Познание. истина и ее критерии

Познание. Словарь.

Агностики — уверены в том, что взять точные знания нереально.

Истина — это соответствие взятых знаний содержанию объекта познания.

Безотносительная истина — полное, неизменное, раз и окончательно установленное знание о каком-либо предмете или явлении.

Восприятие — процесс на протяжении которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий конкретно влияющие на органы эмоций их свойства и предметы;

Догадка -обоснование и выдвижение некоторых догадок, благодаря которым рассчитывают растолковать те эмпирические факты, каковые не укладываются в рамки прошлых учений

Исторический процесс -временная последовательность сменяющих друг друга событий, каковые были следствием деятельности многих поколений людей.

Историческая закономерность — неспециализированные черты, каковые свойственны определенной группе исторических явлений.

Конкретно-исторический подход –это рассмотрение социальных явлений в конкретной исторической обстановке, во связи с другими явлениями.

Мыслительный опыт – опыт, при котором заданные условия являются мнимыми, но в обязательном порядке соответствующими правилам и законам науки логики. При проведении мыслительного опыта ученый оперирует не настоящими объектами познания, а их образами либо теоретическими моделями.

Наблюдение — целенаправленное изучение отдельных явлений и предметов, на протяжении которого происходит получение знания о признаках и внешних свойствах изучаемого объекта.

Народные веса — социальные общности, сложившиеся на определенной территории (в большинстве случаев такой есть территория какой-либо страны), члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и сообща создают материальные и духовные сокровища.

Научная теория -логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особенной совокупностью понятий.

Наука- главная форма людской познания, теоретические систематизированные взоры на окружающий мир, воспроизводящие его значительные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных изучений.

Публичные объединения — необязательные, самоуправляемые формирования, создаваемые на базе общности заинтересованностей с целью достижения какой-либо цели, общей для всех их участников

Объект познания -либо познаваемый предмет, или — в широком смысле — целый окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют общество и отдельные люди в целом.

Чувство — отражение отдельных качеств и свойств предметов окружающего мира, каковые конкретно воздействуют на органы эмоций;

Относительная истина — неполное, ограниченное знание, верное только в определенных условиях, которым владеет человек (человечество) на данном этапе собственного развития.

Практика — движущая сила процесса познания, и критерий истины, активная деятельность человека вместе с окружающим его материальным миром.

Представление— такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) явлений и предметов сохраняется в сознании, что разрешает воспроизводить его в мыслях кроме того в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы эмоций.

Познание -процесс деятельности человека, главным содержанием которой есть отражение объективной действительности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.

Понятие — форма (вид) мысли, которая отражает неспециализированные и значительные показатели познаваемых предметов либо явлений.

Рациональное познание -познание, на этапе которого, опираясь на эти, полученные в следствии яркого сотрудничества человека с окружающим миром, посредством мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых явлений и предметов.

Рационалисты– уверены в том, что критерием истины есть лишь разум.

Самооценка -эмоциональное отношение к собственному образу.

Суждение — форма мысли, и которой устанавливается связь между отдельными понятиями и посредством данной связи утверждается либо отрицается что-либо.

Субъект познания — познающий человек, наделенный волей и сознанием

Умозаключение -получение новых суждений на базе уже имеющихся посредством применения законов логического мышления.

Чувственное познание — познание, при котором человек приобретает данные о явлениях и предметах окружающего мира посредством органов эмоций.

Опыт -способ изучения явлений, что осуществляется в строго определенных условиях, причем последние смогут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Эмпирики— уверены в том, что взять точное знание возможно лишь при помощи ощущений,

Познание. ее критерии и Истина.

Познание возможно выяснить как процесс деятельности человека, главным содержанием которой есть отражение объективной действительности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не есть изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.

В ходе познания постоянно присутствуют две стороны: объект познания и субъект познания. В узком смысле под субъектом познания в большинстве случаев подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно являются или познаваемый предмет, или — в широком смысле — целый окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют общество и отдельные люди в целом.

Процесс анализа субъектом своего отношения и своего сознания к судьбе именуют рефлексией.

Результатом процесса познания выступают знания человека. Знание — информация об окружающем нас мире, накопленная в течение жизнедеятельности человечества. Формами знания являются в зависимости от:

1) выражения публичного сознания — мифология, религия, наука, мораль;

2) метода закрепления — понятийные, символические, художественно-образные;

3) степени научности — научные, ненаучные, донаучное, антинаучное.

Роль знаний в жизни человека оптимальнееотражает афоризм известного политического деятеля и английского мыслителя Ф. Бэкона «Знание — сила», т. е. во всех видах деятельности человеку нужны знания об окружающем его мире.

Существуют две ступени познавательной деятельности.

На первой, которая именуется чувственнымпознанием , человек приобретает данные о явлениях и предметах окружающего мира посредством органов эмоций. Тремя главными формами чувственного познания являются:

а) чувство, воображающее собой отражение отдельных качеств и свойств предметов окружающего мира, каковые конкретно воздействуют на органы эмоций;

б) восприятие, в ходе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий конкретно влияющие на органы эмоций их свойства и предметы;

в) представление— такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) явлений и предметов сохраняется в сознании, что разрешает воспроизводить его в мыслях кроме того в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы эмоций.

Второй ступенью познавательной деятельности есть рациональное познание. На этом этапе, опираясь на эти, полученные в следствии яркого сотрудничества человека с окружающим миром, посредством мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых явлений и предметов.

Рациональное познание осуществляется в формах понятия, умозаключения и суждения.

А) Понятие является формой(вид) мысли, которая отражает неспециализированные и значительные показатели познаваемых предметов либо явлений.

Б) Суждение имеется форма мысли, и которой устанавливается связь между отдельными понятиями и посредством данной связи утверждается либо отрицается что-либо.

В) Умозаключением именуется получение новых суждений на базе уже имеющихся посредством применения законов логического мышления.

Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое помогает для него базой. Но, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков либо в языке.

Так, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, методом сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.

Сущностью процесса познания есть получение максимально объективного, полного и правильного знания об окружающем мире. Разные философские школы по-различному отвечали на вопрос о получения познания и возможности мира подлинного знания. Агностики думали, что взять точные знания нереально, эмпирики — что это возможно сделать лишь при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины есть лишь разум.

В истории философии существовали разные определения понятия «истина». Чаще всего употребляемым есть следующее: истина— это соответствие взятых знаний содержанию объекта познания.

Принято выделять истину безотносительную и истину относительную. Безотносительной истиной именуют полное, неизменное, раз и окончательно установленное знание о каком-либо предмете или явлении. Но в действительности подобное фактически недостижимо.

Как правило мы имеем дело с относительнойистиной (либо истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное только в определенных условиях, которым владеет человек (человечество) на данном этапе собственного развития.

Философы выделяют пара видов истины: обыденную (повседневную), научную (которая со своей стороны подразделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии, истории и т. д.), нравственную, художественную и др. В противном случае говоря, виды истины соответствуют видам знания.

Движущей силой процесса познания, и критерием истины есть практика. Практикапредставляет собой активную деятельность человека вместе с окружающим его материальным миром. Ее характеризуют следующие черты:

а) целенаправленность;

б) предметно-чувственный темперамент;

в) преобразование окружающей действительности.

В ходе практики изменяется не только окружающая человека реальность, но и сам индивид. Практика воздействует на его органы эмоций, мышление и сознание. Происходит взаимообогащение индивида, природы и общества.

Так, открытие истины — долгий процесс, занимающий десятилетия а также столетия. Практически истина находится в постоянном развитии. Вместе с ней начинается и практика, которая, вопреки всему, все-таки остается самый надёжным критерием установления истины.

Кроме практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, что используется в тех условиях, в то время, когда нет возможности опереться на практику (К примеру, обнаружение логических противоречий в математических рассуждениях).

Этапы познания.

Познание. истина и ее критерии

Виды познания.

Сатсанг 24.12.16.Живое Присутствие


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: