Поражение, о котором предпочли забыть

8 декабря 1941 года, спустя пара часов по окончании атаки на Пёрл-Харбор, японские силы атаковали остров Уэйк. Данный инцидент не так известен, как наступление на Жемчужную гавань. Обсуждая эту атаку, нереально не упомянуть о нерешительности американского руководства в вопросе необходимости Уэйка в качестве объекта стратегической важности.


Атолл Уэйк (http://visibleearth.nasa.gov)

Остров Уэйк – один из трёх островов атолла, что был образован в следствии затопления вершины вулкана. От ближайшей почвы до него приблизительно 725 км. В длину Уэйк не превышает 12,5 км.

Много лет остров не воображал никакой ценности. Единственными его жителями были земляные крабы, крысы и особенный вид нелетающих птиц. Из-за отсутствия источников пресной воды и редких дождей растительность на острове скудная.

Единственными людьми, кто иногда посещал это место, были экипажи судов, застигнутых штормом, но и они не задерживались тут на долгое время, поскольку их воды источников и поиски пищи были бесплодными. Лишь японцы со временем стали частенько наведываться ко мне – их завлекали птицы данной местности, а правильнее их пух. В итоге за время с момента обнаружения острова и до окончания его оккупации силы императорской армии истребили всех пернатых на острове.Поражение, о котором предпочли забыть

Но по окончании того, как человек хорошо занялся освоением неба, остров привлёк к себе внимание и со стороны американцев. Для них он воображал совершенный аэропорт с целью проведения армейских операций на протяжении оси Сан-Франциско – Пёрл-Харбор – Гуам – Манила. Японцы также стали видеть в нём не только источник перьев, но и базу для ведения военных действий по маршруту северо-запад – юго-восток.

Эдуард Хазбенд Киммел (http://www.history.navy.mil)

В конце 1939 года Уэйк наровне с островами Мидуэй и Гуам передали в ведение ВМС США. В первой половине 40-ых годов двадцатого века конгресс одобрил предложение по созданию на острове авиационной и морской базы, и первая несколько рабочих (1100 человек) отправилась в том направлении в январе 1941 года. Вместе с ними прибыл и первый гарнизон базы.

Оживление на Уэйке не имело возможности пройти мимо японцев, и они выслали самолёт для разведки.

Из доклада лётчиков следовало, что американские рабочие активными темпами прокладывают дороги для техники, углубляют канал для прохождения судов снабжения и возводят жилые дома, но на острове ещё не так много военных, дабы совладать с его защитой. Про это кроме того имеется шутка: «Японские лётчики слетали на разведку к атоллу и доложили, что строительство американской базы для японского императора идёт по замыслу».

Казалось, что руководство США не смотря на то, что и одобрило строительство базы, но как-то не спешило с её упрочнением. Вследствие этого Эдуард Хазбенд Киммел, главноком Тихоокеанским флотом США, 18 апреля 1941 года написал главе Управления морских операций письмо.

В нём он сказал о том, что в случае если правительство не видит в атолле стратегической сокровище, то пускай взглянуть на это иначе: так как в случае если остров захватят японцы, то эта база станет препятствием для неожиданных налётов ВВС Соеденненых Штатов на острова Порт-Лойд либо Сайпан, и в принципе будет помехой с целью проведения вторых операций в этом районе. Исходя из этого он советовал срочно принять решительные меры по усилению обороны острова, хотя бы для того, дабы им не завладел неприятель.

Командующий 14-м морским районом адмирал Блок кроме этого много раз заявлял, что , пока сама лагуна и канал не будут достаточно углублены, суда, прибывающие для снабжения острова, будут пребывать в постоянной опасности. Они вынуждены подниматься на якорь с подветренной стороны острова, где более лёгкие суда забирают их груз и доставляют на базу. На это тратится пара дней, что делает суда совершенной целью для вражеских подводных лодок.

Но всё это так и не возымело успеха. Первый гарнизон (6 солдата и 173 офицеров) прибыл на остров только в середине августа 1941 года. После этого в октябре прибыли три батареи с пятидюймовыми орудиями, снятыми со ветхого линейного корабля «Техас», столько же батарей с трёхдюймовыми зенитными орудиями и пулемёты для береговой обороны и зенитных установок.

В первых числах Ноября на остров перебросили ещё одно подразделение морпехов. Действительно, этого всё равняется не хватало для обслуживания всех орудий – так как воины, кроме охраны острова, должны были разгружать прибывающие суда, заправлять и обслуживать самолёты, поскольку гражданские, трудившиеся на острове по договору, отказывались делать какую-либо работу кроме устройства базы и строительства дорог.

К 8 декабря 1941 года на острове пребывало 27 офицеров морской пехоты, 422 человека из рядовых, среди них и пилоты, 58 матросов вместе с медиками, 10 морских офицеров и одно армейское подразделение из одного офицера и четырёх солдат. Кроме этого на базе находилось около 70 служащих компании «Pan American» и 1146 человек из инженерно-строительной компании. Все привезённые орудия были размещены по трём оборонительным пунктам на трёх островах атолла.

У защитников острова было мало снарядов, а все самолёты (12 истребителей эскадрильи VMF-211) пребывали на одной узкой полосе без каких-либо укрытий, что кроме этого затрудняло оборону. 7 декабря стало первым выходным днём для личного состава морской пехоты со дня их прибытия на остров. В понедельник в 6:50 утра, сразу после завтрака, раздалась тревога: Пёрл-Харбор подвергся японской атаке.

Защитники острова взяли оружие и ринулись к своим постам, лётчики заняли места в кабинах самолётов, а целый гражданский персонал поспешил в укрытие.

Уайлдкэт из эскадрильи VMF-211 и японский бомбардировщик G3M Betty над островом Уэйк (http://www.oldgloryprints.com)

В данный сутки прибой был таким сильным, что никто не услышал, как в 12 часов дня к острову подошли 36 двухмоторных японских бомбардировщиков. Через 15 секунд по окончании того, как их заметили, на остров упала первая бомба. Бомбардировке подвергся аэропорт, где сейчас велась заправка 8 самолётов F4F-3 Wildcat.

Четыре автомобили, взяв прямые попадания, загорелись, после этого пламя перекинулся на соседние самолёты. В итоге семь истребителей были стёрты с лица земли, так и не взлетев. В следствии налёта погибло 23 офицера и солдата морской пехоты и 10 гражданских, были стёрты с лица земли практически все постройки при аэропорте компании «Pan American».

Японские бомбардировщики, не взяв каких-либо повреждений, благополучно возвратились на собственные базы.

Всю ночь американские морпехи совместно с добровольцами занимались разбором завалов, ремонтом самолётов и восстановлением базы. На следующий сутки два из трёх восстановленных истребителей поднялись в небо и стёрли с лица земли один вражеский бомбардировщик, ещё пара японцев была сбита зенитным огнём. Но остальные самолёты соперника всё-таки смогли отбомбиться и вывести из строя радиостанцию ВМС.

Кроме этого, был стёрт с лица земли госпиталь и погибло 55 гражданских и 4 военных. Заблаговременно осознавая, что целью для следующей атаки японцев станет батарея «Е», по приказу командующего базой майора Джеймса Деверо её перебазировали приблизительно на 500 метров в сторону. Это было сделано своевременно – на следующий сутки 27 японских бомбардировщиков закидали бомбами ветхую позицию.

Ещё 10 бомбардировщиков отбомбились по острову Уилкс, поскольку японцы собирались высадить в том месте десант. Данный вылет возможно было бы назвать бесплодным, если бы не одна случайность. Дело в том, что одна бомба попала совершенно верно в пороховой склад, в котором пребывало 125 тысячь киллограм взрывчатки.

В следствии взрыва случилась детонация всех снарядов батарей «Е» и «L».

Майор Джеймс Деверо (www.arlingtoncemetery.ne)

Утром 11 декабря к атоллу подошло соединение вторжения адмирала Кадзиоко, складывающееся из двух эсминцев, делавших роль десантных судов, с 450 воинами особого подразделения на борту, нескольких транспортов, на борту которых пребывали воины будущего японского гарнизона, шести эсминцев и двух лёгких крейсеров помощи. в первых рядах шли две подводные лодки, каковые вели разведку. Японские суда забрали курс на протяжении южной части береговой полосы атолла.

В то время, когда лёгкие крейсеры подошли на расстояние в 6,5 километров, они открыли огонь и подожгли нефтехранилище рядом с одним из американских лагерей. Сейчас остальные суда соединения начали подготавливаться к высадке десанта. Дождавшись, пока японские суда подойдут на расстояние в 4 км, майор Деверо приказал одной из батарей 5-дюймовых орудий открыть огонь по эсминцу «Юбари», что по окончании серии залпов отвернул от острова и скрылся за горизонтом.

Затем огнём двух вторых батарей были накрыты ещё два японских эсминца: один из них затонул в следствии взрыва, второй взял сильные повреждения. Затем все американские батареи начали работату по головному кораблю, что в следствии вместе с транспортными судами должен был скрыться, воспользовавшись дымовой завесой. Сейчас батарея «В» обстреляла три эсминца, каковые обходили атолл с севера.

Своим огнём они повредили головной корабль и заставили японцев отойти. Первая атака была отражена. Сутки 11 декабря 1941 года стал первым в истории войны на Тихом океане, в то время, когда орудия береговой обороны отбили атаку десантного соединения.

Но затем у защитников острова осталось мало снарядов и всего два самолёта – все надежды были лишь на скорое подкрепление.

Разрушенные американские истребители. Фото сделано японцами по окончании захвата острова (http://jacqueline-devereaux.blogspot.ru)

Для его гарнизона и спасения острова Киммелом была создана одна из самых выдающихся военно-морских операций США, которая при успехе спасла бы репутацию адмирала. Замысел по отправке и формированию соединения был создан идеально, но на протяжении его реализации из-за многих неотёсанных неточностей, которые связаны с нехорошим сотрудничеством между отсутствием опыта и кораблями применения авианосцев у начальника операции адмирала Фрэнка Джека Флетчера, силы спасения так и опоздали прийти к началу второго японского вторжения на остров Уэйк.

Кроме этого, виновником провала стал президент Рузвельт, что по совету одного из собственных министров высвободил Киммела от обязанностей командующего флота за сутки до выхода авианосцев из Пёрл-Харбора. Назначенный на его место адмирал Честер Уильям Нимиц сейчас пребывал в Вашингтоне, и прибыть в Пёрл-Харбор имел возможность лишь через пара дней. Исходя из этого временно выполнять обязанности командующего было поручено адмиралу Паю, что хоть и был глубокоуважаемым офицером, но имел склонность к пассивному наблюдению и излишней осторожности.

Уильям Пай (http://www.navsource.org)

Японцы по окончании провала первого вторжения организовали второе, более большое соединение. Сейчас адмирал Кадзиоко имел в собственном распоряжении ещё и минный заградитель, аэротранспорт и 2000 отборных и прекрасно обученных десантников, часть из которых учавствовала в захвате острова Гуам. У 500 американских морпехов просто не было шансов.

Фрэнк Флэтчер (http://navalhistory.flixco.info)

21 декабря в 8:50 случилась первая японская атака, на протяжении которой 29 палубных бомбардировщиков D3A под прикрытием 29 истребителей A6M Zero обстреляли позиции защитников острова. В целом эта атака была бесплодной, но уже в 12 часов дня в следствии нового налёта была уничтожена батарея «D», а на следующий сутки стёрты с лица земли все оставшиеся «Уайлдкэты». Оставшийся без матчасти персональный состав эскадрильи влился в ряды морской пехоты.

23 декабря в 2:35 японцы начали высадку десанта.

Она проходила в четырёх пунктах одновременно и сходу на двух островах атолла – на острове Уилкс и на самом Уэйке. Первое подразделение японцев на острове Уэйк численностью приблизительно в 100 человек было встречено 70 морпехами США, у которых на вооружении были только винтовки и маленькое количество ручных гранат. На протяжении четырёх часов боя американцам удалось полностью уничтожить первую волну атакующих.

Не обращая внимания на эту победу, не допустить высадку императорской армии не удалось. В недалеком будущем на берегу Уэйка пребывало около 1500 японцев, которым противостояло всё так же только около 80 американских воинов. В 7 часов утра позиции американцев атаковали пикирующие бомбардировщики, и более чем 20 судов, пребывавших вне территории действия береговых орудий, обстреливали остров с моря.

Приблизительно одвременно с этим пропала связь между командным пунктом и укрепрайонами острова Уилкс, нереально было установить контакт с отдельными отрядами морпехов на Уэйке. Из последних радиопереговоров с «громадной почвой» стало ясно, что помощи не будет.

Обломки японского судна на берегу атолла (http://www.ibiblio.org)

Но из-за чего ВМС США так и не оказали никакой помощи а также не постарались эвакуировать ни гражданских, ни гарнизон? Адмирал Пай, что временно выполнял обязанности командующего флотом, до последнего момента не имел возможности определиться, что делать. С одной стороны, спасение воинов было его долгом, с другой – он опасался создать лишние неприятности для Уильяма Нимица, тем более в канун Рождества.

Эта неприятность с принятием ответа прекрасно видна в ряде распоряжений, данных соединению Флетчера.

Сперва его флагман «Саратога» должен был подойти к Уэйку на 200 миль и поднять самолёты для атаки японского соединения. После этого данный приказ был отменён, и вместо него дано указание судам идти к острову для эвакуации гарнизона. Но и данный приказ скоро был отменён.

Сам же Флетчер, не имея широкого опыта в руководстве для того чтобы рода соединениями, не имел возможности предпринять каких-либо действий, опасаясь принести больше вреда, чем пользы. По окончании того, как в штаб руководства Тихоокеанским флотом пришло донесение о высадке соперника, в том месте заключили, что выручать людей уже поздно, и приказали Флетчеру возвращаться в Пёрл-Харбор. Не обращая внимания на то, что большинство офицеров штаба соединения и персональный состав «Саратоги» восприняли это как акт трусости и предлагали, ослушавшись приказа, пойти на помощь своим, сам командующий операцией не решился на данный ход и развернул назад.

Высадка японского десанта (http://flickersintime.com)

На острове об этом ничего не знали. По окончании того как Деверо получив новость о том, что никто не придёт на помощь, он отдал приказ гарнизонам атолла сдаться для спасения судеб гражданского населения острова. Сразу же началось уничтожение всех штабных документов и выведение из строя всех береговых орудий.

Не обращая внимания на приказ, в тех укреплённых районах, где отсутствовала сообщение, длились битвы.

Исходя из этого Деверо лично отправился по всем позициям с объявлением о прекращении огня.

470 солдат и офицеров, и 1146 гражданских были пленены. При штурме острова погибло более 800 японцев и ещё 333 были ранены. Адмирал Кадзиоко принял остров во владение императора ровно в 12 часов дня и переименовал его в Отори-Дзима, что переводится как «Птичий остров».

Затем все рабочие и американские военные были забраны под стражу.

Японское орудие береговой обороны (http://ben-wake-island.blogspot.ru)

В защиту Пая и Флетчера кое-какие историки утверждают, что, предприми они атаку на японское соединение, это закончилось бы ещё большей трагедией, поскольку был высок риск утраты нескольких авианосцев, потеря которых в начале войны имела возможность обернуться непоправимыми последствиями для всего хода боевых действий. Но, кроме того согласившись с этим утверждением, не следует забывать о том, что Флетчер имел возможность отомстить японцам, напав на их транспорты, каковые находились вблизи острова и были совсем не готовы к бою.

Этого не произошло, и рабочая группа, целью что было разобраться в ситуации и отыскать виновных, удовлетворилась заявлением адмирала Пая о том, что он собирался вести наступательные действия для освобождения острова, но в тот момент, в то время, когда японцы уже ступили на остров, стало ясно, что сохранение морских сил США намного серьёзнее острова Уэйк и его гарнизона. Кроме этого он сказал, что ответ об отступлении он принял с скорбью и большим сожалением.

Камень, ставший надгробием (http://americanpowsofjapan.blogspot.ru)

Об этом инциденте решили очень не распространяться. О утрата острова не было сообщено ни слова в американской прессе, молчали об этом и в военных кругах. Но в то время, когда подробности этого провала дошли до бывшего командующего флотом США Джозефа Ривиса, он сообщил следующее: «Это самое позорное явление в истории американских ВМС».

Капитуляция японского гарнизона на Уэйке, сентябрь 1945 года (http://americanpowsofjapan.blogspot.ru)

5 октября 1943 года, опасаясь вторжения американских сил на злополучный остров, японский адмирал Шигемацу Сакаибара приказал казнить 98 пленных, каковые пребывали в том месте ещё с момента захвата. Американцев отвели на северное побережье острова и, завязав им глаза, расстреляли из пулемёта. Одному военнопленному, чьё имя до сих пор неизвестно, удалось сбежать.

Позднее он возвратился к месту казни и нацарапал на камне, что стоял рядом с братской могилой, следующую надпись: «98 US PW 5-10-43». Скоро беглеца схватили, и Сакаибара лично отрубил ему голову собственной катаной. А надпись сохранилась до наших дней.

Сейчас данный камень есть достопримечательностью острова и является напоминанием об одной из самых позорных страниц в истории ВМС США.

Назад остров американцы взяли только 4 сентября 1945 года, в то время, когда японский гарнизон сдался на милость американской эскадре ВМС.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: