.

Сейчас в Соединенных Штатах данной теме уделяется приоритетное внимание — в 2010 году в том месте выделено $5,4 млрд на разработку, эксплуатацию и закупку беспилотной техники, что в два раза больше, чем было затрачено в течение всех 1990-х. Важным соперником США остается Израиль, что создаёт весьма хорошие UAV, пользующиеся неизменным спросом во многих государствах, включая Россию.

Они планируют в своры

В динамично развивающейся сфере создания и разработки беспилотных совокупностей возможно выделить самые перспективные направления. В первую очередь необходимо подчеркнуть переход на применение беспилотных платформ многофункционального назначения в качестве, к примеру, разведывательно-ударных UAV, вооруженных точным оружием и действующих по принципу «сам разведал, сам поразил собственным оружием».

Причем возможно сказать о наметившемся перемещении в сторону применения вооруженных UAV легкого и мини-класса, более недорогих и эргономичных в применении, а также в составе группы («своры»). В рамках данной задачи форсируются программы разработки точных бомб и ракет малых калибров — от 1,5 до тридцати килограмм — для оружия легких UAV со взлетным весом 200−450 кг, не талантливых «принимать» оружие типа ракет Hellfire (вес 50 кг) и бомб GBU-12 (250 кг), которыми вооружены средне-тяжелые UAV Predator-IA (взлетный вес около 1000 кг) и Reaper (взлетный вес 4500 кг).

Еще одно направление — разработка на базе легких UAV невозвращаемых барражирующих снарядов (как пример возможно привести израильский Harop), действующих по принципу «выслеживаю и обнаруживаю собственную цель, а после этого по команде оператора пикирую на нее». Кроме этого существуют проекты размещения на БПЛА оружия нелетального действия для вывода из строя «кибернетических» совокупностей соперника (без нанесения ущерба людям) в виде так называемых E-bomb, генерирующих замечательное электромагнитное излучение при подрыве заряда, и бортовых микроволновых пушек.

Сейчас приобретает распространение разработка опционально-пилотируемых аппаратов OPV (Optionally Piloted Vehicles), талантливых летать как в бесплотном, так и в пилотируемом вариантах. Они строятся на базе сертифицированных легких ЛА, что разрешает более проблему включения этих «полубеспилотников» в неразделенное воздушное пространство и выполнять в нем более свободные тренировочные и демонстрационные полеты.

Особенное внимание уделяется изучению неприятностей «интеллектуальных» групп («свор») UAV, распознанных на протяжении демонстраций управления группой в полете, и реализации преимуществ распределенной структуры беспилотной группировки для более действенного планирования проведения и полётного задания боевых операций. На данный момент распространение приобретает согласительный стандарт STANAG4586, регламентирующий сотрудничество оператора с единичными БПЛА и с группой БПЛА на всех уровнях операционной совместимости. Стандарт определяет архитектуру, интерфейсы, коммуникационные протоколы, элементы данных и форматы сообщений, используемых в управлении аппаратами и во сотрудничестве между ними.

Еще одно новшество — демонстрационные полеты с автоматической дозаправкой БПЛА от пилотируемого танкера либо танкера-беспилотника.

с далека известный

Не просто так термин UAV (БПЛА) Сейчас все чаще заменяется понятием беспилотной совокупности воздушного базирования (UAS), которое более совершенно верно отражает содержание сложных автоматизированных комплексов, которые связаны с эксплуатацией «беспилотников». Беспилотная авиационная совокупность UAS — это инфраструктура в виде стартовых площадок, ВПП, возвращения и систем запуска «беспилотника», аэродромные команды, средства обеспечения самих UAV, станции управления с командой квалифицированных операторов.

UAS применяют две концепции работы с UAV: в удаленном на многие километры от территорий полетов UAV режиме и в режиме с размещением стартовых площадок и станций управления фактически рядом с местом проведения беспилотных операций. Удаленное управление осуществляется при проведении долгосрочных стратегических операций и/либо весьма важных разведывательно-ударных. Как пример возможно привести управление высотным стратегическим разведчиком Global Hawk, и операции по ликвидации и выслеживанию начальников «Талибан» и «Аль-Каиды» с применением средне-тяжелых вооруженных разведывательно-ударных UAV Predator и Reaper.

Для решения задач удаленного управления употребляются два типа станций. Первая находится неподалеку от места событий и решает чисто пилотажные задачи: обеспечение взлета, комплект высоты, выход на заданный курс, посадка и возвращение.

Этим занимаются операторы-пилоты — в большинстве случаев, из бывших летчиков. «Неподалеку от места событий» в этом случае свидетельствует, что UAV дислоцируются на базах около границ, к примеру Афганистана и Ирака, либо, к примеру, в Саудовской Аравии, перелет из которой для достаточно дальнобойных Predator и Reaper не воображает особенных неприятностей. Вторая станция, управляющая всей целевой операцией «беспилотников» по спутниковым каналам, находится на территории США на удалении более 15000 км, к примеру, на авиабазе ВВС Соеденненых Штатов Крич в Неваде.

Операторы-расшифровщики, операторы-аналитики, операторы-навигаторы создают детальный анализ приобретаемой с борта БПЛА видеоинформации, вносят нужные коррективы в движение операции, принимают необходимые ответы и дают отмашку дрону на их выполнение. Эти эксперты применяют помощь экспертных совокупностей, совокупностей компьютерного зрения, автоматического распознавания целей, а сейчас еще и технологии спортивных каналов, разрешающие в толчее событий отыскать тот самый необходимый и впечатляющий ракурс.

В задачах управления «беспилотниками», участвующими в военных операциях оперативно-тактического замысла, используются мобильные наземные станции, оборудованные видеотерминалом. Станция находится неподалеку от стартовых площадок и от места проведения операции. В Соединенных Штатах решено унифицировать мобильные станции, дабы они имели возможность трудиться с различными типами UAV.

Легкие армейские UAV для маленьких подразделений (несколько, взвод) управляются посредством портативной аппаратуры.

«Беспилотники» в сетях

XXI век начал интенсивное внедрениеглобальной информационно-управляющей совокупности на базе разработок, снабжающих ведение военных действий (NCW, Network-centric warefare), без чего уже делается немыслимым развитие всех видов авиации и беспилотной а также. Разработка NCW включает объединенную совокупность связи, руководства, разведки, управления, анализа и обработки информации C4I, и совокупность мероприятий ведения «информационных войн».

Дабы быть включенными в C4I, беспилотные авиационные совокупности оборудуются линиями передачи данных (ЛПД) по разработке коллективного обмена. Информационная помощь операций обеспечивается внешними источниками в виде самолетов AWACS, ретрансляторов, радиотехнической разведки, и разведывательных систем и спутниковых связных. Это должно обеспечить нужную ситуационную осведомленность операторов и организовать операционную совместимость со всеми участниками операции.

На UAV легкого и мини-класса устанавливаются ЛПД в основном в миниатюризированном выполнении.

Право на небо

Беспилотники так же, как и прежде испытываютдавление работ УВД и обеспечения воздушной безопасности, и ИКАО, EASA, EUROCONTROL, Глобальной ассоциации диспетчеров и др. Представители этих организаций уверены в том, что «беспилотник» может пребывать в неразделенном воздушном пространстве, другими словами летать в нем вместе с другими ЛА, лишь если он по собственному поведению будет неотличим от пилотируемых аппаратов и не создаст потенциальной опасности столкновений в воздухе.

Для этого на борту UAV требуется иметь независимую совокупность, которая, действуя подобно пилоту ВС, будет самостоятельно оценивать воздушную обстановку, обнаруживать страшные объекты и выполнять маневры уклонения в автоматическом режиме. Надежность таковой бортовой совокупности — нужное условие для решения проблемы сертификации БПЛА и их допуска к полетам в мировом воздушном пространстве. Эта совокупность реализует принцип «ощущаю и уклоняюсь» (Sense and Avoid) и носит название SAA.

В соответствии с американским замыслам, совокупности SAA начнут устанавливаться на всех американских UAV начиная с 2012 года. Сенсорами совокупности SAA помогают малогабаритные РЛС-совокупности, камеры круглосуточного действия, а будут еще и новейшие векторные звуковые датчики, выполненные в миниатюрной конструкции по разработке MEMS, что делает эргономичным их размещение на самых легких «беспилотниках». Совокупности SAA уже испытаны и проходят демонстрацию в настоящих полетах.

Количество производства

По широте ассортимента и объёмам производства БПЛА лидируют со собственными 32,5% США, в тройке фаворитов Израиль (12,6%), после этого идут Англия (5,6%) и Российская Федерация (5,5%). Количество мирового рынка беспилотников в 2009 году составил $4,4 млрд, а его рост к 2016-му прогнозируется на уровне $5,2−5,4 млрд.

Самые-самые беспилотные самолеты

Cамый дальнобойный: стратегический, тяжелый высотный разведчик Global Hawk. Способен за день осмотреть более 100 000 км?, летая на высоте 18−20 км

Cамые применяемые: вооруженные разведывательно-ударные беспилотники Predator-А, Reaper, за котoрыми вот-вот последует новейшая модель из этого семейства — реактивный Avenger с бомбами и ракетами во внутренних отсеках

Cамый незаметный: UAV X-47B палубного базирования в виде «летающего крыла» по разработке «стелс». Находится на стадии опробований, с палубы начнет летать в 2014 году

Cамый тайный: UAV RQ-170 также в виде летающего крыла и, как говорят, вооружен микроволновой пушкой

Самый массовый: военный разведчик Raven, запускаемый рукой

Самый новый: миниатюрный gMAV переносится воином в портфеле, может летать около часа и заниматься разведкой на дистанции до 1000 м, взлетает и садится вертикально

Самые-самые беспилотные вертолеты

Cамый «любимый» в ВМС США: палубный вертолет Firescout для точного наведения и разведки ударных самолетов. Находится в небе до 8 часов, летает на 200 км, весит 1,5 т; его готовят к оружию управляемыми ракетами

Cамый многофункциональный: морской вертолет Hummingbird, весом 3 т для ведения разведки, доставки грузов, нанесения ударов ракетами Hellfire; имеет «самолетную» дальность полета, возможно в воздухе до 8 часов

Cамый модернизированный: морской вертолет Little Bird для нанесения ударов и задач разведки, создан на базе серийного АН-6

Cамый «неамериканский»: австрийский Camcopter S-100 весом 200 кг для нанесения ударов и ведения разведки, возможно вооружен легкой многофункциональной ракетой

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№106, август 2011).

Один день работы водителем Убер как пример. Будни, вторник и 16,5 часов работы.


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Как уничтожить беспилотник

    Крошка Black Hornet Nano от норвежской компании Prox Dynamics — в действительности важный аппарат, помогавший английским воинам в Афганистане заглядывать…

  • Оставаться в счастливом не ведении. 10 страница

    Ева Января 2001 г. Дорогой Франклин, Назови это новогодним зароком, потому, что годами я пробовала сообщить тебе: я ненавидела тот дом. Я возненавидела…

  • Правила воздушного движения

    В авиации действует совокупность приоритетов. В соответствии с данной совокупности, моторные летательные аппараты (ЛА) уступают безмоторным. В классе…

  • Оставаться в счастливом не ведении. 14 страница

    Я уцепилась за старую историю. — не забываешь собственный водяной пистолет? Кевин пожал плечами. — не забываешь, мамочка вспылила и растоптала его, и он…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: