Глубокоуважаемые студенты!
В следующую среду мы:
1) закончим работу с темой 4 – удостоверимся в надежности оставшиеся непроверенными задания и выполним упражнение на закрепление материала;
2) будем трудиться с темой 5 – и теоретически, и фактически. Задание 10 делать пока не нужно, с ним мы будем трудиться в аудитории. Но изучить схему разбора несложного предложения и комментарии 1–5 необходимо в обязательном порядке!
Тема 5. Классическое учение о его типах и членах предложения
Понятие о участниках предложения
Попадая в состав предложения, слова и словоформы перестают быть единицами лишь морфологии и лексики, они покупают как следует новый статус – становятся участниками предложения.
Одни члены предложения (к примеру, сказуемое и подлежащее, детерминанты) появляются лишь при его создании, другие входят в предложение в составе словосочетаний.
В предложении сохраняется то направление синтаксической зависимости, которое существовало в словосочетании. Основное слово может поменять грамматическую форму в следствии того, что оно вступает в связи и синтаксические отношения с другими участниками предложения. Форма зависимого либо остается неизменной (при примыкании и управлении), либо изменяется соответственно форме главного (при согласовании).
Под влиянием последовательности факторов может нарушиться существовавший в словосочетании порядок слов. К примеру, предложение Лицо мое приняло желчное выражение (Грин) строится из двух словосочетаний: мое лицо и принять желчное выражение. В первом из них сохраняются грамматические формы компонентов, но изменяется порядок их следования.
Основной компонент второго словосочетания координируется с подлежащим и в следствии получает форму ед. ч. ср. рода.
Что же такое член предложения?
В.В. Виноградов писал: «Члены предложения – это синтаксические категории, появляющиеся в предложении на базе форм и слов словосочетания и отражающие отношения между структурными элементами предложения»[1].
Сходное определение находим и в современном книжке для институтов: «Члены предложения – это структурно-семантические компоненты предложения, связанные между собой отношениями и синтаксическими связями»[2]. Потом отмечено, что они делают множество функций – структурных, семантических, коммуникативных, эмоционально-экспрессивных и т.д.
Более развернутое определение дает Е.С. Скобликова: «Член предложения – это в несложных случаях одно знаменательное слово, наделенной той либо другой смысловой функцией в передаче содержания всего предложения и грамматически оформленное в соответствии с данной функцией»[3]. Но и тут выделены те же две наиболее значимые стороны участников предложения – наличие у них грамматического значения и грамматической формы, обусловленных связями с другими участниками предложения, функционированием в предложении как в целостной синтаксической единице.
Классическое учение о участниках предложения и строилось с учетом этих двух их показателей. Предполагалось, что между семантикой члена и формой предложения существует соответствие, что две эти стороны предполагают друг друга. Но подобное соответствие обнаруживается далеко не всегда.
значение и Форма участника предложения смогут быть несимметричны.
К примеру, в предложениях Я опасаюсь и Мне боязно члены предложения, выраженные местоимениями, имеют форму различных падежей, но однообразную семантику (именуют лицо, которое испытывает состояние). Напротив, в предложениях Мы шли березовой рощей и Мы наслаждались березовой рощей одинаковая словоформа рощей имеет различное синтаксическое значение. На это показывал В.В.
Виноградов: «В строе предложения одинаковая форма слова, в зависимости от ее отношения к вторым словам, может делать функции различных участников предложения»[4].
Отсутствие прямого соответствия между формальной и смысловой сторонами участников предложения приводило и ведет к бессчётным дискуссиям об основаниях их выделения. История отечественного синтаксиса знает и полный отказ от классического учения о участниках предложения. Но приверженцы структурно-семантического синтаксиса от этого учения не только не отказываются, но и развивают и углубляют его.
Предложение в День Рождения // Моя выставка
Удивительные статьи:
- Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины xix века. о своеобразии русской литературной критики
- Глава xxxiii. показания обвиняемой
- Смысл заглавия романа м. горького «мать». образ ниловны
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Укажите предложение, в котором используется фразеологизм. 1 страница
1) (5) Хоть стояла зима, а таяло, и мы слепили снежную бабу, но вышла не баба, а снеговик с бородой, другими словами отец. 2) (16) Ребёнок вспыхнул, но…
-
Укажите предложения, в которых слова, набранные курсивом, выделяются запятыми (не менее 2х примеров)
Контрольные тесты по русскому культуре и языку речи Составитель: Т.В. Попова Вариант 59 1. Язык по собственной природе полифункционален. Главными…
-
Употребление запятой между однородными членами предложения
Однородными именуются члены предложения, отвечающие на одинаковый вопрос и относящиеся к одному и тому же участнику предложения. К примеру: Ели, осины,…
-
Все двусоставные предложения, называются личными
Односоставные — это предложения, имеющие один основной член: подлежащее либо сказуемое, а второй либо неосуществим, либо не есть структурно нужным. К…