Почему сталкиваются корабли?

    Боевые ранения «Краба» 11 февраля 1992 года русский многоцелевая АПЛ К-276 «Краб» вспорола дне смотревшей за ней американской АПЛ Baton Rouge, которую спасли от смерти только малая глубина и совсем маленькая вертикальная скорость русском АПЛ. «Краб» взял незначительные повреждения. На его рубке остались следы от соприкосновения с американской лодкой, разрешившие установить национальную принадлежность субмарины.
    Baton Rouge взяла столь важные повреждения, что ее вывели из состава флота. Определив об этом, моряки «Краба» нарисовали на собственной рубке красную звезду с цифрой «1». Так отмечали собственные победы подводники времен ВОВ.
    Союзники таранят друг друга На фото английская АПЛ Vanguard, столкнувшаяся в феврале 2009 года с французской АПЛ Triomphant. Любая из субмарин несла в собственных пусковых шахтах по 16 ракет.
    Общее число моряков на двух АПЛ превышало 250 человек. К счастью, никто из людей не пострадал, но обе лодки взяли значительные повреждения. Британцам было нужно отбуксировать собственную лодку в один из портов Шотландии, французы смогли дойти до Бреста своим ходом с разбитым носовым гидролокатором.

Почему сталкиваются корабли?

А как обстоит дело с подводными лодками, а также ядерными (АПЛ)? С одной стороны, у них имеется преимущество — возможность вертикального маневра. Они смогут нырнуть поглубже либо всплыть.

Но одновременно с этим, пребывав под водой, они хуже информированы об окружающей обстановке, чем те, кто движется на поверхности.

На глубине АПЛ слепы и двигаются фактически на ощупь, правильнее — на слух, развивая наряду с этим скорость, которой смогут позавидовать многие надводные суда: порядка 30 и более узлов (50−60 км/ч). За тем, что происходит около лодки, следят акустики, денно и нощно сидящие с наушниками на голове перед мониторами сонаров в недоступных для остальных членов экипажа рубках.

Сложная у них работа: нужно иметь тонкий и очень тренированный слух, дабы суметь отличить шум винтов армейского корабля от шума, создаваемого тралом, спускаемым с рыбацкого сейнера, либо дыхание кита от шелеста набегающей на близкий берег волны. не меньше сложно засечь перемещение находящейся рядом второй ПЛ.

Дело усугубляется и тем, что все ПЛ, для которых одно из наиболее значимых боевых качеств — это скрытность, стараются не выдать себя ни единым звуком. Корпуса АПЛ с целью этого покрывают снаружи 60-мм слоем резины, существенно снижающим эффективность работы сонаров соперника. И все же при свободном плавании двух АПЛ в открытом океане, даже в том случае, если акустики заснут в собственных рубках, возможность столкновения, согласно расчетам экспертов, образовывает всего один на миллион.

Расчеты эти были выполнены по окончании того, как в ночь с 3 на 4 февраля 2009 года в Атлантике на большой глубине столкнулись две стратегические АПЛ — носители баллистических ракет с ядерными зарядами. Это были британский Vanguard и французский Triomphant.

Тёплые встречи холодной войны

Нужно подметить, что подобная встреча судов союзников по Североатлантическому альянсу была вправду случайной, потому и неповторимой. В остальном же практика доказала, что возможность столкновений под водой несоизмеримо выше. И происходят они вследствие того что АПЛ выясняются в страшной близости друг от друга не просто так.

Еще в мае 1975 года прекрасно информированная «Нью-Йорк Таймс» рассказала миру о тайной программе Holy Stone, в соответствии с которой сначала 1960-х ВМС США ведут постоянное слежение за советскими (позднее — русскими) АПЛ. Как раз исходя из этого так довольно часто американские лодки появились вблизи советских, что и становилось предпосылкой для столкновений. Но, отечественные подводники отвечали сотрудникам тем же.

В итоге с 1964 по 1975 год было зафиксировано 16 столкновений советских и американских АПЛ.

1 мая 1974 года одна из советских стратегических АПЛ типа «Навага», делая учебную задачу в акватории Камчатского морского полигона, на глубине 65 м столкнулась с американской АПЛ Pintado, прошедшей в нескольких метрах сзади рубки советской лодки и чуть выше ее. «Американец» смял закрывающие доступ к ракетным шахтам крышки легкого корпуса отечественной лодки, к счастью, не затронув сами шахты и рубку. Никто из людей не пострадал, но «залечивать раны» было нужно обоим судам.

Автору довелось замечать возвращение на базу отечественного участника столкновения. Смотрелся он достаточно потрепанным, страницы резины за рубкой топорщились, как чешуя рыбы в ходе очистки. Как выяснилось позднее, травмы Pintado были важнее: смята носовая антенна сонара, заклинены крышки торпедных аппаратов.

11 февраля 1992 года русский многоцелевая АПЛ К-276 «Краб» принимала участие в учениях судов Северного флота в акватории России у острова Кильдин. За ходом учений подглядывала американская АПЛ Baton Rouge. Возможно, американцев более всего интересовал отечественный «Краб» — новейшая в те времена головная АПЛ серии лодок пр.

945. Около него они и крутились. Обе лодки пребывали на глубине 15−20 м. В какой-то момент акустики Baton Rouge утратили контакт с «Крабом» (им мешал шум винтов вторых судов), исходя из этого американцы решили всплыть на перископную глубину и осмотреться.

Наряду с этим они были прямехонько над русским лодкой, которая также отправилась на всплытие. Собственной титановой рубкой с ледовым подкреплением «Краб» вспорол дне американского «охотника».

АПЛ К-19, безрадосно узнаваемая под кличкой «Хиросима», взятой по окончании тяжелой аварии реактора еще в первой половине 60-ых годов XX века, кроме этого не избежала прямого контакта с американской лодкой. Это была АПЛ Gato, столкнувшаяся с К-19 в Баренцевом море у ноября и 15 мыса 1969 года. Позднее, уже в отставке, начальник торпедной боевой части Gato сообщил журналистам, что по окончании столкновения готовьсявыпустить по К-19 торпеды с ядерным зарядом.

Очень курьезный случай случился с советской АПЛ К-314 в марте 1984 года, в то время, когда она вела наблюдение за проводимыми в Японском море маневрами американской эскадры, возглавляемой ударным авианосцем Kitty Hawk. Тут как бы случилась смена ролей — сейчас в роли соглядатая выступала советская лодка.

Утратив звуковой контакт с авианосцем, К-314 решила всплыть, не подозревая, что находится под его дном, которое пропорола своим винтом, покинув след длиной около сорока метров. Американские маневры были сорваны. Kitty Hawk отправился на ремонт в Японию, а утратившую винт К-314 на буксире отвели на судоремонтный завод в Громадный Камень. В анналы флотского фольклора эта история вошла называющиеся «Бодался теленок с дубом».

Позднее в подобной обстановке была одна из американских АПЛ.

Собственный свояка

Не только с американцами сталкивались советские суда, иногда они не могли поделить море между собой. В том же Японском море 13 июня 1973 года АПЛ К-56 в надводном положении возвращалась на собственную приморскую базу по окончании проведения контрольных стрельб крылатыми ракетами. Кроме экипажа на ее борту находились представители руководства, гражданские эксперты, начальники ракетных боевых частей с однотипных АПЛ.

Лодка шла в прямой видимости берегов, а сопровождавший ее крейсер «Владивосток» параллельным курсом мористее. Был поздний вечер. Опустившийся туман значительно ухудшил видимость.

Радиолокатор лодки был отключён: для экономии ресурса он «отдыхал» по окончании многочасовой работы на протяжении стрельб.

Не меньше устали и люди на лодке.

Большая часть из них, устроившись кто как мог, дремали. Сейчас встречным курсом двигалось научно-исследовательское судно (НИС) «Академик Берг». Его засекли локаторы крейсера, в то время, когда между НИС и К-56 было 40 миль. В то время, когда же расстояние сократилась до 22 миль, «Владивосток» передал на АПЛ предупреждение, но никакой реакции на него не последовало.

Лодка и НИС сближались . Только в то время, когда прямо перед К-56 из тумана выплыло НИС, на лодке была отдана приказ «полный назад».

Но было поздно — «Академик Берг» своим острым форштевнем вспорол корпус АПЛ на стыке первого и второго отсеков, куда хлынула вода.

Особенно интенсивно заливало 2-й отсек. Оба отсека срочно изолировали вместе с находящимися в них людьми (всего 49 человек). В 1-м отсеке пробоина была меньше, ее сумели перекрыть и запустить водоотливную помпу. Именно поэтому люди тут продержались , пока АПЛ при помощи крейсера не выползла на отмель.

Во 2-м отсеке погибли все.

Эта нелепая и тяжелая авария покинула большое количество вопросов, в первую очередь касающихся поразительной халатности вахтенных офицеров обоих столкнувшихся судов.

Второй, к счастью, не столь ужасный инцидент случился на Северном флоте. Утром 19 декабря 1978 года АПЛ К-313 в условиях ухудшенной видимости следовала на выход из губы Западная Лица. На море был штиль, скорость ветра не превышала 2 м/с.

На мостике К-313 пребывали начальник лодки, старший помощник и начальник штаба соединения.

Атомоход следовал со скоростью 8 узлов. В 10:00 при проходе лодки через западные ворота в заграждении бухты радиометрист доложил на мостик о замечаемых прямо по курсу буях восточных ворот, но не сказал о стоящем на якоре дозорном корабле МПК-90, защищающем вход в бухту. Начальник К-313 спустился в центральный пост к экрану радиолокатора, приказав старпому поменять курс.

Буи восточных ворот визуально не наблюдались. С началом поворота лодки радиометрист доложил, что расстояние до МПК образовывает 1,2 кабельтова (220 м). Но на мостике его доклад по невыясненым обстоятельствам не был взят. Через считаные 60 секунд с мостика АПЛ на дистанции менее тридцати метров справа были обнаружены огни стоящего корабля.

Через пара секунд атомоход столкнулся с МПК.

К счастью, удар был скользящим, и оба корабля отделались малыми повреждениями корпусов. Люди не пострадали.

Так же, как и прежде тесно

Не нужно думать, что высокая возможность аварий — линии только русского флота. Американцы сталкиваются с теми же проблемами, а их суда — с чужими (в основном русскими) судами и между собой. 11 февраля 1998 года многоцелевая АПЛ США La Jolla в 7 милях от берегов Республики Корея протаранила при всплытии рыболовецкое судно, которое затонуло.

Его экипаж, к счастью, удалось спасти.

В том же году 19 марта стратегическая АПЛ Kentucky (класс Ohio) у берегов США столкнулась с многоцелевой АПЛ San Juan (класс Los Angeles). Инцидент случился вблизи острова Лонг-Айленд, наряду с этим Kentucky пребывала в надводном положении, а San Juan — под водой. Обе лодки пострадали незначительно, но все же были посланы на базу и поставлены в сухой док.

Эксперты, выяснявшие обстоятельства столкновения, сказали прессе, что основной обстоятельством данной аварии был антропогенный фактор, но в один момент отметили ограниченность техвозможностей гидроакустических средств наблюдения АПЛ. К примеру, охотник за подводными лодками San Juan не увидел (другими словами не услышал) двигающийся совсем рядом громадный «Кентукки».

13 октября 2012 года АПЛ Montpelier (класс Los Angeles), пребывав на перископной глубине, столкнулась с ядерным ракетным крейсером San Jasinto невдалеке от восточной части прибрежной полосы США. Оба корабля взяли повреждения, но остались на плаву. Сейчас, не обращая внимания на словно бы бы окончание холодной войны, активность флота США при слежении за русскими АПЛ нисколько не снизилась.

Фактически неизменно две-три американские лодки «пасутся» вблизи баз русских АПЛ, иногда провоцируя происхождение страшных обстановок.

Свидетельство тому — инцидент в Баренцевом море на протяжении утилизации русских баллистических ракет. Ракеты, каковые стартовали с АПЛ типа «Тайфун», подрывались на высоте 2 км.

Ликвидация ракет производилась в соответствии с соглашением СНВ-1. С борта судна сопровождения ее замечала приглашенная делегация Агентства по инспекциям на местах США. Однако недалеко от стрельб показалась американская АПЛ типа Los Angeles, которая совершала страшные маневры около русского лодки, иногда приближаясь к ней на расстояние до четырех километров.

Российские средства противолодочной обороны много раз пробовали связаться с ней. Но наглая «американка» покинула район только по окончании того, как около нее были взорваны предупредительные гранаты. Пока не уйдут в прошлое подобные рецидивы холодной войны, постоянно найдутся предлоги для подводных столкновений в ставшем тесным Мировом океане.

Статья «Стал тесен океан» размещена в издании «Популярная механика» (№134, декабрь 2013).

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: