Приходы в синодальную эпоху

В синодальную эру положение радикальным образом изменяется. Значение избирательного начала при замещении свободных церковных мест всегда снижалось в течении XVIII столетия, и финишу века фактически сошло на нет, было сведено к выяснению мнения лучших прихожан о нравственных качествах ставленника, его добропорядочности. Выбор же ставленника, значительно чаще из выпускников духовных школ, принадлежал самому епископу.

В десятнадцатом веке устройство приходов было урегулировано Уставом Духовных Консисторий, изданным в первой половине 40-ых годов девятнадцатого века (переиздан с изменениями и дополнениями в 1883 г.), и такими документами, как Инструкция благочинным церквей, в редакции митрополита Платона, исправленной Синодом в 1857 г; Инструкция церковным старостам 1888 г., переизданная в 1890 г; Инструкция настоятелям церквей, утвержденная Синодом в 1901 г.; и рядом отдельных Указов Синода.

В соответствии с этим законоположениям, закрытие и учреждение приходов являлось в Российская Федерация прерогативой Святейшего Синода, но право установления границ между приходами предоставлялось епархиальному архиерею. Приходской притч обязан был вести перечни наличных прихожан. Вприходах велись метрические книги, в каковые вносились записи о рождении, смерти и бракосочетании прихожан.Приходы в синодальную эпоху

За исключением случаев крайней необходимости, любой прихожанин обязан был обращаться за совершением треб к собственному приходскому священнику.

По определению, содержащемуся в Консисторском Уставе, приход состоит под пастырским управлением приходского священника, главы и настоятеля прихода, которого назначает и поставляет епархиальный архиерей, являющийся представителем епископской власти в границах прихода. Полномочия священника по управлению приходом изложены в ставленнической грамоте. Прочтение данной грамоты благочинным в собрании прихожан рассматривалось как акт введения новопоставленного священника в отправление его служения.

Богослужение священник совершает на престоле либо антиминсе, освященном архиереем; проповедь слова Божия он ведет под цензурой местного благочинного либо очень назначенного цензора. В случаях происхождения недоразумений священник для их разрешения обращался к архиерею (в первую очередь в случаях присоединения к Православию раскольников и инославных либо иноверцев, и заключения браков между православными и инославными, наложения епитимий). В отчете епископу приходской священник должен был представить сведения об причастниках и исповедниках, очень показывая тех лиц, каковые и по окончании увещевания не выполняли Причастия и своего долга исповеди в течение 2 либо 3 лет.

Перемещение священников с прихода на приход допускалось только при очень уважительных событиях, а без согласия самого священника — крайне редко. Совершение треб в чужих приходах без ведома приходского пастыря вероятно было только в крайних случаях (к примеру, крещение немощного младенца, которому угрожает смерть, либо причастие не легко больного).

Совершивший требу в чужом приходе делал записи об этом в собственных метрических книгах и передавал сведения о требе пастырю того прихода, где она была послана. В чужом приходе священник имел возможность выполнять требу только по распоряжению епископа либо по просьбе местного настоятеля (при его болезни либо отсутствия).

Ассистентами приходского священника являлись низшие клирики и диакон. По штатам 1885 г. во всех епархиях, не считая западных и закарпатских, в приходах с менее чем 700 душами мужского пола состояли псаломщик и священник. В случае если при приходской церкви состояло два либо три пресвитера, то в притч (его составляют все клирики прихода) входило столько же псаломщиков и диаконов.

Неотъемлемую принадлежность прихода образовывает приходской храм. При его разрушения либо ветшания благочинный обязан был внушить прихожанам, дабы они срочно приступили к постройке нового храма. Храмы строились на местные средства, но при потребности они могли быть выстроены и на средства из национальной казны либо из казны Синода.

На прихожанах и клире храма лежала обязанность содержать его в надлежащем состоянии.

Не считая приходского храма в приходе могли быть кроме этого молитвенные дома в отдаленных местах, откуда тяжело добраться до приходского храма) и часовни. Домовые церкви разрешалось устраивать в зданиях очень почтенных лиц, находящихся в преклонных летах либо больном состоянии. По окончании смерти лица, которому дозволялось иметь домовую церковь, она закрывалась, и церковная утварь не переходила в собственность наследников, а действовала в приход.

При открытии новых приходов прихожане брали на себя обязательство устроить церковный дом для причта.

С 1880 г. в ведении приходских священников пребывали церковно-школы грамотности и приходские школы.

В каждом приходе из прихожан избирался староста. Старостой следовало выбирать человека очень благочестивых правил. Должность старосты введена Указом 1721 г. Сначала его единственной обязанностью была продажа свечей.

Потом в обязанности старосты вошло хранение церковных денег и всех по большому счету церковных средств.

Старосте поручалось от лица прихожан смотреть за сохранностью приходского имущества, но он не имел права распоряжаться церковными финансовыми средствами, а расходуя их, обязан был безоговорочно повиноваться архиерею. Во всех собственных действиях староста был под контролем и наблюдением причта. По национальным законам церковные старосты имели последовательность привилегий.

В случае если старосты были лицами податных состояний, то они освобождались от податей. Избирались старосты на 3 года.

Попечение об повышении церковного имущества, о верном вознаграждении клира, о содержании приходских благотворительных учреждений возлагалось на приходские попечительства. Члены попечительства избирались прихожанами на определенный срок. Непременными участниками попечительства состояли церковный староста и священник.

Глава попечительства избирался из самых почтенных прихожан.

Действия попечительства контролировались епархиальной властью.

В ходе подготовки Поместного Собора, которая началась в 1905 г., вопрос о приходах позвал особенно острую дискуссию. Он обсуждался и в Предсоборном Присутствии, и в церковной печати. Не несложным делом выяснилось кроме того сформулировать само определение прихода.

Узнаваемый канонист доктор наук И.С.

Бердников предлагал такую формулу: Церковным приходом в Православной Церкви именуется община, имеющая особенный храм для богослужебных собраний и которая состоит под духовным управлением приходского священника. Приход образовывает нераздельную часть епископии и подчинен епископу как высшему собственному пастырю. Ближайшее же пастырское управление им в собственности, по поручению епископа, местному священнику [1].

Доктор наук А.И. Алмазов писал: Православный приход имеется церковное учреждение, пребывающее в ведении епископа, для удовлетворения религиозно-нравственных потребностей определенного в числе собрания верующих под пастырским управлением священника и при назначенном для того церковной властью храме [2]. По формуле А.А. Папкова, приход в составе мирян и клира имеется особенная церковная в зависимости от епархиального епископа община с правами юрлица [3].

Доктор наук П.В.

Знаменский внес предложение такое определение: Православный приход воображает собою территориальную церковную общину, соединенную около собственного храма и имеющую для удовлетворения собственных религиозных потребностей собственных собственных священно-церковно служителей [4].

В следствии дискуссии в Предсоборном Присутствии было дано такое определение прихода: Православный приход имеется церковное учреждение, пребывающее в ведении епископа для удовлетворения религиозно-нравственных потребностей определенного в числе собрания православных христиан, под пастырским управлением священника и при назначенном для того церковной властью храме [5].

Принято было особенное положение и относительно имущества православного прихода: Православная Русский Церковь есть хозяином всего церковного, причтового и приходского имущества. В приходах же заведывание местным приходским имуществом вверяется приходу как юридическому лицу, складывающемуся из прихожан и причта местного храма, находящихся в канонической зависимости от местного епископа [6].

Вынесение этих двух определений явилось главным результатом дискуссии приходского вопроса в Присутствии. В 1908 г. по приходскому вопросу созывается особенное Присутствие, в котором разрабатывается новое положение о приходе.

1. В том месте же. С. 3. ^

2. В том месте же. ^

3. В том месте же. ^

4. В том месте же. С. 4. ^

5. В том месте же. С. 2. ^

6. В том месте же. ^

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Епархиальное управление в синодальную эпоху

    Права и обязанности епископов, органов епархиальной власти, как и все стороны церковной судьбе, подвергаются детальной регламентации. В соответствии с…

  • Приход в русской православной церкви

    Пресвитер, назначенный в приход, не в праве самовольно покинуть его. В 16 правиле I Никейского Собора о аналогичных поступках говорится очень сурово: Аще…

  • Русская церковь в эпоху патриаршества

    В 1589 г. при царе Федоре Иоанновиче, по хлопотам боярина Бориса Годунова, в Киевской Руси создано было Патриаршество. Первый Столичный Патриарх святой…

  • Хронология эпохи судей

    В случае если высказать предположение, что обрисовываемые события происходили последовательным образом и просуммировать все сроки правления судей,…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: