Предмет, задачи и источники изучения истории первобытного общества

Первобытная история — сложнее всего поддающийся правильным реконструкциям раздел истории, в котором наровне с без сомнений установленным еще довольно много неисследованного и спорного.

Предмет первобытной истории и ее место в совокупности наук. Приверженцы теории прогресса в развитии человечества (гегельянцы, эволюционисты, марксисты, неоэволюционисты и др.) выделяют последовательность восходящих ступеней развития. Таких ступеней, либо исторических типов общества, насчитывают неодинаковое количество.

Но как бы разные исследователи ни относились к членению исторического процесса, ни у кого нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытнообщинный строй (первобытное общество, старейшее общество, догосударственное общество), охватывающий целый громадный период времени от появления на Земле человека до становления первых государств и классовых обществ, и в большинстве случаев сопутствующего им происхождения упорядоченной письменности.

Данный начальный этап существования человечества и имеется предмет первобытной истории. В отечественном науковедении первобытная история рассматривается как один из разделов единой исторической науки.Предмет, задачи и источники изучения истории первобытного общества Но это ее пара своеобразный раздел.

Тогда как другие исторические дисциплины основываются на изучении в первую очередь письменных источников, первобытная история таких источников в собственном распоряжении практически не имеет.

Ее реконструкции – итог синтеза данных последовательности вторых наук, и прежде всего этнологии, палеоантропологии и археологии. Но наряду с этим она остается органическим разделом как раз истории, поскольку главный критерий систематики областей знания — их классификация по предмету изучения, а не по познавательным изюминкам науки. Исходя из этого нельзя согласиться с видящимся в зарубежном науковедении отнесением первобытной истории к области антропологии (неспециализированной науки о человеке), что характеру собственных естественнонаучных источников противопоставляемой историческому знанию.

Не единообразны взоры кроме этого на наименование первобытной истории. Кое-какие ученые вычисляют неудачным принятый в литературе термин «доистория» («предыстория», «праистория»), в принципе отличающий бесписьменную первобытную историю от письменной истории. Но и термин «первобытная история» («история первобытного общества») часть отечественных исследователей разглядывают как не хватает правильный.

Наряду с этим показывают, что в случае если начальное человечество было вправду первобытным, то позднее, в особенности на исходе доклассовой эры, оно уже вышло из того состояния. Помимо этого, в ряде западных языков слова «первобытный» и «примитивный» синонимичны, и это делает нежелательным использование данного термина к народам, не миновавшим предела доклассового общества.

Но и предлагаемые вместо термины «доклассовая история», «бесписьменная история» не хватает успешны, поскольку содержат только негативное определение. Доклассовая, но какая? Бесписьменная, но какая?

Используемое наименование первого из разделов исторической науки остается самый распространенным. Пользуясь им, историки исходят из того, что первобытная история на всех собственных этапах первична, начальна, первобытна по отношению к последующим историческим эрам и что в русском языке слова «первобытный» и «примитивный» не являются синонимами

Значение первобытной истории. Множество явлений людской судьбе, среди них и нашей жизни, появилось либо начало возникать в седой древности первобытного общества. Назовем лишь кое-какие: жилище и одежда, скотоводство и земледелие, публичное разделение труда, семья и брак, этикет и нравственность, нужные знания, религиозные верования и искусство.

Дабы верно разобраться в эволюции последовательности элементов материальной культуры, социальных норм либо идеологических представлений, довольно часто приходится обращаться к их истокам. В этом познавательное значение первобытной истории.

В числе неприятностей, полностью либо частично исследуемыми на материалах первобытной истории, много таких, в ответе которых десятилетиями проходил, а подчас и сейчас проходит водораздел между различными мировоззренческими позициями. Как показался на Земле сам человек: в следствии закономерной эволюции органической природы либо божественным промыслом? Каково происхождение людских рас и дает ли оно основания для расистских идей о их неравноценности?

Обоснованна ли коллективистическая концепция первобытного общества — этого первого звена в развитии человечества? Как и в то время, когда появились личная собственность, государственное принуждение и общественное неравенство? Имманентны ли они всякому людской обществу либо исторически обусловлены, а тем самым и преходящи?

Извечна ли такая специфичная форма миропонимания, как религия, например, религия не в монотеистической форме? Идеологическая масштабность этих вопросов очевидна.

Так, первобытная история имеет кроме этого и громадное мировоззренческое значение.

Еще один нюанс первобытно-исторических знаний не лишен конкретно практического значения. Так как кое-какие населения украины, Африки, Латинской Америки, Океании еще совсем сравнительно не так давно пребывали либо продолжают находиться на разных ступенях разложения первобытнообщинного строя. Черты и остатки этого строя в их судьбы требуют анализа, оценки, учета в национальном, экономическом и культурном постройке, и наука, а также первобытно-историческая, не следует от этого в стороне.

периодизация и Хронология первобытной истории. Первобытнообщинный строй был самым долгим по времени -более миллиона лет -этапом истории . Выяснить его нижнюю грань какое количество-нибудь совершенно верно непросто, поскольку во снова обнаруживаемых костных остатках отечественных далеких предков большая часть экспертов видит то предчеловека, то человека, и иногда преобладающее вывод изменяется.

На данный момент одни ученые уверены в том, что старейший человек (а тем самым и первобытное общество) появился 1,5-1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 3,5 млн. лет назад. Верхняя грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 тыс. лет, различаясь на различных континентах. В Азии и Африке первые государства и классовые общества сложились на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н. э., в Америке — в 1 тысячелетии н. э., в других областях ойкумены -еще позднее.

Не несложнее обстоит дело с периодизацией первобытной истории, правильнее говоря, ее периодизациями, поскольку параллельно существуют пара особых и неспециализированная (историческая) периодизации первобытной истории, частично отражающие темперамент дисциплин, каковые участвуют в их разработке.

Из особых периодизаций самый серьёзна археологическая, основанная на различиях в технике и материале изготовления орудий труда. Известное уже древнекитайским и древнеримским философам деление старейшей истории на три века — каменный, медный (бронзовый) и металлический — взяло научную разработку в ХIХ- начале ХХ в., в то время, когда были по большей части типологизированы стадии и эпохи этих столетий.

Каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором на данный момент большая часть ученых выделяет эры раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита. После этого направляться переходная эра среднекаменного века (мезолита), что время от времени именуют «послепалеолитом» (эпипалеолитом), либо «преднеолитом» (протонеолитом), время от времени же не выделяют по большому счету. Последняя эра каменного века — новокаменный век (неолит).

В конце его появляются первые орудия из меди, что дает основание сказать об особенной стадии энеолита, либо халколита. Схемы внутренней периодизации новокаменного, медного и железного веков на стадии у различных исследователей резко отличаются друг от друга. Еще более различаются выделяемые в стадий культуры либо фазы, именуемые по тем областям, где они были в первый раз найдены.

Археологическая периодизация открывает много возможностей для безотносительной и относительной хронологии первобытной истории. Для полной датировки употребляются разные способы естественных наук: изотопные радиокарбонный и калий-аргоновый (по времени распада радиоактивных элементов), геохронологический (по годичным слоям ленточных глин), дендрохронологический (по годичным кольцам деревьев) и др.

В собственной совокупности они на данный момент разрешают с громадными либо меньшими допусками датировать стадии и эпохи каменного века. А начиная с бронзового века появляется кроме этого календарная (подлинная) датировка на базе монументов древних цивилизаций, соседствовавших с первобытными обществами. Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился примерно 100 тыс. лет, средний палеолит — 45-30 тыс., верхний палеолит -12-10 тыс., мезолит — не ранее 8 тыс. и неолит — не ранее 5 тыс. лет назад.

Бронзовый век продолжался до начала 1 тысячелетия до н. э., в то время, когда начался век железа.

Относительная датировка достигается методом сопоставлении самих культурных слоев либо археологических типов между собой или методом их сопоставления с трансформациями в природной среде: геологическими ступенями, палеонтологическими (палеозоологическими и палеоботаническими) эрами и т. п. Особенно громадное значение имеет синхронизация археологических эр с геологическими периодами истории Почвы. Времени существования человека примерно соответствует четвертичный период.

Он делится на две эры: предледниковую и ледниковую (плейстоцен) и послеледниковую (голоцен). В плейстоцене большие пространства Северной Евразии и Северной Америки иногда подвергались оледенению. В большинстве случаев насчитывают четыре отступления и наступления ледников и соответственно четыре ледниковые и три межледниковые эры.

Применительно к Европе для эр оледенения используют термины «гюнц» , «миндель» , «рисс» и «вюрм» (по заглавиям альпийских рек, где были прекрасно прослежены ледниковые отложения). Гюнц и миндель относятся к нижнему плейстоцену, рисс — к среднему, вюрм — к верхнему плейстоцену. Археологически плейстоцен соответствует палеолиту и в большой части, а возможно, и всецело — мезолиту.

Неолит — уже время голоцена.

Не смотря на то, что археологическая периодизация целиком и полностью основана на технологическом критерии и не дает полного представления о развитии производства в целом, ее создание явилось большим научным достижением. Она разрешила делать выводы о развитии орудий труда, а тем самым в известной мере и о развитии публичных взаимоотношений. Одновременно с этим археологическая периодизация владеет серьёзным недочётом: она не универсальна.

Сначала, с развертыванием археологических раскопок за пределами Европы, выяснилась невозможность увязки выделенные на территориях культур и различных континентах и фаз, т. е. региональных периодизаций. После этого это коснулось более больших стадий а также столетий. Было обнаружено, что из-за различий в природной среде однотипные по уровню развития общества смогут пользоваться либо не пользоваться железом, латунью, а в отдельных случаях и камнем.

Археологическая периодизация лишилась неспециализированного признания. Отдельные археологии за границей стали разным образом комбинировать в собственных схемах периодизации эры геологического развития Почвы, этапы ступени и биологической эволюции человека хозяйственного прогресса.

Другие археологи, и а также отечественные, скептически относясь к таким эклектическим сочетаниям, совершенствуютархеологические схемы, но в основном ограничивая их теми либо иными региональными рамками. В целом археологическая периодизация превратилась из глобальной в совокупность региональных, но и в таком виде она сохраняет большое значение.

Более ограничена по своим целям на данный момент (палеантропологическая) периодизация первобытной истории, основанная на критерии биологической эволюции человека. Это выделение эр существования старейшего, старого и ископаемого современного человека, т. е. архантропа, палеоантропа (палеантропа) и неоантропа.

Систематика фактически людей, выделяемых как семейство гоминид либо подсемейство гоминин, их видов и родов, и их наименований, весьма разнится у различных исследователей. Самый спорно периодизационное место так именуемого человека умелого, в котором одни исследователи видят еще предчеловека, другие – уже человека. Однако палеоантропологическая периодизация в собственной самый устоявшейся части перекликается с археологической периодизацией первобытности.

Особенный нюанс периодизации первобытной истории пребывает в подразделении ее на разные стадии становления общества. Тут выделяются главные стадии праобщины, эпохи и родовой общины классообразования.

Эра праобщины – время становления самого человека как сложения и биологического существа зачатков социальных взаимоотношений. Периодизационные и хронологические границы эры остаются спорными. Нижняя граница дискуссионна из-за расхождений во взорах на различие между предчеловеком и настоящим человеком, верхняя — из-за неодинаковой трактовки социальной организации времени среднего палеолита и палеоантропов.

Еще недавно практически все отечественные ученые разглядывали это время как время праобщины , не находя в нем показателей общинного строя. Но новые находки продемонстрировали, что уже тогда появились неестественные коллективные жилища, четкие показатели спайки людских другие явления и коллективов, каковые раньше связывались лишь с наступлением верхнего (позднего) палеолита.

Это сделало правомерным вывод, что верхняя граница эры праобщины должна быть опущена до времени среднего палеолита и палеоантропов. Правомерным, но необязательным. Так как биологический вид палеоантропов менялсяследовательно, биологическое развитие человека еще не было, пользуясь диалектической терминологией, «снято» социальным.

Исходя из этого вопрос до тех пор пока остается открытым.

Эра первобытной общины раскрывается происхождением первых упорядоченных форм социальной организации — родовой общины и рода. как раз тут приобретают полное выражение главные черты первобытнообщинного строя — более либо менее последовательный коллективизм в потреблении и производстве, уравнительное распределение и общая собственность. Эти черты особенно ярко выражены на стадии раннепервобытной общины и сохраняются, не смотря на то, что уже не господствуют, на стадии позднепервобытной общины. Нижняя граница эры — средний палеолит (время палеоантропов) либо верхний палеолит (время неоантропов), верхняя — в большинстве случаев, неолит.

В случае если эра праобщины — время становления, а эра первобытной общины — время зрелости, то эра классообразования — время распада первобытнообщинного строя. Эта последняя эра везде знаменуется прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности и ростом избыточного продукта.

Неспециализированная собственность общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняется трудовым, общинно-родовыe связи рвутся и уступают место общинно-соседским в их ранней, первобытной форме. Появляются начальные формы эксплуатации, вместе с которыми избыточный продукт начинает преобразовываться в прибавочный, происходит зарождение частной собственности, публичных классов и государственности.

Нижняя граница эры в более продвинутых обществах приходится на время позднего неолита, в менее продвинутых — в основном на время металлов. Верхняя граница — появление классовых государств и обществ — самый продвинутыми обществами перейдена около 5 тыс. лет назад, самый отставшими в собственном развитии не перейдена и сейчас.

Итак, взоры на темперамент главных эр первобытной истории единообразнее взоров на их соотношение с археологическими и палеоантропологическими эрами. Лишь, в случае если исходить из самый устоявшихся точек зрения, эры неспециализированной (исторической) периодизации смогут быть сопоставлены с наиболее значимыми звеньями археологических и палеоантропологических схем.

Еще тяжелее указать безотносительный возраст этих эр, причем не только из-за расхождений во взорах на их соотношение с археологическими и палеоантропологическими эрами. Так как начиная со времени уже раннепервобытной общины человечество развивалось очень неравномерно, что стало причиной сосуществованию самых различных по собственной стадиальной принадлежности обществ.

Занимательные уроки Р. Саакаянца — Всемирная история. Древний человек


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: