Правописание не с различными часями речи

Упражнение 147

Прочтите и объясните слитные и раздельные написания не.

1. Почуяв незнакомых людей, псы подняли неистовый лай (Арс.), 2. Борис Андреевич с нерешительностью поглядел кругом (Т.). 3. Уже не шуточный, а богатырский удар потрясает воздушное пространство (Кор.). 4. Подкрасться к изюбру на меткий выстрел — дело далеко не легкое (Прж.). 5. Полковник неторопливо остановил полк (Л.

Т.). 6. Дышать уже нечем.

7. Спешить было не к чему (А. Н. Т.). 8. В том месте некогда гулял и я (П.). 9. Высоко пролетит пара уток, зимовавших на незамерзающих частях реки (Прж.).

10. Река, незамерзающая целую зиму, безмолвно струит в снежных берегах собственные мутные воды (Прж.).

11. Скаты гор не подвержены наводнениям (Прж.). 12. Иван Ильич, не шевелясь, чуть немного открыл веки (А. Н. Т.). 13.

Нежданов ощущал себя одиноким, не обращая внимания на привязанность друзей (Т.).

Упражнение 148

Перепишите, раскрывая скобки. Объясните слитные и раздельные написания не (устно).

I. 1. Артем определил о новом (не)счастье брата (Н. О.). 2. Аким молчал. Он знал, что это была (не)блестящая
Правописание не с различными часями речи фраза, а крик не легко раненного бойца (Н. О.). 3. Где
(же) человеку продемонстрировать величие души, как (не) в 60 секунд
(не)взгоды? (Г.) 4. Яков Никитич, расстроенный собственной
(не)успехом, был мрачен и (не)разговорчив (Крут.).
5. Овражек так себе, (не)глубочайший (Крут.). 6. Иван
Иванович — вовсе (не)плохой человек (Купр.). 7. Тут
жили, по всей видимости, (не)богато (Л. Н. Т.). 8. Шагал он (не)
правильно, сбивчиво и мешал мне идти (М. Г.). 9. Встретили
нас хозяева на большом растоянии (не) культурно. 10. Дождливые дни
для меня были весьма (не)приятны. 11. То правда: город (не) широк, (не) долог. 12. В тот сутки я
был в школе очень (не)внимателен (Брюс.). 13. Шутить я с ним больше (не)собирается (Шол.). 14. На данный
раз он вовсе (не)склонен радоваться (Шол.). 15. Матвей
Терехов еще (не)стар, лет 45… (Ч.) 16. Особенно оптимален
был сад, (не) большой, но густой и приятно запутанный
(М. Г.). 17. Привезли женский письменный стол, весьма
дорогой, но (не)эргономичный (Ч.). 18. Ветер нес со степи
уже (не)неприятный душок полыни, а запах свежеобмоло-
ченной соломы (Шол.). 19. (Не)видно на нем капитана,
(не)слышно матросов на нем (Л.). 20. Жилин не смотря на то, что
(не)велик ростом, а удал был (Л. Т.). 21. Хор у нас
(не)большой, но прекрасный (Ф. Ш.).

II. 1. (Не)скошенные луга так душисты, что с (не)
привычки туманится и тяжелеет голова (Пауст.). 2. Глубокая, (не) тронутая кроме того шелестом единственного сухого страницы тишина простиралась в лугах (Пауст.). 3. Как мне (не)здоровится! (Остр.) 4. Уже (не)затума-
ненными, а мутными от слез, (не)видящими глазами
наблюдал он [Разметнов] в окно (Шол.). 5. Жаворонки
пели все так(же), (не)уставая и (не)стихая (В. Бел.). 6. Я (не) торопясь занялся бумагами. Тетрадки (не) прошнурованы.

7. Он легко раздражался, сказал (не)не смотря на то, что, смотрел со злобой (Т.).

8. (Не)смотря на сходство [с Элен], он был поразительно плох собой (Л. Т.). 9. У самого моста он, (не) смотря под ноги, попал в вязкую, растоптанную грязь (Л. Т.). 10. (По)одаль находились еще (не) загружённые части четвертой дивизии (Степ.). 11.

Он был уже (не)рад, что стал причиной Захара на данный разговор (Гонч.). 12.

Лопухов (не) стал (бы) поступать так (не)лепо и смешно (Д. П.). 13.

Портрет, (не)передающий основных, яснейших линия лица, (не) верен (Ч.).

III. 1. Сорока шел (на)угад, руководясь ветром и какими (то) (не) уловимыми для (не) привычного человека приметами (Сераф.). 2. У порога, прислонившись к двери, (не)подмечаемая никем, стояла бабушка Вера (Ф.). 3. Капитан был (не)истощим. Рассказы сыпались из него, как пшено из лопнувшего мешка (Пауст.). 4. По предложению Мити, (не) истощимого на выдумки, они изучили развалины дворца (Андр.). 5. Тишина, (не)нарушаемая ни перемещением, ни звуком, в особенности поразительна (Л.

Т.).

6. Мы прошли (в)виду (не)обитаемого острова (Гонч.). 7. Тут я испытал ни (с)чем (не) сравнимое чувство (Бл.). 8. В общем перемещении событий бывают такие 60 секунд, в то время, когда люди, подобные Рахметову, (не) обходимы и (не) заменимы (Д.

П.).

Правописание ни

Упражнение 149

Прочтите и объясните правописание и значение частиц не и ни.

1. Ни одна свежая струя не проникала в открытые окна (Булг.). 2. Не одна во поле березонька стояла. 3. Откуда ни возьмись, у чугунной решетки вспыхнул огонечек (Булг.).

4. Нужно заявить, что квартира эта — № 50 — в далеком прошлом уже пользовалась если не плохой, то, по крайней мере, необычной репутацией (Булг.). 5. Дабы не забывал не часочек, не годок — подарю тебе, дружочек, гребешок (Цв.). 6. На душе у него было смутно, как ни негромок был его наружный вид (Т.).

7. Куда не дотянется клинок законов, в том направлении дотянется клинок сатиры (П.). 8. Память, как ты ни горька, будь зарубкой на столетия! (Твард.) 9. Нет добропорядочной мысли, которая не отыскала бы себе сочувствия (Т.).

Упражнение 150

Перепишите, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

1. Как (не,ни) крепился он духом но (же) похудел а также позеленел от таких невзгод (Г.). 2. Чего лишь (не,ни) услышишь (не,ни)заметишь в тайге ночью (Г. Ф.).

3. Как (не,ни) больно было Денису слушать брата он слушал пристально (Кон.). 4. Кто в XX веке (не,ни)грезит о космосе (Наг.) 5. Как(бы) ветер (не,ни)разыгрался (С.-Щ.).

6. Как я (не,ни)старался завернуться в бурку но холодный ветер обнаружил где (не,ни)будь щелку (Арс.). 7. Отечественный брат, охотник, куда (не,ни)заходит (Т.) 8. Куда я (не,ни)обращал собственный взгляд я видел лишь болото и траву (Арс.). 9. Алексей и Зина продолжительно бродили в лесу до тех пор пока (не,ни) вышли к громадному запущенному пруду (Аж.) 10. какое количество (не,ни)переменялось глав его постоянно видели все на одном и том(же) месте… (Г.) 11.

Каких лишь артистов (не,ни)было в данной комнате (Ф. Ш.) 12.

С его словами (не)льзя было (не,ни)дать согласие (Арс.). 13. Я (не,ни)имел возможность пара раз (не,ни)улыбнуться просматривая грамоту бедного старика (П.).

14. Он трудился одинаково прекрасно, в чем бы (не,ни) состояла сущность работы (Л. Т.).

15. Чего лишь она (не,ни)переделает за сутки (Каз.) 16. Нет столь плохого человека, которого бы хорошее воспитание (не,ни)сделало лучшим (Бел.).

Упражнение 151

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание не и ни.

I. Возможно, он [Павел Владимирович] был хорош, но (н…)кому хороша (н…)сделал; возможно, он был и (н…)глуп, но (во)всю жизнь (н…)одного умного поступка (н…)совершил. Он был гостеприимен, но (н…)кто (н…) льстился на его гостепр…имство; он с радостью тратил деньги, но (н…)нужного, (н…)приятного результата от этих трат (н…)для кого (н…)в то время, когда (н…)происходило (С.-Щ.).

II. Нет для того чтобы уголка в отечественных степях, куда(бы)
(н…)пробрались автомобили… Куда(бы) (н…)забрели вы по
полям, везде извечному пенью и журавлиному
курлыканью жаворонков вторит мет…лическая, мягко рокочущая песня моторов (Ов.).

III. Как (н…)старались люди, собравшись в одно
(н…)громадное место (н…)какое количество сот тысяч, покалечить
ту почву, на которой они жались, как (н…) заб…вали
камнями почву, что(б) (н…)чего не р…сло на ней, как
(н…)счищали всякую пробивающуюся травку, как
(н…)дымили нефтью и каменным углём, как (н…)обрезывали деревья и (н…) выгоняли всех птиц и животных, — весна была весною кроме того в городе. Солнце грело, трава, ож…вая, р…сла и зеленела везде, где лишь (н…)соскребли ее, (н…)лишь на газонах проспектов, но и между плитами камней… (Л.Т.)

Словарь по теме

Имена существительные — это слова, каковые имеют неспециализированное значение предмета (заглавия вещей, лиц, действий, состояний и т.д.) и отвечают на вопросы что это? либо кто это?

Имена прилагательные — это слова, имеющие неспециализированное значение показателя предмета, отвечающие на вопросы к а к о й? ч е й?

Качественные прилагательные обозначают таковой показатель предмета, что может проявляться в большей либо меньшей степени.

Относительные прилагательные обозначают показатель постоянный, не изменяющийся по степени собственного проявления, показатель, говорящий о материале, из которого сделан предмет, на отношение к месту, времени, назначению и т.д.

Притяжательные прилагательные обозначают показатель, говорящий о принадлежности предмета (чей он, кому в собственности).

Сравнительная степень прилагательных говорит о большом степени проявления показателя в данном предмете по сравнению с другими.

Отличная степеньприлагательных показывает на то, что из всех предметов этот показатель проявляется в громаднейшей степени.

Количественныечислительные обозначают количество.

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете.

Собирательные числительные обозначают количество предметов как одно целое.

Простые числительные имеют один корень.

Сложные числительные складываются из двух (время от времени и более) корней.

Составные числительные складываются из двух и более слов.

Дробные числительные являются составными: они образуются из количественного и порядкового числительного.

Местоимения — это слова, каковые указывают на признаки и предметы либо задают вопросы о них.

Глаголы — это слова, обозначающие воздействие либо состояние предмета (отвечают на вопросы что делать? что сделать?).

Неизвестная форма глагола (либо инфинитив) – это начальная форма глагола, которая оканчивается на ть, -ти, -чь.

Переходные глаголы обозначают воздействие, переходящее на другой предмет, наименование которого стоит в винительном падеже без предлога.

Возвратные глаголы – это глаголы, имеющие особенный суффикс -ся(сь).

Виды глагола — это особенные формы, показывающие, как протекает воздействие.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и говорят о завершённости действия, его итог, финиш действия, его начало.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не показывают на его завершенность, итог, финиш либо начало.

Изъявительное наклонение говорит о том, что воздействие реально, в действительности происходит, происходило либо случится.

Сослагательное (условное) наклонение говорит о том, что воздействие вероятно только при определенном условии.

Повелительное наклонение обозначает воздействие, которое велят, просят, рекомендуют совершить.

Безличные глаголы — это такие глаголы, каковые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам.

Причастия — это особенная форма глагола, имеющая как показатели глагола, так и показатели прилагательного.

Настоящие причастия обозначают показатели того лица либо предмета, что сам совершает либо совершал воздействие.

Страдательные причастия обозначают показатель того предмета, на что направлено воздействие.

Деепричастие — это неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное воздействие.

Наречия — это неизменяемые слова, обозначающие в большинстве случаев показатели действия либо состояния (отвечают на вопросы как? где? куда? в то время, когда? в какой степени? и др.).

Предлоги — это служебные слова, каковые употребляются для связи существительных (и количественных-числительных и местоимений существительных) с другими словами.

Альянсы — это служебные слова, каковые употребляются для связи участников предложения либо для связи предложений.

Частицы — это служебные слова, каковые придают разные оттенки значения либо участникам предложения, либо всему предложению в целом.

Контрольные задания к разделу русского «Орфография»

Примечание: эти задания направляться давать студентам в виде контрольной работы.

Задание 1

Что в переводе с греческого языка обозначает слово «орфография»?

А) правописание

В) словообразование

С) однозначность

Д) нет верного ответа

Задание 2

Какие конкретно правила лежат в базе русской орфографии?

А) традиционно-исторический

В) коммуникативный

С) фонетический

Д) нет верного ответа

Задание 3

Какой принцип русской орфографии требует единообразного написания морфем в формах слов и родственных словах?

А) фонетический

В) морфологический

С) традиционно-исторический

Д) нет верного ответа

Задание 4

В каком году были приняты сейчас действующие правила русского правописания?

А) 1949 г.

В) 1962 г.

С) 1956 г.

Д) нет верного ответа

Задание 5

Укажите верный вариант написания слов.

А) дрожать, запиреть, зоря, вокзал

В) дрожать, закрыть, заря, вокзал

С) дражать, закрыть, заря, вокзал

Д) нет верного ответа

Задание 6

Укажите верный вариант написания слов.

А) яростный, парчовый, добежать, брошюра

В) яростный, парчёвый, добежать, брошюра

С) яросный, парчовый, добежать, брошюра

Д) нет верного ответа

Задание 7

Укажите верный вариант написания слов.

А) фляшка, сердце, ястреб, загар

В) фляжка, серце, ястреб, загар

С) фляжка, сердце, ястреб, загар

Д) нет верного ответа

Задание 8

Укажите верный вариант написания слов.

А) интеллект, оптимизм, утварь, потресение

В) интеллект, оптимизм, утварь, потрясение

С) интелект, оптимизм, утварь, потрясение

Д) нет верного ответа

Задание 9

Укажите верный вариант написания слов.

А) щёлка, предъюбилейный, прожорливый, скокать

В) щёлка, предюбилейный, прожорливый, скакать

С) щёлка, предъюбилейный, прожорливый, скакать

Д) нет верного ответа

Задание 10

Укажите верный вариант написания слов.

А) мощь, горячо, цыкнуть, презабавный

В) мощь, горячо, цикнуть, презабавный

С) мощь, горячо, цыкнуть, призабавный

Д) нет верного ответа

Задание 11

Какую букву направляться сказать в следующие слова: ц…рк, ц…ркуль, ц…тата?

А) ы

В) и

С) о

Д) нет верного ответа

Задание 12

Какую букву направляться сказать в следующие слова: ж…ри, брош…ра, параш..т?

А) у

В) и

С) ю

Д) нет верного ответа

Задание 13

Какую букву направляться сказать в следующие слова: пр…клеить, пр…вокзальный, пр…бить, пр…брежный?

А) о

В) и

С) е

Д) нет верного ответа

Задание 14

Укажите верный вариант применения орфограмм в следующем предложении:

На пр…тяжени.. нескольких сотен к.. (л, лл) …метров р…внина сплош… п…крыта з…леной ст..ной.

А) о, и, и, л, о, а, ь,о, е, е

В) о, и, и, л, о, о, ь,о, е, е

С) о, и, и, лл, о, а, ь,о, е, е

Д) нет верного ответа

Задание 15

Укажите верный вариант применения орфограмм в следующем предложении:

(В) дали от р…ки, пр…ст…рается (не) обжитая т…йга с (не) хоже (н, нн) ыми тропами.

А) в дали, е, о, и, необжитая, а, нехожеными

В) далеко, е, о, и, необжитая, а, нехожеными

С) далеко, е, о, и, необжитая, а, нехоженными

Д) нет верного ответа

Задание 16

Укажите верный вариант применения орфограмм в словах: сам…вар, лун…движение, пыл…сос, кофе..ник, ялт…ский.

А) о, а, е, й, ин

В) о, о, е, й, ин

С) о, о, и, й, ин

Д) нет верного ответа

Задание 17

Укажите верный вариант применения орфограмм в словах: изл…гать, р…внение, соб…ру, пост..лать.

А) а, а, е, е

В) а, а, е, и

С) а, а, и, и

Д) нет верного ответа

Примечание:предлагаемые диктанты возможно давать студентам в виде контрольных упражнений (выбор диктанта определяется учителем).

Задание: Засуньте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания.

Лес зимний период

Кто (не)боит…ся холода и дождя пускай идет в лес ноябрьским утром. Большое количество (не)безынтерес…ных встреч ожидает вас в притихш…м но (по)прошлому ж…вом лесу.

В декабре вы без особенного труда отыщ…те зайчишку, его (снежно)белая шубка предательски выд…ляется на бурой почва (не)покрытой снегом. (Не) своевременно прин…рядился косой! Смотрите в оба. Возможно вам удаст…ся подкраст…ся на верный выстрел так как зайч…нка (не)осмеливается выскочить из собственного укрытия.

Где(то) (в)верху на сосне п…р…прыгивают с сучка на сучок синицы отыскивая (не)спрятавшихся под кору жучков. Тонко свистн…т рябчик в ельнике и опять н…ступает (н…)чем (не)нарушаемая т…шина.

В небольшой пор…сли леса с далека видна р…бина. Ее (ярко)красные гроздья рдеют совершенно верно кора(л, лл)ы. На ее ветвях хл…почут др…зды.

Слыш…тся (не)приятный крик сойки. на данный момент в то время, когда еды (в)волю эти птицы прип…сают пищу на зиму ра(с, сс)овывая ж…луди в различные щели.

Изредк… зал…тает в отечественные края п…лярная сова. Это прекрасная да лишь (не)проше…ая гостья.

Приятно пошлёт…ся в лес в санях по (не)езже…ой с самой осени дорог… В безветре…ую погоду дремл…щие деревья опуше…ые ин…ем стоят словно бы в варе…ках. В лесу (по)торжественному чисто.

Все св…ркает (не)тронутой б…лизной. На (свеже)выпавш…м снегу (точь)в(точь) как в р…скрытой книг… вы прочтёте о жизн… лесных об…тателей. Не с безлюдными руками вернут…ся к себе следопыты и ю…аты. (Не)мало занимательных зар…совок и фотографий возможно сделать в лесу зимний период.

В осеннюю пору в Балаклаве

В последних числахОктября в то время, когда последние курортные гости уже пот…нулись на станцию а дни ещё теплы и (по)осе…ему нежны в Балаклаве становит…ся (по)домашн…му уютно.

Кругом (н…)чем (не)нарушаемая т…шина. Вода так густа и тяжела что звезды отр…жаются в ней (не)мигая. Ра…даются ленивые шаги н…чного сторожа и возможно разл…чить (не)лишь любой удар его рабочих сапог о камни тр…туара но (так)же да и то как он чирка…т к…блуками.

Но вот он завернул куда(то)(в)бок в вымоще…ый п…р…улок и шаги его смолкли.

На всем Крымском побережье Анап… Керч… Балаклав.. — рыбаки готовятся к ловле белуги. Чистятся огромные сапоги весом по (полу)пуду любой п…дновляют…ся (не)промокаемые выкраше…ые ж…лтой масля…ой краской кожа и плащи…ые штаны штопаются п…руса. И вот уже п…рукоплескав (не)решительно в воздухе внезапно н…дувается п…рус как острое белое птич…е крыло.

Под кормовой реш…ткой хр…нится (не)громадный запас хлеба дюжина копче…ых рыб и боч…нок с водой а на самом высоком борту сидит юный рыбак и (не)брежно ра…куривает верче…ую папиросу.

(На)утро его баркас (до)верху наполне…ый серебря…ой рыбой вл…тает в з…лив. Скоро (из)за горла бухты п…казывается следу…щий баркас позже ещё один позже два сходу.

Пр…сев на корточки в лодке рыбаки скоро хв…тают по две либо три рыбины и швыряют их в к…рзины ведя правильный (ни) на секунду (не)прекращающийся сч…т.

Волга

Опытен…ю рек ру(с, сск)их (из)давн… именовали люди Волгу. (Из)под сруба стари…ой ч…совенки выт…кает (не)приметный ручеёк через что перекинут бр…венчатый мост…к. Проделав путь в три тыс…чи шест…сот восемь…десят восемь ки(л, лл)ометров Волга пр…ходит к К…спийскому морю.

Какие конкретно лишь суда (не)видятся на Волге! Т…жело пр…плывает …громная (нефте)наливная баржа зам…няющая собой большое количество (железно)дорожных ц…стерн. (В)след за ней т…нутся (не)торопясь ш…рокие б…ркасы с (не)высокими бортами (до)верху нагруже…ые …рбузами. Посмотрите (из)дали с берега (точь)в(точь) огромное блюдо с пл…дами плывет по рек….

А (на)встречу движ…тся дли…ая улица вымоще…ая брёвнами.

Как и пол…гается на улице выстро…лись как словно бы по линейк… игруш…чные домики. Перед домиком дог…рает костёр кипит чай в закопче…ом котелке колыш…тся на канатах вывеше…ое бельё. И всё это х…зяйство медле…о движется (в)низ по реке.

Кар…ванами тянутся огромные пл…ты (на)сч…тывающие до пят…десят… тысяч брёвен. Совершить такую гр…мадину по своенравным поворотам реки это громадное иску(с, сс)тво. А на залитой июньским сол…цем палубе с комфортом ра…пол…жились в камыш…вых креслах па(с, сс)ажиры (трёх)этажного тепл…хода совершенно верно серебря…ого от солнца. (Не)слышно ра(с, сс)екает он (зеленовато)серые волны реки.

Если сравнивать с этим пл…вучим дворц…м (не)казистым думается (труженик)буксир т…лкающий (в)переди себя либо ведущий за собой не легко нагруже…ые баржи.

5 Раздел русского «Пунктуация»

Замысел темы

1. Понятие пунктуации.

2. Краткие сведения о предложении и словосочетании.

3. Знаки препинания в конце независимых предложений и между частями сложного предложения.

4. Потребление запятой между однородными участниками предложения.

5. Потребление тире между участниками предложения.

6. Знаки препинания в предложениях с повторяющимися альянсами и обобщающими словами при однородных участниках.

7. Знаки препинания при обособленных участниках предложения:

— обособленные члены предложения;

— обособление определений;

— приложения и их обособление;

— обособление событий;

— обособление уточняющих участников предложения;

— обособление дополнений;

— сравнительные обороты.

8. Знаки препинания в предложениях с вводными словами, обращениями, словами-предложениями да и нет, междометиями:

— вводные предложения и вводные слова;

— обращения. Слова-предложения да и нет. Междометия.

9. Знаки препинания в сложных предложениях:

-символы препинания в сложносочиненном предложении;

— знаки препинания в сложноподчиненном предложении:

— сложноподчиненные предложения с одним придаточным;

— сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными;

— бессоюзные знаки препинания и сложные предложения при них.

10. Знаки препинания при прямой речи и диалоге.

11. Цитаты и знаки препинания при них.

Содержание темы

Понятие пунктуации

Пуктуация(позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка) – это

— собрание правил постановки знаков препинания;

— расстановка знаков препинания в тексте;

— то же, что знаки препинания.

Знаки препинания говорят о границах независимых, законченных предложений, помогают для отделения частей сложного предложения, для выделения некоторых участников предложения. В один момент знаки препинания делают функцию передачи определенных смысловых оттенков.

К примеру:

Какие конкретно сейчас новости? (= вопрос, «что случилось?»). — Какие конкретно сейчас новости? (= утверждение, «случилось что-то необычное»)

Пришел первый раненый боец (= «один из бойцов»). – Пришел первый раненый – боец (Пан.) (= «первый пришедший, раненый был боец»).

Так, в базе русской пунктуации лежат два принципа: синтаксический и смысловой. Верная расстановка знаков препинания оказывает помощь пишущему правильнее выразить собственные мысли и эмоции, а просматривающему — правильно их воспринять.

умение правил и Значение пунктуации их правильно использовать есть фактически нужным навыком. Как сказал А.П. Чехов, знаки препинания являются «нотами при чтении».

По вопросу об базах русской пуктуации выделились три главных направления:

— логическое,

— синтаксическое,

— интонационное.

Теоретиком логического, либо смыслового, направления был Ф.И. Буслаев, сформулировавший назначение пунктуации следующим образом: «Так как при помощи языка одно лицо передает собственные мысли и чувствования второму, то и знаки препинания имеют неоднозначное назначение:

1) содействуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого либо одну часть его от второй,

2) высказывают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему».

В современной русистике смысловое познание баз русской пуктуации отыскало выражение в работах С.И. Абакумова и А.Б. Шапиро.

Первый из них вычислял главным значением пунктуации указание на расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме. А.Б. Шапиро видел главную роль пунктуации в обозначении тех оттенков и смысловых отношений, каковые, будучи серьёзны для понимания письменного текста, не смогут быть выражены лексическими и синтаксическими средствами.

Синтаксическое направление в теории пунктуации, взявшее широкое распространение в практике её преподавания, исходит из того, что знаки препинания призваны прежде всего делать наглядным синтаксический строй речи, выделять отдельные предложения и их части. известный представитель этого направления Я.К. Грот думал, что при помощи главных знаков препинания даётся «указание большей либо меньшей связи между предложениями, а частично и между участниками предложений», которое помогает «для облегчения читателю понимания писаной речи».

Представители интонационной теории пунктуации считают, что знаки препинания помогают для мелодики фразы и обозначения ритмики, в противном случае фразовой интонации (Л.В. Щерба), что они в огромном большинстве случаев отражают не грамматическое, а декламационно-психотерапевтическое расчленение речи (А.М. Пешковский) и необходимы «для передачи мелодии речи, темпа ее и пауз» (Л.А.

Булаховский).

Не обращая внимания на расхождения во взорах представителей различных направлений, неспециализированным у них есть признание коммуникативной функции пунктуации как ответственного средства оформления письменной речи: знаки препинания показывают на её смысловое членение. Вместе с тем в значительной мере русская пунктуация строится на синтаксической базе, как это показывают формулировки большинства пунктуационных правил. Во многих случаях русская пунктуация связана кроме этого с интонацией.

Всё это придаёт русской пунктуационной совокупности громадную гибкость: наровне с необходимыми правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие пунктуационные варианты, связанные не только со смысловой стороной письменного текста, но и с его стилистическими изюминками (Д.Э. Розенталь).

Главной единицей пунктуации являетсяпунктограмма(от лат. рunctum — точка и греч. gramma — письменный символ, запись) — закономерно воспроизводимый в письменной речи знак препинания, соответствующий правилам пунктуации, напр, тире между сказуемым и подлежащим, точка в конце предложения, двоеточие в бессоюзном сложном предложении, двоеточие и тире в предложении с обобщающим словом при однородных участниках, запятые при обособлении второстепенных участников (определений, приложений, событий и т.д.), скобки при вставных конструкциях и т.п. Список пунктограмм соответствует списку частных правил пунктуации.

По степени обобщённости отражаемого правила пунктограммы бывают различных типов, к примеру, запятая при однородных участниках с соединительными альянсами либо по большому счету при однородных участниках. В понятие пунктограммы включается и отсутствие символа в том либо другом месте предложения, в случае если это отсутствие значимо, т.е. регламентировано правилами, к примеру, отсутствие запятой между частями сложносочинённого предложения с неспециализированным участником, отсутствие запятой между двумя придаточными, соединёнными альянсом и. Термины «пунктограмма» и «знак препинания» не тождественны: первый включает наименование оформляемой знаком синтаксической единицы, второй только говорит о элементе графической совокупности языка.

Термин «пунктограмма» появился в 70-е гг. 20 в. по аналогии с термином орфограмма. Бытует как «рабочий» термин в среде методистов школы, употребляется в методической и дидактической литературе, направленной преподавателям, употребляется в сочетаниях типа: пунктограммы, изучаемые в 8-м классе; список пунктограмм, изучаемых в 4-м классе; пунктограммы, которые связаны с выделением структурных частей предложения.

Но в самой школьной практике термин не за

#128308; ВСЕ ЗАДАНИЯ 2 ИЗ ОТКРЫТОГО БАНКА | ОГЭ 2017 | ШКОЛА ПИФАГОРА


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: