Он натянул же было тугой лук,
Накладыват он стрелочку каленую,
Желает стрелить белую лебедушку…
(Гилъф.стб. 51)
Испроговорила лебедушка:
—Ай Михайла Потык сын Иванович!
Не стреляй-ко ты же белой лебедушки.
Я имеется же нонь не белая лебедушка,
Имеется же я да красна женщина,
Марья лебедь белая да королевична,
Королевична да я подолянка.
(В том месте же)
Лебедь предлагает себя Михайле «во замужество»: в Киеве «примем мы с тобою по злату венцу» и станем век «коротать».
В свое время мы показывали, что в народной речи метафора «белая лебедь» свидетельствует женщину, молодую даму. Добавим, что в свадебных песнях белая лебедь — неизменное иносказание невесты. В былине свадебное иносказание и речевая метафора персонифицированы — показалась героиня, и с ней связано развитие всего сюжетного действия.
Отметим кроме этого, что и обстановка — охота на лебедь — вышла из привычного обозначения сватовства в свадебной речи. При переводе речевого иносказания в сюжетообразующий момент происходит потеря чисто ясных особенностей тропа — их место
заступают изобразительные. Было бы неточностью считать, что былинное изображение остается прошлым речевым ясным средством. Былинный сюжет не иносказание.
Троп переходит в сюжетное воздействие полностью, без остатка, но удерживает от речевого словоупотребления эмоционально-оценочный тон.
Патетика красивого, характерная тропу «лебедь белая», сохраняется в сюжете, в чёрте действующего лица и ситуации. Сказители это осознавали — не просто так лебедь в варианте сборника Кирши Данилова предстает во всем блеске свадебного костюма:
Она через перо была вся золота,
А головушка у ней увивана красным золотом
И скатным земчугом усажена.
(Кирша Данилов. С. 149)28
Былинный рассказ сочетает эмоциональную окраску тропа со особенностями сюжетности.
Второй пример перевода речевых ясных средств в сюжетообразующий момент возможно усмотрен в былине о Соловье Будимировиче. Уже в зачине рассказ о приплытии судов в Киев навеян свадебным иносказанием. Им же вдохновлен и рассказ об уплытии судов со забранной невестой.
Напомним о особенностях свадебных песен. В согласии с собственной обрядово-бытовой логикой песни сперва говорят о постройке корабля. Так поется:
Как со вечера родна матушка
Нов корабль она строила,
Как со полуночи матушка
Нов корабль она грузила,
На восхожем красном солнышке
Нов корабль спускала.
Поется, что мать остается на берегу, а дочь уплывает — и уже нет ничего, что может остановить корабля. Невеста была бы и счастлива хотя бы на время остановить бег корабля, но
Корабельщики не стоят,
Уключинки прирасходилися,
Веселышки приразмахалися29.
Образ судов — постоянный в свадебной лирике. Говорилось и о светло синий море, которое «разлилось, разлелеялось» перед невестиным домом. На судах — приданое невесты:
Унесло, улелеяло
Со двора три корабличка,
Три корабля, гружоные,
Уж как первой корабличек
С сундуками, с укладками,
А второй-то корабличек
Со периной пуховою,
Уж как третей корабличек
Со душой красной женщиной…30
Разумеется, что сюжет былины о сватовстве Соловья Будимировича к племяннице князя Владимира вобрал в себя привычную свадебную иносказательность. Былинное сватовство, его отъезд и ход невесты из Киева сопрягаются с приплытием судов: рассказывается об их снаряжении, позже о подарках при сватовстве, о получении согласия и об уплытии судов с невестой.
К приведенным свадебным песням возможно добавить весьма близкую былине по типу образности пермскую песню — величание «тысяцкому», главному распорядителю на свадьбе. Он назван «торговым гостем» и вечно богат: у него «живота» (достатка, богатства) — «судами», в сундуках «парчей, штофей — косяками, куниц, соболей — сороками»31. Былинный Соловей Будимирович — также «богатый гость» и щедр:
И подносит князю собственный дороги подарочки:
Сорок сороков тёмных соболей,
Второе сорок бурнастых лисиц;
Удивительные статьи:
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Определяющим тут сделано уже знакомое нам повторение в конце стихов родных по звучанию слов: повыстенул, повывернул, а последний стих «Снял он хомутики с…
-
Солнце и богиня весенних гроз 5 страница
Так как вихрям и тучам, наровне с божественным, придавался и демонический темперамент, то заклятия на любовь обращаются время от времени к нечистой силе….
-
Об историзме фольклора и методах его изучения
На данный момент вряд ли необходимо очень обосновывать, что всякое мастерство, а также фольклор, восходит к исторической действительности и отражает ее и…
-
Список книг для чтения детям разных возрастов 3 страница
«Из почвы. Сокровища – это всё, что утратил и чем пренебрёг человек: пропавшая бесплатно минутка – сапфир; кинутый кусок хлеба – сверкающий жемчуг; сила,…