Плохой банк — плохая идея для украины

Особенности взаимоотношений Украины и Мирового банка
Сравнительно не так давно Мировой банк выделил Украине $400 млн. на развитие финсектора. Директор украинского офиса ВБ Мартин Райзер говорит о том, в то время, когда Нацбанк введет временные администрации в банки, каковые не смогут выдержать норматив адекватности капитала, и растолковывает, из-за чего ВБ может отказать Украине в выделении второй части кредита.
Вопрос: Прошел год по окончании банкротства Lehman Brothers, которое ознаменовало начало острой фазы кризиса и начало кризиса в Украине. Как вы думаете, ожидает ли нас вторая волна финансового кризиса в Украине и мире?
Ответ: Обстановка в стране, как и прежде, будет без шуток зависеть от того, что будет происходить в мире. Последние сигналы, каковые подает мировая экономика, говорят о том, что обстановка улучшается и рынки восстанавливаются.
Непременно, в случае если эта тенденция будет устойчивой, это окажет хорошее влияние и на обстановку в Украине. Но правительство должно еще очень многое сделать, дабы негативные новости из-за предела не оказывали такое важное влияние на местную среду. В первую очередь речь заходит об условиях для рекапитализации банков, причем не только за счет бюджета, но и за счет частных акционеров.Плохой банк — плохая идея для украины

В скором будущем коммерческие банки почувствуют всю серьезность веса проблемных долгов на своем балансе, и будут вынуждены доформировывать дополнительные резервы, что повлечет необходимость в повышении капитала. Стратегические инвесторы захотят обезопасисть сеть и свой бренд, и исходя из этого будут заинтересованы в предоставлении дополнительного капитала.

Но они кроме этого захотят обеспечения того, что правила однообразны для всех, а регулирование есть прозрачным и происходит на расстоянии вытянутой руки. И, конечно же, как и все инвесторы, они захотят заметить надежную и последовательную экономическую политику. Одновременно с этим, банкам очень не достаточно хорошей рекламной компании в сети.

В первую очередь, не все банки имеют качественные и эргономичные сайты.

К примеру, итальянская финансовая система живет на 35% благодаря интернету. Так как, создание сайтов направляться доверять специалистам, каковые как и предприниматели войдут в положение дел и создадут ресурс, что вправду нужен и ориентирован на клиентов абсолютно. Хороший пример — создание сайтов с условием «под ключ» — главное направление студии веб-дизайна «MultiTop».

В: на данный момент официальный курс гривни, по которому банки пересчитывают собственный валютный кредитный портфель в гривни для определения потребности в капитале, на 10% ниже рыночного курса. И Мировой банк, и МВФ настаивают на том, что отклонение между рыночным и официальным курсом не должно быть больше 2%. В этом случае потребность банков в капитале быстро увеличится.

Для чего это ВБ?
О: Одним из условий сотрудничества Украины с международным валютным фондом есть переход к плавающему курсообразованию, при котором НБУ обязан удерживать официальный курс близко к рыночному и не создавать возможностей для спекуляций. Но на данный момент главным вопросом есть определение настоящей рыночной факторов и цены валюты, каковые воздействуют на данный курс. Прежде всего это фактор доверия к денежной совокупности и уровень этого доверия зависит от проводимой валютной ее корректности и политики.

В случае если официальный курс отличается от рыночного, это кроме этого воздействует на доверие к совокупности. Довольно требований к адекватности капитала вправду, у нас имеется договоренность с НБУ, что банки должны выйти на адекватности капитала 10% на конец 2009 г. И в случае если к указанной дате этого не случится, использовать к банкам меры действия. Мы будем настаивать на таком подходе, по причине того, что скорейшее восстановление стабильности финсектора нереально без адекватно капитализированной финансовой системы.
В: Вы думаете, Национальный банк добьется таковой адекватности капитала в совокупности? 15 наибольших банков еще в конце прошлого года дали обещание НБУ расширить капитал до 1 июня 2009 г., и до сих пор не сделали этого…
О: на данный момент договоренности между акционерами банков и Национальным банком предусматривают, что нормативная адекватность капитала будет достигнута до конца этого года. В случае если нет НБУ обязан будет принимать меры, включая возможность введения в банки-нарушители временных администраций.
В: Но ни регулятор, ни акционеры банков не заинтересованы в таком сценарии событий.
О: Из-за чего нет? НБУ заинтересован в стабилизации финансовой системы и в ее адекватной капитализации. В случае если договоренности между Всемирным банком и Нацбанком не будут выполнены, Мировой банк откажется дать очередной кредит развития для Украины (речь заходит о втором кредите по программе содействия денежному сектору).
В: Как вы оцениваете результативность программы по рекапитализации коммерческих банков? Не стала ли монетизация национальных бумаг, помещенных в капитал проблемных банков, одной из обстоятельств для роста курса американского доллара так как отозванные из рекапитализированных банков депозиты клиенты деятельно направляли на приобретение валюты?
О: В случае если мы говорим о восстановлении доверия в денежном секторе, то у правительства нет другого шанса сделать это, не считая как национализировать проблемные банки. Чтобы руководить влиянием данного процесса на ликвидность, необходимо создать четкие замыслы ликвидности для всех национальных рекапитализированных банков. Помимо этого, НБУ может применять другие способы стерилизации для управления ликвидностью, такие как операции на открытом рынке либо выпуск депозитных сертификатов.
В: Поддерживаете ли вы политику Кабмина, отказывающегося рекапитализировать банк Надра и Укрпромбанк якобы из-за нежелания брать на бюджет их внешние долги? В чем тут неприятность? Так как Нацбанк каждый месяц реализовывает $1 млрд. кредитных средств МВФ банкам, каковые гасят собственные внешние обязательства, а валютный долг ложится на бюджет.

Так, и в том и другом случае происходит перекладывание коммерческого долга на страну.
О: Программа сотрудничества с международным валютным фондом не имеет собственной задачей перевести коммерческий долг в национальный. Задача МВФ вернуть доверие к украинской денежной совокупности, которое выражается числом пролонгаций внешних займов зарубежными кредиторами. Причем уровень пролонгации (roll- over) на данный момент высок около 75% от выданных займов.

Как раз в этом обстоятельство улучшения обстановки с платежным балансом.

Ясно, что часть кредиторов хотят уйти, и деньги МВФ являются подушкой безопасности при таком сценарии развития событий. Я вас уверяю, что если бы МВФ приостановил сотрудничество с Украиной, случился бы резкий скачок спроса на валюту, и курс гривни имел возможность бы легко упасть до двузначных значений против американского доллара.
В: А что делать с банком Надра и Укрпромбанком?
О: Довольно Укрпромбанка, в принципе, принято решение передать его обязательства и часть активов в второй банк, а не рекапитализировать.
Обстоятельство, из-за чего необходимо сперва реструктуризировать внешние долги, содержится в том, что в случае если этого не сделать, они станут суверенными обязательствами, и мы, по сути, будем всецело выручать зарубежных кредиторов за счет плательщиков налогов. Исходя из этого необходимо сперва реструктуризировать эти долги, а позже уже рекапитализировать банки.

При с частными коммерческими банками, в то время, когда они приобретают доступ к валюте чтобы расплатиться по своим внешним обязательствам, они все равно применяют собственные ресурсы, а не национальные. В этом и состоит отличие.
В: В теории да. На практике нет, по причине того, что коммерческие банки берут у НБУ валюту по большей части за счет средств рефинансирования.
О: Рефинансирование проводится лишь под залог, исходя из этого оно защищено.
В: Каковы предложения Мирового банка в отношении того, что делать с активами проблемных банков, каковые попадут под ликвидацию либо санацию?
О: Отечественные предложения сводятся к двум подходам. Первый простая ликвидация проблемных банков, при которой появляется только неприятность наполнения Фонда гарантирования вкладов для своевременных выплат вкладчикам. на данный момент НБУ имеет возможность выдать кредит ФГВФЛ для пополнения его финансовых запасов, и таковой подход возможно легко применен.

Но это достаточно продолжительный путь. Исходя из этого мы предлагаем использовать ликвидацию лишь к маленьким, несистемным банкам.
В отношении же больших банков обязан функционировать второй подход, что содержится в переводе живых активов и обеспеченных ими пассивов в здоровые банки. Передача активов может осуществляться через аукционы: к примеру, в случае если у банка имеется депозиты на сумму 100 грн. и активы на сумму 80 грн., то Министерство финансов совершит тендер, на котором заинтересованные стороны будут предлагать собственную цену за данный пакет активов.

Отличие между большой ценой активов, предложенной клиентом, и количеством передаваемых ему пассивов покроет Министерство финансов добавив в пакет ОВГЗ. В случае если количество пассивов соответствует размеру активов, ничего платить не требуется, и Министерство финансов передаст данный пакет желающему банку.
В: Где будут происходить торги этими пакетами пассивов и активов?
О: К сожалению, площадки для торгов на данный момент нет, и в этом значительная неприятность. По причине того, что решения о передаче активов должны приниматься весьма скоро, практически за ночь, имеется предложение передавать пакеты пассивов и активов в т.н. bridge bank (переходной банк). В качестве такового мы видим один из стабильных госбанков, что и будет осуществлять операции по предстоящему размещению здоровых пассивов и активов среди коммерческих банков.
В: А как должен быть выстроен т.н. санационный банк?
О: В Украине имеется некая путаница между идеей переходного банка (bridge bank), что в законе именуется санационным банком, и идеей так именуемого нехорошего банка (bad bank).
на данный момент я сказал как раз о переходном банке (bridge bank). Мы не рекомендуем правительству создавать нехороший банк, по причине того, что громадна коррупции и вероятность злоупотреблений при работе с нехорошими активами. Нехороший банк может трудиться в других государствах, но для Украины это нехорошая мысль.
В: Выяснено ли, какие конкретно вклады попадут в пакеты со здоровыми активами, а какие конкретно останутся в банковских оболочках, подлежащих ликвидации? Не случится ли так, что в здоровые банки будут переданы лишь гарантированные вклады до 150 тыс. грн., а более большие депозиты будут возвращены лишь по окончании процедуры ликвидации?
О: Это будет ответ правительства в каждом конкретном случае. Но так как задача бюджета преодолеть кризис с мельчайшими утратами, это нельзя исключать.
Кредиты Мирового банка
19 февраля 2009 г. Мировой банк (ВБ) заявил о готовности выделить в течение ближайших 12 месяцев до $750 млн. для рекапитализации украинских банков и около $1 млрд. на инвестиции в инфраструктуру. Наряду с этим о прямой помощи госбюджета (как уже было с кредитами ВБ) обращение тогда не шла.
23 марта Мировой банк подписал с украинским правительством, Еврокомиссией, Европейским банком развития и реконструкции (ЕБРР) и Европейским инвестиционным банком (на данный момент) совместную декларацию по результатам интернациональной донорской конференции по модернизации украинской ГТС.
7 апреля ВБ решил дать Украине кредит в размере $400 млн. на 30 лет с пятилетним льготным периодом в ходе проекта Улучшение трасси безопасности перемещения. $300 млн. будет направлено на реконструкцию участка дороги M-03 Киев Харьков Довжанский от Борисполя до Лубнов, $100 млн. на улучшение транспортно-эксплуатационного состояния дорог национального значения на неудачно страшных участках.
27 апреля управляющий директор ВБ Нгози Оконджо-Ивела объявил, что Мировой банк готов расширить масштабы сотрудничества с Украиной.
17 сентября Мировой банк утвердил выделение Украине $400 млн. первого транша в рамках программы реабилитации финсектора. Кредит будет предоставлен на 30 лет с пятилетним льготным периодом.
Всего с 1992 г. Мировой банк утвердил предоставление Украине 38 займов и четырех грантов общей стоимостью $6,1 млрд. Это приблизительно треть всех денег, предоставленных Украине интернациональными денежными организациями.
Мартин Райзер гражданин Германии, директор Мирового банка по Украине, Беларуси и Молдове. Трудится в Киеве. До приезда в Киев занимал должность регионального представителя ВБ в Узбекистане (2003-2006 гг.).

До этого трудился директором по стратегии и аналитике ЕБРР (2002-2003 гг.), был редактором годового Доклада о ходе перехода ЕБРР.

Имеет степень профессора экономики , взятую в Кильском университете (Германия; 1992-1996 гг.), и магистра в области экономики развития, взятую в Английской школе экономики (1991-1992 гг.). Обширно публиковался в научных изданиях на темы, посвященные интернациональной экономике, фондам микрофинансирования и проблемам переходных экономик. 41 год, женат, воспитывает четверо детей.

PAYDAY 2 — ПЕРВЫЙ МИРОВОЙ БАНК 2.0!


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.