Среди них одни связаны с возрастом, а другие — с состоянием организма либо телесными недочётами ставленника.
Для выполнения иерархического а также причетнического служения нужны зрелость ума, твердость убеждений, узнаваемый жизненный опыт, каковые предполагают достижение определенного возраста.
Для поставления в диакона каноны устанавливают возраст 25 лет, а в пресвитера — 30 лет. Правило 14 Трулльского Собора гласит: …чтобы во пресвитера прежде тридесяти лет не рукополагати, аще бы человек и очень хорош был, но отлагати до уреченных лет. Потому что Господь Христос в тридесятое лето крестился и начал учити.
Подобно и диакон прежде двадесяти пяти лет, и диаконисса прежде четыредесяти лет да не поставляется.
В 15 правиле того же Собора говорится: Иподиакон да поставляется не прежде двадесяти лет возраста. Аще же кто, в какую бы то ни было священную степень, поставлен будет прежде определенных лет: да будет извержен.
На практике, но, и в древности, и в новое время от этого правила допускались и допускаются отступления. По крайней мере, практически малоизвестны факты применения санкций, предусмотренных 15 правилом Трулльского Собора.
Что касается возраста лиц, поставляемых во епископа, то каноны об этом умалчивают. Древние Апостольские распоряжения (11, 1) предусматривают для кандидата в епископы пятидесятилетний возраст. В Фотиев Номоканон (Тит.
1:23) внесено положение из 123 новеллы Юстиниана, которая устанавливает для кандидата на высшую иерархическую степень тридцатипятилетний возрастной ценз, а крайне редко — двадцатипятилетний.
Но церковной истории известны отступления от данной нормы, а также очень большие. Имели место случаи поставления во епископа лиц, не достигших 20 лет [1].
О возрасте поставляемых в чин чтецов в канонах кроме этого ничего не говорится. 123 новелла Юстиниана, включенная в сокращении в Номоканон, позволяет ставить в чтецы восьмилетних детей. А Вальсамон в толковании на соответствующую главу Номоканона пишет о том, что время от времени в чтецы ставили и трехлетних младенцев.
И сейчас действующему Уставу Русской Православной Церкви в пресвитеры и диаконы возможно посвящать по достижении гражданского совершеннолетия (т.е. в 18 лет), а кандидаты епископства должны быть не моложе 30 лет.
недуги и Физические недостатки сами по себе не могут служить препятствием к посвящению. Препятствием являются только те телесные недочёты, каковые затрудняют священнослужение. 77 Апостольское правило гласит: Аще кто лишен ока, либо в ногах поврежден, но хорош быти епископ: да будет.
Потому что телесный недочёт его не оскверняет, но душевная скверна.
А в 78 Апостольском правиле говорится: Глухий же, и слепый да не будет епископ, не аки бы осквернен был, но да не будет препятствия в делах церковных. Как отмечал А.С. Павлов, по смыслу этого неспециализированного правила должны быть разрешаемы вопросы о безруких, безногих, одержимых падучею либо летальной душевною болезнию [2].
Что касается скопцов, то в соответствии с 1 правилу I Мирового Собора, Аще у кого в болезни докторами отъяты члены, либо кто варварами оскоплен, таковый да пребывает в клире. Аще же, будучи здрав, сам себе оскопил, такового, хотя бы и к клиру причислен был, надлежит исключити.
По толкованию Зонары, оскопившим самого себя именуется не только тот, кто собственными руками отсек данный член, но и тот, кто добровольно и добровольно отдает себя второму на оскопление.
На основании 79 Апостольского правила в клир не допускаются лица, страдающие душевной заболеванием: Аще кто демона имеет, да не будет принят в клир, но ниже с верными да молится. Освободясь же, да принят будет с верными, и аще хорош, то и в клир.
Католическое право расширительно толкует условия к рукоположению, которые связаны с телесными недочётами, запрещая посвящать горбатых, хромых, карликов, лишенных левого глаза (так именуемого канонического глаза — oculus canonicus), и указательного пальца правой руки.
1. См. в том месте же. С. 197. ^
2. В том месте же. С. 197. ^
Удивительные статьи:
- Что делать с неудовлетворительным материалом
- Экономическая жизнь в московском княжестве в конце xv — xvi вв. сельское хозяйство. промыслы и торговля. землевладение.
- Описания и практические задания
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Препятствия социального характера
Одни из них касаются домашнего положения ставленника, другие — его обязанностей перед страной, третьи — его публичной репутации. В отличие от…
-
Препятствия духовного характера
Они связаны или с недочётами веры у ставленника, или с его нравственными пороками, или, наконец, с отсутствием нужных знаний. Вера кандидата священства…
-
Требования к кандидату священства. препятствия к посвящению
Степени низших клириков введены в судьбу Церкви исторически, они не существовали в ней сначала. Но уже в апостольский век в христианском богослужении…
-
Рукоположение наделяет принявших его не только особенными благодатными дарами, но и некоторыми отличиями от мирян в церковно-правовом отношении. Лицо,…