«Прославленный», «победоносный», «неукротимый»…

Весной 1942 года Королевский ВМФ Англии был разбит от японцев в Индийском океане. Двумя годами позднее обстановка коренным образом изменилась, и сейчас уже британцы имели возможность нападать, не встречая важного сопротивления. Во второй половине 1944 года Индийский океан стал главным театром боевых действий для английских тяжелых авианосцев, каковые систематически наносили наглые удары по неприятелю.

«Illustrious» остается в одиночестве

Весной 1944 года английский Восточный флот, действовавший в Индийском океане, начал атаку по окончании двух лет простоя. 19 апреля американо-британское соединение авианосцев (тяжелые авианосцы «Illustrious» и «Saratoga») нападало японскую морскую базу Сабанг на острове Суматра, а 17 мая самолёты с этих же судов ударили по стратегически серьёзному городу Сурабайя на острове Ява. По окончании второй операции американское руководство отозвало «Saratoga» из Индийского океана, и на какое-то время «Illustrious» остался единственным тяжелым авианосцем на этом театре боевых действий.

Однако, командующий Восточным флотом адмирал господин Джеймс Сомервилл не планировал прятать в базе собственный самый полезный корабль. Американцы вели наступление на Марианских островах, и 10–13 июня 1944 года «Illustrious» в сопровождении эскортного авианосца «Atheling» совершил демонстрационный поход к Суматре (операция «Councilor»). В трехстах милях западнее острова британцы имитировали подготовку к воздушной атаке, готовясь отбить вероятный удар соперника.

Но, никакой реакции с японской стороны не последовало, и суда возвратились на Цейлон ни с чем.

«Прославленный», «победоносный», «неукротимый»…
Авиагруппа «Illustrious» по окончании вылета, 21 июня 1944 года
Источник: iwm.org.uk

Следующая операция последовала без промедлений. Оказывая косвенную помощь далеким американским союзникам, основные силы Восточного флота вышли в море для удара по оккупированным японцами Андаманским островам (операция «Pedal»). Тяжелый авианосец «Illustrious» (авиагруппа – 42 истребителя Corsair II и 15 бомбардировщиков Barracuda II) закрывали французский линейный корабль «Richelieu», линейный крейсер «Renown», три лёгких крейсера, восемь эсминцев и две подводных лодки.

Утром 21 июня 1944 года с авианосца встали 15 «корсаров» и 16 «барракуд». Восемь «корсаров» снабжали истребительный патруль. Над столицей Андаманских островов Порт-Блэром ударная несколько столкнулась с достаточно сильным зенитным огнём, утратив истребитель и бомбардировщик.

Еще четыре поврежденных самолёта смогли возвратиться на собственный корабль. Японские истребители в атмосферу не поднимались.

Результаты операции были скромными: «барракуды» продемонстрировали себя не с лучшей стороны из-за неприятностей с бомбосбрасывателями и двигателями, «корсары» смогли стереть с лица земли на земле только «пара самолётов».

Повторный «визит» в Сабанг

Благоприятный движение войны в Европе разрешил британцам усиливать собственный Восточный флот. Капитуляция итальянского флота, довольно успешные атаки на линейный корабль «Tirpitz» и уничтожение линейного крейсера «Scharnhorst» позволили направить в Индийский океан тяжелые авианосцы «Indomitable» и «Victorious». В июле 1944 года эти суда прибыли на Цейлон, и адмирал Сомервилл, наконец, взял в собственный распоряжение полноценное ударное соединение авианосцев.

Командующий без промедления подготовил очередной удар по неприятелю, ставший одним из самых масштабных боевых походов Восточного флота за всю войну.

Суда Восточного флота на протяжении операции «Crimson». В дальнем строю идут линейные корабли во главе с «Queen Elizabeth», в ближнем – крейсера во главе с «Kenya»
Источник: iwm.org.uk

22 июля 1944 года стартовала операция «Crimson» – повторный удар по морской и воздушной базе Сабанг на острове Суматра. Авиагруппы английского ударного соединения (начальник – адмирал Клемент Муди) были следующими:

  • «Illustrious» – 42 истребителя Corsair II и 15 бомбардировщиков Barracuda II;
  • «Indomitable» – 28 истребителей Hellcat I и 28 бомбардировщиков Barracuda II;
  • «Victorious» – 39 истребителей Corsair II.

В операции кроме этого принимали участие линейные корабли «Queen Elizabeth» (под флагом адмирала Сомервилла), «Valiant», «Richelieu», линейный крейсер «Renown», один тяжелый и шесть легких крейсеров, десять эсминцев и две подлодки. Воздушный удар по японским позициям на этот раз должен был нести вспомогательную роль, изначально планировался обстрел целей корабельной артиллерией. Английским линкорам, и гордости французского флота «Richelieu» в первый раз предстояло вести пламя по японцам.

Утром 25 июля с авианосцев, пребывавших в 35 милях к северу от Сабанга, встали 36 «корсаров», 16 из которых должны были штурмовать наземные цели, 2 играли роль разведчиков, а остальные снабжали воздушное прикрытие. Штурмовики заявили об уничтожении двух японских самолётов на земле, наряду с этим один «корсар» был сбит зенитным огнём. Затем начался артиллерийский обстрел целей.

Линейные корабли вели пламя по порту Сабанг, крейсера – по береговым батареям и радиостанции.

Три эсминца и голландский легкий крейсер «Tromp» под прикрытием огня больших судов вошли в гавань и обстреляли портовые сооружения.

Флагман Восточного флота линейный корабль «Queen Elizabeth» ведет пламя главным калибром
Источник: iwm.org.uk

Набег длился три часа, британцы заявили об разрушении и уничтожении нефтехранилищ портовой инфраструктуры, и потоплении двух небольших судов. Сильные пожары в гавани подтверждались фотографиями. Пламя японских батарей береговой обороны был неэффективным, но позднее отходивший флот был обнаружен японскими воздушными разведчиками.

Вечером союзников нападала смешанная несколько истребителей А6М и легких торпедоносцев B6N из состава учебных частей, базировавших на Суматре.

Десять самолётов пробовали сблизиться с английскими авианосцами, но в 50 милях от цели их перехватили тринадцать патрульных «корсаров». Британцы утратили два истребителя, заявив об уничтожении семи автомобилей соперника, японцы признают утрату пяти (четырех истребителей и одного торпедоносца). Сублейтенант Бен Хеффер, пилот «корсара» из 1837-й эскадрильи авиагруппы «Illustrious» вспоминал собственную воздушную победу над «зеро»:

«В 16:45 я направился к сопернику и нашёл пять самолётов. Флот попал в сильный шторм, но «Victorious» смог вывести меня на соперника. Японский самолёт поднырнул прямо под мой, я спикировал за ним и поджег его меткой очередью.

Он маневрировал, но правое крыло у него горело. Он провалился сквозь землю в облаке, но я сидел у него на хвосте приблизительно в 100 ярдах (91 метр).

Еще одна очередь, и самолёт провалился сквозь землю во вспышке пламени».

Палубные операции на тяжелых авианосцах Восточного флота – 10 мин. английской кинохроники (без звука)
Смена руководства

В августе 1944 года Восточный флот ожидали громадные перемены. Изношенный «Illustrious» отправился в южноафриканский порт Дурбан на ремонт, а линейный корабль «Valiant» получил тяжелые повреждения при аварии в плавучем доке и выбыл из строя до конца войны. Но, ветерана тут же заменил новейший линейный корабль «Howe», прибывший на Цейлон.

Наконец, в конце месяца сменилось руководство флотом: место адмирала Сомервилла занял адмирал господин Брюс Фрэзер – бывший командующий Флотом Метрополии и храбрец боя с линейным крейсером «Scharnhorst».

К отставке Сомервилла привел множество обстоятельств. Отмечается, что у него не сложились отношения с главнокомом силами союзников в Юго-Восточной Азии адмиралом лордом Луисом Маунтбеттеном, что пользовался славой любимца Черчилля. Помимо этого, в течении 1944 года разворачивалась громадная политическая интрига около формирования Английского Тихоокеанского флота, что должен был функционировать совместно с американцами.

Увенчанный лаврами Фрэзер прибыл на Цейлон чтобы вырабатывать данный флот. Соммервилл, ставший рыцарем Громадного креста ордена Бани, отправился помогать военно-морским представителем в Соединенных Штатах – одной из его основных задач становилась координация англо-американских действий в Тихом океане.

До тех пор пока адмиралы дробили должности, Восточный флот продолжал боевую работу. 24 августа самолёты с авианосцев «Indomitable» и «Victorious» атаковали гавань Паданг на острове Суматра (операция «Banquet»). Удар был нанесен двумя волнами: 10 «корсаров» и 19 «барракуд» – в первой, 9 «корсаров» и 12 «барракуд» – во второй.

Один истребитель погиб от зенитного огня, со своей стороны, британцы повредили два достаточно больших японских судна неспециализированным водоизмещением 6000 т и вывели из строя большой цементный завод.

Боевое крещение в Индийском океане взял линейный корабль «Howe».

Сфотографированные с «барракуды» поврежденные японские транспорты в порту Паданг, 24 августа 1944 года
Источник: iwm.org.uk

Первая операция, которую всецело спланировал новый командующий флотом адмирал Фрэзер, прошла с неожиданными затруднениями. 17 сентября предполагался очередной набег на Суматру (операция «Light») – удар самолётами с двух тяжелых авианосцев по железной дороге и аэродромам вблизи большого города Медан. У берегов острова суда попали в муссон с высокой облачностью и дождём. Один из участников операции «Light» вспоминал:

«В то время, когда флот подошёл к Суматре, мы поняли, что попали в так называемый «слоновий муссон». Иначе говоря густая облачность на маленьких высотах, постоянный дождь и высокая влажность со не сильный ветром. Это была обстановка, которую я ненавидел и которой опасался, по причине того, что экипажам приходилась сидеть по каютам и ожидать решения руководства: будет удар либо нет».

Ударная волна складывалась из 20 «барракуд» в сопровождении 16 «корсаров» и 8 «хеллкэтов». Самолёты взлетали с трудом, одна «барракуда» разбилась, еще пара автомобилей были повреждены. Появились неприятности со навигацией и связью, а «барракуды» опять показали собственные низкие летные характеристики (в частности, малую дальность полета).

Не смотря на то, что главные цели операции были заявлены достигнутыми, Фрэзер и начальник соединения авианосцев адмирал Муди настойчиво попросили улучшить подготовку летчиков.

Линейный корабль «Howe» на протяжении похода к Суматре, сентябрь 1944 года
Источник: iwm.org.uk

Следующий поход Восточного флота (операция «Millet») стал попыткой отвлечь внимание японцев от американского десанта на Филиппинах. 17 октября 10 «хеллкэтов», 8 «корсаров» и 27 «барракуд» с авианосцев «Indomitable» и «Victorious» атаковали остров Нанкаури (один из Никобарских островов). Британцы заявили об уничтожении портовых сооружений, в гавани погиб транспорт «Ishikari Maru» (830 т).

Утраты в самолётах были чуть более высокими, чем в большинстве случаев.

Зенитным огнем были сбиты два «корсара» (еще три взяли повреждения), одна «барракуда» разбилась при атаке по невыясненым обстоятельствам, один «хеллкэт» разбился при посадке. По окончании воздушного удара линейный крейсер «Renown», и тяжелые крейсера «London», «Suffolk» и «Cumberland» обстреляли остров Кар-Никобар.

Утром 19 октября, по окончании повторного обстрела Кар-Никобара, суда союзников нашёл японский воздушный разведчик. Чуть позднее к авианосцам постарались прорваться 12 японских истребителей Ki-43 из резервного отряда военных ВВС. Английский воздушный патруль сбил шесть из них, утратив два «корсара» и «хеллкэт».

По окончании воздушного боя суда покинули воды у Никобарских островов. Операция «Millet» стала последним боевым применением «барракуд». Из-за не хватает высоких желания и технических характеристик стандартизировать самолёты по американскому примеру их заменяли в авиагруппах тяжелых авианосцев на американские торпедоносцы-бомбардировщики Avenger.

Тяжелый крейсер «Suffolk» у Никобарских островов, октябрь 1944 года
Источник: iwm.org.uk
Рождение Английского Тихоокеанского флота

В ноябре 1944 года адмирал Фрэзер начал вырабатывать Английский Тихоокеанский флот, в состав которого перешли все тяжелые авианосцы. К «Indomitable» и «Victorious» добавились возвратившийся из ремонта «Illustrious» и только что прибывший на Цейлон «Indefatigable». Руководство Флотом Ост-Индии (бывшим Восточным) принял адмирал Артур Пауэр – ему достались эскортные авианосцы «Ameer», «Atheling», «Battler», «Begum», «Shah».

Начальник авианосцев Восточного флота адмирал Муди оставался на Цейлоне, его место в штабе Фрэзера занял адмирал Филипп Виан. Наконец, легкий авианосец «Unicorn» должен был употребляться в роли воздушного транспорта как в Индийском, так и в Негромком океанах.

Перебазирование Английского Тихоокеанского флота в Австралию задерживалось, исходя из этого тяжелые авианосцы действовалив Индийском океане. В таких событиях штабы двух английских флотов, совместно базировавшихся на Цейлоне, решили наносить удары по ответственным для Японии источникам нефти (операция «Outflank»). Адмирал Виан вспоминал:

«Обстановка с Тихоокеанским флотом оставаласьнеясной. Командующий [адмирал Фрэзер – прим. автора] и адмирал Пауэр сделали вывод, что воздушные силы будут задействованы в атаках на нефтяные месторождения Суматры, каковые имели громадную сокровище для японского армейского потенциала. Это нанесет сопернику мощный удар в уязвимое для него место и, к тому же, даст отечественным авианосцам нужный опыт».

Подготовка к вылету «корсаров» на палубе «Illustrious», декабрь 1944 года. На правой части снимка возможно подметить корабельного кота
Источник: iwm.org.uk

20 декабря 1944 года «Indomitable» и «Illustrious» под руководством адмирала Виана атаковали нефтяное месторождение Пангкалан-Брандан на севере Суматры (операция «Robson»). 28 «эвенджеров» и 4 «корсара» с истребительным эскортом не смогли выйти к цели из-за непростых погодных условий, и им было нужно скинуть бомбы на порт Белаван-Дели. Как в большинстве случаев, пилоты заявили о повреждениях портовой инфраструктуры (что подтверждалось сильными пожарами) и об уничтожении на земле «нескольких самолётов».

4 января 1945 года состоялся повторный удар по Пангкалан-Брандан, известный как операция «Lentil» – на этот раз в атаке принимали участие три тяжелых авианосца («Indomitable», «Victorious», «Indefatigable»). В первый раз в битвах с Японией использовались истребители Seafire III и истребители-бомбардировщики Firefly I (оба типа самолётов базировались на «Indefatigable»). Ударная волна, взлетевшая утром 4 января, складывалась из 32 «эвенджеров» и 12 «фаерфлаев», которых сопровождали 32 «хеллкэта» и «корсара». «Сифайры», имевшие небольшой радиус действия, остались защищать авианосцы.

«Эвенджеры» над целью, 4 января 1945 года
Источник: iwm.org.uk

Три десятка «хеллкэтов», «корсаров» и «фаерфлаев» нанесли удар по японскому аэродрому, пилоты заявили об уничтожении на земле девяти вражеских автомобилей, и сбитых разведчике Ki-46 и бомбардировщике Ki-21. Помимо этого, «фаерфлаи» подожгли мелкий танкер в гавани. «Эвенджеры», вышедшие на цель затем, добились бомбовых попаданий в нефтехимический завод, но были атакованы группой истребителей Ki-43.

Японцы сбили один бомбардировщик, после этого их отогнал истребительный эскорт, заявивший о семи стёртых с лица земли в этом бою «хаябусах». Второй боевой утратой британцев стал Firefly, упавший в воду на обратном пути. Пара самолётов взяли повреждения при посадке на авианосцы.

По результатам атаки её сочли всецело успешной – возвратившиеся фоторазведчики подтвердили сильные пожары на нефтехимическом комплексе.

Операция «Lentil» стала последним боевым эпизодом с участием тяжелых авианосцев в Индийском океане. По окончании её завершения Тихоокеанский флот, наконец, получил приказ перебазироваться в Австралию. В целом, действия английских Восточного и Тихоокеанского флотов в первой половине 40-ых годов XX века тяжело назвать яркой страницей Второй мировой войны – их влияние на финал войны с Японией выяснилось очень скромным.

И все же, для британцев удары по японским владениям стали относительным реваншем за унизительные поражения 1942 года. Королевский ВМФ имел все основания вычислять себя победителем в борьбе за Индийский океан, не смотря на то, что будущее войны и решалась на Тихом океане.

Выпуск американской кинохроники, говорящий об атаке Суматры 4 января 1945 года. В финале возможно заметить, из-за чего Seafire являлся не лучшим палубным самолётом

литература и Источники:

  1. armouredcarriers.com
  2. combinedfleet.com
  3. iwm.org.uk (сайт Имперского военного музея Англии)
  4. naval-history.net
  5. Gray E. «Operation Pacific». – London: Octopus Publishing Group, 1990
  6. Hackett B., Kingsepp S. «Imperial Japanese Navy Submarine, Air Base and Marine Oil Terminal at Sabang, Sumatra». http://www.combinedfleet.com/SabangOil.html
  7. Hobbs D. «The British Pacific Fleet: The Royal Navy`s most powerful Strike Force». – Barnsley, Yorkshire: Seaforth Publishing, 2011
  8. «Japanese Merchant Vessel sunk during World War II» http://www.ibiblio.org/hyperwar/Japan/IJN/JANAC-Losses/JANAC-Losses-4.html
  9. Thomas Andrew «Royal Navy Aces of World War 2» — Oxford: Osprey Publishing, 2007

Нулевая Мировая / World War Zero. 1 серия. StarMedia. Babich-Design. Документальный Фильм


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Американское упорство, японская стойкость

    В апреле 1944 года войска генерала Макартура стремительным броском проникли на территорию голландской Новой Гвинеи. Американский морской десант,…

  • Фото дня: налёт на «голландскую гавань»

    3 июня 1942 года началось японское вторжение на принадлежащие США Алеутские острова, расположенные к западу от полуострова Аляска. В данный сутки ударная…

  • Крушение «крепости» тарнополя

    Главное назначение новых тяжёлых танков ИС-2, поступивших на вооружение Красной армии в первой половине 40-ых годов XX века, было в том, дабы крушить…

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.