Подходы к определению культурного ландшафта, виды ландшафтов

На данный момент все большее внимание уделяется охране целостных историко-культурных и природных территориальных комплексов, включающих в себя: отдельные их ансамбли и памятники культуры; характерные типы исторической застройки; объекты ландшафтной архитектуры; элементы инженерного обустройства территории; природно-технические совокупности; биоценозы, адаптированные к классическому природопользованию; другие объекты, демонстрирующие взаимообусловленность и взаимодействие природных и культурных объектов, феноменов и явлений.

Такие образования, составляющие один из самые сложных объектов историко-культурного наследия, относятся к категории «культурный ландшафт». Это своеобразная категория объектов культурного наследия.

Культурный ландшафт был в фокусе научных естественников и «интересов», и «гуманитариев». На сегодня развиваются три главных подхода к толкованию данного понятия:

? Хороший географический подход. Культурный ландшафт рассматривается как частный случай антропогенного ландшафта, целенаправленно и целесообразно организованного в соответствии с определенной программой, исторически адаптированного к природным условиям и владеющего высокими эстетическими и функциональными качествами.

? Этнолого-географический подход. Представители этого направления разглядывают культурный ландшафт как некую местность, которая есть местом деятельности и обитания определенной группы людей – носителей свойственных им своеобразных культурных сокровищ.Подходы к определению культурного ландшафта, виды ландшафтов Это освоенный определенным этносом либо конфессионным сообществом природный ландшафт.

хозяйствования и Определённая система расселения, язык (топонимика в первую очередь), духовная культура (фольклор в первую очередь)) данной группы сформировались в условиях данной местности. Так, ландшафт наполнен культурологическим смыслом.

? Информационно-аксиологический подход, характерный для концепций Университета культурного и природного наследия, осознаёт культурный ландшафт как природы и совместное произведение человека, как сложную совокупность материальных и духовных сокровищ, владеющих высокой степенью экологической, исторической и культурологической информативности. Культурный ландшафт — природно-культурный территориальный комплекс, сформировавшийся в следствии человека и эволюционного взаимодействия природы, его социокультурной и хозяйственной деятельности и складывающийся из характерных сочетаний природных и культурных компонентов, находящихся в взаимообусловленности и устойчивой взаимосвязи.

Данный подход учитывает активную роль интеллектуальной и духовной деятельности в формировании культурного ландшафта. интеллектуальные ценности и Культурные духовные, хранимые и передаваемые много поколений, не только определяют развитие и формирование культурного ландшафта, но и являются его частью, испытывают на себе действие вторых, материальных компонентов.

Культурное наследие, сохраняемое в виде материальных объектов, классической деятельности либо информации, есть ответственной частью ландшафта, а в некоторых случаях главной, определяющей все публичные процессы на территории. При «прочтении» культурного ландшафта нужно заострять внимание на культурной составляющей, обязательно разглядываемой вкупе с приматом самой территории и природной ее составляющей в частности.

Отрадным фактом есть то, что категория «культурный ландшафт» выделена и законодательно закреплена как в отечественной[11], так и в зарубежной практике. В одном из руководящих документов ЮНЕСКО – «Конвенции об охране глобального культурного и природного наследия» (от 16 ноября 1972 г.) – в статье 1 культурные ландшафты кроме этого обозначены как достопримечательные места – «природы и совместные творения человека».

Статус культурного ландшафта как объекта наследия был зафиксирован в документах ЮНЕСКО в первой половине 90-ых годов двадцатого века, не смотря на то, что тенденции к его появлению появились уже 20 лет назад. Экспертами ЮНЕСКО кроме этого создана и закреплена в ряде соглашений и конвенций совокупность отнесения разных достопримечательных мест к категории «культурный ландшафт». Само понятие «культурный ландшафт» они выяснили как следствие природы и совместного творчества человека и отражающего процессы эволюции общества, происходящего под влиянием природных, социальных, экономических и культурных процессов.

Процедуры охраны культурных ландшафтов кроме этого предусматривают составление их кадастра (либо паспортизацию), утверждение и определение режимов применения (подобно определению режимов при выделении территорий охраны монументов), оформление правоотношений с собственниками и основными пользователями в границах ландшафтного комплекса.

Любой ландшафт возможно охарактеризован по совокупности классификационных типологических категорий и признаков, что разрешит составить его формализованный образ в целях систематизации наследия. На основании типологии, принятой в руководящих документах ЮНЕСКО по Глобальному наследию, все культурные ландшафты делятся на три главные категории: рукотворные (целенаправленно созданные), эволюционировавшие и ассоциативные.

Отдельные виды культурного ландшафта смогут совпадать с другими видами недвижимых культуры и памятников истории (музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дворцово-парковые ансамбли), в других случаях его идентификация как объекта наследия представляет собой независимую задачу. Главные категории культурного ландшафта отражают степень участия культурных процессов в формировании его морфоструктур, а субкатегории — степень его жизнеспособности. К примеру, в Кенозерском национальном парке, где культурные ландшафты признаны одной из ведущих сокровищ территории, они отнесены к категории эволюционировавших реликтовых и в этом качестве воображают не только национальное, но и глобальное значение.

Становление культурного ландшафта – это «исторический процесс, что возможно представлен как окультуривание пространства обитания. Влияя на природу, человек воспроизводит культурный ландшафт как знак, высказывающий его эмоции, ценности и убеждения, следовательно, история культурного ландшафта имеется история одухотворения, либо, по Георгию Гачеву, «одомашнивания» этносом приданного ему «варианта природы»»[12].

Так, к самые важным чертям культурного ландшафта относятся его тип культуры и исторические функции, определяющие вид ландшафта. Эти характеристики – ключ к пониманию устройства ландшафта, а, значит, и к управлению им. Для прикладных целей эргономичнее применять схемы, где логическим основанием деления помогают эти характеристики, потому, что выработка управленческих ответов подразумевает действия, а действия будут задаваться типом и функцией культуры.

Культурные ландшафты возможно различать по типам исторической деятельности, определяющим социокультурные изюминки: деревенский (сельскохозяйственная деятельность); селитебный (создание поселений и их ландшафтное обустройство); сакральный; рекреационный; промысловый (охота, рыбная ловля, добыча морского зверя и водных беспозвоночных, заготовка пищевых, лекарственных, технических растений, лесоразведение и лесозаготовка, оленеводство); исторический индустриальный (создание карьеров, отвалов, горных выработок в ходе добычи разнообразных минералов, создание соразмерных ландшафту инженерных сооружений для применения его энергетики, размещение в ландшафте инженерно-производственных комплексов и технических систем); заповедный (сохранение естественной информативности ландшафта, ведение научно-исследовательских работ); мемориальный (сохранение памяти о серьёзных выдающихся личностях и исторических событиях, трансляция исторических повествований и преданий, празднование памятных дат) и т.д.

Усадебные ландшафты формировались под действием дворянской усадебной культуры. Главные морфоструктуры для того чтобы ландшафта – помещичий дом с хозяйственными постройками, парк и/либо сады, пруды, аллеи, храм, функционально связанные сельские поселения, прилегающие сельскохозяйственные и лесные угодья.

Усадьба – самобытное и многогранное явление, сфокусировавшее в себе все социально-экономические и историко-культурные процессы России, занимает в культурном наследии нашей страны особенное место. Среди главных направлений изучения этого феномена – историческое, генеалогическое, архитектурное, искусствоведческое.

Дворянская усадьба – особенная культурная среда России XVIII-XIX столетий. Явление сложное, многомерное. Целый мир.

Усадьба являлась социально-административным, хозяйственно-экономическим, архитектурно-парковым и культурным центром, в ней синтезировались традиции рода и семьи, культура дворянская и крестьянская, провинция и город, культура Запада и России.

не меньше ценен вклад усадьбы в структуру и разнообразие русского ландшафта. Древняя усадьба – это и культурный, и природный феномен. Кроме того сейчас, в то время, когда многие усадьбы стёрты с лица земли всецело либо находятся на грани уничтожения, фрагменты усадебных комплексов составляют важную часть пейзажа, создают исторический фон современного ландшафта.

При постройке усадьбы не только изменялся ландшафтный образ, но и оказался культурный центр территории.

Усадебные комплексы находятся в самые живописных местах, а закладка парков предопределяла повышение биологического разнообразия и за счет привнесенных видов, формировала пейзажное разнообразие прилежащих территорий. Усадебный парк – не только часть природного комплекса, он несет огромную семантическую нагрузку. Планировка, формы прудов, подбор растений, рисунок аллей, архитектурные и скульптурные элементы – все это есть отражением философии создания парка.

Сейчас в Российской Федерации отмечается интенсивное восстановление монастырей, монастырского ландшафта. Вымирающий реликтовый ландшафт возвращается к обычному ритму судьбы. Монастыри, как носители определенной культуры, восстанавливают собственные архитектурные формы, интерьеры, темперамент освоения исторических монастырских угодий.

Возрожденный монастырь начинает в некотором роде структурировать окружающее его пространство, формируя монастырский культурный ландшафт.

Наряду с этим неизбежно появляются разногласия между задачами сохранения обеспечения и культурного наследия его доступности и задачами функциональной реабилитации монастыря, исходя из этого нужно совместно производить меры предупреждения вероятных конфликтных обстановок.

Кроме архитектурного ансамбля, являющегося центром монастырского культурного ландшафта, его структуру дополняют скиты, святые колодцы и источники, заповедные рощи и иные достопамятные места, функционально взаимосвязанные сельские поселения (в историческом прошлом приписанные монастырю – «монастырщина»), прилегающие лесные дачи и сельскохозяйственные угодья.

В отношении таковой категории культурных ландшафтов, как муниципальный ландшафт, еще не принято единодушного ответа. Городская среда есть сложным объектом наследия, и природный компонент в нем не всегда очевидно выражен. Исторический вид известных населенных пунктов муниципального типа в значительной степени искажен и поменян современной застройкой, и лишь отдельные их фрагменты, но не муниципальный ландшафт в целом, хранят историческую память места.

Краткие описания муниципальных номинаций, отнесённых к объектам Глобального наследия демонстрируют, что муниципальные объекты далеко не равнозначны. Часть их представляет собой выдающиеся яркие образцы и архитектурные ансамбли исторической застройки, а некая часть — как раз муниципальные ландшафты.

Из российских объектов, каковые уже давно значатся в Перечне Глобального наследия как ансамбли и архитектурные комплексы, возможно назвать Петербург, Новгород, Суздаль, воображающие неповторимую сокровище как раз как муниципальные ландшафтные комплексы. Но несомненную сокровище как объекты наследия несут в себе и патриархальные ландшафты уездных городов России.

Кое-какие объекты наследия еще не идентифицированы в категориях их историко-культурной ценности, а их защита подобающим образом не оформлена. освоения и Осознания в качестве ресурса культурного наследия требуют ландшафты прошедших войн, в особенности Второй мировой. Особенное внимание нужно выделить участкам с прекрасно сохранившимся «рельефом войны» – с совокупностями огневых и окопов точек, землянками, воронками от снарядов и бомб.

Эти объекты нуждаются в защите от безжалостной «тёмной археологии» искателей армейских атрибутов, боеприпасов и оружия, из-за которой изменяется микрорельеф и искажается ландшафт.

Опыт говорит, что механизмы защиты монументов археологии не хватает созданы. Актуальным делается выделение в качестве объекта наследия археологического ландшафта. распашка и Застройка земель приводят к потере монументов археологии, изучения которых дали бы неповторимую данные.

Во многих случаях застройщик либо землепользователь кроме того не знает о существовании археологического объекта, нуждающегося в охране, либо не понимает его ценности.

Важное значение тут будет играться просветительская работа. Но уничтожение может происходить и намеренно, осознанно и профессионально: «тёмные археологи» извлекают полезные свидетельства истории с целью их продажи.

Культурный ландшафт понимается как следствие совместной работы, природы и совместного творчества человека. Это – целенаправленно и целесообразно формируемый природно-культурный территориальный комплекс. Он владеет структурной, морфологической и функциональной целостностью и начинается в конкретных физико-географических и культурно-исторических условиях.

Культурный ландшафт — исторически равновесная совокупность, в которой природные и культурные компоненты составляют единое целое; они не являются фоном либо причиной действия одного элемента совокупности по отношению к второму.

Рукотворные ландшафты имеют четкую пространственную организацию и планировочную композицию с выделением системного (ландшафтообразующего) центра либо центров. Их вид максимально подчинен творческому плану их создателей. Данный тип культурного ландшафта включает в себя много рукотворных элементов, поменявших либо поменявших природные образования.

Функциональное назначение отдельных элементов постоянно соотносится с неспециализированной эстетикой.

Это ландшафты поселений, садов и парков. Такие ландшафты особенно увлекательны в культурологическом нюансе.

Природные процессы в эволюционировавших ландшафтах поменяны в следствии долгих целенаправленных действий человека. Природные компоненты ландшафта адаптируются к антропогенным действиям. В следствии эволюции природы и творческой деятельности человека формируется ландшафтный комплекс.

К такому типу возможно отнести сельские, отдельные этнические, частично исторические индустриальные и мелиорированные ландшафты. Эволюционировавшие ландшафты со своей стороны подразделяются на субкатегории: ландшафты устойчиво развивающиеся и ландшафты ископаемые и реликтовые, ставшие уязвимыми в наше время.

Под ископаемыми понимаются ландшафты, остановившиеся в собственном развитии из-за отсутствия социума их создавшего. Они сохраняют собственные структуры и внешние формы по инерции. Таковыми являются ландшафты древних городов, курганные комплексы, другие объекты древних, провалившихся сквозь землю либо поменявших собственный ареал культур.

Реликтовые – это угасающие ландшафты. Не смотря на то, что они живути развиваться, приспосабливаясь к новым условиям, появлявшись в окружении чуждой им культурной среды либо изменившихся природных условий, их расцвет в далеком прошлом. Носители культуры, организовавшей данный ландшафт, часто отсутствуют, а он живёт , сохраняемый представителями второй культуры.

Реликтовый ландшафт может сохранить функции и свои формы, если они подходят для целей нового населения.

Эта категория наследия весьма уязвима. Многие из таких ландшафтов сохранились, поскольку имели достаточный «запас прочности». К ним возможно отнести усадебные, дворцово-парковые и кое-какие монастырские ландшафты.

К ассоциативным ландшафтам смогут быть отнесены природные либо освоенные ландшафты, владеющие культурной сокровищем. Темперамент освоения в этом случае не имеет важного значения. Эти ландшафты включены в историко-культурное пространство опосредованно, в качестве сакральных либо памятных мест, мест творчества.

Их культурная составляющая довольно часто представлена кроме того не в материальной, а в ментальной форме, по ассоциации природного объекта с какими-либо феноменами культуры – историческими событиями, личностями, художественными произведениями. Культурно-исторический объект, составлявший ядро формирования объекта возможно потерян либо быть в руинированном состоянии (усадьба либо храм), но, однако, сохраняется феномен «памяти места», ландшафт остается семантически насыщенным. В некоторых случаях целесообразна мемориализация ландшафта посредством передачи исторического содержания наследия в материальных знаках – памятных символах, реконструкциях и т.д.

Функциональная ориентация ландшафтов показывает на воспроизводящие их типы и процессы действий, нужные для их поддержания в «рабочем» состоянии. К примеру, при разработке программы сохранения культурных ландшафтов музея-заповедника «Бородинское поле» они были идентифицированы как ассоциативные и как мемориально-экспозиционные. Последующая разделение проводилась по их личным функциональным изюминкам (музейным, рекреационным, аграрным и пр.), что и выяснило структуру главных ландшафтных сокровищ и намечаемых для их сохранения действий.

Громадное значение для управленческих целей имеет и тип культуры, если она владела собственными правилами освоения ландшафта и выяснила вид ландшафта (так, возможно выделить ландшафты усадебный, дворцово-парковый, монастырский, горнозаводской, ландшафты полей сражений (военная культура), архаичный деревенский (крестьянская культура), муниципальный (исторические кварталы), историко-археологический).[13] Эти типы ландшафтов определяют внутреннюю специализацию музеев-заповедников и национальных парков. Принадлежность к типу культуры определяет механизмы самоподдержания ландшафта, роль носителей культурных традиций, вероятные дороги развития ландшафта при отсутствии воспроизводящей культуры. Так, в национальном парке «Угра» появились в той либо другой мере представлены все названные выше культурные типы и для каждого из них должна быть предусмотрена собственная стратегия действий.

Отдельные виды культурного ландшафта всецело совпадают с другими видами недвижимых культуры и памятников истории (музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дворцово-парковые ансамбли), в других случаях его идентификация как объекта наследия представляет собой независимую задачу.

Фоновым типом культурного ландшафта есть крестьянский деревенский ландшафт, базой формирования которого помогают исторически взаимосвязанные сельские поселения с прилегающими к ним полевыми, луговыми, лесными и водными угодьями. Его функциональными центрами являются исторические заселения с сохранившейся классической планировкой застройки, хозяйственным, бытовым и духовным укладом судьбы. Ядром для того чтобы поселения, в большинстве случаев, выступал храм.

Классический крестьянский ландшафт сейчас фактически везде поставлен под угрозу и в скором времени он бывает потерян. В большинстве районов Европейской России крестьянская хозяйственная культура утрачивает собственные функции, сельские поселения преобразовываются в дачные поселки, следовательно, изменяется тип застройки, уменьшаются площади обрабатываемых угодий, каковые также заселяются. Особенно уязвимы реликтовые архаичные крестьянские ландшафты Европейского Севера, где сохранились довольно высокая степень сакрализации пространства, классическая застройка сёл с их архаичным художественным декором, своеобразны структурированная планировочная организация территории, высокая мозаичность угодий.

Живущий культурный ландшафт обязан воспроизводить себя и испытывает недостаток в поддержании классических для него видов деятельности – хозяйственной и/либо социокультурной. Помимо этого, наровне с материальной составляющей в культурном ландшафте постоянно присутствует ментальная. Она определяется фольклорными традициями, религиозными верами, отношением к историческим событиям, другими словами наличием живой культуры.

От сохранности разных проявлений и форм данной культуры обычно зависят состояние всего комплекса наследия.

Для оценки культурного ландшафта нужно учитывать как культурные, так и природные его преимущества, в частности гармоничность сотрудничества творческих человека и сил природы, эстетические и ассоциативные сокровища, разнообразие и репрезентативность, аутентичность и ландшафтную целостность, наличие всех главных элементов, процессов, разработок, определяющих функции и облик ландшафта. Специалисты ЮНЕСКО разглядывают возможность объединения этих двух групп параметров и создание их единой совокупности.

В качестве объекта наследия к культурному ландшафту предъявляются ещё и дополнительные требования. Так, он обязан репрезентативно воображать соответствующий геокультурный район и с высокой степенью ясности демонстрировать отличительные черты для того чтобы региона, а также природы взаимоотношения и характер человека, к примеру, классические разработки природопользования, учитывающего местные ограничения и экологические особенности. Помимо этого, во многих культурных ландшафтах заключена семантика особенного духовного (сакрального) отношения к природе.

Процесс урбанизации – объективная действительность, с которой приходится принимать во внимание, но возможно и необходимо сохранить вид самые репрезентативных и ясных в ландшафтном отношении сельских поселений, воздействующих на формирование образа восприятия пейзажа. В этом отношении серьёзна роль национальных парков, каковые включают в себя эту категорию культурного ландшафта.

Исторический вид сельского ландшафта и образ русской деревни во многих случаях являются неотъемлемым элементом восприятия природы России, для сохранения которой создаются национальные парки. Дабы предотвратить разрушение исторически аутентичной среды, нужно выделить деревни и села с довольно прекрасно сохранившейся исторической застройкой либо ее фрагментами и ввести для них особенный градостроительный режим.

Таких участков осталось уже не большое количество, и придание им особенного статуса усилит рекреационную привлекательность территории, стимулирует ее развитие при сохранении хозяйственного уклада и архитектурного облика. Показательна практика Кенозерского национального парка, что получает в главные собственные фонды объекты, каковые не имеют статуса монументов, к примеру крестьянские избы. В них размещаются разные работы парка, гостевые дома, тут проводятся экологические лагеря.

Предпочтение отдается реставрации существующего жилого фонда, а не постройке новых строений, что экономически невыгодно, но снабжает сохранность и аутентичность исторической застройки и планировки северной русской деревни, которая тут является центром культурного ландшафта и воображает особенную этнографическую сокровище.

Ландшафт Immortal Gardens — преимущество за деньги?


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: