Психологическая школа, психорасизм в этнографии сша

В Соединенных Штатах функционализм не взял широкого распространения, поскольку на базе философии прагматизма, «исторической школы» в этнографии и фрейдизма в психологии в 30-х годах начала складываться психотерапевтическая школа, пришедшая в первые годы по окончании второй мировой к психорасизму. Прагматизм в философии воображает одно из направлений субъективного идеализма, в котором познающий субъект вне времени и пространства, оторванный от конкретных условий и материального мира, познает только собственный личный опыт.

Опыт — что-то данное, источник которого находится в самого познающего субъекта, в его инстинктах, биологических потребностях, психике. Прагматик неизбежно приходит к отрицанию существования кого-либо другого, не считая самого себя. Он отрицает объективную истину, утверждая, что истина в лучшем случае — инструмент для ориентации в мире собственного опыта,- из этого каждая любое действие и теория действительно, если они приносят пользу познающему субъекту.

Вторжение 3. Фрейда в оперирование и социальные науки им этнографическими данными по существу началось в 1920 г., но через 2 десятилетия фрейдизм в этнографии США стал самоё популярным направлением. Прежде всего представители психотерапевтической школы заимствовали у Фрейда его рассуждения о культуре, ее происхождении, о культурном ходе.Психологическая школа, психорасизм в этнографии сша По Фрейду, происхождение культуры связано с «убийством первобытного отца».

Фрейд рисует следующую далекую от идиллии картину: первобытная орда, отец-жестокий правитель владеет всеми дамами и не дает сыновьям приближаться к ним. Влечение сыновей в итоге ведет к его поеданию и убийству отца. Потом сыновья испытали огромное чувство вины и установили запрет на кровосмешение — инцест в рода и на отцеубийство.

Оба запрета образовали так называемый «эдипов комплекс», что передается по наследству и есть базисом культуры.

С того времени культура стала не чем иным, как совокупностью запретов и норм, где присутствует психотерапевтический конфликт — бессознательные силы стремятся нарушить все запреты и пойти на агрессивные действия либо кровосмесительную любовь, а сознательные (рассудок) и усвоенные с детства нравственные нормы сдерживают их. Чем выше стадия развития культуры, тем больше усложняется психика и общественное поведение преобразовывается в «бурлящий котел возбуждений» — из этого войны, революции, правонарушения. И коль не так долго осталось ждать, по Фрейду, культурный процесс — это особенное видоизменение жизненного процесса, происходящее под влиянием задач, каковые ставит перед человеком Эрос, и под действием Ананке — внешней

-141-

необходимости 8 , то ценой прогресса стала потеря счастья — выполнения сексуального влечения. В Соединенных Штатах идеи фрейдизма были подхвачены психиатром Кардинером, ставшим этнологом, и антропологом (этнографом) Линтоном.

Квинтэссенцию концепции психотерапевтической школы изложил Ф. Александер в следующих положениях: а) психика человека изменяется лишь в первые 4-5 лет судьбе и формируется под влиянием процесса сосания материнской груди, пеленания, попытки подняться на ноги, сказать и других первичных опытов; б) по окончании первых лет судьбе психика «затвердевает» и остается фактически неизменной всю жизнь, определяя судьбу, неудачи и успехи человека, наряду с этим социальная позиция только незначительно воздействует на поведение индивидуума; в) психика нового поколения формируется под влиянием тех же первичных опытов, что и у прошлого поколения, и таковой процесс повторяется беспрерывно, передаваясь по наследству; г) появляющаяся методом воспитания детей «структура характера» у каждого народа собственная, как и собственная «средняя психика», причем имеется народы с «плохой», а имеется с «хорошей» психикой; сам народ неимеетвозможности поменять психику, даже если она «нехорошая», но он может сделать это посредством другого народа, владеющего «хорошей» психикой, «хорошей структурой характера». В случае если первоначально представители психотерапевтической школы исходили из неизменности духовных особенностей разных культур и посвящали изучения главной личности, среднему психологическому типу, что якобы определяет и статичный профиль и психологию общества его культуры, то рассуждения о народах с «хорошей» и «нехорошей» психикой в определенной мере содействовали формированию расистских концепций.

Канцелярия к Школе в США #backtoschool


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: