Подготовка к заданию в6 (ссп). теория

Как показывает опыт, многие 9-классники испытывают затруднения с заданиями В6 (ССП) и В7 (СПП). В данной статье я предлагаю метод подготовки к заданию В6. Он содержит варианты формулировки данного задания, главный теоретический материал по теме Сложносочинённые предложения, советы при исполнении практической части и два примера разбора данного задания.

1. Прочтём варианты формулировки задания В6:

Вариант 1. В приведённом ниже предложении из прочтённого текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Вариант 2. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые в сложносочинённом предложении.

Вариант 3. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Вариант 4. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру, которая указывает на знак препинания, обозначающий сочинительную связь между частями сложного предложения.

2. Отыщем в памяти, какое предложение именуют СЛОЖНОСОЧИНЁННЫМ (ССП)

ССП — это такое предложение,в котором простые предложения связываются сочинительными альянсами.Подготовка к заданию в6 (ссп). теория

Простые предложения в составе ССП равноправны по отношению друг к другу и между ними возможно поставить точку.

Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга толькозапятой.

3. Чем отличается ССП от CПП и БСП?

В сложноподчинённом предложении (СПП) простые предложения связываются подчинительными альянсами либо союзными слова и складываются из главного предложения и придаточного (придаточное подчиняется главному).

В бессоюзном сложном предложении (БСП) простые предложения связаны без помощи каких бы то ни было союзных слов и союзов, а части БСП смогут быть отделены друг от друга не только запятой, но и точкой с запятой, двоеточием итире.

4. Запомним все сочинительные альянсы:
и
да (= и)
да и
также
кроме этого
причём
притом
ни — ни
либо (иль)
или
то — то
не то — не то
то ли — то ли
а
но
да (= но)
но
но
же
лишь
другими словами
в частности

5. Разглядим схемы ССП с некоторыми альянсами, и примеры

[ ], и [ ]. [Дверьхлопнула], и [из нее показалсягражданин].
[ ], да [ ]. [Только иволги кричат], да [кукушкиотсчитывают непрожитые годы].
Ни [ ], ни [ ]. Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет].
[ ], либо [ ]. [Залает пёс дворовый], либо [ветерок зашелестит].
То [ ], то [ ]. То [солнце тусклое блестит], то [туча тёмная висит].
[ ], [… же… ]. [Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером].

Внимание! Альянс же совмещает в себе два значения: усилительной частицы и противительного союза; исходя из этого он стоит не между несложными предложениями, а по окончании первого слова второго предложения, выделяя это слово)

[ ], […также… ]. [Лицо её было бледно], [слегка раскрытые губы также побледнели] .

Внимание! Альянсы также и кроме этого по значению приближаются к альянсу и, но они стоят не междупростыми предложениями, а в второго.

[ ], другими словами [ ]. [Так же вот жилось в родных Лозищах и Осипу], другими словами [жилось неважно].
[ ], в частности [ ]. [Мужская прислуга была доведена у нас до минимума], в частности направляться всего дома надеялось достаточным не больше двух лакеев].

6. Рекомендации перед исполнением практической части

Совет 1. В отыскивании запятой, разделяющей части направляться, ориентируйтесь прежде всего на сочинительные альянсы. Не забывайте, что альянсы ЖЕ, Также, Кроме этого стоят не между несложными предложениями, а по окончании первого слова второго предложения (альянс ЖЕ) и в второго предложения (альянсы Также, Кроме этого).

Совет 2. Не забывайте о том, что сочинительные альянсы смогут связывать не только простые предложения в составе ССП, но и однородные члены. Запятая между однородными участниками не имеет никакого отношения к ССП.

Совет 3. Пристально просматривайте задание! Обратите внимание, сколько цифр вас просят указать — одну либо пара. Учтите кроме этого, что, к сожалению, задание в КИМах возможно сформулировано некорректно, другими словами, к примеру, вас просят указать всего одну запятую, стоящую между частями ССП, а в указанном предложении в действительности не одна запятая, а две либо более.

И напротив. Помимо этого, задание возможно сформулировано неизвестно (наблюдать вариант №1 формулировки задания): то ли одну запятую нужно отыскать, то ли пара. Исходя из этого шепетильно контролируйте каждую запятую!

7. Разглядим 2 примера разбора этого задания

Пример 1. В приведённом ниже предложении из прочтённого текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Михаил Семёнович говорит, (1) и хохот вспыхивает опять и опять. И помещик данный разросся до таковой толщины,(2) что не имел возможности сидеть за столомблагодаря собственной необъятной фигуре,(3) а прибор для него помещали на его выдававшемся вперёд животе,(4) — при этих словах Щепкин забрал чашку с чаем и,(5) вмиг переменившись,(6) представил непомерного толстяка.

Комментарий:

Запятая №1 разделяет два несложных предложенияв составе ССП, поскольку:
во-первых, тут две грамматических базы (Михаил Семёнович говорит исмех вспыхивает);
во-вторых, по окончании запятой стоит сочинительный альянс И.

Запятая №2 разделяет два несложных предложения (основное и придаточное) в составе СПП, поскольку:
во-первых, тут две грамматические базы (помещик разросся и не имел возможности сидеть);
во-вторых, по окончании запятой стоит подчинительный альянс ЧТО.

Запятая № 3 отделяет простое помещик и предложение данный разросся до таковой толщины от несложного предложения прибор для него помещали на его выдававшемся вперёд животе. Между ними стоит сочинительный альянс А.

Запятая №4 отделяет прямую обращение (И помещик данный разросся до таковой толщины, что не имел возможности сидеть за столомблагодаря собственной необъятной фигуре, а прибор для него помещали на его выдававшемся вперёд животе) от слов автора (при этих словах Щепкин забрал чашку с чаем и, вмиг переменившись, представил непомерного толстяка).

Запятые № 5 и № 6 обособляют деепричастный оборот (вмиг переменившись),что стоит в середине предложения, исходя из этого выделяется запятыми с двух сторон. А сочинительный альянс И в этом случае соединяет два однородных участника (забрал и представил). Их легко заметить, в случае если убрать из предложения деепричастный оборот (при этих словах Щепкин забрал чашку с чаем и представил непомерного толстяка).

Так, лишь запятые № 1 и № 3 стоят между частями ССП.
Ответ: 1,3

Пример 2. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую в сложносочинённом предложении.

Я в собственном резвости и неизбывном любопытстве взглянуть на эти непонятные картины,(1) начертанные ровно линии,(2) забрала пузырек с тушью, (3) аккуратненько вылила ее на целый проект, (4) и краска залила чертёж.

Комментарий:
Отыщем грамматическую базу данного предложения.

Первая база складывается из одного подлежащего и трёх однородных сказуемых: Я взглянула, забрала, вылила.

Вторая база складывается из сказуемого и подлежащего: краска залила.

Так, данное предложение сложное, складывается из двух несложных, связанных сочинительным альянсом И. Значит, предложение сложносочинённое. И запятая №4 отделяет части ССП.

Удостоверимся в надежности остальные запятые.

Запятая №1 разделяет однородные дополнения: (взглянуть на что?) на картины, линии.

Запятые № 2 и 3 разделяют однородные сказуемые: (Я что сделала?)взглянула, забрала, вылила.

Ответ: 4

Итак, напоминаю: при исполнении задания В6…
1. ориентируйтесь на сочинительный альянс, что стоит по окончании запятой.
2. не забывайте, что сочинительные альянсы смогут соединять и однородные члены. В этом случае запятая не подходит.

Выпишите цифры(-у), обозначающую(-ие) запятые между частями сложносочинённого предложения:
1. Я вздрагивал,(1) забирался под простыню, (2)и прерванный сон длился. Окончательное и бесповоротное пробуждение наступало в момент, (3)в то время, когда вместе с ушатом воды на мою безнравственную голову обрушивались молнии и громы, (4)исторгаемые бабушкой.

2. – Вероятно , (1) нужно будет вскрыть черепную коробку , (2) это возможно опухоль … – Ишь ты , (3) вскрыть черепную коробку ! – вскричала бабушка . Это тебе не тыква! Сынок , (4) поднимайся , (5) в противном случае в самом деле он загонит тебя в могилу!

3. Помнится , (1) выстроили мы колхозную мельницу , (2) что за деревней , (3) и разрешили войти по желобу отечественную речушку . Билась , (4) билась вода , (5) да так и не сумела переместить колесо с места – силенок не хватило . Тогда мы подвели второй рукав реки , (6) и пошло дело!

4. По крайней мере,(1) Кинтеля печальная и яркая музыка забрала в плен сразу же,(2) и сама девочка — также. Кинтель наблюдал на юную скрипачку, (3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.

5. Сейчас этого танкового кладбища нет. Оно распахано и засеяно,(1) а металлический лом войны в далеком прошлом поглотили мартены. Заровняли и сгладили оспяные рытвины от фугасов и мин, (2) и лишь по буграм остались братские могилы.

Дядя Саша, (3) время от времени наведываясь в поля с ружьецом, подмечал, (4) как трактористы стороной обводят плуги, (5) оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни..

6. Идти легко,(1) кроме того радостно. Груз практически не давит на плечо,(2) а около самого рта играются сверкающие бусинки черники. Возможно языком слизнуть одну-вторую,(3) но почему-то пока не хочется…

7. Из этого прекрасно были видны ярко освещённые окна нижнего этажа нового четырёхэтажного строения,(1) где жила Варя. Направляясь к себе, (2) Варя никак не минует переезда, (3) и Лёшка её сходу приметит,(4) а она его нет.

8. И,(1) в то время, когда бы я ни открыл глаза, (2) ты была неизменно около меня, (3) и ночник горел в помещении, (4) и ты смотрела на меня собственными запавшими очами, (5)словно бы из тьмы, (6) сама вся негромкая и яркая, (7) словно бы в ризах.

9. И,(1) очевидно,(2) ключник с радостью отпускал Мишу на все четыре стороны,(3) да ещё и ставил его в пример остальным. Минуло три месяца,(4) и Мишку стали собирать к отъезду в Белгород. Мария Тимофеевна ходила вся в слезах: Мише нет ещё и семи,(5) а он отправляется в чужой далёкий город и будет в том месте один-одинёшенек.

В Белгороде Миша Щепкин совершил практически четыре года,(6) обучаясь истории и языкам – латыни и французскому.

10. Второй не было и в помине, (1) да и оставшаяся являла собой жалкое зрелище: опаленная и однобокая, (2) с толстым некрасивым стволом, (3)прогнившая корявою щелью- дуплом, (4) она неясно как удерживала пара замечательных сучьев.

11. Я еду с ярмарки, (1) кое-что приобретя и кое-что реализовав, (2)что-то отыскав, (3) а что-то утратив, (4) я не знаю, (5) в барышах я либо внакладе, (6) но бричка моя не скрипит под грузом антикварной рухляди.

12. Его страсть восхищала меня,(1) и в собственной борьбе за чистоту языка он довольно часто хватал через край. Он,(2) к примеру, (3) потребовал, (4) дабы слово в обязательном порядке означало лишь любезно, (5) услужливо.

13. Все в этом кусочке бескрайней саванны было прекрасно для леопарда, (1) и,(2) обходя собственные владения,(3) хозяин ревниво смотрел за тем,(4) дабы никто не посмел оспорить его права на эту «священную» территорию.

14. Возможно,(1) во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится,(2) но все же мы жаждем душевного спокойствия,(3) в котором лишь и вероятен творческий непокой и благотворный непокой в каждый деятельности,(4) нужной обществу.

15. Над обеими дверьми висели фонарики,(1) и по вечерам в них горели,(2) тускло освещая внутренность конки,(3) свечи.

16. Она ушла,(1) бессердечно,(2) тонко поскрипела под окном собственными узенькими валенками,(3) и по окончании ее ухода в помещении остался неспокойный,(4) свежести и смешанный запах мороза, заиндевевшего меха.

17. Я в собственном резвости и неизбывном любопытстве взглянуть на эти непонятные картины,(1) начертанные ровно линии,(2) забрала пузырек с тушью, (3) аккуратненько вылила ее на целый проект, (4) и краска залила чертёж.

Сверим ответы.
1. 2

2. 5

3. 6
Запятая № 3 не подходит, т.к. сочинительный альянс И в данном предложении соединяет однородные сказуемые ВЫСТРОИЛИ и РАЗРЕШИЛИ войти, между которыми находится придаточное предложение — что за деревней, запятые № 2 и 3 выделяют это придаточное.

Запятая № 5 также не подходит, т.к. сочинительный альянс ДА, выступающий в роли альянса НО, соединяет однородные сказуемые БИЛАСЬ, НЕ СУМЕЛА ПЕРЕМЕСТИТЬ.

4. 2,3

5. 1,2

6. 2,3

7. 3,4

8. 3,4

9. 4,5
Запятая №3 не подходит, т.к. сочинительный альянс ДА соединяет два однородных сказуемых ОТПУСКАЛ, СТАВИЛ В ПРИМЕР.

10. 1

11. 6
Запятая №3 не подходит, т.к. сочинительный альянс А соединяет два однородных деепричастных оборота — что-то отыскав, что-то утратив

12. 1

13. 1

14. 2

15. 1

16. 3

17. 4

Подготовка к ЕГЭ по математике. Задание В6. Часть 1


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: