Работа музея по сохранению культурного наследия вологодской губернской гимназии

22 сентября 2004 г. в связи с открытием памятной доски по случаю исторического юбилея, 200-летия Вологодской губернской гимназии, нами была прочтена открытая лекция для преподавателей и студентов. Вот ее краткое содержание:

«Сейчас мы имеем красивый предлог отыскать в памяти о тех учебных заведениях, каковые предшествовали нам в ХVIII — ХIХ столетиях, о тех людях, каковые получали образование этих стенках, а после этого, говоря праздничным слогом, преумножали славу русского. В сутки 200-летия Вологодской губернской гимназии мы имеем радостную возможность держать в руках книгу «Столетний юбилей Вологодской губернской гимназии 1786-1886 г. с приложением перечня лиц, помогавших и служащих в гимназии, и учеников, окончивших в ней курс с 1850-1886 год», которая вышла в Вологде в 1886г.

В ней мы читаем: «Во второй половине 80-ых годов XVIII века, в царствование Императрицы Екатерины II, было открыто в г. Вологде Основное народное училище. В 1804 г., при Правитель Императоре Александре Благословенном, училище это было преобразовано в Губернскую Гимназию, и так в настоящем году истек век существования этого учебного заведения. 22 cентября Вологодская Гимназия праздновала собственный столетний юбилей.

Торжество это удостоил своим посещением Г. Ассистент Попечителя С.-Петербургскаго Учебного Округа, Его Превосходительство Леонид Иванович Лаврентьев в сопровождении г.Работа музея по сохранению культурного наследия вологодской губернской гимназии Окружнаго инспектора Александра Васильевича Муромцева. В 12 часов в актовой зале собрались целый наличный ученики гимназии и педагогический состав… Директор гимназии Леонид Иванович Исполатов, излагая исторический очерк гимназии, сказал:

«Ровно 100 лет тому назад, 22 сентября 1786 г., в сутки вступления на престол Императрицы Екатерины, по указу данной Монархини, было в Вологде открыто Основное народное училище в том же доме, где и сейчас мы празднуем это торжество. Открытие случилось в присутствии губернатора Вологодского и Ярославского Мельгунова, губернатора Мезенцова, губернских правительства, высшаго почётных лиц и духовенства города. До этого времени бывшая тут светская школа была не живучею: открытая при Петре Великом в 1714 г. цифирная школа, закрыта была по окончании 30 лет собственного существования (1744) за неимением учеников. Первым директором народной школы был назначен Николай Степанович Левашов, из местных аристократов. …При Императоре Александре I это училище 18 августа 1804 г. было преобразовано в губернскую гимназию…

Вначале Вологодская гимназия была подчинена Столичному учебному округу, с 24 же г. отчислена к Петербургскому. С преобразованием училища в гимназию она взяла назначение сверх доставления сведений, нужных для каждого образованного человека, приготовлять желающих к слушанию университетских лекций… Всего учеников поступило в гимназию с 1834 г. (от каковаго времени дошли до нас сведения) до начала настоящаго учебнаго времени 2,317 человек, из этого числа выбыло из гимназии по различным обстоятельствам до окончания курса 1,274 человека.

Число окончивших полный курс гимназии с 1808 г. по настоящее время простирается до 806 человек; …Из лиц, окончивших курс с 1852 г. по настоящее время, значит, в течение 34 лет, 32 человека удостоено призом золотою медалью и 38 серебряною… Время первоначального назначения и построения строения гимназии неизвестно; предание сказало в конце 50-х годов, что еще в то время, в то время, когда в основном через Вологду отправлялись товары из внутренних губерний в Архангельск и за границу, какой-то богатый торговый дом выстроил это строение… В 1821 г. данный дом был куплен Министерством Народнаго Просвещения… Из выдающихся дней в жизни отечественной гимназии нужно указать на те, в то время, когда отечественное заведение было осчастливлено посещением двух Монархов…В 1824 г. 16 Октября удостоил Своим посещением Император Александр I, а 15 июня 1858 г. Император Александр II, посетив гимназию, остался ею «отменно доволен».

Напоследок этого краткаго обзора истекшей судьбе дорогой для нас гимназии, захотим ей, — в случае если на земле нет ничего вечнаго, — дабы она прожила еще много лет, все развиваясь и улучшаясь, и производила бы из стенку собственных неизменно юношей грамотных, честных, крепких хорошей волею, направленною на благо любезнаго отечества и на славу Дорогаго Монарха».

На столетии гимназии было прочтено стих бывшего ученика гимназии Феодосия Савинова (1865-1915 гг.)

Наука

Имеется чудныя речи: в душе западают,

Незримое сеют зерно,

На честное дело людей побуждают-

Так много им власти дано.

Те речи громадны, могучи, всесильны,

Святой они правды полны;

Любовью, миром и прощеньем обильны,

Им лучшие эмоции даны…

Покорный призыву тёплого слова,

Значенье их не так долго осталось ждать осознает…

Душа его будет на подвиг готова,

Он долю со счастья заберёт…

Не будут смущать его думы ночами,

скуки и Сомненья болезнь,-

На мир он радостными посмотрит очами,

И все улыбнется около.

Во имя высоких и честных стремлений

Душевно полюбит он труд,

И дни его, полные дивных мгновений,

На эйфорию ему потекут…

Он будет трудиться на пользу отчизны,

На эйфорию отчизны родной,-

И свято, и честно, без слов укоризны

Свершит он собственный жребий земной.

Нормально и в мире с людьми умирая,

Он взгляд возведет к небесам

И пройденный с честию путь озирая,

Благодарю тем сообщит речам…

Но где же те речи? Откуда берутся?

Начала где благам земным?

— Приятели! Эти речи Наукой зовутся,

Наука-заглавие им.

Она открывает нам суть мирозданья

И тайны миров бытия,

Она доставляет и счастье, и знанья,

Собственный свет лучезарный лия…

Любите же, други, душевно, сердечно,

Те речи- науки слова-

Все в мире проходит,- она лишь всегда

Всесильная, будет жива.

Одна она ярко над миром сияет,

Одна оказывает помощь в беде

И светом могучим пути озаряет

Трудящимся людям везде…

Она пробуждает стремленья и порыв,

Дарует и мечты, и сны,

Дарует и силу, и миг воодушевления,

И полные эйфории дни.

Итак, как информируют источники, в 1714 г. при Петре Великом в Вологде была открыта цифирная школа, но через 3 десятилетия она была закрыта «за неимением учеников». В 1786 г., 22 сентября, в сутки вступления на престол Екатери-
ны II (т.е. в очередную годовщину ее восшествия) в этом строении открылось Основное народное училище. Устав народных училищ был принят 5 августа 1786г., а целью их стало воспитание и образование «новой породы». Гимназическое образование в Российской Федерации связано с эрой Александра I. В 1803 г. показались Предварительные правила, а 15 ноября 1804 г. – университетский и гимназический Устав.

Гимназическое образование в Российской Федерации сначала конкретно связано с университетским. Гимназии имели «назначение сверх доставления сведений, нужных для каждого образованного человека, приготовлять желающих к слушанию университетских лекций». Какова же историческая роль русских гимназий, среди них и Вологодской, в истории образования в Российской Федерации и становления русских университетов?

Как мы знаем, 7 декабря 1725 г. в Российской Федерации была открыта «для славы среди чужестранцев» Петербургская Академия Наук, при ней — «для пользы России»- университет, а при университете – гимназия. История университета и академии начиналась с 17 студентов и 8 профессоров – те и другие были «выписаны» из Германии. С 1726 по 1733 гг. в АН обучались 38 человек, из них 7 – русских.

В 1766 г. университет был закрыт (снова открыт в 1819г.). 12 января 1755 г. Елизаветой Петровной был подписан Указ, а 26 апреля произошло праздничное открытие МГУ на месте нынешнего Исторического музея. При нем были открыты две гимназии: для аристократов и для разночинцев.

Через пять лет в университете было 30 студентов, а в гимназиях — 100 учеников.

В 1765 г. на юридическом факультете был один студент, в 1768 г. — столько же на медицинском. К 1770 г. из 300 студентов университета полный курс окончили
2 человека. В 1765 г. Екатерина II делала запрос о обстоятельствах упадка университетов. Не углубляясь в обстоятельства, увидим, что спасти обстановку без внимания к провинции, по всей видимости, не представлялось вероятным.

В условиях реформ Александра I («дней Александровых красивое начало…») Манифестом 8 сентября 1802 г. были образованы 8 первых министерств, а также Министерство народного просвещения.

С 1802 по 1816 гг. были открыты университеты в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове, Варшаве. На очередь было поставлено открытие университетов в Киеве, Тобольске и Великом Устюге. По реформе 1803-
1804 гг. любой большой город должен был иметь университет, губернский – гимназию, уездный – уездное училище, села – приходские училища. 5 ноября 1804 г. был утвержден «Устав учебных заведений, подведомственных учреждениям». В.О.

Ключевский писал: «…само правительство питало более храбрые замыслы, чем кто-либо из передовых людей тогдашнего общества». О втором периоде эры Александра I тот же историк говорит так: «…правительство вышло из тревоги армейских лет с эмоцией усталости, с неохотой продолжать преобразовательные начинания первых лет, кроме того с некоторым разочарованием в прошлых собственных совершенствах».

Вот тогда, 18 августа 1804 г. и Основное народное училище г.Вологды было преобразовано в Вологодскую губернскую гимназию. До 1824 г. она была подчинена Столичному учебному округу, а с 1824 г.- Петербургскому. Кто же из выпускников отечественной гимназии прославил ее, помог ей выполнить ее национальной важности назначение?

Имен большое количество. Назовем кое-какие из них.

Илья Ильич Черняев. Появился в Кадникове в 1893 г., в 1911 г. с золотой медалью окончил гимназию, тогда же поступил в Петербургский университет, с 1943 г. – настоящий член АН СССР, имеет более 100 научных работ по неорганической химии.

Александр Николаевич Коркин, большой математик. По окончании окончания гимназии в 1854 г. поступил в Петербургский университет, после этого практически 50 лет преподавал в нем же и в Морской академии.

Золотыми строками возможно вписать в анналы отечественной истории имя Владимира Алексеевича Гиляровского(1855-1935 гг.) Не окончив гимназии, восемнадцати лет, он ушел на Волгу, в бурлаки. С 1881г. Гиляровский – в Москве, он стал «королем столичных репортеров».

А.И. Куприн писал: «Ах, дорогой дядя Гиляй, крестный мой папа в атлетике и литературе, скорее я воображу себе Москву без царя-пушки и царя-колокола, чем без тебя, ты – пуп Москвы». Лишь с известными словами Тютчева «Умом Россию не осознать…» возможно по глубине и краткости сравнить слова Гиляровского: «В Российской Федерации две напасти: внизу – власть тьмы, а наверху- тьма власти» — по случаю премьеры пьесы Л. Толстого «Власть тьмы». И вот его строки:

Я пишу от души, и царям

Написать не сумею я оду.

Собственную жизнь за любовь я дам,

А любовь я дам за свободу.

В 2007 г. исполнится 100 лет со дня смерти еще одного бывшего ученика гимназии — Христофора Семеновича Леденцова (1842-1907 гг.), «Русского Нобеля». С именем Х.С. Леденцова связана в Российской Федерации, в первую очередь, мысль содействия исследованиям и научным открытиям в области естествознания и в сфере техники.

Сын вологодского торговца, X.С. Леденцов в 1860 г. закончил Вологодскую губернскую гимназию, в 1862 г. — Столичную практическую Академию коммерческих наук. В документах, оставшихся по окончании смерти X.С.

Леденцова и поступивших к его душеприказчикам по завещанию, нашлась записка «что-то в роде завещания», которая разрешает утверждать, что в первый раз мысль создания Леденцовского общества была сформулирована им в 1897 г. В ней он писал: «Я бы хотел, дабы но позднее 3 лет по окончании моей смерти было организовано Общество (в случае если к тому времени такового не будет существовать), в случае если разрешено так выразиться, «друзей человечества». Цель и задача для того чтобы Общества — помогать по мере возможности осуществлению, если не рая на Земле, то вероятно большего и полного приближения к нему.

Средства, — как я их осознаю, — заключаются лишь в науке и в вероятно полном усвоении всеми научных знаний… Я не желаю дела благотворения, исцеляющего язвы людей, случайно опрокинутых судьбой, я ищу дело, которое должно коснуться самого корня людской благополучия».

Переехав в Москву, Леденцов вынашивает идея об устройстве Музея содействия труду, что и был организован при Столичном Отделении Императорского Русского Технического Общества в 1900 г. Пожертвовав большую сумму (50000 руб.) на создание музея, X.С. Леденцов делается главоймузея, одной из основных задач которого делается облегчение условий и быта труда, содействие изобретениям, направленным на охрану труда. Эта деятельность Х.С.

Леденцова упрочила его тесные связи с научной общественностью России. Имеется сведения, что он обращается прося о помощи в выборе формы деятельности Общества к виднейшим публичным деятелям: Н.В. Бугаеву, М.М. Ковалевскому,
К.А. Тимирязеву, И.И. Мечникову, Л.Н. Толстому, к заслуженным докторам наук МГУ.

Будущее свела его с Н.А. Умовым, президентом ветшайшего в стране Столичного Общества испытателей природы. С 1903 г. к делу учреждения Общества «друзей человечества» по советы Н.А.

Умова подключается директор Императорского Столичного Технического Училища, заслуженный доктор наук Семен Андреевич Федоров.

Узкий круг соучредителей, включающий по предложению инициатора проекта Х.С. Леденцова, не считая Технического Училища и профессоров Университета и «некоторых лиц из среды публичных деятелей, известных собственными выдающимися трудами в области индустрии и техники», внес предложение на дискуссию предварительный проект устава.

В соответствии с ним Общество учреждалось при Императорском Столичном Университете и Императорском Столичном Техническом Училище; управление делами осуществлялось Советом Общества, в который входили (по определению): четыре доктора наук Университета, выбираемые физ-матом ИМУ, и четыре доктора наук Училища, выбираемые Учебным комитетом ИМТУ, Ректор ИМУ, директор ИМТУ. Остальные избирательные члены Совета (неспециализированный состав Совета обозначен был в 16 человек) определились на годичном Неспециализированном Собрании.

Совет определял смету расходов и доходов на грядущий год, которая утверждалась годичным Собранием Общества. В соответствии с воле покойного Х.С. Леденцова, затраты производились из процентов с неприкосновенного капитала Х.С.

Леденцова и из вторых финансовых сумм, поступающих в Общество, причем почтовые и канцелярские затраты не должны были быть больше 10% доходов. Совет избирался на три года. Настоящими участниками Общества имели возможность стать лица, заявившие себя трудами в области естествознания либо техники, или известные своей технической и промышленной деятельностью.

В уставе Общества было записано: «Содействие Общества распространяется на лиц, независимо от их звания, национальности и пола».

Содействие «исследованиям и научным открытиям в области естествознания, усовершенствованиям и изобретениям в cфере техники, и опробование на практике и проведение их в судьбу» предполагалось: 1) методом выдачи отзывов об открытиях и исследованиях, 2) выделения материальных пособий для осуществления научных изучений, 3) устройства лабораторий, 4) издания трудов Общества, 5) составления библиотек, 6) устройства публичных чтений, бесед, выставок и музеев. Представленный в марте 1904 г. через Попечителя Столичного Учебного Округа на утверждение Министерства народного просвещения, он был возвращен с замечаниями и в декабре 1904 г. снова внесен на рассмотрение в инстанции».

Министерство народного просвещения настаивало на внесении в устав положения, по которому министерство наделялось правом закрытия Общества при «нарушениях устава либо по рассмотрении дошедших до него сведений о беспорядках». В 1905 г. X.С. Леденцов уехал в Швейцарию, предварительно пожертвовав в кассу Университета 100000 руб. как первый неприкосновенный капитал
Общества.
Х.С. Леденцову уже не было суждено возвратиться из зарубежа: он погиб в Женеве в марте 1907 г., покинув по духовному завещанию, составленному в апреле 1905 г., все собственный движимое и недвижимое имущество в качестве неприкосновенного капитала на цели учреждаемого Общества.

По окончании смерти Х.С. Леденцова дело основания Общества завершили его душеприказчики, например, заслуженный доктор наук ИМТУ С.А.Федоров. На квартире С.А.Федорова в строении Комиссаровского технического училища с января по март 1908 года прошло пара собраний участников-соучредителей, на которых был выработан окончательный проект Устава Общества.

Проект Устава был одобрен Ученым комитетом ИМТУ, Советом МГУ и общим учредительным собранием (13) и потом направлен в Министерство народного просвещения, которое и утвердило его 24 февраля 1909 года. Первое организационное собрание, на котором находился предпринимательства русской и цвет науки, было созвано 17 мая 1909 года в помещении Политехнического общества (М. Харитоньевский пер.). На нем стал Совет числом 18 человек, в который вошли такие выдающиеся ученые, как
Н.Е. Жуковский, П.Н. Лебедев, И.А. Каблуков, Н.А. Умов, В.И. Гриневецкий и другие.

Главой Совета стал С.А.Федоров, товарищем главы — Н.А. Умов.

На этом же собрании было присвоено звание почетного участника Общества И.И. Мечникову, Н.Е. Жуковскому, К.А.

Тимирязеву, Н.А. Умову,
С.А. Федорову. Позднее этого звания были удостоены Д.И. Анучин, князь
В.М. Голицын, П.П. Петров и граф П.И. Игнатьев.

Состав настоящих участников был весьма авторитетен: в него входили такие узнаваемые российский учение, как Н.Д. Зелинский, В.И. Вернадский, П.К.

Худяков, С.А.

Чаплыгин, А.Е. Чичибабин, Л.А. Чугаев (г. Москва), Д.С. Зернов и Г.Ф. Депп (г. Петербург), Н.Б. Делоне (в один раз.

Киев), и предприниматели, как И.С. Бухонов
(г. Серпухов), А.И. Коновалов и И.К. Прохоров (г. Москва). К 1917 году Общество расширяет собственный состав более чем в 2 раза (с 120 участников в 1909 г. до 290 — в 1917 г.).

Настоящими участниками становятся доктора наук Вас.Р. и Вл.Р.

Вильямсы, В.П. Горячкин, А.В. Чаянов, академик П.И.

Вальден и другие; влиятельные промышленники и узнаваемые национальные и публичные деятели (С.Н.

Третьяков, Д.П. Рябушинский, Н.Д. и П.А. Морозовы, В.И. Ковалевский, Ю.П. Гужон, Г.А. Крестовников, В.В.

Прилежаев и другие).

Со дня основания Общество располагало большими суммами: в соответствии с духовным завещанием Х.С. Леденцова назначенные им душеприказчики неспешно обращали в процентные бумаги все его движимое и недвижимое имущество. Так появился неприкосновенный капитал, что по мере реализации леденцовского имущества вырос с 1302000 руб. в 1910 роду до 1782000 руб. к 1 января 1917 года.

Ежегодные доходы Общества от неприкосновенного капитала Х.С. Леденцова достигали суммы более чем 100000 руб. В память о собственном основателе члены Общества на первом же собрании решили просить перед правительством о краже Обществу имени Х.С.

Леденцова, на что и последовало соответствующее разрешение, а в 1910 году над его могилой на Введенском кладбище в Вологде был воздвигнут монумент. Обелиск из тёмного гранита, украшенный медным барельефом, опирался на постамент, на котором были выбиты изречения Х.С. Леденцова, изложенные им в его прижизненных записях: Наука — труд — любовь — довольство.

Наука — средство, ведущее к вероятному благу человечества. При наименьшом капитале принести вероятно громадную пользу практически всем населения. Эти слова вместе с портретом
Х.С. Леденцова были запечатлены на дипломах, медалях и адресах, производимых Обществом, потом стали его эмблемой. Первое совещание Совета произошло 18 мая 1909 года . Открывая его, С.А.

Федоров отыскал сущность грядущих задач беспримерной. Он сообщил: «Как по сложности и разнообразию вопросов, так и по разносторонности развития внутренней судьбе проявлений и Общества ее деятельности в области не только научно-технической, но и гуманно-просветительской, а также частично, возможно, предпринимательской, мы не встречаем аналогичного широкого поля деятельности, пожалуй, ни у одного из существующих учреждений, не только русских, но и зарубежных».

В начале 1910 г. Совет разглядел предложение академика И.П. Павлова об участии Общества в осуществлении идеи создания особой лаборатории для изучения функций мозга. Эту идею узнаваемый ученый детально развил в выступлении на проходящем в Москве в декабре 1909 — январе 1910 гг.
ХII Съезде врачей и русских естествоиспытателей. Собравшимся были доложены данные исследований, проводимых И.П. Павловым в Университете экспериментальной медицины в Петербурге, и очерчены предстоящие дороги развития работ в этом направлении.

Совет Общества принял распоряжение о предоставлении в распоряжение И.П.

Павлова нужной суммы (50000 р.) в течение 1911-1912 гг. со следующей мотивировкой: «принимая к сведенью, что мозг представляет собой тот драгоценный аппарат, в деятельности которого лежит источник всякого успеха науки и техники, и полагая, что научное изучение этого аппарата должно привести к обогащению человечества новыми деятелями и силами, подобно тому, как это уже совершено научным изучением мертвой природы, и, имея в виду, что лицо, делающее предложение, купило в данной области глобальную известность собственными трудами, увенчанными премией Нобеля». За столь щедрый дар Общество удостоилось Монаршей признательности, о чем письменно уведомил Совет Общества принц А.П. Ольденбургский. По просьбе главы Общества академик Павлов выступил на праздничном совещании 5 декабря 1910 г. с докладом «Задачи и устройство современной лаборатории для изучения обычной деятельности высшего отдела центральной нервной совокупности у высших животных.»

15 марта 1911 г. П.Н. Лебедев выступил в Совете Общества с докладом «Умелые исследования электромагнитных волн». Ученый обосновал необходимость расширения аналогичных изучений ввиду важности их для развития теории, и вероятным применением в практике: в текстильном производстве и цветной фотографии — для выяснения условий выцветания красок от света, физиологии — для выяснения процессов цветного зрения, ассимиляции углерода в растениях, медицине и т.д.

Просьба ученого о субсидии была удовлетворена: ему была ассигнована сумма в 12000 р. на оборудование снова создаваемой лаборатории нужной аппаратурой и 3000 р. на аренду помещения для нее. В протоколах совещаний Совета за 1911 г. записано: «Заслушано ходатайство доктора наук П.Н. Лебедева об оказании помощи как его личных научных работ, так и тех 20 лиц, каковые занимались под его управлением научными изучениями.

Была создана новая лаборатория при МосковскомНародном университете им. А.Л. Шанявского — известный «лебедевский подвал» в Мертвом переулке.

За год было закуплено инструментов и оборудования на сумму более чем 7000 р. Смерть ученого в марте 1912 года явилась тяжелым ударом для всех, кому, как выразился выступивший на собрании Общества о докладом «русская и Лебедев Физика» продолжатель и ученик дела Лебедева — доктор наук П.П. Лазарев, «дорог прогресс науки».

С печалью сказал он собравшимся, что Нобелевский комитет планировал выдвинуть в 1912 г. П.Н. Лебедева в кандидаты на Нобелевскую премию. Но работы в лаборатории не остановились, их возглавил П.П. Лазарев. Лаборатории было присвоено имя П.Н. Лебедева, а Общество им.

Х.С.

Леденцова финансировалоуже работы учеников этого выдающегося ученого (в 1913 году было дополнительно выделено 3000 р., в 1914 — 5000 р.). Изучения, развиваемые школой Лебедева, были признаны в научных кругах серьёзным направлением в физике, и летом 1912 года интернациональный комитет физиков, в состав которого входили такие выдающиеся ученые, как Лоренц, Кюри; Кнудсен и другие, поддержал их, выделив 8000 франков из собственного фонда. Под управлением П.П.

Лазарева центр изучений пара сместился в область видимой части спектра вещества. Внимание будущего академика привлекли эффекты физико-химического действия света на живые организмы.

В этом направлении был достигнут важный прогресс в фотохимии – «науке будущего», по утверждению ученого, т.к. она охватывает «процессы химические и сопутствующие ему фотоэлектрические, фосфоресценции и явления флюоресценции» и имеет «серьёзные практические приложения в соседних областях знания, в области физиологии (процесс зрения и усвоение углерода). В декабре 1915 г. эти работы были представлены Обществу им. Леденцова и напечатаны во «Временнике».

Изучениями сотрудников «Лебедевской» лаборатории, совершёнными совместно с сотрудниками из ИТУ, были установлены закономерности, положенные в базу ионной теории возбуждения. Создатель ее, доктор наук П.П. Лазарев, установил фундаментальной закон возбуждения живой ткани для всех видов раздражений, применяв его для развития теории зрения.

С началом войны 1914 г. деятельность лаборатории была направлена в область медицинской рентгенологии, для чего Общество по инициативе Федорова и Умова ассигновало средства, разрешившие не только создать последовательность образцовых рентгеновских кабинетов для изучения раненых на войне, но и делать кое-какие текущие, нужные для развития рентгенологии работы научного характера. За год было сделано до 25000 рентгеновских снимков; т.к. в условиях полевой рентгенодиагностики было весьма тяжело устроить удовлетворяющий всем требованиям чёрный кабинет, то было создано особое защитное покрытие для светочувствительного слоя фотопластинок.

Вторыми вопросами, которыми занималась лаборатория сейчас, были неприятность стерилизации воды на фронте и выпуск термометров для полевых больниц. Весной 1916 года изготовление термометров перешло в стадию громадного фабричного производства с привлечением кустарей-стеклодувов. В послереволюционное время работы академика П.П.

Лазарева удачно развивались. Общество им. Х.С.

Леденцова финансировалоих, выделив на 1918 год (последний год существования Общества) сумму в 6000 р. на продолжение изучений в лаборатории. В начале 1920 г. в Москве при Русском Университете Прикладной химии (РННХ) был создан Фотохимический отдел под управлением академика П.П.Лазарева.

Инициатором поисков и разведки радиоактивных руд и минералов России, и систематических изучений их особенностей был Владимир Иванович Вернадский. В 1910 г. он представил в Академию наук записку «О необходимости изучения радиоактивных материалов России», а в 1911 г. выступил в том месте с речью «Задачи дня в области радия». В.И.

Вернадский утверждал: «В вопросе о радии ни общество и одно государство неимеетвозможности относиться безразлично, как, каким методом, кем и в то время, когда будут использованы и изучены находящиеся в его владениях источники лучистой энергии. Потому что владение громадными запасами радия дает обладателям его силу и власть, перед которыми может побледнеть то могущество, какое приобретают обладатели золота, почвы, капитала. без сомнений, в мировом рвении рано ли, поздно ли будут изучены и радиевые руды России.

Для нас совсем не безразлично, кем они будут изучены. Они должны быть изучены нами, русскими учеными. Во главе работы будут отечественные ученые учреждения национального либо публичного характера».

Академия наук по инициативе В. И. Вернадского обратилась к правительству прося об ассигновании средств, нужных для разведок и организации экспедиции для изучения залежей радиоактивных минералов в Фергане, Ильменских горах, на Кавказе и в Западной Сибири.

Запрашиваемые средства были выделены, и в 1911-1914 гг. экспедиции были снаряжены и действующий при личном участии Вернадского. Но в один момент В.И. Вернадский предполагал обширно развернуть лабораторные испытания по изучению особенностей радиоактивных горных пород и минералов.

Нужно было изыскать средства на исследовательскую аппаратуру, и в феврале 1911 г. ученый обращается с письмом к Н.А.

Умову прося оказать содействие. Он писал: «Отечественные знания в данной области изучений особенностей природных соединений тория, урана, редких земель, добропорядочных газов на данный момент в высшей степени незначительны, а в это же время они должны быть положены в базу всех отечественных поисков радиоактивных руд и всех отечественных мыслей о распространении радиоактивных тел в земной коре.

Работа эта должна быть выполнена в вероятно стремительный срок, и ее выполнение не менее важно, чем яркое изучение явлений радиоактивности. Обдумывая темперамент стремительного и планомерного выполнения данной работы, я остановился в итоге на изучении спектроскопии минералов». Предложенная Вернадским методика опробований потребовала особенной комбинации спектроскопов.

Вследствие этого ученый планировал израсходовать запрашиваемую сумму в 3600 р. на приобретение: 1) нескольких спектроскопов различных совокупностей с последующей их переделкой для своеобразных условий намечаемых опытов; 2) приспособлений для фотографической и измерительной работы со спектрами; 3) приспособлений для организации архива спектров земной коры, и на зарплатулаборантов. В.И.

Вернадский был уверен, что в течение 2-х лет при систематической работе в лаборатории будут взяты эти, разрешающие узнать главные черты парагенезиса минералов земной коры. Совет Общества разглядел просьбу ученого на совещании 8 февраля 1911 г. и постановил: «В виду высокой научной важности намеченных изучений: 1) ассигновать испрашиваемую сумму с полном размере 3600 р. с условием, что все приобретения, сделанные за счет выданной Обществом субсидии, будут принимать во внимание собственностью Общества, оставаясь в пользовании у В.И.

Вернадского столько времени, сколько потребуют работы, а по прекращению в них необходимости должны поступать снова в распоряжение Общества; 2) сделать извлечение из печатных трудов В.И.Вернадского на эту тему для помещения статьи во «Временнике»; 3) все сообщения о итогах предпринятых научных работ просить доставлять в библиотеку Общества». На средства Общества было закуплено нужное спектроскопическое оборудование для находящейся в Петербурге Минералогической лаборатории при Геологическом и минералогическом музее Академии наук — по сути ставшей первой в мире химической лабораторией.

В будущем, по мере накопления материала радиевых экспедиций Академии наук, она превратилась в Радиогеохимическую либо Радиологическую лабораторию. На базе лаборатории сложилась большая научная школа минералогов и геохимиков, подготовившая землю для радиевой индустрии и развития радиогеологии. Радиологическая лаборатория вошла составной частью во снова организованный Радиевый университет при Российской Академии наук.

Неприятность создания особого университета по изучению разных особенностей радиоактивных веществ занимала В.И. Вернадского еще в 1911 году. В статье «Радиевые университеты» он, ссылаясь на пример Франции, Канады, Англии, Чехии и Австрии, обосновывал необходимость организации аналогичного университета в Российской Федерации.

Национальный Радиевый университет был создан в январе 1922 года, директором университета был назначен академик В.И. Вернадский.

В вологодской гимназии прошел Рождественский бал


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: