Последний ас второй мировой

13 августа 1945 года, раннее утро. Ядерные бомбы уже скинуты, но японцы ещё сражаются. На аэропорте Иэдзима на одноимённом острове у берегов Окинавы готовится к боевому вылету 507-я истребительная несколько USAAF.

Эта часть, вооружённая новейшими P-47N, прибыла на фронт всего полтора месяца назад, и её пилоты, за редким исключением, не имели боевого опыта.

Целью вылета был уничтожение и поиск самолётов соперника недалеко от Сеула. В составе эскадрильи майора 464-и звена командира Джеймса Т. Джармана летел 26-летний первый лейтенант Оскар Френсис Пердомо, уже совершивший около 10 вылетов, но пока не имевший случая открыть огонь по воздушному противнику.

Всего стартовало 53 автомобили, но 15 из них возвратились по техническим обстоятельствам. К столице передовые-звенья и генерал губернаторства начали доходить около 13:45. Пара мин. спустя майор Джарман увидел мелькнувший внизу одиночный истребитель, идентифицированный как Ki-43, и начал понижаться для атаки.

Пердомо последовал за своим начальником, но остальные лётчики звена оставили без внимания манёвр ведущего.

Лейтенант Оскар Френсис Пердомо, 1944 год (http://wikipedia.org)

Пердомо на крыле собственного «Lil Meatie’s Meat Chopper» (http://www.warbirdinformationexchange.org)

Последний ас второй мировой

На протяжении понижения из туч показались ещё три Ki-43, летящих разомкнутым клином. Пердомо покинул первого японца начальнику, а сам переключился на новых соперников. Переместив сектор газа за отметку чрезвычайного режима работы и не заботясь о прикрытии, он ринулся в наступление.

Выбрав целью крайнего, он навёл на него центральный маркер гироскопического прицела. Прицел заблаговременно был настроен на одноместные истребители, исходя из этого лётчику оставалось лишь подкручивать рукоятку задания дальности на секторе газа, совмещая маркерный круг с размахом крыла неприятельского самолёта. Выйдя на расстояние действенного огня, Пердомо надавил гашетку и замечал попадание пуль по кабине и носовой части Ki-43.

В моторе японского самолёта что-то взорвалось, показалось пламя. Американец прекратил пламя, в то время, когда его горящая мишень завалилась вправо, выйдя из прицела.

Затем охотник переключился на следующую цель, благо требовалось только мало довернуть, и открыл огонь под углом около 30°, стреляя , пока от японца не полетели куски, а из нижней части капота не вырвался пламя. После этого Пердомо замечал, как его вторая жертва медлительно переворачивается «на пояснице» и врезается в почву, взорвавшись при падении.

Потом настал черёд третьего соперника. Расстояние была мала, исходя из этого Пердомо как возможно продолжительнее удержать перекрестие прицела на вражеском самолёте, поливая его пулями. Японский лётчик постарался уйти из-под атаки крутой нисходящей спиралью, но, возможно, перетянул ручку: его истребитель затрясся, вильнул сильно влево и «посыпался» вниз.

До почвы оставалось не более 30 метров, что не оставляло японцу никаких шансов – его самолёт врезался в почву, взорвавшись «подобно громадной напалмовой бомбе» (как обрисовал это победитель в послеполётном рапорте).

Осмотревшись, американец не увидел поблизости ни собственных, ни начал и чужих самолётов комплект высоты, забрав курс обратно на Сеул. Пролетая мимо спускающегося японского парашютиста, он покачал крыльями в знак приветствия победителя побеждённому. Своих друзей Пердомо не встретил, но наткнулся на шедшую на высоте около 100 метров несколько учебных японских бипланов.

По окончании первых выстрелов за ближайшим бипланом потянулся шлейф дыма, но падать он не планировал.

Скинув скорость, дабы не проскочить вперёд, Пердомо выпустил ещё одну очередь, по окончании которой соперник перешёл в правую спираль и врезался в почву. Понаблюдав взрыв и падение, лейтенант начал искать в воздухе второй биплан, но тот куда-то испарился. Исходя из этого Оскар продолжил поиск самолётов и набор высоты собственной группы.

P-47N-2 (доработанный серийный N-1) No 44-88211, персональный самолёт Вручения Оскара Пердомо в августе 1945 г. К сожалению, живописец допустил одну неточность – забыл продемонстрировать на крыле желтую полосу с узкой светло синий окантовкой, являвшуюся элементом стремительной идентификации 507-й группы (Kagero Monographs No.20 –Republic P-47 Thunderbolt Vol.2, 2005)

Пробив облака, лётчик увидел правее и выше четыре японских истребителя, развернулся в их направлении и начал разгоняться маленьким понижением, сохраняя надежду, что японцы его не увидят, но те в последний момент нашли опасность и рванули вниз. «Тандерболт» проскочил под ними и ушёл в облако, на чрезвычайном режиме работы мотора по окончании боевого разворота легко появлявшись выше и позади соперников.

Японцы повели себя необычно: три самолёта начали левый разворот, а четвёртый почему-то ушёл вправо. Пердомо выбрал одиночную цель и нападал её. Японский пилот постарался уйти на виражах, но по окончании нескольких правильных очередей его истребитель сперва вспыхнул, а позже взорвался именно тогда, в то время, когда мимо него проскакивал разогнавшийся «Тандерболт».

Потом Пердомо продолжил полёт в сторону Сеула. Пролетая над японским аэропортом, он увидел одиночный Ki-43, что подбирался снизу к паре желтохвостых P-47, и поспешил на помощь. Спикировав на японский истребитель, он выпустил по нему остатки боекомплекта, но добился только того, что привлёк к себе внимание умелого соперника, срочно «вцепившегося в хвост» проскочившего мимо американца.

В итоге Оскару самому было нужно молить о помощи по радио, и она пришла в лице ведомого той самой пары P-47 второго лейтенанта Гарри М. Стайнсхауэра, что сбил увлёкшегося атакой японца.

Около 14:15 американцы засобирались в практически четырёхчасовой обратный путь, и около 17:55 начали приземляться на Иэдзиме. Неспециализированная длительность вылета с момента взлёта первого самолёта до посадки последнего составила 8 часов 18 мин..

По окончании изучения рапортов и обработки лётчиков кадров их фотопулемётов штаб группы отчитался о получасовом воздушном бое 38 P-47 с «приблизительно 50» японскими самолётами и о 18 воздушных победах при утрата одного пилота, что выпрыгнул с парашютом и попал в плен. Что весьма интересно, из 16 сбитых одномоторных истребителей 13 были опознаны как Ki-43, один как Ki-44 и два – как флотские «Зеро», но ни в одном рапорте не упоминались Ki-84, с которыми на самом дели вели бой американцы. Но, японцы также видели то, что готовьсязаметить, и их выжившие пилоты говорили лишь про «Мустанги».

Число участвовавших в сражении самолётов соперника очевидно было получено несложным сложением цифр из докладов летчиков, потому, что обе стороны действовали небольшими группами и из-за облачности никто не имел возможности видеть полной картины. В конечном итоге кроме того при лучшем для японцев раскладе соперники вступили в бой с равными силами. На аэропорте Кимпхо, к которому вышли «Тандерболты», базировались 22-й и 85-й истребительные сентаи.

Первый из них располагал всего 20 истребителями, по второму данных нет, но вряд ли в нём могло быть намного больше автомобилей.

Не обошлось и без оверклейма, пускай и сглаженного фотоконтролем: 22-й сентай в тот сутки утратил 6 лётчиков и 4 самолётов, а 85-й сентай – 5 и 4 соответственно. К сожалению, информации о утратах учебных, бомбардировочных, связных и других «неистребительных» частей нет, исходя из этого установить настоящие результаты боя не представляется вероятным.

Однако, как по формальным победам, так и по точно сбитым самолётам данный бой стал абсолютной победой американских лётчиков. Руководство не имело возможности не отметить данный факт: 507-я несколько была удостоена Distinguished Unit Citation (признательности воинской части от президента), а главного храбреца дня наградили Distinguished Service Cross (Крестом «За выдающиеся заслуги»). В приказе о награждении лётчика очень отмечалось, что он стал последним американским «асом одного дня» во Второй мировой.

В действительности Оскар Пердомо стал не просто последним «асом дня», но и последним асом Второй мировой по большому счету.

По окончании войны Оскар Пердомо остался на работе, уволившись во второй половине 50-ых годов двадцатого века в звании майора. Погиб он 2 марта 1976 года в Лос-Анджелесе в возрасте 56 лет. По его завещанию тело кремировали и прах развеяли над океаном.

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: