Правописание суффиксов глаголов

Упражнение 87

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и заменяя форму 1-го лица единственного числа неизвестной формой глагола.

Ч…ствую усталость, участвую в состязаниях, кочую с места на место, воспитываю брата, вслушиваюсь в беседу, волнуюсь от ожидания, раз…грываю роль, проектирую пл…тину, потчую фруктами, настаиваю на своем, управляю отделом, иногда наведываюсь к пр…ятелям, подытоживаю затраты.

Упражнение 88

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Рядом с каждым глаголом в скобках укажите форму 1-какое количество лица единственного числа.

Упорно совет…вать, усиленно рекоменд…вать, разведывать местность, проповед…вать взоры, негод…вать от возмущения, электрифицир…вать поселок, ис-след…вать обстоятельства, просить о финпомощи, не огранич…ваться уговорами, облиц…в…вать стенки, красиво танц…вать, переноч…вать на вокзале.

Упражнение 89

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание (устно).

Созд…вать рабочую группу, изд…вать приказ, разв…вать промышленность, созр…вать в теплице, над…вать плащ, вып…вать лекарство, застр…вать в пути, затм…вать кра-сотой, одерев…неть от холода, руки залед…нели, остолбе…неть от неожиданности; гора обезлес…ла, гору обезлес…ли, крестьян обезземел…ли, крестьяне обезземел…ли, поселок совсем обезлюд…л.Правописание суффиксов глаголов

Упражнение 90

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

1. Негромко по двору похаж…вал да постук…вал топориком (Н.). 2. Артикул ружьем выкид…вал так, что целый домишк… вздрагивал (Н.). 3. «Учитесь властвовать собою; не каждый вас, как я, осознает; к беде (не)опытность ведет». Так проповед…вал Евгений (П.).

4. Практически летнее солнце, прозрачный воздушное пространство, (бледно) голубое ясное небо — все рад…вало и об…щало продолжительный покой (Бун.). 5. Пожар буш…вал около двух часов, позже начал затихать (Ф.). 6. Папа раскрашивал картины, зап…ршись в кабинете (Т.).

7. Ротов поручил геологоразведывательным партиям уточнить запасы марганцевой руды, и разведывать новые месторождения (В. П.). 8. Иван Антонович управлял заводской поликлиникой (Пан.).

9. Одежда моя, вопреки морозу, была мокра. Скоро она олед…нела (П.). 10.

Снова одно прежнее, зн…комое ощ…щение олед…нило его душу (Дост.).

11. В небе наб…рались облака. Проходя над горами, они отяжелели и обессил….ли. В горах разразилась гроза (Кор.). 12.

Многодневный переход утом…л, обессил…л туристов.

Упражнение 91

Прочтите, укажите, какие конкретно буквы пропущены. (При затруднении удостоверьтесь в надежности по орфографическому словарю.) Перепишите, заменяя существительные, данные в скобках, однокоренными глаголами в неизвестной форме и ставя зависимые слова в нужном падеже. Среди образованных вами глаголов отметьте переходные.

Пример: (К…нсультации) для студентов — консультировать (перех.) студентов.

(Участие) в диск…сии, (пропаганда) политических знаний, (ч…вство) ответственности, (мотивировка) собственной точки зрения, (ш…ствие) по городу, (присутствие) на мит…нге, (ок…пация) острова, (ориентировка) в обстановке, (доклад) о итогах эксп…р…мента, (обслуживание) (авиа) пассажиров.

Упражнение 92

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите вид каждого выделенного глагола (сов., несов.) и отметьте, переходный он либо непереходный (перех., неперех.).

Изучитьклассиков — это знач…т подня(т, ть)сяна ту высоту пон…мания поэзии на которой они находились.Это знач…т усвоитьтот б…гатый всевозможный поэтический опыт что накоплен ими. Это знач…т проникнутьв тайну их м…стерства, другими словами понятькакой совокупностью поэтических приёмов и средств достигали они большого качества собственной поэзии.

Очевидно, нач…натьизучение нужно с чтения. Но чтение чтению рознь. Я, к примеру, совсем не не сомневается в том, что, изучая, скаж…м, Некрасова и Пушкина, достаточно пр…честь (хотя бы и весьма пристально) только их собств…ные произведения.

Мне воображав (т, ть)ся дело так что изучающий обязан об…зательно, и притом отлично, знать ту эру в которую жилиназванные поэты, знать какой строй тогда был у нас какие конкретно взаимоотношения существ…валимежду отдельными классами общества какие конкретно (публично-политические в…зрения существ…вали у людей и т.п. Все это поможетглубже и полнее воспринятьпроизведения отечественных классиков не смотря на то, что и сами эти произведения являю (т, ть)ся ярк…м отражением того лжём…ни в которое они писались(М. В. Исаковский).

Правописание причастий

Упражнение 93

Прочтите и выделите причастия. Укажите, от какого именно глагола образовано каждое (назовите неизвестную форму, вид глагола, спряжение), какое это причастие (настоящее либо страдательное, настоящего либо прошедшего времени), в какой форме употреблено (число, падеж, род — в единственном числе). Перепишите, подчеркивая причастия и обозначая в каждом окончание и суффикс.

1. Кругом вас уже блестящее на утреннем солнце море. 2. Туман, расстилавшийся по морю, собрался в серые, неинтересные сырые облака. 3. Вы слушаете звуки весел, звуки голосов, долетающих до вас.

4. Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, покрывающих небо, и внезапно багровым светом осветило лиловые облака, зеленоватое море, покрытое лодками и кораблями, колыхаемое ровной широкой зыбью, и белые строения города, и народ, движущийся по улицам. 5. Во мраке показывалась лишь широкая улица с белыми, во многих местах уничтоженными стенками громадных домов. 6. Проходя по левой стороне, при свете броского огня, горевшего за стеной, он заметил посаженные на протяжении тротуара акации (Л.Н.

Толстой).

Русский язык. Выпуск 17. Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий.


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: