Познавательные возможности учащихся. теория и практика использования в процессе обучения истории

Методика

Лекция № 15 от 11.12.08.

Познавательные возможности обучающихся. практика и Теория применения в ходе обучения истории

1) понятия о познавательных возможностях, обучаемости, трех уровнях познавательной самостоятельности школьников

2) личные показатели изюминок познавательных процессов школьников, их диагностика

3) интерес обучения и мотивация истории

4) неспециализированное понятие об индивидуализации и разделение обучения

Понятия о познавательных возможностях ученика.

ПВУ – это достигнутые сейчас уровень физиологических, психотерапевтических и моральных качеств ученика, каковые снабжают определенный итог во владении учебным предметом. Имеется территории ближайшего развития ученика. ПВ – это и уровень исторических знаний, степень развития его исторического мышления, уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти/, речи, восприятия, чувств, эмоций, воли, степень интереса ученика к истории, мотивации овладения учебными предметами.

Мотивация – ученик может не обожать историю, но он знает, что ее необходимо сдавать в институте. Все перечисленные компоненты весьма мобильны, они смогут измениться в течении четверти. К ним необходимо доходить комплексно.

Это породило новый термин – обучаемость.Познавательные возможности учащихся. теория и практика использования в процессе обучения истории

Обучаемость (Гора) – это свойство экономно (по затрате времени и сил) забрать из истории максимум образовательно-воспитательных сокровищ. В этом термине продемонстрировано, как при минимальных затратах ученик скоро осваивает ту либо иную тему.

3 уровня обучаемости: не сильный (ученики не хватает подготовлены, не обладают и не используют знания, мешают преподавателю трудиться), средняя (ученики, каковые имеют удовлетворительные знания по истории, но сейчас им нравиться, на следующий день нет) и сильная (маленький процент – прекрасно подготовлены, интерес к истории устойчив). Необходимо учитывать все уровни – давать задания различного познавательного уровня, все должно быть разнообразным.

Личные показатели.

Внимание – дверь, через которую проходит все (психологи так говорят). 1й показатель – устойчивость внимания – продолжительность сосредоточивания. 2й показатель – концентрация внимания (один лишь один компонент удерживает, второй и учителя, и стол).

3й компонент – переключаемость внимания. 4й показатель – распределение внимания (то как различные объекты ученик может одномоментно удерживать в собственном сознании. Как проверить класс на внимательность?

Количество внимания проверяется на количество объектов – нарисовать на доске, а позже стереть и задать вопрос, сколько запомнили.

От этого зависит количество подачи нового материала на уроке.

Тест на концентрацию внимания – описание объекта. Даются картины и гравюры, и спрашиваем, сколько каких было. Как эти тесты окажут влияние на работу?

Темп урока (какое количество времени на картину взглянуть), количество информации (отбор материала), разнообразие приемов (при плохой переключаемости запрещено большое количество наглядности, в подвижном классе все дается поверхностно и скоро, а в спокойном классе фиксируем по времени).

Восприятие – синтез ощущений от предмета познания. Две группы: зрительные и слуховые. Кречьмер определил, что не редкость аналитическое (четко выделяет подробности и фиксирует), синтетическое (в целом запоминают, неспециализированную картину) и смешанное восприятие.

57% — с аналитическим, остальные – с синтетическим.

Аналитики хотят попасть в подробностях выделить какие-то подробности. Художественный тип восприятия, второй тип – мыслительный (с позиций закономерностей, обстоятельств, сокровищ), и смешанный. 3-я классификация – зрительная и слуховая

Как проверить тип восприятия? Прочесть текс, а позже задать вопрос про него. Кто-то будет вдаваться в небольшие подробности, а кто-то общее и основное.

Это позволяет развивать противоположное.

Воображение – это создание новых образов на базе известных знаний. Классификация: воссоздающая и творческая. 70% воссоздают, 30% творческих.

Классификация: зрительное и слуховое воображение. Имеется вербальное (в старших классах) и знаковое (в младших классах) воображение.

Как проверить? Тест Моссельрона. Раб, хозяйство, цивилизация. Быт, нравы, культура.

Тест №2. Даем 10 кружочков на странице. Нужно подписать предельное число объектов – нарисовать круглую монет, круглую маску, круглый амфитеатр, круг колесницы.

Память – сохранение, воспроизведение материала. Слуховая, зрительная. Образная (по внешним показателям запоминание), смысловая, механическая (мало таких).

Все ученики в школе с 4мя видами памяти – 1й все запоминают, медлительно забывают, 2я – скоро запоминают, скоро забывают, 3й медлительно запоминают, медлительно забывают, 4й тип ясно какой.

Как проверить? По методу подачи на слух. Учитываем время, количество опыта, неточностей, воспроизведенных элементов.

Изучение логической памяти – читаем текс, и с логической памятью ученики скоро все воспроизведут. Способ парных ассоциаций – как лучше запоминать слова. Образные – с образными (летящая колесница, мертвое море).

Смысловые – попарные.

Механическая – вразнобой все дать.

В случае если больше на уроке людей со зрительной – развиваем слуховую и напротив. А вот механическая – образное даем с логическим.

Мышление – исследование материала и творческое преобразование. Наглядно-образное, наглядно-действенное (с документом), теоретико-образное (да и то, да и то), теоретико-понятийное (мыслят философскими категориями). Политики (40%), экономисты (40%), этики (10-15%), историки (5%).

Как распознать направленность? Дать три слова, и составить словосочетание. Любой будет давать либо экономические, либо политические, либо исторические нюансы.

Как это применять на уроках? Так как мало написать неспециализированный конспект – нужно учитывать любой класс – нет однообразных уроков.

Мотивация обучения истории. Мотивы имеется у всех – субъективное отношение школьника к учению, в базе которого лежит его личная цель. Все мотивы делятся на познавательные и социальные. Познавательные:

1) широкие познавательные мотивы

2) самообразование

3) процессуальные (увлекателен сам процесс занятия историей)

Социальные:

1) мне нужен аттестат

2) позициооно-оценочный: мне необходимо 5, а не 2, в другом случае мне мозг прополаскают

3) мотив сотрудничества – отлично общаться с девочкой, которая сидит на первой парте

Из-за чего историю не обожают? Ужас, обида, неудовлетворенность, устойчивая неуверенность, скука, низкий уровень притязаний (ниче нам не нужно), весьма тяжело обучаться.

Хорошая мотивация – неизменно весьма интересно, преподаватель настроен оптимистично, нравиться история, что изучаем культуру, ни при каких обстоятельствах на уроке не унизят, не обидят, ни при каких обстоятельствах ему никакую едкость кажут, от которой он будет обижаться, а позже делать из этого проблему,

Интерес – хорошая потребность – желаю на урок истории. 2 типа – ситуативный (вот сейчас желаю заниматься, а на следующий день нет), и устойчивый (весьма интересно из урока в урок).

Разделение обучения – учет лично-типологических изюминок личности в форме группировки обучающихся. Критерии деления по группам:

1) социальные изюминки: память, и т.д.

2) мотивация: склонности, интересы

3) физиологические изюминки: темперамент, темперамент

Смысл жизни — бессмертие


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: