Работа с картами на уроке истории

«Не помещённое во времени и пространстве историческое событие представляется нам безлюдной абстракцией, лишённой настоящего содержания, не отражающей исторической действительности» — так оценивает роль карты на уроках истории А.И. Стражев. Кое-какие ученики вычисляют карту шпаргалкой, где записано огромное количество сведений, каковые необходимо обучиться извлекать. Другие опасаться до кошмара.

Но представить урок истории без карты тяжело.

Она локализует либо соотносит события и факты с определённым местом, содействуя верному пониманию исторического его закономерностей и процесса. Особенную актуальность работа с картой на уроках истории получает в свете включения особых заданий по работе с ней в материалы ЕГЭ по предмету.

Методических рекомендаций на эту тему мало. На уроках истории употребляются разные типы карт. Подробное описание типологии дано Н.А. Аппаровичем и Л.И.

Полтораком, А.И. Стражевым, В. Фатке, М.В. Коротковой, М.Т.

Студёнкиным. Кратко напомним типологию:

  • По охвату территории – мировые, материковые, карты стран;
  • По содержанию — обзорные, обобщающие, тематические;
  • По масштабу — крупно-, средне- и мелкомасштабные;
  • По месту размещения – настенные, в атласе, в книжке, карта-диапозитив, картосхема, электронная карта.

pРабота с картами на уроке истории

Преподавателю истории направляться затевать работу с картой с первых уроков. Преподаватель применяет настенную карту, ученики трудятся с картой книжки либо атласом.

Применяя элементы игровых разработок, начинаем трудиться с малой картой. Учим ребят просматривать легенду карты. Нет необходимости заучивать сходу все условные обозначения, несложнее неспешно к главным додавать новые.

После этого отыскать и продемонстрировать какие-либо объекты, связанные между собой. К примеру, г. Мемфис, р. Нил, первый порог на р. Нил…

Следующий этап работы — учим определять словесно расположение объекта, используя верную терминологию. На уроках истории древнего Египта задаем наводящие вопросы: «В каком направлении течёт Нил? Где по представлениям древних египтян пребывала страна мёртвых?

Как отыскать Синайский полуостров, где египтяне добывали медь? Какое море пребывать на востоке от Нила? В случае если египетский путешественник отправиться на северо-восток, то в какую страну он попадёт?» Тут основное избежать ответов вверх-вниз, вправо-влево.

Не считая умения ориентироваться, нужно обучиться просматривать карту, т.е. расшифровывать ее. Задание, данное преподавателем: «Пристально разглядите карту. Предположите, какие конкретно события случились на данной территории в … году».

Выслушав ответы обучающихся, преподаватель говорит о настоящих событиях и совместно с классом выявляет совпадения с версиями учеников.

При изучении истории Старого мира вероятно использование следующих форм работы с картой: ориентированный показ по карте, описание с опорой на карту картин природы, объяснение влияния географической среды на занятия и жизнь людей. Эти задачи удачно решаются на первых уроках знакомства со страной, исторической областью.

Информируя о географическом положении Египта, Месопотамии и об изюминках природной среды данного региона, преподаватель задает наводящие вопросы: «Пристально разглядите карту и сообщите, чем имели возможность заниматься местные обитатели в данных условиях? Какие конкретно природные условия содействуют формированию земледелия в данном регионе?» По мере усвоения учебного материала задания возможно усложнить: «Применяя карту, сделайте выводы о занятиях финикийцев, иудеев…. Применяйте карту для ответа на вопрос: Из-за чего Византия (к примеру) превратилась в могущественное страну?»

Очень стоит сообщить о картах, военных действий и картосхемах битв. Работа с картой в этом случае содействует формированию речи обучающихся. Говоря о том либо другом сражении, обучающемуся рекомендуется придерживаться заблаговременно обговоренного замысла изложения: черта местности, чем местность эргономична либо не удобна для размещения армий, прикрыты ли фронт и фланги лесом, рекой, оврагами, вывод: удачно ли выбрано место сражения.

К примеру, Кутузов удачно выбрал место для сражения, т.к. фланги и фронт прикрыты лесом и рекой, дополнительно Багратионовыми батареей и флешами Раевского, а французские армии попадают под перекрёстный пламя и обойти с флангов русские позиции для них будет сложно. Потом карту прекрасно оживить стрелками, флажками, что облегчает запоминание хода боевых действий.

Задания по описанию сражений либо боевых действий рекомендуется проводить в парах: по окончании дискуссии обучающиеся вызываются к доске, где один из них говорит о событии, а второй показывает на карте.

По картам «Рост территорий стран в древности», «Рост Римской империи 3 в. до н.э. – 2 в. н.э.», «гражданская война и Иностранная интервенция в Российской Федерации 1919-1920гг.» возможно прекрасно проследить динамику исторических событий. Помимо этого, сейчас издано большое количество карт, атласов, каковые отличаются от карт и настенных карт в книжке, что разрешит сравнивать карты. Согласно точки зрения В. Фатке «…как раз сравнение карт возможно хорошим средством становления умений ориентироваться и расшифровывать карту: данный вид деятельности нужен для понимания соотношения неизменного и поддающегося трансформации».

Регулярная работа с контурными картами и вычерчивание картосхем разрешают ребятам прекратить нервничать при встрече с настенной картой, и лучше усваивать историко-географические образы, сущность локальных исторических связей. В рабочих тетрадях к книжкам предлагаются на лишь контурные карты, но и текстовые задания с пропусками, заполнить каковые возможно, применяя карты.

В то время, когда умения достаточно организованы, рекомендуется совершить зачёт. На обобщающем уроке по теме «Старая Греция» обучающиеся делают такие задания по карте:

— Продемонстрировать и назвать отчизну Одиссея;

город, десять лет осаждавшийся греками;

место, где обитают всевышние…

Подобный зачёт возможно совершить по расселению племён восточных славян:

-продемонстрировать и назвать место расселения вятичей,

-соседей вятичей на севере,

-кто жил на реке Припять…

Более сложное задание – прочесть письмо с пропусками, по аналогии с историей, обрисованной Ж. Верном в романе «Дети капитана Гранта».

Для развития творческой и познавательной деятельности подходит жанр исторических произведений, где описываются путешествия торговца, переселенца, ваганта.

Перечень использованной литературы

Аппарович Н.И., Полторак Д.И. Кабинет истории и обществознания в школе . – М. 1982

Короткова М.В., Студёнкин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М., 1989

Стражев А.М. Методика преподавания истории. — М. 1954

Фатке В. Работа с картой./ Преподавание истории в школе № 3-4, 1992

шил выложить кое-какие свои работы, относящиеся к обеспечению и методическому обоснованию того дела, которым деятельно занят — атласов и создание карт для школ. В первую очередь — вот практическое пособие по проблемам применения и создания исторических карт на уроках истории. Написано без опыта и знания нужной литературы, но основано на большой практике.

Надеюсь, кому-нибудь будет полезно.

Предлагаемый ниже текст может пара различаться от опубликованного, что связано с редакторской правкой. Последняя, без сомнений, улучшила стиль моего письма.

Продолжение:

Темушев В.Н. Исторические карты. Неприятности их применения и создания на уроках истории : практическое пособие. – Минск : Республиканский университет высшей школы, 2007. – 13, [2] с.

http://www.hist-geo.net/index.php?p=26more=1c=1tb=1pb=1

Черкесы и Россия: в Кремле проблему пристально изучают


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: