Примеры неправильного употребления паронимов

Наивный тон беседы, мягкие манеры подкупали.
(Верно: Доверительный тон беседы, мягкие манеры подкупали.)

Вдох облегчения.
(Верно: Вздох облегчения.)

У нас уже годовалый стаж работы.
(Верно: У нас уже годовой стаж работы.)

Кое-какие авторы рекомендуют постараться подбирать к словам-паронимам синонимы либо определения. Но в том-то и дело, что, не зная совершенно верно значений слов, вы таковой рекомендацией не сможете воспользоваться.

6 задание

Морфологических форм у русских изменяемых слов большое количество. К счастью, большая часть из них усваивается ребятами в раннем детстве и неприятностей при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но имеется формы, в употреблении и образовании которых и парни, и взрослые допускают неточности.

Ниже приведен список таких морфологических форм.

Ошибкоопасные формы. Запомни примеры перечнями.

Имя существительное

Образование множественного числа:

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, водители;
векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, соглашения, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады;
Примеры неправильного употребления паронимов возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты;
директора, доктора, инспектора, доктора наук, повара, сторожа, фельшера, тенора, кучера;
округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря

Образование форм родительного падежа множественного числа:

пара килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, каратов, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов, рельсов, нервов,;
пара полотенец, чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, слив;
отряд воинов, гусар, драгун, гренадёр, кадет, улан, партизан;
сто ампер, ватт, вольт;
большое количество башен, басен, блюдец, брызг, дел, макарон, петель, нянь, манжет, полотенец, серёг, сплетен, яблонь;
большое количество раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий;
большое количество платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев

Потребление существительных разнообразные:

хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду; тюль,
стремительная гну (антилопа), ужасная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);
ветхий Тбилиси, Сухуми, прекрасный евро;
широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;
новое метро, кашне, пальто

Потребление несклоняемых имён собственных:

издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко

Имя прилагательное

Смешение несложных и составных форм сравнительной и отличной степеней:

Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более ужаснее; самый прекраснейший (просторечие).
Верно: более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый прекрасный либо прекраснейший.

Образование сравнительной степени:

Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).
Верно: прекраснее, лучше, хуже.

Имя числительное

Словоизменение числительных — традиционно тяжёлый учебный материал. Более детально см. Как устроен отечественный язык.

Раздел 9. Морфология. Числительные.

1.изменение и Образование форм составных числительных:

в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью

2.Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятиста километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

Совет:

Обратите внимание на склонение слов: сорок, девяносто, сто.

И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)
Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
П.тихо. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, почти тысячу. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, почти тысячу (рублей)
Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)
Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)
В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, почти тысячу (рублей)
Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)
П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых довольно часто допускаются неточности:

И.п. полтора (часа), полторы (60 секунд), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, мин.), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (60 секунд), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

Обратите внимание на склонение составных количественных числительных: в них изменяется каждое слово:

И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных: в них изменяется лишь окончательное слово:

И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)

3. Потребление собирательных числительных:

двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.

Совет:

Потому, что тема вызывает большое количество неприятностей, запомни случаи, в то время, когда верно использовать собирательные числительные, перечнем:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
2. С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.
3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
4. С существительными, имеющими форму лишь мн. ч.: пятеро дней.
5. С существительными, обозначающими парные либо составные предметы: двое очков, двое лыж.
6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых.

4. Потребление числительных оба, обе:

Числительное обе употребляется лишь с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги.
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба приятеля, оба окна.

Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.
Верно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами.

Местоимение

Образование форм:

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; среди его (её), среди их; какое количество книг, сколько учеников.
Верно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; среди* него (неё), среди* них; какое количество книг, какое количество учеников.

* Среди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, скажи: среди них. По окончании предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.

Глагол

1. Образование личных форм:

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, оказаться, почувствовать, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых вторых нет формы 1 лица ед. ч.
Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Верно: не применять эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.

Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, желают (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Верно: попытаемся, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, желают.

2. Образование возвратных форм:

Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Верно: встретились, хотелось, поздоровалась (по окончании гласных не -ся, а -сь), простите (потребление возвратной формы с этим глаголом – серьезная ошибка).

3. Образование форм повелительного наклонения:

Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, неправда, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Верно: отправься (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, приобрети, ляг.

Совет:

Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, каковые довольно часто видятся в КИМах:

Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) отправься, (вы) отправьтесь
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) ложите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

4. Образование форм прошедшего времени:

Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Верно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Причастие

Образование причастий:

Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (применение неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Верно: полощущий, машущий, желающий; не пробовать образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

Деепричастие

Образование деепричастий:

Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное применение моделей формообразования: от глаголов СВ не смогут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Верно: смотря в мою сторону либо взглянуть в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки), отправившись.

Наречие

1. Образование наречий:

Ошибочно: оттудова, раскрываться вовнутрь, вряд ли смогу, поделим напополам (просторечие).
Верно:оттуда, отрываться вовнутрь, вряд ли смогу, поделим пополам.

2. Образование сравнительной степени наречий:

Ошибочно: не хорошо — плоше, красиво — красивше и красившее, прекрасно — лучшее и хорошее, не легко — тяжельше (просторечие).
Верно:не хорошо — хуже, красиво — краси´вее, прекрасно — лучше, не легко — тяжелее

Задание

Грамматические неточности

Ничего не следует выполнить это задание. Нужно лишь знать в лицо 7 видов неточностей:

1) Неправильное потребление падежной формы существительного с предлогом

Предлоги «Благодаря», «В соответствии с», «Вопреки», «Наперекор» употребляются лишь с дательным падежом. Контролируем так: по окончании этих слов должно находиться слово, отвечающее на вопрос «Кому?/Чему?» Самая распространённая неточность в вывесках и деловых бумагах на дверях кабинетов. В том месте в обязательном порядке будет написано «в соответствии с приказа», не смотря на то, что по нормам русского лишь «в соответствии с (чему?) приказу».

Предлог «По» в значении «по окончании» употребляется с предложным падежом: «По уходе барина, по окончании пьесы».

2) Нарушение связи между сказуемым и подлежащим

Все, те — местоимения множественного числа. Вы не забывайте? В случае если да, то вам лишь останется верно соединить сказуемые и подлежащие. «Все, кто опоздал, извинился».

Соединяем: все извинился, кто опоздал. Первой пары быть неимеетвозможности. Грамматическая неточность.

3) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Это заглавия в кавычках. Если они идут сами по себе, раздельно, то заглавия в кавычках смогут склоняться. К примеру, в «Известиях» пишут… Если они идут вместе с их главным словом, то наименование не склоняется. В газете «Известия» пишут…

4) Неточность в построении предложения с однородными участниками

Идёт обращение об объединении двух глаголов одним неспециализированным дополнением. Делать это нужно весьма бережно. По причине того, что одним глаголам требуется по окончании себя дополнение в винительном, вторым — в творительном падеже.

Объединять мы можем лишь глаголы, требующие дополнение в одном и том же падеже. «Он обратился и взял помощь от ведьмака«. Первый глагол требует дополнения «к кому», второй — «что». А их варварски объединили.

Так запрещено.

5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Необходимо отыскать в памяти, что такое деепричастие. В русском языке это часть речи (либо форма глагола), которая показывает добавочное воздействие. К примеру, вот вы делаете одно воздействие, скажем, идёте в школу.

Это ваше основное воздействие, для которого вы с утра поднялись, почистили зубы, собрали сумку и проч. Но в один момент с тем, что вы ИДЁТЕ, возможно выполнять и ДОБАВОЧНОЕ воздействие. Какое?

Развернуть »

Такие добавочные действия мы оформляем как деепричастия посредством суффиксов -я (а)- либо -в-.

Развернуть »

И сейчас переходим к главному. Кто совершает оба действия: главное и добавочное?

Вы. Другими словами, одинаковый человек.

Второй вопрос: кто в предложении делает главное воздействие?

Развернуть »

Вывод: подлежащее будет делать и ДОБАВОЧНОЕ воздействие. В случае если его делает не подлежащее, значит, в том месте неточность. К примеру: Говоря о достатке языка, в аудитории началась дискуссия. Подлежащее тут «дискуссия». Она делает воздействие «началась».

Но если судить по деепричастию, она же и делает воздействие «сказать».

Дискуссия сказать неимеетвозможности — вот и неточность с деепричастным оборотом.

6) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Причастный оборот. Он зависит от определяемого слова. Отыщите определяемое слово и задайте от него верный вопрос. «Он возглавил восстание повстанцев, стремящееся изгнать колонизаторов».

Кто стремился изгнать колонизаторов? Партизаны, само собой разумеется. Слово нашли. Зададим от него верный вопрос.

Повстанцев какИХ?

Видите окончание вопроса? Вот и у причастия оно должно быть таким же. Значит, в предложении была неточность.

Верно сообщить «повстанцев, стремящихся».

Тут обратите внимание на цельные словосчетания существительных и числительных. «Один из гостей». Причастие может относиться к слову «один» и будет ед.числа, либо причастие отнесут к слову «гостей», и оно станет множ.числа. Другими словами, возможно сообщить и «один из гостей, пришедших» и «один из гостей, пришедший».

Всё от смысла предложения зависит.

7) Неправильное построение предложения с косвенной речью

В косвенной речи главные неточности связаны с неправильным средством связи либо неправильным потреблением местоимения. «Ведьмак напомнил Лютику, как сражался с подводными чудовищами и позже вытащил тебя за шкирку из воды». Местоимение «тебя» тут неуместно, нужно «его».

Заберём задание КИМа.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими неточностями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Взяв начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
Б) Все, кто просматривал пушкинского «Бориса Годунова», не забывает бродягу Варлаама.
В) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, раскрывается путь к внутренней свободе.
Г) Благодаря увеличения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше клиентов.
Д) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и красивом».

Типы неточностей перечислены выше под номерами. Итак, в варианте А видим деепричастный оборот. Подлежащее отсутствует.

А воздействие деепричастия «взяв образование» делает не отсутствующее подлежащее, а Радищев. Значит, неточность номер 5.

Б — «Все не забывает», «кто просматривал». Все — множественного числа, «не забывает» — единственного». Неточность номер 2.

В — Одному (какому?) ищущему, одному из храбрецов (каких?) ищущих. В любом случае причастие «ищущим» не годится. Неточность номер 6.

Г — Благодаря лишь с дательным падежом, а тут родительный. Неточность номер 1.

Д — приложение в кавычках идёт рядом с главным словом и должно быть в именительном падеже. А оно в предложном. Неточность номер 3.

Вы должны выписать ответ: 52613

Сейчас попытайтесь пройти мой тест, дабы попрактиковаться. Думаю, хватит и одного варианта.

Для исполнения задания 7 нужно знать обычные случаи нарушения синтаксических норм. Материал для расширения речевого опыта систематизирован по темам.

Ошибкоопасные конструкции

Управление

1) Глаголы с различным управлением в качестве однородных участников предложения:

Слова с различным управлением смогут употребляться в качестве однородных участников, в случае если каждое из них имеет собственные зависимые слова, употреблённые в нужном падеже. К примеру:

Она ожидала его и звонила ему целый вечер.

Она ожидала (кого?) его (В.п.) и звонила (кому?) ему (Д.п.) целый вечер.

Довольно часто выстроить такие предложения верно оказывают помощь местоимения:

Дети редко прислушиваются к рекомендациям взрослых и следуют им.

Дети редко прислушиваются (к чему?) к рекомендациям (Д.п. с предлогом к) взрослых и следуют (чему?) им (Д.п.).

Люди были измучены, но верили в победу и сохраняли надежду на неё.

Люди были измучены, но верили (во что?) в победу (В.п. с предлогом в) и сохраняли надежду (на что?) на неё (Д.п. с предлогом на).

2) Различное управление у существительных и глаголов:

интересоваться мастерством (Т.п.) — интерес к мастерству (Д.п.)
обожать литературу (В.п.) — любовь к литературе (Д.п.)
ненавидеть беспорядок (В.п.) — неприязнь к беспорядку (Д.п.)
уважать сотрудников (В.п.) — уважение к сотрудникам (Д.п.)
доверять приятелю (Д.п.) — доверие к приятелям (Д.п.)
сочувствовать не сильный (Д.п.) — сочувствие к не сильный (Д.п. с предлогом)

3) Различное управление у слов со сходным значением:

тревожиться о чём-либо (П.п.) — беспокоиться за что-либо (В.п.)
оплатить что-либо (В.п.) — заплатить за что-либо (В.п. с предлогом за)
уплатить за проезд (В.п. с предлогом за) — оплатить проезд (В.п.)
уделить время чему-либо (Д.п.) — обратить внимание на что-либо (В.п. с предлогом на)
информировать кому-либо (Д.п.) — информировать кого-либо (В.п.)
упрекать в чём-либо (П.п. с предлогом в) — осуждать за что-либо (В.п. с предлогом за)
отзыв о чём-либо (П.п. с предлогом о) — рецензия на что-либо (В.п. с предлогом на)
вера во что-либо (В.п. с предлогом в (во)) — уверенность в чём-либо (В.п. с предлогом в)
характерный чему-либо (Д.п.) — характерный для чего-либо (Р.п. с предлогом для)

4) Различное управление у глаголов с отрицанием и без него:

подмечать реакцию (В.п.) — не подметить реакции (Р.п.)
Он подмечал (что?) реакцию зала на его слова. — От беспокойства он не подмечал (чего?) реакции зала на его слова.

A95X R1 купил за 550 рублей!!!


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: