Препятствия к заключению брака

Установления Православной Церкви и законы византийских императоров о заключении брака и совершении обручения начали функционировать в Киевской Руси по окончании ее Крещения, но не сходу были восприняты народом. Из канонических ответов митрополита Киевского Иоанна II (1080-1089 гг.) видно, что народ, считая венчание принадлежностью браков князей и бояр, придерживалсяпри вступлении в законный брак языческих купли невест и обычаев умыкания.

Свидетельства о браках, заключенных без церковного венчания, видятся в литературных монументах до конца XVII века. Священноначалие предписывало духовенству тех местностей (в первую очередь окраинных), где виделись нецерковные браки, венчать супругов, даже если они уже имеют детей.

В Киевской Руси, как и в Византии, заключение браков начиналось обращением невесты и жениха к архиерею с прошением благословить их брак. Епископ выдавал просителю указ на имя священника с предложением предварительно произвести обыск, т.е. распознать, нет ли каких препятствий к браку. Данный указ именовался венечной памятью, либо знаменем.

За выдачу знамени взималась пошлина, размер которой возрастал при вступления во второй и третий брак.Препятствия к заключению брака В 1765 году указом Екатерины II взимание пошлин и венечные памяти за них были отменены.

Особенность заключения браков в семнадцатом веке заключалась в том, что обручения сопровождались так называемым зарядом — соглашением, по которому предусматривалась выплата неустойки при его расторжения. Петр I в указе от 1702 г. запретил зарядные записи с неустойками и предписал выполнять обручение не ранее 40 дней до венчания, предоставив возможность невесте и жениху свободно отказаться в данный срок от вступления в законный брак.

Данное положение противоречило церковной норме о нерасторжимости обручения, и 14 декабря 1744 г. императрица Елизавета вернула прошлое значение обручения, запретив расторгать его. Дела о расторжении обручения повелевалось воображать через Синод на ее личное усмотрение.

В 1775 году Святейший Синод опубликовал указ о совершении церковного обручения в одно время с венчанием. Исключение делалось для лиц императорской фамилии, венчанию которых так же, как и прежде предшествовало отдельное чинопоследование церковного обручения.

В синодальную эру в Российской Федерации венчать брак имел возможность лишь приходской священник жениха либо невесты. Это требование, содержащееся в Кормчей, повторяется во многих указах Святейшего Синода. Так, по указу 1775 г., желающий вступить в брак обязан заявить об этом собственному приходскому священнику (письменно либо устно), указав собственные имя, фамилию, чин, состояние, и имя и фамилию невесты.

Священник же обязан был заявить о предполагаемом браке в храме по окончании Литургии.

Для таких объявлений выбирались воскресные дни, и случавшиеся между ними праздники. Прихожане, что-либо знавшие о препятствиях к заявленному браку, должны были сказать об этом священнику. В случае если сообщений не было, священник вносил в обыскную книгу запись о том, что препятствий к браку не открылось.

Внесение таковой записи и именовалось сейчас обыском. Форма обыска была составлена Синодом во второй половине 30-ых годов девятнадцатого века. Обыскная запись скреплялась автографами невесты и жениха, их поручителей (как минимум несколько) и священником.

К обыску положено было прилагать в подлиннике и копиях метрические свидетельства, паспорта, невесты и послужной список жениха; свидетельство их духовника о том, что они были на исповеди и причащались; дозволение руководства, в случае если жених состоял на национальной работе; при второбрачия — консисторский указ о расторжении первого брака и разрешение вступать в новый брак (такой же указ требовался и тогда, в то время, когда ввиду некоторых препятствий брак совершался с разрешения правящего епископа).

Чинопоследование браковенчания совершалось в присутствии невесты и жениха, и их свидетелей (как минимум несколько), каковые подтверждали акт браковенчания собственными автографами в метрической книге. Браковенчание вне храма (в часовнях, молитвенных зданиях) допускалось лишь в порядке исключения.

Обязательность внесения записи о браковенчании в метрические книги установлена в Русской Церкви с 1802 года. Во второй половине 30-ых годов девятнадцатого века Синод составил форму ведения метрических книг. В записях о браковенчании указывались время совершения брака, имя, отчество и невесты и фамилия жениха; делались пометы о том, первым, вторым либо третьим браком венчается любой из них, и приводились имена и свидетелей записи и фамилии поручителей.

Декрет об отделении Церкви от страны, изданный в 1918 году, лишил церковный брак юридической силы, покинув верующим право принимать церковное благословение на брак по окончании его регистрации в органах загса. Отсутствие родительского благословения на совершение венчания не есть сейчас препятствием для совершения над желающими этого Таинства, при условии, что вступающие в брак достигли брачного возраста и уже пребывают в гражданском браке.

Виды препятствий

Для заключения брака не хватает одного лишь решения вступающих в него, исходя из этого оно находится под контролем общества. В брачном церковном праве, учитывающем, что брак для христиан — Таинство, сформулированы условия, соблюдение которых в обязательном порядке для заключения брачного альянса. При отсутствии этих условий появляются события, мешающие браку.

Препятствия смогут быть полными, исключающими для определенного лица вступление в законный брак с кем бы то ни было, и условными, делающими неосуществимым брак между определенными лицами из-за их родственных взаимоотношений. Помимо этого, различаются препятствия, в силу которых брак считается недействительным с момента его заключения и потому подлежащим расторжению. Смогут быть кроме этого кое-какие препятствия, обнаружение которых не влечет за собой расторжения брака, но подвергает и вступивших в брак, и венчавшего их священника каноническим прещениям.

30-е, 40-е гг 20 века. Редк документальное кино.


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: