Пушки острова русский: как ворошиловская батарея наводила страх наяпонцев

    Фото: Максим Балакин
    Фото: Максим Балакин
    Фото: Максим Балакин

По окончании Первой мировой в Европе было выстроено множество укрепленных линий и районов обороны. Во Франции — линия Мажино, в Германии — линия Зигфрида против Франции и линия Пантера-Вотан против очень агрессивной в то время Польши. Собственными «линиями Мажино» для защиты от страшных соседей обзавелись чуть ли не все европейские государства, включая не вести войну В первую очередь XIX века Швейцарию.

В неспециализированном-то, укрепрайоны — это всего лишь вариации Великой Китайской стенки, сооружения грандиозного, дорогого и совсем ненужного. Хитроумные форты, доты, заграждения создавали, да и сейчас создают сильное впечатление на людей — и на гражданских, и на военных — кроме того по окончании того, как были ни на что не годными в годы войны.

Батареи береговой обороны

А вот защита морских портов, напротив, должна быть организована как раз по принципу удержания твёрдых позиций — в первую очередь от нападений с моря. Порт — убежище и база для судов, без портов неосуществимы ни боевые действия флота, ни само его существование. К примеру, в Русско-японской войне борьба за Квантунский полуостров свелась к битве за Порт-Артур.

И как раз падение этого порта быстро поменяло как соотношение сил на море, так и обстановку на всем русско-японском фронте.Пушки острова русский: как ворошиловская батарея наводила страх наяпонцев

Порт должен иметь достаточное количество дальнобойных крупнокалиберных орудий, дабы удерживать суда соперника на расстоянии и закрывать собственные суда, выходящие из акватории либо входящие в нее.

Более того, пока на побережье не будут захвачены порты, высадка морского десанта не имеет смысла — таковой десант кроме того при успехе неимеетвозможности нормально снабжаться и сражаться. К примеру, при высадке англо-американского десанта в Нормандии летом 1944-го для союзников первейшей задачей стал захват ближайшего порта Шербур. Только затем произошло наступление вглубь Франции.

Итак, порт вместе с портовым городом необходимо защищать на определенных пределах, не сходя с места — как от нападений с моря, так и с суши, несмотря на утраты.

Защита Дальнего Востока

На всем тихоокеанском побережье нашей страны Владивосток с 1897 года был единственным портом, имевшим ЖД сообщение с другой частью России и дававшим выход в Тихий океан. До начала Первой мировой город был прекрасно защищен и с суши, и с моря: его упрочнения насчитывали 16 фортов, 18 упрочнений береговых батарей и 50 меньшего размера.

Но к началу 1920-х годов совокупность обороны пришла в упадок, и город остался беспомощным. Одновременно с этим отношения юный Советской республики с Японией были очень напряженными; было ясно, что непременно Япония попытается захватить Владивосток как главный пункт русского Дальнего Востока. Обострившаяся к 1929 году ситуация вынудила советское управление обратить на Дальневосточный форпост внимание и начать восстановление упрочнений.

А Япония, начавшая войну в Маньчжурии, к концу 1932 года вышла на границы Китая с СССР. СССР было нужно строить цепь укрепленных районов на Дальневосточной границе, среди них и Владивостокский морской оборонительный район. Для защиты Владивостока с моря имеющихся калибров (по большей части до 180 мм) и дальности их стрельбы очевидно не хватало, исходя из этого решили возвести 12-дюймовую (305 мм) башенную батарею на острове Русский.

В осеннюю пору на юго-восточной оконечности острова началось строительство батареи, взявшей номер 981, — совместно со 180-мм батареями она должна была стать базой оборонного узла. Башни забрали с линейного корабля «Михаил Фрунзе» — бывшей «Полтавы».

Сам линейный корабль «Полтава» вступил в строй в 1914 году и на протяжении Первой мировой много раз выходил в море для прикрытия вторых защиты и кораблей минно-артиллерийских позиций. В ноябре 1919-го благодаря пожара, появившегося из-за халатности экипажа, линейный корабль очень сильно пострадал, и его исключили из состава флота. А две средние башни типа МБ-3−12 демонтировали и послали во Владивосток.

В строй!

Место для новой батареи было выбрано западнее бухты Новик, в двух километрах от южного берега острова. Сопка, на которой расположена батарея, не господствует над местностью — так, вспышки выстрелов с моря не видны, и засечь батарею нереально. С самолета корректировать пламя судов по батарее также затруднительно из-за пересеченной местности.

Помимо этого, армейские инженеры придумали еще одну хитрость.

В различных точках неподалеку от батареи в колодцах помещались заряды взрывчатки, провода от которых были протянуты на командный пункт. При обстрела соперником эти заряды поочередно должны были взрываться, имитируя разрывы вражеских снарядов и вводя авиакорректировщика в заблуждение.

Существовал и еще один маскировочный фактор. Из-за близости к бухте Новик огневая позиция батареи довольно часто пряталась в тумане, а ее командный пункт был выше, и с него замечательно были видны подступы к городу с моря.

Пульт управления «Пульт» Ворошиловской батареи.

Стрелка говорит о разновидности применяемого сейчас заряда, тип корабля-цели, и вид тревоги (боевая, воздушная, химическая, ядерная либо опасность с суши).Фото: Максим Балакин

В октябре 1934 года строительство батареи № 981 было закончено. В присутствии командующего Дальневосточной армией ряда и Блюхера вторых высоких чинов совершили учебные стрельбы, а месяц спустя батарея взяла официальное наименование в честь наркома обороны СССР Климента Ворошилова — так за ней закрепилось обиходное наименование «Ворошиловская батарея». К 1941 году были выстроены четыре целеуказательных поста для горизонтально-базного дальномера, что разрешало совсем совершенно верно и скоро определять координаты вражеских судов.

К слову, 305-мм орудия Ворошиловской батареи не были ни единственными, ни самыми крупнокалиберными в крепости. Советские эксперты в полной мере резонно полагали, что батарею, координаты которой совершенно верно известны сопернику, непременно вынудят замолчать. Исходя из этого в составе артиллерии Владивостока имелись подвижные ЖД орудия, три из них имели калибр 356 мм, три — 305 мм.

    Основной калибр Калибр орудий батареи — 305-мм. В оригинале они представляли собой трехорудийные башни МК-3−12 линейного корабля «Михаил Фрунзе» («Полтава»), оснащенные 12/52 пушками Обуховского завода примера 1907 года.

На суше башни были переоборудованы в средства береговой обороны МБ-3−12.Фото: Максим Балакин

Батарея как она имеется

Итак, перед нами Ворошиловская батарея. Она складывается из огневой позиции, командных пунктов — главного и вспомогательного — и четырех целеуказательных постов. Гарнизон образовывает 399 человек. Огневая позиция — это те самые башни, снятые с линейного корабля «Полтава» и установленные в цементных блоках на гребне сопки на расстоянии 217 м друг от друга.

Под почвой они соединены подземным ходом — потерной.

Бетонный башенный блок врыт в каменистый грунт горы, толщина крыши (2,8 м) и наружных стен (1,5−4 м) разрешает выдерживать попадания снарядов калибром до 356 мм, другими словами защищает батарею практически от всех орудий японского флота. Само собой разумеется, у японцев имелись корабельные орудия калибра до 460 мм и с дальностью стрельбы, практически в два раза превышающей дальнобойность Ворошиловской батареи, — линейные корабли «Ямато» и «Мусаси».

Но они предназначались для противодействия кораблямсоперника, и их боекомплект не включал бетонобойных снарядов. В других помещениях батареи размешались снарядный погреб, погреб для пороховых картузов (мешков с порохом), кубрик для расчета, и дизель-генераторы, дававшие электричество.

    Разрезы башенного позиции блока № 981 и огневой батареи № 1

Основной командный пункт размешался на горе Вятлина в 1,5 км от башен и имел все нужное для независимого существования — центральное отопление, дизель-генератор, запас воды. Тут размещался «мозг» батареи — электромеханическое счетно-решающее устройство, которое переводило информацию о цели (направление и дистанция) в команды для наводки орудий. Команды передавались на орудийные устройства по кабелю, другими словами наводчикам не требуется было видеть цель — вращая устройства наводки, они только совмещали стрелки на циферблатах принимающих устройств.

Расстояние определяли посредством стереоскопических дальномеров Цейса, размещенных во вращающихся броневых рубках на главном и запасном командных постах, направление на цель — посредством перископических визиров ВБК-1. Помимо этого, имелось четыре целеуказательных поста горизонтально-базного дальномера для наблюдения за всплесками и целью снарядов. Любой пост был связан с командным пунктом кабелем, и на должности была видна настоящая картина боя, причем всплесков и координаты цели обрабатывались на отдельном приборе — автомате прямого курса.

Целый комплекс снабжал точность и скорость выдачи данных для стрельбы лучше, чем на корабле, где приходилось учитывать личные скорость, направление перемещения и качку.

Расчет одной башни включал в себя 75 человек, а механизация снабжала стремительную подачу снарядов и картузов с пороховыми зарядами. Суммарно башня имела возможность давать двумя стволами два выстрела в 60 секунд (при стрельбе попеременно) либо «палить» залпами. Боекомплект каждой башни составлял 600 снарядов — бронебойных, полубронебойных и фугасных, а дальность стрельбы 470-кг боеприпасами доходила до 23,2 км (либо кроме того до 34,2 при применении более не сильный и легких снарядов примера 1928 года).

    Казенная часть На казенной части пушек сохранился штамп производителя — Обуховский сталелитейный завод, 1914 год, и указание массы орудия без затвора — 3043 пуда (49,8 т). Данное орудие несет порядковый номер 93.Фото: Максим Балакин

В целом оборонная картина оказалась хорошей. Любой корабль, приблизившийся ближе чем на 34 км к острову Русский, попадал под пламя Ворошиловской батареи. Проскочить по Амурскому либо Уссурийскому заливам к порту было нереально.

Справедливости для стоит подметить, что в отличие от батарей береговой обороны Севастополя Ворошиловская батарея не имела возможности закрывать город от атак с суши, поскольку была выдвинута в сторону моря.

Боевая работа батареи

Итак, в первой половине 30-ых годов XX века Ворошиловская батарея начала собственную работу, но сражаться ей не было нужно. Сложный рельеф береговой полосы в сочетании с замечательной артиллерией Владивостокского укрепрайона попросту исключал высадку десанта вблизи города и уж тем более приближение вражеских судов к порту. Операции японской армии у озера Хасан во второй половине 30-ых годов XX века и на реке Халхин-Гол в 1939-м, имевшие конечной целью отрезать Приморье от другой части СССР, провалились.

К началу ВОВ между СССР и Японией был заключен соглашение о нейтралитете, что Япония бережно делала, потому, что ей не с руки было сражаться в один момент против США и СССР. Но было ясно, что батареи береговой обороны необходимы не для отражения ударов с моря, а чтобы таких попыток не было. В этом замысле Ворошиловская собственную задачу выполняла впредь до 1997 года.

В течение многих лет батарея совершенствовалась. В первой половине 40-ых годов XX века она обзавелась аппаратурой радиолокационной станции орудийной наводки, взятой по ленд-лизу из Англии. Позднее на Вятлине была установлена отечественная РЛС «Шкот».

Сейчас экскурсанты, посещающие батарею, ставшую музеем, разглядывают запасные стволы, лежащие около башен.

Дело в том, что живучесть орудий таких калибров весьма мала — всего пара сотен выстрелов, по окончании чего требуется замена стволов.

Послесловие

Для чего и из-за чего была упразднена Ворошиловская батарея? Современное оружие, и в первую очередь точные и весьма замечательные ракеты кроме того не в ядерном снаряжении не оставляют никаких шансов сохраниться долгосрочным фортификационным сооружениям. Батарея будет стёрта с лица земли еще перед тем, как успеет сделать первые залпы.

Она стреляет на 20−30 км, в то время как ракеты летят на много. Координаты батареи в далеком прошлом известны, и поменять их нереально.

Современная защита строится совсем на иных правилах. В начале XX века в историю ушли древние крепости. Эта же участь в конце века постигла и укрепленные районы, среди них и на море.

Статья «Лебединая песнь Ворошиловской батареи» размещена в издании «Популярная механика» (№145, ноябрь 2014).

Культура 30-х годов — История России XX века


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: