Происхождение и сущность монашества

Слово монах (???????) свидетельствует уединенный. На православном Востоке монахи именуются по-второму — калугерами (хорошими старцами).

Монашество — особенное состояние в Церкви, наряду с этим, но, оно не представляет собой третьего, наровне с мирянами и клириками, сословия в церковном народе, потому, что одни монахи принадлежат к чину клириков, а другие, как и простые миряне, не имеют сана.

Монашество — университет, выросший исторически, но корни его заложены уже в самой евангельской проповеди. Господь Христос призывал Собственных учеников к совершенству, отречению от благ мира. Путь к такому отречению лежит и через обет девства.

В Евангелии сообщено: Говорят Ему ученики Его; в случае если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сообщил им; не все вмещают слово сие, но кому дано; потому что имеется скопцы, каковые из чрева матернего появились так; и имеется скопцы, каковые оскоплены от людей; и имеется скопцы, каковые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит (Мф.

19:10-12).

Евангельское совершенство предполагает и нестяжательность, бескорыстие, впредь до отказа от всяких земных имений: богатому парне, пришедшему к Спасителю, дабы определить у Него, как получить вечную судьбу, Господь сообщил: В случае если желаешь быть идеальным, отправься, реализуй имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19:21).Происхождение и сущность монашества

Апостол Павел писал к Коринфянам: Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Имеется разность между замужнею и женщиной: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть телом и святою и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не для того, чтобы наложить на вас узы, но дабы вы благочинно и без конца помогали Господу без развлечения (I Кор.

7:32-35).

Девственниками были апостол другие апостолы и Иоанн. В первые века церковной истории многие христиане, стремясь к совершенству, давали обеты безбрачия, раздавали собственный имущество нищим. Св. Игнатий Богоносец в послании к Поликарпу писал: Кто может в честь Господа плоти пребывать в чистоте, пускай пребывает без тщеславия [1].

Св.

Иустин Философ, мученик и апологет, сказал: Имеется большое количество женщин и мужчин лет 60 и 70, каковые, издетства сделавшись учениками Христовыми, живут в девстве, и я готов указать таких из всякого народа [2]. Второй апологет, Афинагор, писал о христианах: Между нами отыщешь многих женщин и мужчин, каковые состареваются безбрачными, сохраняя надежду также соединиться с Всевышним, потому что жизнь невинная либо целомудренная более приближает нас к Всевышнему [3].

Свидетельства об обетах девства имеется и у других древних христианских писателей: Оригена, Тертуллиана, Минуция Феликса. Климент Александрийский писал о том, что обет безбрачия был необходим для тех, кто его дал [4].

Первоначально девственники и христианские девы не разрывали связи с миром и семьёй. Позже, в третьем веке, кое-какие из давших обет девства стали уходить в пустыню. Так появилось монашество.

Первые монахи были отшельниками, анахоретами, проводившими аскетическую и духовно-созерцательную судьбу в пустыне, в пещерах, в лесах. Основателем пустынножительства явился преподобный Антоний Великий.

Второй египетский монах — Пахомий Великий, соединил многих отшельников в одном обиталище, которое было устроено в Фиваидской пустыне. Это первенствовалакиновия. Преподобный Пахомий Великий составил первый общежительный монастырский устав.

Скоро такие киновии, названные монастырей, начали появляться и в других христианских государствах — в Палестине, Сирии и Понте.

Подробная регламентация монастырского устроения в собственности св. Василию Великому. Он составил 55 пространных и 313 кратких правил для монахов и монастырей.

Эти правила и поныне являются законом для монашества. Они сводятся к беспрекословному соблюдению монахами трех обетов: послушания старшим, начальствующим с отречением от собственной воли; целомудрия; нестяжательности, с отречением от всякой собственности.

В четвертом веке монашество, приобретает самое широкое распространение в Римской, империи. Расцвет монастырей разъясняется в основном понижением неспециализированного уровня нравственности церковного народа благодаря наплыва в Церковь недавних язычников по окончании христианизации государства и Миланского эдикта.

Люди, стремившиеся осуществить в собственной жизни большой евангельский идеал, порывали сообщение с миром, что уже не гнал их, и уходили в пустыню, дабы в том месте претерпеть иное угнетение, строимое неприятелем спасения. В IV столетии появляются первые женские монашеские общины.

В этом же веке монашество распространяется и на западе империи: сначала на Английских островах. Монастыри у английских и ирландских кельтов были связаны с существовавшим тогда клановым строем, и настоятель общины являлся в один момент главой родового клана [5]. У кельтов монастырская покаянная дисциплина в первый раз начала применяться и в отношении мирян, взяв выражение в особенных уставах — пенитенциалах.

Шотландский монах Колумбан основал пара монастырей во Франкском королевстве и в северной Италии.

Еще громадная роль в распространении монашества на Западе в собственности преподобному Венедикту Нурсийскому (†543 г.), основателю монастыря в Монте-Кассино недалеко от Неаполя. Устраивались и другие обители на Западе; и среди них монастырь в Клюни, что сильно повлиял на судьбу всей Западной Церкви в XI столетии.

На Западе со временем показались различия между монастырями по их целям, строю судьбы, уставам — так сложились монашеские ордена. Древние монастыри, жившие по уставу св. Венедикта (по-латыни — Бенедикта), и те обители, каковые принимали данный устав, составили орден бенедиктинцев.

В средневековье показались ордена доминиканцев, францисканцев, предикаторов, иезуитов.

Специализация католических монастырей по орденам связана с тем, что уже в уставе преподобного Венедикта выговор сделан не на духовно-созерцательных и аскетических целях, а на церковно-практических. А цели эти многообразны. У одного ордена она церковно-просветительская, у другого — миссионерская, у третьего — фактически аскетическая, у четвертого — благотворительная.

Монастыри, управляемые аббатами, приорами, ректорами, супериорами, объединяются в орденские провинции, во главе которых стоят провинциалы, каковые, со своей стороны, подчинены генералу всего ордена.

В это же время на Востоке различие между различными видами монашеского подвижничества сводилось неизменно к делению монастырей на общежительные и особожительные.

Общецерковное законодательство в первый раз коснулось монастырей лишь в пятом веке. Отцы Халкидонского Собора в 4 правиле изрекли: Действительно и честно проходящие монашеское житие да заслуживают приличныя чести.

Но поелику кое-какие, для вида употребляя одежду монашескую, разстроивают церкви и гражданские дела, по произволу ходя по градам, а также монастыри сами для себя составляти покушаются, то разсуждено, дабы никто нигде не созидал, и не основывал монастыря, либо молитвеннаго дома, без соизволения епископа града. Монашествующие же, в стране и каждом граде, да будут в подчинении у епископа, да выполняют безмолвие, да прилежат токмо молитве и посту, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковныя, ни в житейския дела, и да не приемлют в них участия, оставляя собственные монастыри; разве токмо в то время, когда будет сие разрешено епископом града, по нужной необходимости.

Да не приемлется кроме этого в монастырях в монашество никакой раб, без воли господина его. Преступающему же сие отечественное определение, выяснили мы быти чуждым общения церковного, да не хулится имя Божие. Но епископу града надлежит имети о монастырях должное попечение.

Как видим, отцы Халкидонского Собора ставили собственной целью оградить церковное управление от бесчинного вмешательства неспокойных монахов. Монашеские общины, в соответствии с приведенному правилу, выясняются в подчинении у епископов. Так, из частного общества они преобразовываются в церковный университет.

Первоначально монахам возбранялось принимать на себя духовный сан. Они приглашали для богослужения священников, которым запрещалось кроме того переночевать в монастыре. В то время, когда преподобному Пахомию внесли предложение сделаться пресвитером, он бежал, а пустынножитель Антоний отсек себе ухо, дабы уклониться от епископства.

Но уже по уставу Василия Великого любой монастырь должен был иметь собственных священников из монашеской братии. Потом монахи, служащие в монастырских церквах пресвитерами, именуются — иеромонахи, а служащие диаконами — иеродиаконы. Со времени Трулльского Собора, узаконившего безбрачие епископата (12 прав.), монахи, прославившись идеальной чистотой собственного жития, стали чаще вторых возводиться на епископские кафедры.

В Русской Церкви кроме того установился обычай, взявший силу церковного закона, хиротонисать во епископы только монахов. Как отмечал А.С. Павлов, Греческая Церковь до сих пор не знает этого правила. В том месте большею частию в архиереи посвящаются лишь так именуемые монахи, другими словами не принявшие полного монашества.

Но в случае если кто рукоположен в епископа, не будучи монахом, то он уже неимеетвозможности принять монашество, и наряду с этим сохраняет власть и сан епископа, потому что, говоря словами 2 кан. в храме св.

Софии — обеты монашествующих содержат в себе ученичества и долг повиновения, а не учительства либо начальствования, каково епископство, монахи обещают не иных пасти, но пасомыми быти. Из этого Собор совсем логически выводит то заключение, что епископ, принявший монашество, подлежит удалению со своей кафедры в монастырь на монашеские подвиги. Само собою ясно, что он наряду с этим не лишается собственного сана, а теряет права власти епископской [6].

Потом А.С. Павлов ставит вопрос: В случае если в этом случае монашеские обеты будут считаться несовместимыми с епископством, то из-за чего они не мешают получению епископского сана и соединенной с ним иерархической власти? В ответ должно сообщить, — продолжает он, — что в этом последнем случае монашество есть как бы приготовлением к архиерейству, которое дается высшею церковною властию и принимается рукополагаемым как раз по долгу повиновения установленной духовной власти [7].

Сами по себе монашеские обеты не информируют монахам звания духовных лиц. В соответствии с 2 правилу Халкидонского, 81 правилу Трулльского, 5, 9 и 13 правилам VII Вселенского Соборов, монахи стоят в одном последовательности с мирянами, а не с клириками. Но между монахами и клириками (кроме того не рукоположенными в священный сан) большое количество неспециализированного.

Целью и тех и других есть служение только Церкви и делу духовного совершенства. И отрекшиеся от монашеского сана монахи подлежат прещениям, подобно тому как караются клирики за произвольное свержение с себя духовного сана.

7 правило Халкидонского Собора гласит: Вчиненным единожды в клир и монахам, выяснили мы не вступати ни в воинскую работу, ни в мирский чин; в противном случае дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Всевышнего, предавати анафеме. Монахи, подобно клирикам, во всем подчиняются своим епископам. Исходя из этого национальные законы России всех монахов причисляли к духовенству [8], отличая лишь тёмное (либо монашествующее) духовенство от белого.

В синодальную эру монахи пользовались теми же привилегиями, что и клирики: освобождались от личных повинностей и податей; по гражданским делам были подсудны собственному духовному руководству.

1. Раннехристианские Отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1978. С. 142. ^

2. В том месте же. С. 284. ^

3. В том месте же. С. 446. ^

4. См: Казанский Петр. История православного монашества на востоке. Ч. I. М., 1854. С. 29-38. ^

5. См: Суворов Н. Указ. соч. С. 408. ^

6. Павлов А.С. Указ. соч. С. 215-216. ^

7. В том месте же. С. 216. ^

8. См: Свод законов Российский Империи. Т. IX. Законы о состояниях. СПб., 1857. С. 57. ^

Пострижение

Для пострига не нужно строгой богоугодной судьбе в прошлом, какая предполагается относительно кандидата священства. Нужно лишь искреннее покаянное настроение. Кроме того самый порочный образ судьбы в прошлом не мешает постригу, потому что монашество сущность подвиг постоянного покаяния: а каяться обязан каждый безбожник.

Об этом светло говорится в 43 правиле Трулльского Собора: Позволительно христианину избрати подвижническое житие, и, по оставлении многомятежной бури житейских дел, вступити в монастырь, и пострищися по образу монашескому, аще бы и обличен был в каком-либо грехопадении. Потому что Спаситель отечественный Всевышний рек: Грядущаго ко мне не изжену вон (Ин. 6:37).

Понеже убо монашеское житие изображает нам жизнь покаяния, то искренно прилепляющегося к оному одобряем, и никакой прошлый образ судьбы не воспрепятствует ему исполнити собственный намерение.

Для принимающих монашеский постриг существует, но, ряд требований. Что касается возраста, то каноны позволяют принимать для подготовления к постригу десятилетних (40 прав. Трулл.

Соб.), а для произнесения самих обетов — семнадцатилетних (18 прав.

Вас, Вел.). В Российской Федерации же в синодальную эру национальное законодательство позволяло постриг мужчинам не ранее 30 лет от рождения, а дамам — 40 лет. Из этого закона допускались и отступления, но при рассмотрении ходатайств Святейшим Синодом.

На обучающихся духовных семинарий и академий данный возрастной ценз не распространялся.

Им дозволялось принимать постриг в 25 лет. Не распространялся возрастной ценз и на вдовых священников.

Второе условие — предварительный послушнический искус, что обычным образом обязан длиться 3 года, но при тяжёлой заболевании либо для лиц, разумеется расположенных к иноческому житию, послущнический искус мог быть сокращен. (5 прав. Двукр. Соб.).

В соответствии с указу Святейшего Синода от 25 мая 1832 г., лица, окончившие духовно-учебные заведения, и вдовые священники освобождались от послушнического искуса.

Нужное условие для пострига — свободное и непринужденное рвение к иночеству. В 40 правиле Трулльского Собора говорится, что мы должны не без опробования безвременно приимати выбирающих житие монашеское, но и в отношении к ним соблюдати преданное нам от Папа распоряжение: и этого для должно приимати обет судьбы по Бозе, яко уже жёсткий и происходящий от ведения и разсуждения…

В Русском законодательстве синодальной эры принуждение к монашескому постригу квалифицировалось как уголовное правонарушение. Обеты своих родителей, обрекающих собственных детей на постриг, сами по себе, без согласия на то детей, признавались и в церковном, и в национальном праве не имеющими силы.

В Древней Руси и Византии существовало ошибочное вывод, что принудительный постриг а также лишь облачение в монашеские одежды (хотя бы и не в серьез) делает монахом. Истории известно большое количество примеров насильственных постригов госдеятелей — политических соперников правителя.

В Русском законодательстве особенное значение придавалось тому, дабы ищущий пострига был свободен от обязанностей, не совместимых с монашеством. Законами запрещалось постригать мужа при живой жене и жену при живом муже, в случае если лишь не было обоюдного согласия со стороны и того и другого поступить в монастыри. Наряду с этим требовалось кроме этого, дабы жены были бездетными, либо дабы их дети уже не нуждались в родительском попечении.

При таких условиях жену возможно было постричь в любом возрасте, но супруг должен был достигнуть 30 лет.

Запрещалось постригать лиц, обремененных долгами, находящихся под судом, состоящих на военной либо гражданской работе без увольнения от муниципальных либо сельских обществ. До реформы 1861 г. крепостных не было возможности постригать без согласия на то их помещиков.

До издания Духовного регламента (1721 г.) право пострига в монахи принадлежало всякому игумену — настоятелю монастыря. Но Синодским указом от 3 марта 1725 г. этого права были лишены не только игумены, но кроме того и епархиальные архиереи. Просить о постриге стало возможно только перед Святейшим Синодом.

И лишь практически полтораста лет спустя затем, в 1865 г., Святейший Синод предоставил власть решать вопрос о принятии монашества епархиальным архиереям.

Постриг совершали настоятели монастырей. В шестом веке считалось, что пострижение может выполнять лишь монах-пресвитер. Об этом говорится в 45-м правиле Патриарха Никифора Исповедника. Доктор наук С.В. Троицкий отмечал но: Распространенную практику пострижения лишь монахами нельзя считать единственно допустимой. По 19-му прав.

VII Всел. Соб. пострижение может выполнять всякое лицо из священного чина [1].

Блаженный Иероним именовал постриг вторым крещением [2]. Подобно тому как при крещении присутствует восприемник, так и при постриге присутствует духовный папа, либо старец, что берет на себя обязательство научить новопостриженного монашеской жизни. В соответствии с 2 правилу Двукратного Собора, духовным отцом должен быть настоятель монастыря.

По степени приближения к идеалу иноческого жития монахи разделяются на 3 чина: рясофорных монахов, т.е. взявших тёмную монашескую рясу в залог будущих обетов монашества; настоящих, либо мантийных монахов, уже сказавших три установленных обета — послушания, целомудрия и нестяжательности — и взявших при постриге мантию; и схимников, либо схимонахов, связанных обетом совершенного отречения от человеческого общества и мира и отличающихся особенными одеждами, каковые именуются дружно великою схимою.

Из содержания монашеских обетов, суть которых в отречении от обычного людской общежития, вытекают определенные ограничения: монахи не смогут вступать в брак; монастырскими уставами им запрещается потребление мяса; монахи не смогут быть восприемниками, потому, что восприемничество налагает обязанности, не совместимые с удалением от мира; монахам в священном сане, в соответствии с 84-й статье Номоканона при Громадном Требнике, возбраняется служение в приходских церквах и совершение приходских треб, в особенности венчание браков; по Уставу Василия Великого и в соответствии с 6-м правилом Двукратного Собора, монахи не смогут иметь личной собственности; все имущество, внесенное ими в монастырь, должно принадлежать монастырю.

Исходя из этого законы России предписывали, дабы перед постригом ищущий монашества распорядился своим имуществом; дал родовое имение законным наследникам, а благоприобретенное — по усмотрению. На этом же основании национальные законы не признавали за монахами ни права на завещание, ни права приобретать имущество по наследству и по завещанию.

Но по русским законам из этих правил делались исключения, во-первых, для начальствующих монахов, во-вторых, для монахов необщежительных монастырей. Начальствующие лица из монахов (архиереи, архимандриты, игумены, настоятельницы и настоятели, ризничий и наместники монастырей Столичного Синодального дома) были в праве иметь движимую собственность, передавать ее по наследству и по завещанию, не считая вещей ризницы (митр, крестов, панагий). Эти вещи, кроме того купленные на индивидуальные средства, переходили в собственность церкви, где служил почивший.

Как писал А.С. Павлов, канонический принцип монашеской нестяжательности не выдерживался во всей строгости и по отношению к несложным монахам монастырей необщежительных [3]. К таким монастырям в Российской Федерации принадлежали те, каковые до 1764 г. обладали вотчинами и которым по окончании секуляризации церковных земель назначалось штатное жалование.

От штатного монастыря насельники приобретали лишь неспециализированную трапезу, а все другое они получали собственным трудом, на доходы от монастырской работы и жалованье от казны, по штатам. Монахи штатных монастырей имели возможность на собственные средства строить и брать кельи, но с условием, дабы они оставляли их монастырю при собственной смерти либо по выходе из монастыря. По завещанию монахи таких монастырей имели возможность покупать от других монастырских и архиереев глав иконы, панагии, кресты, книги.

Но в общежительном заштатном монастыре правило монашеской нестяжательности выдерживалось строго. Все тут было неспециализированным, все принадлежало монастырю. Кроме того настоятели общежительных монастырей не имели права завещать имущество.

Всем монахам запрещалась торговля; исключение делалось только относительно продажи изделий, выполненных их руками (с дозволения руководства и через посредство очень выделенных старых братии). Монахи не могли принимать на хранение чужие вещи, не считая духовных книг. Монахи кроме этого лишались права вмешиваться в гражданские и публичные дела, права быть опекунами, поверенными и попечителями в делах, не касающихся монастырей.

Об этом говорилось уже в 3 и 4 канонах Халкидонского Собора.

Обеты монашеские даются пожизненно. Исходя из этого самовольное сложение с себя иноческих обетов и возвращение в мир рассматривается как тяжелое каноническое правонарушение. В соответствии с 7 правилу Халкидонского Собора, такие преступники подвергаются анафеме.

По византийским законам монаха, сбежавшего из монастыря и отложившего монашеские одежды, возвращали в монастырь в принудительном порядке, а за повторное бегство обращали в податное состояние.

Данный закон вошел в Кормчую книгу (ч. 2, л. 59 об.). В Российской Федерации в синодальную эру дозволялось молить о сложении с себя монашеского сана.

Эта просьба исполнялась по окончании шестимесячного увещания через монастырского настоятеля и старшую братию, позже через духовных лиц, назначенных архиереем, и, наконец, в консистории.

Распоряжение о снятии сана выполнялось Духовной Консисторией, но в выполнение оно приводилось лишь с разрешения Святейшего Синода. Выгнанный с работы из монашества возвращался в то сословие, к которому принадлежал по рождению. Наряду с этим он лишался тех званий, чинов, отличий, каковые имел возможность купить до пострига.

Не возвращалось ему и имущество, внесенное им в монастырь; он окончательно лишался права поступать на гражданскую работу.

1. Издание Столичной Патриархии. 1973. №12. С. 64. ^

2. Migne. Patrologia latina. Т. 22. P. 468. ^

3. Павлов А.С. Указ. соч. С. 221. ^

Монастыри

По церковным законам, монастырь возможно основан лишь с согласия правящего епископа, им он должен быть и освящен.

Монастырь обязан пребывать в полной зависимости от епископа, подлежать его суду и надзору (4 прав. ХаЛк. Соб.).

Освященный монастырь не может быть перевоплощён в мирское жилище.

Он призван постоянно служить благочестивым целям.

Отцы Двукратного Собора в 1 правиле изрекли: Созидание монастырей, дело толико ответственное и достохвальное, древле преподобными Отцами и блаженными отечественными благоразсудно изобретенное, усматривается сейчас худо создаваемым. Потому что кое-какие, дав своим усадьбам и имениям имя монастыря, и обещаваяся посвятити оныя Всевышнему, пишут себя обладателями пожертвованнаго.

Они ухищренно умыслили посвятити Всевышнему единое наименование: потому что не стыдятся усвояти себе ту же власть и по окончании пожертвования, какую не возбранялось им имети прежде. И такое корчемство примешалося к сему делу, что к огорчению и удивлению видящих, очень многое из посвященнаго Всевышнему очевидно продается самими посвятившими. И не токмо нет в них раскаяния о том, яко попускают себе властвование над тем, что единожды уже посвятили Всевышнему, но и вторым безстрашно передают оное.

Того для святый Собор выяснил: да не будет разрешено никому созидати монастырь без соизволения и ведения епископа; но с его разрешением и ведением и с совершением подобающей молитвы, якоже древле богоугодно законоположено, монастырь да созидается: все же к нему принадлежащее, купно с ним самим да вносится в книгу, которая и да хранится в епископском архиве. И пожертвователь без воли епископа отнюдь да не имеет дерзновения, самаго себя, либо вместо себя другаго поставити игуменом. Потому что аще неимеетвозможности кто-либо быти обладателем того, что подарил человеку: то како может быти попущено кому восхищати обладание тем, что он посвящает и приносит Всевышнему.

Имущество монастыря должно, в соответствии с канонам, навеки оставаться в монастыре. Последовательность правил угрожает тяжёлыми прещениями всякому, кто осмелится повредить монастырскогодостоянию. 24 правило IV Мирового Собора гласит: Единожды освященным, изволению епископа, монастырям пребывати монастырями окончательно: принадлежащия им вещи сохраняти, в дальнейшем не быти оным мирскими жилищами.

Попускающие же сему быти, да подлежат наказаниям правильно.

Эта норма повторяется в 49 правиле VI Мирового Собора. А в 13 каноне VII Мирового Собора читаем: При произошедшем, по грехам отечественным, бедствии в церквах, кое-какие святые храмы епископии и монастыри некиими людьми расхищены, и соделалися обычными жилищами. Аще завладевшие оными восхотят отдати их, да будут возстановлены так же, как и прежде, то добро и благо имеется; аще же не тако, то, сущих от священническаго чина, повелеваем извергати, а монахов, либо мирян отлучати, яко осужденных от Отца, и Сына, и Святаго Духа, и да вчиняется, идеже червь не умирает, и огнь не угасает… Понеже они гласу Господню противятся, глаголющему: не творити дому Отца Моего домом купли.

Зонара в толковании на это правило говорит об событиях, каковые послужили его изданию: На протяжении иконоборческой ереси большое количество совершалось дерзновенного против православных. А более других подвергались преследованиям Отцы священного монахи и сана, так что многие из них покинули монастыри и свои церкви и сбежали. Итак, в то время, когда церкви и монастыри оставались безлюдны, кое-какие занимали их и присвояли себе и обращали в мирские жилища.

Неспециализированное правило о зависимости монастырей от епархиальных епископов было в семнадцатом веке подвергнуто частному трансформации установлением так называемых ставропигиальных монастырей. Ставропигией (?????? ??????) именовалось водружение креста при основании известного монастыря не местным епископом, а Патриархом, благодаря чего монастырь приобретал независимое управление и не зависел от епархиального епископа [1].

В ставропигиальных монастырях возносили имя не местного епископа, а Патриарха. Патриарху, что руководит такими монастырями через собственных наместников, в собственности право надзора за жизнью и управлением монастыря, право вершить суд по делам братии. Как отмечал епископ Никодим, ставропигиальным правом имел возможность пользоваться каждый Патриарх во всех епархиях собственной области, а Константинопольский Патриарх и вне собственной области по всему Востоку [2].

В Российской Федерации в синодальную эру ставропигиальными именовали монастыри, пребывавшие в ярком ведении Синода, а не местных епархиальных архиереев. В десятнадцатом веке 7 обителей в Российской Федерации числились ставропигиальными: Ново-Спасский, Симонов, Донской и Заиконоспасский монастыри в Москве, Ново-Иерусалимский в Столичной епархии, Спасо-Яковлевекий в Ростове Великом и Соловецкий на Севере. Внутреннее управление в монастырях возглавляет настоятель, во всем подчиненный епархиальному епископу.

Первоначально настоятеля обители именовали авва (?????), папа. Потом настоятелей громадных и особо важных монастырей именовали архимандрит (от ????? ??? ??????? — глава пещеры); настоятелей остальных монастырей — игумен (?????????). Настоятельницы монастырейименуются игумениями; на Востоке сохранялось кроме этого наименование ?????????????.

Права игуменов и архимандритов однообразны.

В соответствии с новелле Василия и Уставу 123 Великого (34 гл). Юстиниана, вошедшей в Номоканон, братия выбирает настоятеля из собственной среды, но в случае если среди братии нет лица подходящего, то его поставляет епархиальный епископ. Но и кандидатуру настоятеля, избранного братией, утверждает епархиальный епископ либо Патриарх (в ставропигиальных обителях).

В Российской Федерации в синодальную эру принят был таковой порядок: настоятели общежительных монастырей избирались братией и утверждались Священным Синодом в соответствии с представлением епархиального архиерея, а настоятели монастырей необщежительных, так называемых штатных, конкретно назначались епархиальным архиереем либо Синодом (в ставропигиальных монастырях).

Настоятель избирается не по летам, а по заслугам и способностям. Основной заботой настоятеля есть попечение о духовном преуспеянии братии и об имуществе, находящемся в распоряжении либо собственности монастыря.

Как гласит 3 канон Двукратного Собора: Аще что настоятель монастыря, подчиненных себе монахов отбегающих, не возьмёт с великим тщанием, либо отыскав не восприимет, и не потрудится приличным и недугу соответствующим врачевством возстановити и укрепити падшаго, такового святый Собор выяснил подвергати отлучению от Таинств. Потому что аще имеющий в смотрении безсловесныя животныя, вознерадит о стаде, не оставляется без наказания, то приявший пастырское руководство над паствою Христовою, и своим нерадением и леностию расточающий спасение их, како не подвергнется наказанию за собственную наглость. Призываемый же возвратитися монах, аще не повинется, да будет отлучен епископом.

В обязанности настоятеля входит наблюдение за строгим выполнением братией монашеских правил и обетов, попечение о регулярном и благочинном совершении богослужений, надзор за монастырским хозяйством. Не злоупотребляя властью, настоятель обязан поучать братию примером собственной жизни и своим пастырским словом. Настоятелю направляться посещать кельи монахов и наблюдать, живет ли братия по уставу, следить, дабы никто из братии не выходил из обители без его ведома.

Но ничего ответственного, касающегося жизни в монастыре, настоятель не должен предпринимать без заседания с братией. В надлежащее время настоятель монастыря воображает отчет епархиальному архиерею либо Патриарху о поведении монахов, монастырской судьбы и монастырском хозяйстве. С обязанностями настоятеля связаны и его особенные права.

Вся монастырская братия обязана повиноваться ему и почитать его как отца. Никто не смеет прекословить ему. Для исправления нерадивых и провинившихся послушников и монахов настоятель может налагать на них наказания.

Во всем настоятелю в собственности первенство в монастыре.

Под его началом и в зависимости от него в монастырях назначаются чиновники, несущие ответственность за те либо иные стороны судьбы монастыря: наместник, управляющий монастырем по благословению настоятеля и в пределах, указанных самим настоятелем; духовник, на которого возлагается духовное окормление братии, обязанность исповедовать монахов; эконом, помогающий вастоятелю и наместнику в заведовании монастырским хозяйством. Все эти лица во главе с настоятелем образуют духовный собор, что обсуждает и решает наиболее значимые монастырские дела.

Церковная работа в монастырских храмах совершается попеременно иеродиаконами и иеромонахами монастыря. Во главе всех монастырей епархии смогут находиться монастырские благочинные, действующие под началом епархиального архиерея.

Монастыри сильно повлияли на судьбу Православной Церкви. В эру догматических споров монахи очень многое сделали чтобы православные обращались к монастырям за помощью. Во времена иконоборчества монахам на себе было нужно вынести главную тяжесть борьбы за иконопочитание. За это они подвергались ожесточённым преследованиям.

На иконоборческом Соборе 754 г. лишь три епископа было осуждено еретиками за иконопочитание.

Значит, практически все остальные восточные иерархи присоединились к иконоборцам. В это же время монахи отстаивалипочитание икон. VII Вселенский Собор, на котором был сформулирован догмат о почитании икон, особым образом почтил заслуги монахов в отстаивании Православия: монахи подавали на Соборе голоса вместе с епископами.

Под соборными актами стоят подписи 130 иноков.

В Х веке центром монашеского подвижничества на Востоке делается Афон. Сложившийся в том месте в Х столетии, при преп. Афанасии, строй судьбы сохраняется без значительных изменений и сейчас.

Афонские монастыри сейчас расположены на территории Греции, но, как и в начале собственной истории, Афон находится в юрисдикции Константинопольского Патриарха. Но обители Святой Горы имеют достаточно широкую независимость и от Первоиерарха.

Насельники Афонских монастырей принадлежат к различным национальностям; как в древности, так и сейчас в том месте преобладают греки; в десятнадцатом веке большая часть монахов составляли уроженцы России. На Святой Горе подвизаются кроме этого монахи — арабы, болгары, сербы, румыны. 20 святогорских монастырей вместе с зависимыми от них кельями и скитами составляют необычную монашескую республику.

Святая Гора управляется собранием (???????) 20 представителей от монастырей, возглавляемым протосом. Собрание в качестве первой инстанции разглядывает споры между скитами и монастырями. Апелляции подаются на имя Константинопольского Патриарха.

Среди афонских монастырей имеется обители общежительные (киновии) и особожительские (идиоритмические).

1. Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 654. ^

2. В том месте же. С. 654. ^

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Происхождение мира и богов 13 страница

    aИ Сарра родила Аврааму сына Исаака, как было обещано Аврааму Всевышним.n ГЛАВА 22 {1}a…n Всевышний искушал[175] Авраама, и сообщил ему: Авраам! Он…

  • Билет 24. нэп: цели, сущность, итоги

    НЭП- целый неразрывный комплекс мер разного хар-ра перехода от капитализма к социализму. цели и Сущность. В марте 1921г- на X съезде РКП(б) Ленин предл….

  • Происхождение мира и богов 6 страница

    Древние анимистические демоны представляются, в большинстве случаев, в хаотичном и дисгармоничном виде. Так именуемые тератологические мифы (от греч….

  • О происхождении ритуальных убийств

    Грузенберг желал взять мистическо-богословские доказательства иудейских ритуальных убийств – предоставим ему их, правильнее, – сейчас уже его…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: