Процессы о колдунах и ведьмах

В предыдущей главе указано нами, что жён чародеек и обвинения-волхвов в сношениях с нечистыми духами, в похищении земного плодородия и дождей, в наслании заболеваний, моровой язвы и голода появились из старейших баз языческого миросозерцания. Подобные обвинения всегда, когда страну постигало публичное бедствие, возбуждали против них народную месть и вызывали жёсткие казни сожжения, зарывания и потопления в почву.

Потом, в то время, когда водворилось христианство, высшие духовные власти редко и небезусловно возвышали собственный голос против жестокости и несправедливости таких казней. Мы знаем лишь протест епископа Серапиона (XIII в.), что, но, не отвергает возможности колдовства, а осуждает произвол народной мести и требует для обвиняемых верного суда.

По нужному закону всякого исторического развития, новая религия должна была стать во враждебные отношения к ветхим народным верованиям и в основном противодействие собственный направить на лиц, каковые были хранителями и представителями языческого культа: умели гадать, предсказывать, целить болезни, владели тайной молитвенных заклинаний и священных обрядов.Процессы о колдунах и ведьмах Такими лицами были волхвы, кудесники, чаровницы, жены и мужи вещие.

Христианская иерархия не имела возможности относиться к ним индифферентно; по ее выражению, это были бесовские сосуды, пособники сатаны, через посредство которых он рассевает в народе злое семя неверия. Со своей стороны, кудесники и волхвы кроме этого не могли оставаться равнодушными при виде тех удач, какие конкретно делала религия, чуждая их заинтересованностям, недоступная их пониманию, направленная против старожизненных всевышних и праотческих заветов…

По сведениям, занесенным в Повесть временных лет, в XI столетии волхвы звучно, всенародно хулили христианство и, пользуясь своим влиянием на массу населения, старались возбуждать ее к открытому сопротивлению. Так, в первой половине 70-ых годов XI века в Киеве явился волхв, что предвещал, что через пять лет Днепр потечет назад, почва греческая станет на месте русской, а русская на месте греческой; тогда же переставятся и другие почвы.

В народе нашлись невегласи, каковые с радостью слушали волхва и верили его предсказаниям; но верные посмеялись ему, говоря: Бес тобою играется на погубу тобе — и вправду, волхв пропал в одну ночь без вести. Переяславский летописец дополняет, что, по словам волхва, ему предстали пять всевышних и приказали поведать людям о будущих трансформациях государств и что сам он погиб, вринутый в ров (и вринуша его беси в ров). Кроме этого и волхв, явившийся в Ростове в первой половине 90-ых годов XI века, погибе скоро.

Возможно догадываться, что волхвы гибли не без участия ревностных приверженцев христианской стороны. На это имеется и пара хороших указаний. Отправленный на Белоозеро для сбора княжеской дани Ян, совместно со священником и двенадцатью вооруженных отроков, выходил на волхвов, которых не желали выдать ему местные обитатели.

Волхвов было двое, но у них были собственные приверженцы; эти люди ринулись на Яна, один из них уже замахнулся на него топором, но по древнему выражению — огрешился, не попал; тогда Ян, оборотя топор, ударил собственного соперника тульем, а остальных приказал рубить отрокам. Мятежная масса людей не устояла и побежала в леса. В данной схватке убит и священник. Наконец угрозы и настояния Яна вынудили белозерцев схватить и выдать ему волхвов.

Начался допрос.

Волхвы потребовали поставить их перед князем Святославом: Сам ты ничего не можешь нам сделать, — говорили они Яну, — так поведают отечественные всевышние! — Лгут ваши всевышние! — возразил Ян и приказал их бить и рвать за бороды; позже связал их, посадил в ладью и вместе с ними поплыл по Шексне. Остановясь на устье данной реки, он задал вопрос: Что вам поведают всевышние? — Всевышние поведают, — отвечали волхвы, — что не быть нам в живых. — Правду говорят! — Но в случае если отпустишь нас — большое количество будет тебе хороша; а погубишь — многую скорбь и зло приимешь. Ян не поверил предсказанию: оба волхва были убиты и повешены на дуб; трупы их достались в пищу лесным животным…

Не смотря на то, что народ и принял христианство, но предания и уставы предков не внезапно потеряли для него собственную обаятельную силу; втай еще жиливетхие верования и соблюдаться ветхие обряды. Невегласи (а такими направляться признать целые массы населения) еще продолжительное время совершали требы и мольбы языческим всевышним и во всех вызывающих большие сомнения и тревожных случаях прибегали к помощи чародеев и колдунов. Заветы старой религии и культа сохранялись в семьях, передавались по наследству от отцов детям и потому легко укрывались от преследований и постороннего вмешательства…

Древние моралисты именовали предков людьми двоеверными, и нельзя не согласиться, что эпитет данный правильно и метко обозначал самую значительную сторону их нравственного характера.

Духовенство, в высших представителях, сознавало незаконность и вред для того чтобы положения дел и в поучениях собственных всегда возвышало голос как против басней и обрядов, наследованных от языческой старины, так и против народного доверия к волхвам, ведуньям и ведунам…

Другою заботою духовенства было уничтожение народных игрищ; вместе с музыкой, песнями, ряженьем и плясками в личины игрища и мохнатые шкуры эти приводили к строгим запретительным мерам, как дело нечестивое, бесовское, принадлежавшее некогда к религиозным обрядам язычества…

С особой ревностью были преследуемы так именуемые отреченные либо отметные книги, принесенные к нам вместе с грамотностью из Византии и частично с Запада; к ним причислялись и тетрадки и те листы, в которых записывались народные заговоры, приметы и суеверные наставления. Следуя церковному индексу (Церковный индекс — перечень книг, запрещенных церковью. В древнерусской письменности существовал индекс книг подлинных и фальшивых.), запретными книгами признавались:

Остролог(другие заглавия: Мартолой, Острономия, Звездочетец и Зодий). В статье о фальшивых книгах сообщено: Звездочетец — 12 звезд; другий Звездочетец, ему же имя Шестодневец: в них же безумнии людие верующе волхвуют, ищущие дний рожения собственного, урока и санов получения житию. Это — сбор ник астрологических замечаний о вступлении солнца в разные символы зодиака, о влиянии планет на счастье новорожденных младенцев (то же, что Рожденник, Родословие), и на общественное целых благоденствие и судьбы народов; из этого почерпались предсказания о будущих событиях: будет ли мир либо война, урожай либо голод, повсеместное здравие либо моровая язва.

Рафли— астрологическая книга, поделённая на двенадцать схем, в которой трактуется о влиянии звезд на ход людской судьбе. Стоглав подмечает, что тяжущиеся, как не так долго осталось ждать доходило до судебного поединка, призывали на помощь волхвов — и в те поры волхвы и чародейники от бесовских научений пособие им творят, кудесы бьют, и в направляться Врата и в Рафли наблюдают, и по планетам глядают и наблюдают часов и дней… и на те чарования надеяся, поклепца и ябедник не мирятся и крест целуют и на поли бьютца, и поклепав побивают…

Аристотелевы Врата— перевод средневекового произведения, составление которого приписывалось Аристотелю. Книга эта, сверх нравственных наставлений, содержит сведения по астрологии, физиогномике и медицине; она имеет несколько отделов, именуемых вратами.

Громник либо Громовник — в рукописи императорской венской библиотеки означен творением премудрого Ираклия, царя перскаго. Книга эта известна по перечням XV—XVI столетий, сербского письма, и заключает в себе разные, расположенные по месяцам, предзнаменования (о состоянии погоды, о будущих урожаях, заболеваниях, ратях и пр.), соединяемые с землетрясением и громом; к этому присоединяются время от времени и заметки о состоянии луны право либо полого, с указанием на значение таких показателей в различные времена года.

Молник (Молнияник), сохранившийся в сербской рукописи XV столетия: тут собраны сведения, в какие конкретно дни месяцев что предсказывает удар молнии.

Коле(я)дник— содержит в себе приметы, определяемые по дням, на какие конкретно приходится рождество (праздник Коляды); к примеру: Аще будет рождество в среду — зима громадна и тепла, весна дождева, жатва хороша, пшеници помалу, вина большое количество, женам мор, ветхим пагуба (по перечню XV стол).

О колдунах. о.Андрей Ткачев. О ведьмах в законе, шаманах, экстрасенсах и прочей нечисти


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: