Последнее наступление адмирала ямамото

По окончании эвакуации японских армий с серии и Гуадалканала поражений на Новой Гвинее главноком Объединённым флотом и лучший стратег Японии адмирал Исороку Ямамото спланировал контрудар. Более трёхсот самолётов морской авиации должны были обрушиться на австралийцев и американцев, отнять у них стратегической инициативы. Но результаты операции были для японцев плачевными…

Подготовка операции

Весной 1943 года руководству Императорского флота Японии стало ясно, что оно теряет инициативу в битвах на Соломоновых островах и Новой Гвинее. Успешная эвакуация армий с Гуадалканала имела возможность создать видимость победы, но не отменяла того, что остров остался в руках американцев, осуществлявших контроль наиболее значимый аэропорт. На Новой Гвинее флот не смог оказать заметной помощи японской армии, которая потерпела ожесточённое поражение на прибрежных плацдармах в декабре 1942-январе 1943 годов.

Попытка же совершить морской конвой с подкреплением закончилась неожиданным разгромом: 3–5 марта 1943 года в море Бисмарка австралийские и американские самолёты потопили 4 транспортов и 8 эсминца.

В таких событиях главноком Объединённым флотом адмирал Исороку Ямамото в середине марта 1943 года спланировал операцию, взявшую заглавию «I-go» (время от времени I-go Sakusen переводят как «Операция I», но какого-либо смысла сочетание иероглифов I-go не имеет). Сущность её заключалась в нанесении замечательных воздушных ударов самолётами морской авиации по аэродромам и кораблям союзников на Гуадалканале и Новой Гвинее.

Имевшиеся в наличии силы 11-го воздушного флота (командующий – адмирал Дзинъити Кусака, штаб в Рабауле) возрастали за счёт авиагрупп, снятых с судов 1-й и 2-й дивизий авианосцев. Считалось, что около 350 задействованных самолётов смогут нанести австралийцам и американцам чувствительный контрудар, нивелировав их недавние удачи.

Последнее наступление адмирала ямамото
Адмирал Ямамото в Рабауле, апрель 1943 года
Источник: combinedfleet.com

Примерный состав воздушных сил, задействованных в операции «I-go» (японские эти)

1-я дивизия авианосцев, штаб в Рабауле

Авиагруппа тяжёлого авианосца «Zuikaku»

Авиагруппа лёгкого авианосца «Zuiho»

2-я дивизия авианосцев, штаб в Рабауле

Авиагруппа лёгкого авианосца «Junyo»

Авиагруппа лёгкого авианосца «Hiyo»

21-я воздушная флотилия 11-го воздушного флота, штаб в Кавиенге

253-я авиагруппа

751-я авиагруппа

26-я воздушная флотилия 11-го воздушного флота, штаб в Буине

204-я авиагруппа

582-я авиагруппа

705-я авиагруппа

27 истребителей A6M, 18 пикирующих бомбардировщиков D3A, 18 лёгких торпедоносцев B5N

21 истребитель A6M

27 истребителей A6M, 18 пикирующих бомбардировщиков D3A

27 истребителей A6M, 18 пикирующих бомбардировщиков D3A, 9 лёгких торпедоносцев B5N

36 истребителей A6M, 3 разведывательных самолёта Ki-46

36 средних бомбардировщиков G4M

45 истребителей A6M, 6 разведывательных самолётов Ki-46

27 истребителей A6M, 16 пикирующих бомбардировщиков D3A

36 средних бомбардировщиков G4M

Так, с целью проведения операции «I-go» японцы собрали одну из наибольших воздушных группировок со времён удара по Пёрл-Харбору. Самолёты рассредоточили на аэропортах Новой Британии и близлежащих островов (Новая Ирландия, Бугенвиль, Бука, Буна и других). Неспециализированное управление операцией принял на себя лично адмирал Ямамото, прибывший в Рабаул.

В первой трети апреля 1943 года предполагалось атаковать цели на Соломоновых островах, по окончании чего следовало ударить по Новой Гвинее.

Механики обслуживают истребитель семь дней6M на аэропорте Лакунаи, Рабаул
Источник: Sakaida Henry «Imperial Japanese Navy aces 1937–45» – New York: Osprey, 1999
Атаки на Соломоновых островах

В начале Апреля 1943 года американская воздушная разведка зафиксировала значительное повышение количества японских самолётов, базирующихся на Соломоновых островах. Боестолкновения происходили систематично. Так, 1 апреля у острова Рассел американцы утратили 6 истребителей в воздушном бою с большим соединением «зеро».

Но 3 апреля громадного успеха добились американские бомбардировщики: у Кавиенга «летающие крепости» B-17 серьёзно повредили тяжёлый крейсер «Aoba», не утратив ни одного самолёта. Из-за взрыва торпед на борту японский корабль перестал работать до ноября 1943 года.

Запланированный Ямамото воздушный удар по Гуадалканалу пара раз переносился из-за погодных условий и состоялся только 7 апреля. В атмосферу встали 110 истребителей A6M и 67 пикирующих бомбардировщиков D3A из авиагрупп 1-й и 2-й дивизий авианосцев, и 21-й и 26-й воздушных флотилий. Японцы собирались застать на стоянке большое количество судов, которое, по их данным, включало в себя крейсера.

Вправду, у острова в то время пребывало американское своевременное соединение Task Force 18, в состав которого входили лёгкие крейсера «Honolulu», «Helena» и «Saint Louis».

Суда соединения Task Force 18 у Гуадалканала 7 апреля 1943 года, перед японской воздушной атакой. Виден легкий крейсер «Honolulu», за ним стоит «Saint Louis»
Источник: navsource.org

В 14:00 операторы американских радаров сказали о приближении к Гуадалканалу многочисленной группы самолётов. На перехват встали истребители военных ВВС и Авиации корпуса морской пехоты – 36 F4F Wildcat, 13 P-39 Aircobra, 12 P-38 Lightning, 9 F4U Corsair и 6 P-40 Warhawk, каковые ввязались в бой с японским истребительным прикрытием. Пользуясь этим, японские пикирующие бомбардировщики довольно вольно прорвались к гавани Тулаги.

Крейсеров в том месте не было, но целей для атаки имелось много – плавбаза торпедных катеров, два танкера, дюжина транспортов, 8 танкодесантных судов LST, и пара маленьких кораблей ВМФ. Атака началась практически сразу после 15:00. Авторитетный американский историк Сэмюэль Моррисон отмечает, что ПВО союзных судов была не на высоте:

«В тот сутки над Айронботтом-Саунд было довольно много схваток. Это был сутки любителей. Весьма немногие из этих судов когда-либо принимали участие в сражении; многие из них кроме того ни при каких обстоятельствах не создавали учебных стрельб по буксируемым самолётами мишеням.

Все артиллеристы с увлечением вели пламя по вражеским самолётам, претендовали на уничтожение их и потом нарисовали на собственных щитках изображения восходящего солнца.

пилоты и Зенитчики истребителей преувеличивали число сбитых самолётов, которое доходило до много и больше».

Неудивительно, что союзники понесли утраты. Первой жертвой стал танкер ВМФ США «Kanahawa» (1915 года постройки, стандартное водоизмещение – 5723 т), что выходил из гавани под охраной малого и эсминца охотника. Его нападали 15 японских пикирующих бомбардировщиков, и тихоходное судно не имело никаких шансов на спасение: оно взяло пять бомбовых попаданий и загорелось.

Экипаж покинул танкер (19 моряков погибли на протяжении атаки), позднее «Kanahawa» отбуксировали на отмель, где он и затонул утром 8 апреля.

Следующий удар японцев обрушился на новозеландский корвет «Moa» (1941 года постройки, стандартное водоизмещение – 607 т, оружие – 102-мм зенитные пулемёты и пушка). Корабль принимал горючее с танкера и не имел хода, в то время, когда его нападали пара пикирующих бомбардировщиков. Зенитчики успели открыть огонь, но корвет скоро взял прямое попадание бомбы в надстройку, а ещё две бомбы взорвались у его борта. «Moa» перевернулся и затонул за пара мин..

К счастью для новозеландских моряков, они утратили погибшими всего пять человек.

Американский эсминец «Aaron Ward» (тип «Gleaves», 1942 года постройки, стандартное водоизмещение – 2070 т, оружие – четыре 127-мм пушки, зенитные автоматы и пятитрубный торпедный аппарат) на протяжении воздушной атаки закрывал танкодесантный корабль LST-449. Три пикировщика зашли на него со стороны солнца. Взрывы бомб у борта стали причиной затоплению машинного отделения, в следствии чего корабль лишился электропитания и хода.

Сразу после этого вторая тройка бомбардировщиков атаковала обездвиженный эсминец, добившись ещё двух родных разрывов. На борту «Aaron Ward» погибли 27 человек. Американцы пробовали довести корабль до отмели, но он собрал через чур много воды и вечером затонул.

Эсминец «Aaron Ward» – самый большой боевой корабль, потопленный японцами на протяжении операции «I-go»
Источник: navsource.org

Так, атака гавани Тулаги прошла для японцев довольно удачно, не смотря на то, что крейсеров они так и не нашли. Американцы заявили об уничтожении в воздушном бою 27 пикирующих бомбардировщиков 12 и истребителей соперника. Смерть бомбардировщиков японцы признают, но приводят эти только о 12 потерянных ими истребителях.

США признала утрату семи собственных истребителей, не смотря на то, что японские лётчики заявили о более чем 30 сбитых. Не считая обрисованной выше смерти танкера, эсминца и корвета, никаких вторых заметных утрат флот союзников не понёс. Это не помешало японской пропаганде заявить об уничтожении американского крейсера (возможно, за него был принят «Aaron Ward») и назвать атаку 7 апреля «сражением у острова Флорида» (имеется в виду остров Флорида около Гуадалканала).

Атаки на Новой Гвинее

В соответствии с начальному замыслу операции, во второй трети апреля адмирал Ямамото приказал атаковать цели на Новой Гвинее. 11 апреля 22 пикирующих бомбардировщика D3A под прикрытием 72 истребителей A6M (самолёты 1-й и 2-й дивизий авианосцев) направились бомбить залив Оро, где пребывала база снабжения союзников. Но, важной добычи в тот сутки в заливе не выяснилось, и в 12:25 японцы нападали две имевшиеся цели – английский транспорт «Hanyang» и сопровождавший его австралийский корвет «Pirie».

Две бомбы попали транспорту в палубу (погиб один человек), корвет взял одно попадание в надстройку (погибли 7 человек), а пара бомб взорвались у его борта. Но как «Hanyang», так и «Pirie» остались на плаву и позднее были отремонтированы. Японские пикировщики почему-то применяли маломощные 60-кг бомбы, чем и разъясняется не сильный эффект взрывов.

Практически сразу после атаки над заливом показались 50 американских истребителей P-38 и P-40 с аэропорта Дободура – японцы утратили 2 пикировщика и 4 истребителя (американцы заявили о 17 сбитых) и вышли из боя.

Бомбардировщики-торпедоносцы G4M из состава 705-й авиагруппы пролетают над Рабаулом
Источник: Tagaya Osamu «Mitsubishi Type 1 «Rikko» ‘Betty’ Units of World War 2» – New York: Osprey, 2001

12 апреля состоялась одна из сильнейших за всю войну бомбардировок Порт-Морсби, в которой принимали участие 44 средних бомбардировщика G4M под замечательным эскортом 131 истребителя A6M (включавшим самолёты как палубных авиагрупп, так и 11-го воздушного флота). Японцы пролетели над горами Оуэн-Стэнли и с высоты 8000 м скинули бомбы на гавань и аэродромы.

Но, результаты удара были достаточно скромными: на земле сгорели один «Beaufighter» и три B-25, ещё 15 самолётов взяли повреждения, пострадали три взлётно-посадочных полосы и один склад горючего, погибли 7 человек. Союзники подняли в атмосферу 44 истребителя P-38 и P-39, каковые сбили 6 бомбардировщиков (ещё два разбились на обратном пути), ценой смерти 4 собственных самолётов (как мы знаем, что ещё два истребителя разбились при посадке из-за повреждений). Наряду с этим американцы заявили об уничтожении 9 бомбардировщиков и 15 истребителей.

Последним ударом операции «I-go» стала бомбардировка апреля и 14 залива, в которой принимали участие 75 истребителей A6M и 23 пикирующих бомбардировщика D3A из состава палубных авиагрупп, и 43 средних бомбардировщика G4M. Целью удара являлась якорная стоянка, где в тот сутки пребывали всего четыре транспорта, защищаемых австралийскими корветами «Kapunda», «Whyalla» и «Wagga».

В 12:15 горизонтальные бомбардировщики G4M скинули на залив Милн около сотни бомб, добившись лишь только нескольких разрывов рядом с голландским транспортом «Van Outhorn». Корвет «Whyalla» прикрыл судно зенитным огнём и помог пострадавшим. Практически сразу после этого над заливом показались пикирующие бомбардировщики, каковые подожгли английский транспорт «Gorgon», груженный снарядами.

Корвет «Kapunda» пришёл на помощь повреждённому судну, австралийские моряки организовали тушение огня и отбуксировали транспорт к берегу. Один из членов экипажа «Kapunda» по окончании войны вспоминал спасение транспорта «Gorgon»:

«огнетушители и Наши шланги скоро совладали с огнём. Тем временем матросы и наш санитар из хозслужбы занимались ранеными, пока не показались медики с берега. К счастью, у них были лишь легкораненые.

Мы выгрузили их на пристань, и ими занялись армейцы.

И лишь тогда мы выяснили, что судно было загружено снарядами, причём часть контейнеров обгорела. И ещё мы нашли неразорвавшуюся японскую бомбу!»

Корвет «Wagga» в сражении с японскими самолётами 14 апреля 1943 года. Картинки армейского живописца Денниса Адамса, пребывавшего на борту корабля в тот сутки
Источник: navy.gov.au

Голландский транспорт «Van Heemskerk» (1909 года постройки, стандартное водоизмещение – 3000 т) был не столь радостным. Старое судно, перевозившее снаряды, загорелось по окончании бомбового попадания и, не обращая внимания на помощь команды корвета «Wagga», пробовавшей тушить пожар, через пара часов взорвалось. Всего союзники утратили 16 человек погибшими.

Около 40 союзных истребителей P-38 и Kittyhawk атаковали японские самолёты, точно стёрши с лица земли 4 истребителя, 3 пикирующих и 4 горизонтальных бомбардировщика. Утраты союзников составили три самолёта. Как мы знаем, что две победы в этом воздушном бою одержал американский ас первый лейтенант Ричард Бонг из 49-й истребительной группы военных ВВС.

Утраты союзников на море могли быть намного большими, если бы не смелые и умелые действия австралийских армейских моряков.

Начальник военно-морской базы Милн по окончании боя информировал в собственном докладе: «Мы были радостны иметь помощь трёх корветов».

последствия и Итоги

Официальные японские итоги операции «I-go» смотрелись очень оптимистичными. Бывший офицер штаба 11-го воздушного флота Масатаке Окумия позднее писал в книге «Зеро!» Японская авиация во Второй мировой»:

«Если доверять рапортам пилотов, на протяжении этих 4 налётов мы нанесли сопернику большие потери. Офицеры разведки сказали адмиралу Ямамото, что мы потопили 1 крейсер, 2 транспортов и 25 эсминца. В сражении были сбиты 134 вражеских самолёта, большое число самолётов было стёрто с лица земли и повреждено на аэропортах. (Опять отечественные пилоты крупно переоценили эффективность собственных атак.

По окончании войны стало известно, что американцы утратили значительно меньше).

Мы утратили 49 самолётов сбитыми и пропавшими без вести, часть самолётов была повреждена».

Точные цифры утрат союзников на протяжении операции «I-go» были значительно меньшими, чем японская заявка. На Гуадалканале погибли американские танкер и эсминец, и новозеландский корвет, признана смерть 13 американских истребителей.

На Новой Гвинее погиб один голландский транспорт (ещё три судна и австралийский корвет были повреждены, но пригодны к ремонту), в воздухе утрачены не более 10 самолётов, ещё 4 погибли на аэропорте (помимо этого, 15 самолётов, пребывавшие на земле, взяли повреждения различной степени тяжести). Основываясь на данных начальника штаба Объединённого флота адмирала Матомэ Угаки, японские историки именуют следующие цифры утрат японцев: по различным обстоятельствам из строя вышли 25 истребителей, 21 пикирующий бомбардировщик и 18 средних бомбардировщиков. Учитывая то, что авиагруппы понесли урон выше запланированного, а якобы результатывнушали оптимизм, 16 апреля Ямамото приказал прекратить воздушные удары и вернуть палубные авиагруппы на Трук, в основную базу флота.

Завершив операцию, адмирал Ямамото решил вылететь из Рабаула на остров Балалле для инспекции морских лётчиков. Радиосообщение об этом перелёте оперативно перехватила и расшифровала американская разведка, что разрешило скоро спланировать ликвидацию главнокому (операция «Месть»).

Несколько американских истребителей P-38 из истребительной 347-группы и состава военных ВВС, вылетев с Гуадалканала, утром 18 апреля перехватила над Бугенвилем два самолёта G4M, на которых пребывали Ямамото и начальник штаба Объединённого флота адмирал Угаки. Не обращая внимания на эскорт из шести истребителей A6M, оба бомбардировщика были сбиты, адмирал Ямамото погиб от пулевого ранения, но адмирал Угаки выжил (его самолёт упал в воду, и он смог доплыть до берега). Дабы сохранить в тайне факт взлома японского кода, США официально заявила, что данные о полёте передали береговые наблюдатели.

Подробная реконструкция смерти адмирала Ямамото – сцена из биографического фильма «Главноком Объединённым флотом Исороку Ямамото» (Япония, 2011 год)

Смерть главнокому Объединённым флотом стала настоящей катастрофой для японских ВМС. Талант Ямамото признавали кроме того его соперники, а среди подчинённых он пользовался беспрекословным авторитетом, доходившим до обожания. Другого для того чтобы адмирала Япония не имела.

Сама же по себе операция «I-go» не оправдала возлагавшихся на неё надежд и не оказала заметного влияния на ход войны. Попытка одним ударом сокрушить соперника провалилась, а чтобы организовать масштабное воздушное наступление и планомерно вести его в течении продолжительного времени, японцам не хватало сил. Всё это убедительно сказало том, что у Страны восходящего солнца нет никаких шансов в затяжном противостоянии с США и их союзниками.

литературы и Список источников:

  1. http://www.awm.gov.au (сайт Австралийского Военного мемориала)
  2. http://www.navy.gov.au/history (исторический раздел сайта Королевского Австралийского ВМФ)
  3. https://www.history.navy.mil/ (сайт центра ВМФ США)
  4. Gill George Hermon «Royal Australian Navy, 1942–1945» (1st edition, 1968) https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070208/
  5. «Army Air Forces in World War II. Vol. IV. The Pacific: Guadalcanal to Saipan. August 1942 to July 1944» http://www.ibiblio.org/hyperwar/AAF/IV/index.html
  6. Odgers George James «Air War Against Japan, 1943–1945» (1968 reprint) https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070210/
  7. Pfennigwerth Ian «The Royal Australian Navy and MacArthur» – Kenthurst NSW: Rosenberg Publishing, 2009
  8. Tagaya Osamu «Mitsubishi Type 1 «Rikko» ‘Betty’ Units of World War 2» – New York: Osprey, 2001
  9. Taylan Justin «Operation I-Go: April 12, 1943. Last major Japanese air raid over Port Moresby» http://www.pacificwrecks.com/airfields/png/7-mile/1943/04–12/index.html
  10. Моррисон Стив Элиот «Американский ВМФ во Второй мировой: Прорыв барьера у архипелага Бисмарка, июнь 1942-май 1944» – Москва: «АСТ», 2003
  11. Хорикоши Дзиро, Окумия Масатаке, Кайдин Мартин «Зеро!» Японская авиация во Второй мировой» – Москва: «АСТ», 2000

Воздушный десант завершил разгром условного противника на полигоне Опук


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Достать ямамото!

    «Дотянитесь Ямамото!» – так звучала личная просьба аммериканского президента Франклина Делано Рузвельта к Франклину Уильяму Ноксу, министру ВМС,…

  • «Прославленный», «победоносный», «неукротимый»…

    Весной 1942 года Королевский ВМФ Англии был разбит от японцев в Индийском океане. Двумя годами позднее обстановка коренным образом изменилась, и сейчас…

  • «Безрассудный» десант макартура

    В осеннюю пору 1943-зимой 1944 годов японские армии, занимавшие Новую Гвинею, потерпели ожесточённое поражение и были на грани разгрома. И однако, по…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: