Ранний железный век на урале

В седьмом веке до н.э. населения украины вступают в новую эру собственной истории, которая связана с началом массового производства изделий из железа — железный век.Его начало ( период с VII века до н.э. до IV века н.э.)именуется ранним железным веком.

Переход к кочевому образу судьбы у степных населений украины

К середине I тысячелетия до н.э. климат стал более мокрым. Глубинные районы степей Южного Урала с весны до осени покрывались обильными травами, а граница лесов и лесостепей пара сдвинулась к югу.

В течение первых столетий I тысячелетия до н.э. у степных населений украины, в том числе и в районе Урала совершился исторический переход к более идеальной в тех условиях совокупности организации хозяйственной судьбе — к кочевому скотоводству,- особенному образу судьбы, при котором группы родственников со имуществом и стадами перемещались по сезонным пастбищам в течение всего года. Иначе, эти же климатические трансформации привели к продвижению на юг лесных народов.

С 7 в. до н.э. по 2 в.н.э. южноуральские степи были населены потомками оседлых скотоводов бронзового века степей Казахстана и южного Урала. Но этобыли уже кочевые народы, а сам данный период старой истории стал называться «ранний железный век».Ранний железный век на урале В 7 – 6 вв. до н.э. южноуральские степи были частью территории кочевой так называемой «тасмолинской» археологической культуры Казахстана.

С этого времени монументы древних культур представлены только святилищами и курганами. Степи Южного Урала в раннем железном веке занимали кочевые народы, заглавия которых уже известны по письменным известиям древних греков и иранцев. В VII-VI столетиях до н.э. кочевники Южного Зауралья были больше связаны с похожими племенами Северного и Центрального Казахстана, каковые в древнеиранских надписях именуются саки.

В степях Оренбуржья сейчас кочевали савроматы.

Позднее (около 4 в. до н.э.) в южноуральских степях оформляется прохоровская культура ( в противном случае, культура ранних сарматов).

Южноуральские кочевники раннего железного века применяли открытую еще в конце бронзового века совокупность судьбы, при которой зимнее время южноуральские кочевники проводили в районе Приаралья, по реке Сырдарье, в полупустынях и степях между Каспийским и Аральским морями, а на лето перемещались за многие много километров к северу, к предгорьям Урала и лесостепям Зауралья и эта совокупность существовалас того времени, пока в этих степях жили кочевые народы.

Что прячут “пирамиды” уральских кочевников?

Сама жизнь заставляла кочевников для защиты собственных кочевий от неприятелей объединяться в громадные армейские альянсы. Появляются в различной степени гениальные армейские начальники этих альянсов — их дружины и вожди из людей, для которых война была единственным занятием. Об этом археологи определили, изучая могилы этого времени.

В зависимости от положения погибшего в обществе высота курганов над их могилами и устройство самих могил, комплект предметов, положенных вместе с погибшим, были разными. Курганы над могилами вождей и по сей день высотой достигают десяти метров, а их диаметр — до ста метров. Довольно часто они окружались кольцевым рвом с проходом в нем.

Подобные курганы сооружались из дерновых кирпичей, почвы, растительных материалов и камней. Над их возведением трудилось время от времени огромное количество людей.

Ученые доказали, что первоначально эти курганы смотрелись как ступенчатые пирамиды либо усеченные конусы. Довольно часто в аналогичных курганов находят остатки склепов — некогда полых бревенчатых сооружений. Склепы имели возможность являться семейными усыпальницами, где могли быть захоронены и члены семьи вождя.

Для этого устраивался особый коридор, по которому с поверхности возможно было пробраться вовнутрь склепа.

Чем не египетские пирамиды? Примером аналогичного «царского» кургана возможно Бабий Бугор в Куртамышском районе современной Курганской области. Курганы военной и родовой знати были мельче, чем у вождей, вместе с тем имели возможность скрывать древесный склеп.

броским монументом этого времени есть Бобровский могильник в окрестностях современного села Бобровка, что в Троицком районе. Археолог Галина Ивановна Матвеева изучила тут два кургана. Предметы из Бобровского могильника возможно заметить и по сей день в экспозиции краеведческого музея г. Троицка.

Это: кинжал, медное зеркало, медное кнутовище нагайки со скульптурным изображением головы кабана на окончании, наконечники стрел, медные украшения пояса солдата. К пара более позднему времени (5 в. до н.э.) отнесен археологом Ниной Павловной Кипарисовой курган у с. Клястицкое.

Погребенный под ним мужчина-кочевник был сопровожден колчаном, полным стрел с медными наконечниками, маленьким прочими принадлежностями и железным кинжалом воинского быта, столь нужными ему для жизни в загробном мире, в существовании которого древние кочевники не сомневались. Подобный курган раскопан в одном из степных районов Челябинской области, — Чесменском, у поселка Новотемирского. Тут в склепе были похоронены, как думают археологи, члены одной знатной семьи.

Среди находок в этом склепе — керамические сосуды, среди них и из далекого Хорезма, металлический наконечник копья, пара колчанов стрел с медными, металлическими и костяными наконечниками, медные котлы, украшения и бронзовое зеркало. Один из колчанов очевидно принадлежал похороненной рядом даме. Это не страно.

В то время, в то время, когда практически все мужское население отправлялось в походы , охрана имущества, детей, стариков ложилась на плечи дам.

Еще древние ученые записали легенду о дамах — воительницах у кочевников, амазонках. Частенько находки в погребениях знатных людей того времени весьма скромны, потому, что они еще в древности были ограблены. Подобно фараонам Древнего Египта, вожди южноуральских кочевников раннего железного века стремились обезопасить собственные гробницы от грабителей.

В Оренбуржье, у деревни Филипповки, раскапывая курган кочевой знати, ученые наткнулись на тайники, каковые не сумели отыскать преступники.

В тайниках было множество настоящих золотых произведений искусства. членов воинов-и Простых кочевников их семей хоронили куда скромнее.

Святилища “с усами”

Настоящими сокровищами культуры древних кочевников являются их святилища, известные как курганы с усами. Они полосой тянутся по степям от Центрального Казахстана до Южной Башкирии. На Южном Урале курганы с усами находятся, в большинстве случаев, на возвышенностях по-над реками, откуда практически во все стороны видны далекие дали.

Практически в любое время рядом с ними находятся кладбища саков — курганы, сложенные из камней. Курганы в могильниках могли быть и земляными, но в обязательном порядке обложенными каменным панцирем. В случае если встать, лучше в осеннюю пору, в бледно-светло синий небо высоко-высоко над курганом с усами, то внизу, среди пожелтевших трав, заметим: от кургана с каменной насыпью к востоку проложены как бы две дороги из каменных плит, уложенных на землю.

Как два огромных уса (протяженностью время от времени до 25О метров) они тянутся по дуге к востоку, ограничивая громадную площадку. Археологи знают на Южном Урале пара разновидностей таких сооружений. Они различаются по количеству курганов, от которых начинаются каменные дороги (от одного до четырех); сами дороги также смогут по-различному начинаться и оканчиваться.

Но усы неизменно направлены к востоку, а их восточные окончания ни при каких обстоятельствах не смыкаются.

Между ними неизменно имеется необычный вход-ворота. Для кого? Дабы узнать данный вопрос, нужно знать, что казахстанские археологи много раз раскапывали курганы с усами.

В Казахстане такие курганы довольно часто имеют одну особенность: восточнее центрального кургана находится курганчик мельче. Под громадным курганом ученые довольно часто обнаруживали погребение человека, а под малым курганом — погребение коня либо его кости.

Рассуждая о смысле этих находок, археологи отыскали в памяти, что писали о саках их современники. Один из них, грек Геродот, живший около 25ОО лет назад, в собственной Истории писал: Единственный всевышний, которого они почитают, это солнце. Солнцу они приносят в жертву коней, полагая суть этого жертвоприношения в том, что самому стремительному всевышнему необходимо приносить самое стремительное существо на свете… Живший позднее Геродота второй ученый, Страбон, вторит ему: Всевышним они почитают одно лишь солнце и приносят ему в жертву коней…

Не просто так усы открыты на восток, на рассвет . Возможно для него, для Солнца, правильнее солнечного божества и покинуты эти ворота? Значит, тут древние властелины степей совершали в его честь обряды ? И кости коня в казахстанских курганах с усами объяснимы.

Многие древние народы, в особенности степные, обожествляли коня, почитали Солнце в образе коня.

Курганы с усами помогали кроме этого и местом погребения выдающихся людей в тогдашнем обществе. Курганы с усами древних кочевников Южного Урала только-только начали раскрывать собственные тайны. Перед тем как расстаться с таинственными курганами, подумаем над одним сообщением ученых о них.

Большое количество изучал природу степей Казахстана узнаваемый исследователь П. Мариковский. И, само собой разумеется, много раз встречал в степи курганы с усами. в один раз он практически случайно обратил внимание на то, что в начале утра солнце взошло в таковой точке, что выяснилось вероятно совершить прямую линию от центрального кургана через окончание одного из усов к точке восхода Солнца.

П. какое количество высказал предположение, что при сооружении этого огромного монумента древние располагали его так, что в определенное время года Солнце поднималось над определенной частью кургана с усами. Так так как это уже астрономическая обсерватория, огромные часы, по которым возможно определить время года! Вероятно ли?

В то время?

Для чего? Через чур много вопросов. Молчат до тех пор пока огромные святилища, посвященные солнечному божеству и затерянные сейчас не только в степях Казахстана и южного Урала, но и в памяти людей. В действительности, кто о них знает?

Современные люди о них и не ведают.

Но так как они существуют, эти таинственные усатые курганы, очередная тайная старой истории.

Взаимоотношения южноуральских кочевников с населением старейших стран

Южноуральские кочевники, были прекрасно привычны с населением старейших стран Средней Азии, в первую очередь, Хорезма ( Южный берег Аральского моря, в низовьях реки Аму-Дарьи). Привычны не только благодаря зимовкам вблизи земледельческих оазисов. Десятки торговых караванных дорог уже тогда соединяли район Средней Азии и южную кромку Западной Сибири и лесов Урала.

Кочевые племена степей Южного Урала, как вычисляет археолог А.Д.Таиров, были посредниками в торговых связях обитателей и лесного населения Прикамья Средней Азии.

Ближе к пределу эр климат стал сухим. Усушение климата стало одной из обстоятельств резкого сокращения кочевого населения в южноуральских степях. Они ушли из этого.

Куда? вести войну со скифами Северного Причерноморья и в грабительские походы в южные государства.

“Звериный стиль” кочевников

Бессчётные предметы из погребений кочевников Южного Урала говорят о их необычной и яркой культуре. Искусные мастера изготовляли идеальные изделия из железа и бронзы, первым делом, предметы оружия: долгие и маленькие мечи и кинжалы. Из латуни отливали наконечники стрел, подробности конской упряжи, громадные двуручные котлы, помогавшие, по одной из догадок, знаками старейшин и власти вождей.

Дамы украшали себя разнообразными бусами из камней и непрозрачной стеклянной пасты. Медные диски с заполированной поверхностью являлись неплохими зеркалами. Их носили в кожаных, меховых либо тканых сумочках-футлярах.

Уникальное декоративно-прикладное мастерство кочевников Южного Урала раннего железного века — звериный стиль (изображения животных на украшениях одежды, снаряжении и оружии боевых коней) восхищает и отечественных современников собственной загадочностью и необычностью.

Ученые до сих пор спорят о том, где зародился данный стиль и что обозначают эти образы. Тесные связи установились у кочевников и с северными их соседями.

Кто плавит металл за оборонительными стенками?

На протяжении хребтов Урала, в лесах по берегам озёр и рек, в том месте, где на данный момент север Челябинской и юг Свердловской областей, во время с VII по III вв. до н.э. жили так именуемые иткульцы, покинувшие монументы иткульской культуры. Имя они взяли по заглавию озера Иткуль на севере отечественной области. Как раз тут в первый раз археолог К.В.Сальников изучил следы их культуры. Археологам известны десятки иткульских городищ, поселений, и пара погребений.

Городища размешались на возвышенностях у озер, и на высоких мысах у рек. Наряду с этим стены и рвы или пересекали мыс поперек, или подковой отсекали часть площади большого берега. Особенность городищ этого старого уральского народа пребывает в том, что довольно часто они находятся… парами: громадное и очень небольшое, с практически незаметным сейчас рвом и валом.

Археолог из Екатеринбурга Г.В.Бельтикова пишет, что кое-какие из этих городищ имели до четырех (!) линий обороны. Земляные валы дополнялись древесной стеной. Со стороны реки либо озера площадка городища надежно защищалась обрывом.

Известны и неукрепленные поселения.

Ученые вычисляют иткульцев потомками местных лесных населений украины бронзового века, сказавших на языках, родных языкам современных хантов и манси. Раскопки иткульских городищ дали не только необычную глиняную посуду, но и …огромное количество остатков, так или иначе связанных с плавкой и обработкой меди. Дело в том, что в распоряжении иткульцев были богатый рудой Гумешевский рудник у нынешнего города Полевского и большое количество небольших месторождений.

Представь себе удивление археологов, в то время, когда они раскопали солидную часть Иткульского 1 городища на озере Иткуль и нашли… около 3О (!) металлургических горнов в три последовательности на протяжении внутреннего края оборонительной стенки — целый металлургический цех! Г.В. Бельтикова уверен в том, что горны были каменными либо глиняно-древесными, одноразовыми либо предназначенными для постоянного применения.

Сами плавильные камеры горнов чуть углублялись и обустраивались так, дабы как возможно меньше было теплопотерь. Как и в эру латуни, выплавка металла производилась с поддувом в печь воздуха посредством мехов. Употреблялся древесный уголь.

В некоторых местах (Небольшой Вишневый остров на Аргазинском водохранилище, Думная гора у города Полевского) у иткульцев были легко мастерские. Но вот что, на первый взгляд, думается необычным. Век-то именуется ранним металлическим, а находки металлических предметов у иткульцев единичны и не аналогичны по количеству с бронзовыми. Из-за чего?

Давайте подумаем совместно.

Еще пара сторон судьбы иткульцев поразили ученых. Во-первых, медные предметы, в первую очередь относящиеся к оружию, отысканные при раскопках иткульских поселений, были как две капли воды похожи на бытовавшие в то время у степных кочевников. Во-вторых, в стадах иткульцев, лесных (!) обитателей, преобладали… лошади.

Если бы это был степной народ, это событие не поразило бы ученых. Но иткульцы обитали по рекам и лесным озёрам.

И вот что осознали ученые. Иткульцы, как некогда, практически за тысячу лет до них народы бронзового века, были населением украины-кузнецов. Археологи уверены в том, что общины иткульских мастеров кузнецов-металлургов создавали значительно больше бронзовых предметов, чем им было нужно.

Значит, излишки они обменивали. Додумались, с кем торговали иткульцы? Верно.

Кочевники пригоняли к стенкам иткульских городищ табуны коней и увозили в степь бережно завернутые медные предметы, отлитые и откованные лесными мастерами. Медные предметы кочевники Южного Зауралья имели возможность приобретать и в обмен … на защиту иткульцев от неприятелей. Иткульский металл через кочевые степи проникал на большом растоянии на запад от Урала.

Кстати, археологи, изучавшие иткульские поселения, заключили, что и в иткульское время обработка и металлургия меди считалась … колдовством. Одно из догадок о назначении мелких городищ рядом с громадными — что они были святилищами. Рвы иткульских городищ вряд ли имели возможность делать роль рубежей обороны, поскольку были через чур небольшими и узкими.

Вероятнее, это были уже знакомые нам чудесные границы, отделявшие мир, где волшебники-металлурги общались с духами, от мира простых людей.

История населения украины плавильщиков меди прервалась около 23ОО лет назад. Из-за чего ? В то время распространились предметы из железа. А их, возможно, умели делать не только иткульцы.

Лесостепные племена гороховской культуры в Зауралье (современная Курганская область) V-III столетий до н.э., как и иткульцы, строили городища на обрывистых берегах рек, но, в отличие от иткульцев, и жили в том месте в одно-или двухкомнатных полуподземных постройках, тесно заполнявших ограниченное оборонительными стенками пространство. Названа так культура по развалинам известного Гороховского городища у одноименного села на р. Юргамыш в одноименном районе Курганской области.

На их жизнь громадное влияние оказывали могущественные кочевые степные соседи. Пробуя защититься от неприятелей, люди гороховской культуры строили древесно-земляные крепости – городища на высоких обрывистых берегах рек. Такое городище известно у восточных границ современного Красноармейского района, на р. Миасс, рядом с дер.

Косулино Щучанского района Курганской области. Оплывшие остатки его стен отгораживают участок обрывистого берега реки, упираясь в два глубоких лога.

В обществе того времени археологи уже выделяют пара слоев (знать, солдаты, рядовые общинники). Пара десятков одиноких больших по размерам земляных курганов, скрывающих остатки погребений знатных людей того времени, возвышаются среди полей по высоким местам у озёр и рек. Фактически все они давным-давно ограблены.

В руки современников случайно попадают редкие предметы той эры, к примеру, медные либо металлические кинжалы.

Гороховцы занимались земледелием и пастушеским скотоводством. Погибших соплеменников хоронили под маленькими земляными курганами в положении вытянуто на пояснице, головой на север вместе с нехитрым погребальным инвентарем, по большей части, круглодонными горшками. Но и у них, вероятно под влиянием более южных кочевых степных соседей, выделилась знать, погребения которой быстро выделяются богатством и своими размерами.

Кстати, археологи уверены в том, что кочевники Северного Казахстана и гороховцы Зауралья были весьма тесно связаны, быть может, как иткульцы и кочевники Южного Зауралья. Это видно как на примере бытования у них одних и тех же типов предметов оружия, так и в элементах фортификации гороховских городищ (башни стен), мысль которых имела возможность попасть к гороховцам через кочевников Казахстана из Средней Азии. На позднем этапе собственной истории гороховцы были оттеснены на запад, ближе к Уральским горам усилившимся военно-политическим альянсом племен близкой по виду, саргатской культуры Западной Сибири.

Городища ананьинцев

Практически одновременной с иткульцами лесного Зауралья вычисляют археологи ананьинскую культуру в лесном Приуралье (VIII-III века до направляться.э.). Ананьинцы названы так по известному Ананьинскому могильнику на реке Каме, с изучения которого и началось изучение этого народа, правильнее, нескольких родственных народов, потому, что ананьинцы занимали сейчас огромную территорию не только в Приуралье, но и в Среднем Поволжье. Ананьинцы были потомками местных населений украины бронзового века.

Как раз они стали первыми строителями городищ в этом районе Урала. Городища в основном устраивались на обрывистых мысовых выступах берегов рек. Мысы перегораживались иногда несколькими линиями оборонительных упрочнений из валов обычно с древесными упрочнениями на них и рвов.

Кроме городищ известны и ананьинские селища, лишенные фортификации, и бессчётные могильники.

Городища были необычными центрами, около которых размешались селища. Городища — крепости в эту эру были легко нужны. Не всегда были мирными отношения между разными группами самих ананьинцев, в особенности, по поводу домашних животных.

Помимо этого, южнее территории ананьинцев, в степях кочевали могущественные савроматы, а позднее, сарматы. Городища были единственным убежищем для домашних и людей животных на протяжении их набегов.

В истории ананьинцев археологи выделяют пара этапов, за время которых развивались главные отрасли их хозяйства,- скотоводство (разведение свиней, лошадей, небольшого и крупного скота ), охота на пушных зверей, столь ответственная для торговли с соседями-кочевниками, сочеталась с охотой на других лесных животных (лосей, косуль, северных оленей и других). На столь большую территорию, в разных природных условиях состав стад ананьинцев не мог быть однообразным, но везде скотоводство являлось надёжным источником существования.

Занимались они и подсечно-огневым земледелием в поймах приуральских рек. Серьёзное место в хозяйстве ананьинцев, если судить по бессчётным медным предметам, занимала и металлообработка, не смотря на то, что зауральский металл им приходилось обменивать у соседей — кочевников. Занимались они и обработкой железа.

О деревообработке свидетельствуют полые медные топоры-кельты. Визиткой ананьинских племен для археологов есть их необычная глиняная круглодонная посуда, орнаментированная оттисками перевитого шнура и последовательностями ямок, налепными валиками.

Главный тип построек ананьинских поселений — наземные каркасные долгие дома с открытыми очагами по средней их продольной осевой,- место обитания громадной семьи из нескольких поколений родных родственников. Предполагается, что у ананьинцев не только оформились племена (городища были их центрами), но и выделилась знать, а общество начало разделяться на слои. Обстоятельством этому в значительной мере было положение ананьинцев на границе с кочевым миром степей.

Тут же обстоятельство громадной степени военизированности ананьинцев. В могильниках нередки находки предметов оружия: маленьких кинжалов и мечей, боевых топоров, клевцов, стрел и наконечников копий. Благодаря соседству с кочевниками, осуществлявшими контроль торговые дороги из Северного Причерноморья, в почвы ананьинцев попадали вещи из далеких государств, например, из Египта.

По всей видимости, по этим же торговым дорогам определили об ананьинцах и древние греки из городов-стран Северного Причерноморья, именуя их фиссагетами (тиссагетами). Ученые единодушно вычисляют ананьинцев далекими предками таких современных уральских народов, как удмурты и коми.

Потомки ананьинцев

В третьем веке до н.э. на месте ананьинских племен размещаются уже пара археологических культур потомков ананьинцев: а низовьях Камы,по рекам Белая и Ик — пьяноборская, в среднем Прикамье — гляденовская, кара-абызская — по реке Белой.

Пьяноборская культура (III век до н.э.- II век н.э.), покинута альянсом племен. Известны десятки городищ, расположенных группами, за которыми ученые видят отдельные племена селищ, кладов. Культура эта в основном изучена по раскопкам могильников, каковые иногда включали много бескурганных погребений.

Могилы родственников размешались группами. Погребальный обряд предполагал захоронение тела погибшего в вытянутом на пояснице положении с руками на протяжении тела. Погребенные сопровождались вещами, соответственно полу, положению и возрасту погибшего в обществе (предметы оружия: костяные и металлические наконечники стрел, мечи и ножи — в погребениях мужчин; нагрудные бляхи, медные и металлические гривны, застежки пояса, привозные стеклянные и фаянсовые бусы — в женских могилах).

Жили пьяноборцы в наземных бревенчатых зданиях с лежанками на протяжении стенку, хозяйственными ямами и очагами. В их хозяйстве, кроме земледелия и скотоводства, громадное значение имела металлургия и бронзы и металлообработка железа.

Гляденовская культура (II век до н.э.- IV век н.э.) Среднего Прикамья — это восемь групп городищ, удивительных памятников и селищ древних вер — костищ, по одному из которых — Гляденовскому костищу — и стала называться в целом вся культура. Археологи считают, что хозяйство гляденовских племен было основано на подсечно-огневом земледелии, при охоты и определённой роли скотоводства, а общество складывалось из громадных патриархальных семей различного достатка, живших в наземных срубных зданиях.

Гляденовские костища содержат огромное количество костей животных, как домашних, так и диких. Имеется свидетельства и о нахождении в костищах костей людей. Ученые считаюм, что костища — это места, где приносились жертвы духам и богам, и, быть может, могильники.

Кроме костей из костищ извлечены много разнообразные жертвенные предметы: как орудия труда, так и украшения, выполненные в зверином стиле, копии бронзовых вещей, намерено изготовленные для обряда жертвоприношения.

Ранний железный век Урала — броская страница истории отечественных древних предшественников. На юге Урала в это время складываются замечательные военные альянсы степных кочевых племен с выделением армейских вождей и военно-родовой знати.

Ираноязычные кочевники не только тесно связаны с старейшими странами Средней Азии, осуществляют контроль караванные дороги из Средней Азии к Западной Сибири и лесам Урала, из Приуралья к греческим городам Приазовья и Северного Причерноморья, но и устанавливают контроль над собственными северными финно-угроязычными соседями, жившими в южной части лесной территории Урала. Под влиянием кочевого мира у них иногда, как это вы видели на примере иткульской культуры, формируется особенный тип хозяйства, основанный на металлообработке и металлургии латуни.

В лесостепях и в южной части лесов, наровне с рыболовством и охотой, обширно распространяется земледелие и скотоводство. Как изменился вид поселений лесостепных и лесных жителей Урала! Постоянная внутренние вторжений неурядицы и опасность степняков стали причиной появлению тут городищ с иногда сложной совокупностью обороны.

Эти же обстоятельства, дополненные неравным перераспределением произведенных продуктов труда стали причиной оформлению у лесостепных и лесных уральских населений украины племен с выделением в различной степени знати. Степные кочевые народы сейчас повлияли на собственных лесостепных и лесных соседей кроме того в таковой тяжело поддающейся влияниям области, как верования.

Распространение у лесостепных и лесных племен Урала предметов оружия, снаряжения коней и украшений одежды, выполненных в зверином стиле,подтверждает это. Справедливости для нужно заявить, что у лесных народов распространился собственный, переосмысленный и приспособленный к местным условиям судьбы комплект образов звериного стиля. Связи с миром степей стали причиной появлению в лесных районах Урала разнообразных привезенных как из Средней Азии, так и из Северного Причерноморья и, кроме того Египта, вещей.

Урал средневековый

«Великое переселение» народов

Во II-IV столетиях н.э. в истории населений украины началась новая эра — средневековье. Археологи связывают ее начало с эрой великого переселения народов с востока. Открыло ее нашествие гуннов — тюркоязычных кочевников из Центральной Азии.

Случилось это во 2-ом веке н.э.

Саргатские племена (саргатская культура), населявшие тогда зауральские лесостепи, пробовали защититься от невиданных ранее завоевателей из Центральной Азии – гуннов, возводя пограничные валы на границах собственной области. Остатки невиданных по масштабам трудозатрат пограничных оборонительных линий сохранились до сих пор в Катайском и Куртамышском районах Курганской области. Упрочнения были напрасными.

Новые хозяева отечественных мест – кочевники-гунны, покинули собственные редкие погребения.

Одно из них, содержавшее украшения из низкопробного золота, украшенные вставками из гранатов кроваво-красного цвета, случайно было обнаружено в конце ХIХ века у озера Тишки. Профессор историиСергей Геннадьевич Боталов раскопал в этих местах громадной средневековый могильник, названный им Граултры. Вторжение гуннов открыло целую эру завоеваний.

разноязычные народы и Новые двигались приятель за втором через Зауралье с востока на запад.

Следы этих перемещений в виде погребений раскопанных местными обитателями «солдат с саблями» известны из окрестностей Бродокалмака и Ачликуля Красноармейского района.

в течении первого тысячелетия отечественной эры в степях Евразии пара раз обновлялось население. За гуннами евразийские степи заполняли приятель за втором разные тюркоязычные народы. Грандиозные по своим масштабам эти волны переселения сорвали с места и угроязычные народы Западной Сибири.

Все эти завоеватели по пути собирали под собственные флаги побежденные, довольно часто иноязычные народы, каковые кроме этого шли вместе с победителями.

Перемешивание на протяжении этих переселений разных народов формирует для археологов огромные трудности, в то время, когда они пробуют установить принадлежность тех либо иных культур к конкретной языковой группе и выяснить, откуда пришли эти люди. В большинстве случаев, по каждой средневековой культуре Южного Урала по этим вопросам среди ученых имеются разногласия.

Включение ираноязычных и угроязычных жителей Урала в состав чужих тюркоязычных кочевых объединений, вытеснение остатков ираноязычных народов на степные окраины и в лесную территорию Урала стало причиной смешению их с местными народами и к образованию смешанных культур. Период со 2 по 6 вв. – время т.н. тюркизации Великой Евразийской степи.

Череда народов

На Башкирии и территории Удмуртии в III-VII столетиях н.э. известны городища, селища и могильники скотоводческо-земледельческой бахмутинской культуры — потомков населения пьяноборской культуры раннего железного века. Археологи отмечают, что в V-VI столетиях бахмутинцы подверглись вторжению с запада прекрасно вооруженных инопланетян, захвативших тут власть, покинувших воинские могильники и растворившихся в итоге в завоеванном населении.

В центральную Башкирию в пятом веке из района Волго-Донья пробралась несколько населения турбаслинской скотоводческо-земледельческой культуры. предполагается, что люди данной культуры не кто иные, как уже знакомые вам поздние сарматы, поднятые со собственных мест вторжением гуннов и осевшие на Южном Урале. Примечателен обряд деформации черепов, принятый у этого народа. История турбаслинцев в Башкирии длилась до VIII века.

За турбаслинцами в шестом веке в лесостепях Башкирии появляется из Западной Сибири угроязычное население кушнаренковской культуры. За ними, кроме этого из лесостепей Зауралья в Южное Приуралье в середине VIII столетия переселяются племена караякуповской культуры, каковые прожили тут до второй половины IХ века. В караякуповцах исследователи видят … древних венгров, каковые, потом, переселились потом на запад до тех пор пока, наконец, не получили отчизну в том месте, где находится на данный момент государство Венгрия.

С историей древних венгров (венгров) в Южном Зауралье связывает узнаваемый южноуральский археолог С.Г. Боталов богатый на находки могильник на оз. Уелги в Кунашакском районе.

Необычный средневековый могильник финиша I тыс. до н.э. был случайно открыт и доисследован археологом В.С. Стоколосом на берегу оз. Синеглазово.

Кроме разнообразных серебряных предметов из погребения извлекли остатки иранской шелковой ткани с вытканными на ней изображениями вооруженного наездника.

Начиная с конца I тысячелетия н.э. на судьбу народов Южного Урала начало оказывать громадное влияние появившееся в Волго-Камье государство — Волжская Булгария. Об этом говорят находки булгарских предметов в погребениях южноуральских кочевников этого времени: глиняной посуды, изготовленной не вручную, как тысячи лет до этого, а на гончарном круге, разных украшений, монет и бус.

С ХI века южноуральские степи занимают тюркоязычные племена кочевников, принадлежавших к кипчакскому военно-политическому альянсу. Их история была прервана образованием и монгольским вторжением в 40-х годах ХIII века страны Золотая Орда. Погребение солдата ХIII–ХIV вв. археологи раскопали на территории современного пос.

Федоровка на р. Миасс. Погребенный солдат был одет в халат, покрытый красным шелком с золотым шитьем. В могилу кроме этого положили снаряжение боевого коня, нож с костяной рукоятью, обтянутой тисненой кожей.

На тканом поясе были прикреплены две кожаные сумочки – с древесным гребнем и прибором для добывания огня (кремешок спички и железное – «кресало» той эры).

Святилища у рек

В степях Южного Урала, где размещалась сейчас одна из областей Золотой Орды — улус Шибана, сейчас жили разноплеменные тюркоязычные кочевые племена, перемещенные монголами из Сибири и различных районов Алтая. Они принесли ко мне традиции собственной отчизны. Кроме погребальных монументов кочевников этого времени тут известны и святилища, возведенные ими в честь предков.

Святилища смотрелись как зимние дома кочевников.

Нижняя часть — из врытых вертикально четырех громадных каменных плит, поставленных оградкой; верхняя часть достраивалась из дерева. Время от времени вовнутрь оградки помещалось вертикально поставленное дерево, но не в качестве подпорки, а в соответствии с представлениями этих людей об устройстве Мира. В его центре, как они считали, растет мировое дерево — дерево судьбы, соединяющее отечественный мир с расположенным выше верхним миром.

Перед оградкой вкапывалось выполненное из камня изображение предка, а чуть поодаль — каменные столбики-перевязи. Археолог В. Кубарев постарался представить обряд поминок у аналогичного святилища. Он утвержает, что родственники-мужчины приезжали на торжественный пир на конях, оставляя их у каменных коновязей.

Каменный предок также учавствовал в пиршестве: ему мазали каменный рот бараньим салом.

По окончании поминального пира родственники уезжали, время от времени окончательно и ни при каких обстоятельствах больше не возвращались. Святилище время от времени сжигалось.

Южноуральские святилища средневековых кочевников — похожи на алтайские, но не во всем. Нет тут каменных коновязей. Но около некоторых оградок историки обнаружили остатки вертикальных древесных столбов. Возможно, это остатки подпорок для крыши святилища.

Но в полной мере возможно, что на этих столбах были развешаны посвященные предку чучела коней.

Данный обряд прекрасно известен у большинства кочевых народов. С восточной стороны южноуральских святилищ были вкопаны каменные плиты-стелы. На их восточных сторонах и были высечены лица усатых солдат-предков.

Только около 500-600 лет назад среди южноуральских кочевников, бывших язычниками, начинает распространяться ислам. Неспешно из обрядов погребения исчезает традиция помещать в могилу вещи. Погребенных начинают хоронить в соответствии с требованиями ислама.

В первые века II тысячелетия формируются как народ башкиры.

скотоводы и Земледельцы Приуралья

Волны великого переселения народов распространились на большом растоянии к северу от главных дорог кочевников. Кроме того в лесах Прикамья около середины I тысячелетия появляется курганный обряд погребения. Однако, в последних столетиях I тысячелетия в Верхнем Прикамье длилось старая линия исторического развития населений — украины населения раннего железного века.

Она представлена тут населением, как полагают археологи, финноязычной ломоватовской и угроязычной неволинской археологических культур оседлых земледельцев-скотоводов-охотников, у которых появляются особенные поселки металлургов-кузнецов. Позднее в Верхнем Прикамье распространяется родановская культура — земледельческо-скотоводческая культура с пашенным земледелием, большим уровнем развития ремесел, принадлежавшая ярким предкам коми-пермяков.

История родановцев протекала под сильным булгарским влиянием. Родановцы выступали как посредники в булгарской торговле с народами Зауралья и Севера Урала. В лесном Зауралье и на Северном Урале в первых столетиях II тысячелетия жили предки народов манси и хантов, узнаваемые археологам как юдинская югра и культура.

Они были охотниками — рыболовами. Громадное значение для средневековых таежных Западной Сибири и народов Зауралья имела многозвенная обменная торговля с Волжской Булгарией через население родановской культуры Прикамья. Как раз благодаря данной торговле в святилищах зауральских и западносибирских народов появляются серебряные изделия из Ирана, других стран и Византии, включая западноевропейские.

Так, как раз в средневековую эру случились наиболее значимые трансформации в истории уральских народов. Как раз тогда по большей части сформировалась карта их расселения.

Средневековые мавзолеи

Исследователи старой истории еще в ХVIII веке обрисовали известный сейчас средневековый мавзолей – «Башню Тамерлана».. Известный академик Петр-Симон Паллас специально для этого заехал ко мне, на возвышенность по-над озером в 5 км от современного с. Варна. Мавзолей возведен из узкого, в сравнении с современным, квадратного обожженного кирпича, на возвышенности, у высохшего Сейчас озера, на площадке, ограниченной рвом и валом.

Около – многие много погребений.

Мавзолей является сочетаниемразных количеств. Сверху – двенадцатигранная пирамида. Ниже – двенадцатигранная призма. Она покоится на низком цилиндре. Главное строение – кубической формы.

Вход расположен с южной стороны и оформлен величественным порталом.

К началу 1980-х годов строение было полуразрушено. Кладоискатели пробовали отыскать тут несуществующие клады и разбирали с целью этого стенки. Мавзолей вернули реставраторы.

Помогли картинки «Башни Тамерлана», выполненные сотрудниками экспедиции П.С. Палласа (ХVIII в.).

Во второй половине 80-х годов девятнцадцатого века археолог Э.Ю. Петри произвел в мавзолея раскопки и нашёл погребения как минимум несколько человек. В первой половине 60-х годов прошлого века археолог В.С.

Стоколос снова изучил «Башню Тамерлана». Ему удалось установить, что, по крайней мере, частично мавзолей был украшен цветными изразцами нескольких видов. В 1980-е годы археолог С.Г.

Боталов изучил погребения у мавзолея и заключил, что они были сооружены в средневековую эру, в ту пору, в то время, когда среди местных кочевых племен начал распространяться ислам.

С «Башней Тамерлана» связано множество преданий. Люди ХIХ–ХХ столетий пробовали растолковать ее появление в местных местах и связывали это событие с дочерью одного из средневековых завоевателей – Тимура (Тамерлана). Самый возможно, что мавзолей, ставший скоро священным местом, был сооружен в ХIV – ХVI вв. в одном из пунктов оживленного торгового пути, что связывал в Средние века отечественные степи со Средней Азией.

Подобный мавзолей известен в Каракалпакии (Республика Узбекистан).

Иную архитектурную традицию олицетворяют каменные мавзолеи в окрестностях г. Уфа (мавзолей Тура-и Хуссейн бека-хана). Они более связаны с архитектурными традициями Волжской Булгарии.

Глубокоуважаемые студенты!

Ниже публикуются очерки старой и средневековой истории края по природным территориям (степи, лесо-степи, горно-лесная часть Южного Урала). Эта часть будет нужна для тех, кто будет преподавать в конкретной части территории Южного Зауралья.

С уважением, Н.Б.

Весь Южный Урал_55. Башкирское Зауралье.


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: