Познание. Словарь.
Агностики — уверены в том, что взять точные знания нереально.
Истина — это соответствие взятых знаний содержанию объекта познания.
Безотносительная истина — полное, неизменное, раз и окончательно установленное знание о каком-либо предмете или явлении.
Восприятие — процесс на протяжении которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий конкретно влияющие на органы эмоций их свойства и предметы;
Догадка -обоснование и выдвижение некоторых догадок, благодаря которым рассчитывают растолковать те эмпирические факты, каковые не укладываются в рамки прошлых учений
Исторический процесс -временная последовательность сменяющих друг друга событий, каковые были следствием деятельности многих поколений людей.
Историческая закономерность — неспециализированные черты, каковые свойственны определенной группе исторических явлений.
Конкретно-исторический подход –это рассмотрение социальных явлений в конкретной исторической обстановке, во связи с другими явлениями.
Мыслительный опыт – опыт, при котором заданные условия являются мнимыми, но в обязательном порядке соответствующими правилам и законам науки логики. При проведении мыслительного опыта ученый оперирует не настоящими объектами познания, а их образами либо теоретическими моделями.
Наблюдение — целенаправленное изучение отдельных явлений и предметов, на протяжении которого происходит получение знания о признаках и внешних свойствах изучаемого объекта.
Народные веса — социальные общности, сложившиеся на определенной территории (в большинстве случаев такой есть территория какой-либо страны), члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и сообща создают материальные и духовные сокровища.
Научная теория -логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особенной совокупностью понятий.
Наука- главная форма людской познания, теоретические систематизированные взоры на окружающий мир, воспроизводящие его значительные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных изучений.
Публичные объединения — необязательные, самоуправляемые формирования, создаваемые на базе общности заинтересованностей с целью достижения какой-либо цели, общей для всех их участников
Объект познания -либо познаваемый предмет, или — в широком смысле — целый окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют общество и отдельные люди в целом.
Чувство — отражение отдельных качеств и свойств предметов окружающего мира, каковые конкретно воздействуют на органы эмоций;
Относительная истина — неполное, ограниченное знание, верное только в определенных условиях, которым владеет человек (человечество) на данном этапе собственного развития.
Практика — движущая сила процесса познания, и критерий истины, активная деятельность человека вместе с окружающим его материальным миром.
Представление— такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) явлений и предметов сохраняется в сознании, что разрешает воспроизводить его в мыслях кроме того в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы эмоций.
Познание -процесс деятельности человека, главным содержанием которой есть отражение объективной действительности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Понятие — форма (вид) мысли, которая отражает неспециализированные и значительные показатели познаваемых предметов либо явлений.
Рациональное познание -познание, на этапе которого, опираясь на эти, полученные в следствии яркого сотрудничества человека с окружающим миром, посредством мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых явлений и предметов.
Рационалисты– уверены в том, что критерием истины есть лишь разум.
Самооценка -эмоциональное отношение к собственному образу.
Суждение — форма мысли, и которой устанавливается связь между отдельными понятиями и посредством данной связи утверждается либо отрицается что-либо.
Субъект познания — познающий человек, наделенный волей и сознанием
Умозаключение -получение новых суждений на базе уже имеющихся посредством применения законов логического мышления.
Чувственное познание — познание, при котором человек приобретает данные о явлениях и предметах окружающего мира посредством органов эмоций.
Опыт -способ изучения явлений, что осуществляется в строго определенных условиях, причем последние смогут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).
Эмпирики— уверены в том, что взять точное знание возможно лишь при помощи ощущений,
Познание. ее критерии и Истина.
Познание возможно выяснить как процесс деятельности человека, главным содержанием которой есть отражение объективной действительности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не есть изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.
В ходе познания постоянно присутствуют две стороны: объект познания и субъект познания. В узком смысле под субъектом познания в большинстве случаев подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно являются или познаваемый предмет, или — в широком смысле — целый окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют общество и отдельные люди в целом.
Процесс анализа субъектом своего отношения и своего сознания к судьбе именуют рефлексией.
Результатом процесса познания выступают знания человека. Знание — информация об окружающем нас мире, накопленная в течение жизнедеятельности человечества. Формами знания являются в зависимости от:
1) выражения публичного сознания — мифология, религия, наука, мораль;
2) метода закрепления — понятийные, символические, художественно-образные;
3) степени научности — научные, ненаучные, донаучное, антинаучное.
Роль знаний в жизни человека оптимальнееотражает афоризм известного политического деятеля и английского мыслителя Ф. Бэкона «Знание — сила», т. е. во всех видах деятельности человеку нужны знания об окружающем его мире.
Существуют две ступени познавательной деятельности.
На первой, которая именуется чувственнымпознанием , человек приобретает данные о явлениях и предметах окружающего мира посредством органов эмоций. Тремя главными формами чувственного познания являются:
а) чувство, воображающее собой отражение отдельных качеств и свойств предметов окружающего мира, каковые конкретно воздействуют на органы эмоций;
б) восприятие, в ходе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий конкретно влияющие на органы эмоций их свойства и предметы;
в) представление— такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) явлений и предметов сохраняется в сознании, что разрешает воспроизводить его в мыслях кроме того в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы эмоций.
Второй ступенью познавательной деятельности есть рациональное познание. На этом этапе, опираясь на эти, полученные в следствии яркого сотрудничества человека с окружающим миром, посредством мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых явлений и предметов.
Рациональное познание осуществляется в формах понятия, умозаключения и суждения.
А) Понятие является формой(вид) мысли, которая отражает неспециализированные и значительные показатели познаваемых предметов либо явлений.
Б) Суждение имеется форма мысли, и которой устанавливается связь между отдельными понятиями и посредством данной связи утверждается либо отрицается что-либо.
В) Умозаключением именуется получение новых суждений на базе уже имеющихся посредством применения законов логического мышления.
Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое помогает для него базой. Но, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков либо в языке.
Так, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, методом сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.
Сущностью процесса познания есть получение максимально объективного, полного и правильного знания об окружающем мире. Разные философские школы по-различному отвечали на вопрос о получения познания и возможности мира подлинного знания. Агностики думали, что взять точные знания нереально, эмпирики — что это возможно сделать лишь при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины есть лишь разум.
В истории философии существовали разные определения понятия «истина». Чаще всего употребляемым есть следующее: истина— это соответствие взятых знаний содержанию объекта познания.
Принято выделять истину безотносительную и истину относительную. Безотносительной истиной именуют полное, неизменное, раз и окончательно установленное знание о каком-либо предмете или явлении. Но в действительности подобное фактически недостижимо.
Как правило мы имеем дело с относительнойистиной (либо истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное только в определенных условиях, которым владеет человек (человечество) на данном этапе собственного развития.
Философы выделяют пара видов истины: обыденную (повседневную), научную (которая со своей стороны подразделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии, истории и т. д.), нравственную, художественную и др. В противном случае говоря, виды истины соответствуют видам знания.
Движущей силой процесса познания, и критерием истины есть практика. Практикапредставляет собой активную деятельность человека вместе с окружающим его материальным миром. Ее характеризуют следующие черты:
а) целенаправленность;
б) предметно-чувственный темперамент;
в) преобразование окружающей действительности.
В ходе практики изменяется не только окружающая человека реальность, но и сам индивид. Практика воздействует на его органы эмоций, мышление и сознание. Происходит взаимообогащение индивида, природы и общества.
Так, открытие истины — долгий процесс, занимающий десятилетия а также столетия. Практически истина находится в постоянном развитии. Вместе с ней начинается и практика, которая, вопреки всему, все-таки остается самый надёжным критерием установления истины.
Кроме практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, что используется в тех условиях, в то время, когда нет возможности опереться на практику (К примеру, обнаружение логических противоречий в математических рассуждениях).
Этапы познания.
Виды познания.
Сатсанг 24.12.16.Живое Присутствие
Удивительные статьи:
- Золотой ключик или приключения буратино» а.н. толстого
- Спортзал. бал проводили в спортзале
- Брахма просит гаятри дать ложную клятву; гаятри требует сексуальных взаимоотношений с брахмой
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Специфика и роль чувственного познания общественного человека
Процессы чувственного восприятия, каковые смогут показаться очень несложными, в действительности весьма сложны. Правильно, что при рассматривании…
-
Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям
Познанием именуется процесс деятельности человека, главным содержанием которого есть отражение объективной действительности в его сознании, а результатом…
-
Сущность, формы и функции исторического знания и познания. методы изучения истории
Историческая наука (история) может рассматриваться 1) как форма публичного сознания, 2) как социальный университет. С позиций формы публичного сознания…
-
Тема 3.бытие, человек, познание
С. Кара-Мурза Из книги «Манипулирование сознанием» Основная цель книги — дать материал чтобы любой имел возможность поразмыслить о том выборе, перед…