Равенство поместных церквей

В соответствии с канонам, все Патриархи будут считаться равными между собой. На деле но Римские епископы, усвоившие себе вместе с Александрийскими и Антиохийскими Патриархами титул пап, уже с VI столетия начинают заявлять притязания на власть над всей кафолической Церковью, обосновывая их мнимым главенством Первоверховного апостола Петра, князя апостолов, как его именуют на Западе, над вторыми апостолами. На Востоке, что постоянно оставлял за Римскими епископами первенство чести и видел в них хранителей и защитников Православия, притязания на главенство в Церкви не вызывали никаких церковно-правовых последствий, а вот западные церкви неспешно, друг за другом, вправду появились в юрисдикции пап.

Особенно упорное сопротивление папским притязаниям оказывала Африканская Церковь; Карфагенский Собор включил в собственные правила Послание к папе Келестину (424 г.), которое вошло во все своды правил. В этом послании Собор отвергает право Римского папы принимать апелляции на судебные распоряжения собора африканских епископов. Но по окончании нашествия вандалов — ариан — обескровленная Африканская Церковь была вынужденной искать защиты у папы.

В это же время на Востоке (до Халкидонского Собора) к первенству стремились Александрийские епископы. Заслуги свв.Афанасия и Кирилла в защите Православия, тесный альянс Александрии с Римом, установившийся со времени св.Равенство поместных церквей

Афанасия, большой авторитет александрийской богословской школы, превосходившей по собственному научному уровню все остальные христианские школы империи — питали амбиции Александрийских пап.

Но низложение и осуждение главы Александрийской школы Диоскора Халкидонским Собором положило финиш этим несостоявшимся притязаниям.

С конца IV века на первое место выдвигается Константинопольский Патриарх. Благодаря политическому значению столицы Константинопольский Патриарх, к которому первому из всех епископов обращался император, купил значительные преимущества перед вторыми греческими Первоиерархами. Он приобрел статус посредника между другими Патриархами и императором.

Являясь в столицу, Александрийский, Антиохийский либо Иерусалимский Патриархи имели возможность представляться царю лишь по окончании предварительного доклада у Патриарха Константинополя. За епископами Нового Рима Халкидонский Собор признал право принимать апелляции на митрополитов Патриархата: Аще же на митрополита области епископ, либо клирик, имеет неудовольствие; да обращается либо к экзарху великия области, либо к престолу царствующаго Константинополя, и пред ним да судится (прав. 9).

В конце VI века, со времени св. Иоанна Постника, Константинопольские первоиерархи усваивают себе титул Мировых Патриархов, против чего тщетно протестовал отец Григорий Великий. Еще сильнее значение Константинопольских Патриархов как первоиерархов Греческого Востока, аналогичных Римским Патриархам латинского Запада, проявилось по окончании того, как область Иллирика (занимавшая Балканский полуостров), в которой преобладало греческое население, вместе с грекоязычной в ту эру Сицилией, императором Львом Исавром были изъяты из юрисдикции Рима и переданы в окормление Константинопольским Патриархам.

Значение остальных восточных патриархов, подорванное христологическими ересями, в то время, когда большинство Сирии и населения Египта отпала от Православной Церкви, а позже и арабским завоеванием этих государств, умалилось до крайности. Константинопольский Патриарх вправду остался единственным духовным главой всего христианского Востока. Эти исторические события дали предлог для изобретения византийскими канонистами еще одной неосновательной теории.

В толковании на 3-е правило II Мирового Собора Аристин писал: Однообразные преимущества и однообразную честь с римским епископом должен иметь и епископ Константинополя, как и в 28-м правиле Халкидонского собора осознано это правило, по причине того, что данный город имеется новый Рим и взял честь быть градом синклита и царя. Потому что предлог по (????) тут обозначает не честь, но время, подобное тому, как если бы кто сообщил: по многом времени и епископ Константинополя взял равную честь с епископом Римскими.

Возражая против для того чтобы надуманного толкования, Зонара отмечал: Кое-какие считаюм, что предлог по свидетельствует не умаление чести, а относительно позднейшее появление этого установления… Но 131 новелла Юстиниана, находящаяся в пятой книге Василик, титуле 3, дает основание в противном случае осознавать эти правила, как они и были осознаваемы этим императором. В ней говорится: Поставляем, в соответствии с с определениями Св.

Соборов, дабы Святейший отец древнего Рима первенствовализ всех иереев, а блаженнейший епископ Константинополя, Нового Рима, занимал второй чин по окончании Апостольского престола древнего Рима и имел преимущество чести пред всеми другими. Итак, светло видно, что предлог по свидетельствует уменьшение и умаление. Да в противном случае и нереально было бы сохранять тождество чести по отношению к обоим престолам.

Потому что нужно, дабы при возношении имен предстоятелей их один занимал первое, а второй — второе место, и в кафедрах, в то время, когда они сойдутся совместно, и в подписаниях, в то время, когда в них будет потребность. С Зонарой во всем согласен и Вальсамон. Но в Кормчей Книге взяла отражение точка зрения Аристина.

В толковании Кормчей сообщено: А аще рече правило, … не о том глаголет, якоже римскому честию больше быть, но о сказании времени се речено имеется.

Якоже бы некто, якоже се рек во многих летах равныя чести римскому епископу и Константина града епископ сподобися.

В поддержку притязаний Константинопольских иерархов на главенство в Церкви во второй половине XI века был выполнен греческий перевод фальшивой дарственной грамоты Константина Великого папе Сильвестру, в действительности составленной в Риме не ранее начала IX века. По смыслу данной грамоты Римский епископ появился не только духовным главой, но и мирским властителем Италии и всего Запада.

В Константинополе потерю этих преимуществ Римского папы, осознаваемых, само собой разумеется, не так обширно, связывали не столько с отпадением Рима от Мирового Православия, сколько с перемещением столицы, царского скипетра, из ветхого Рима в Новый Рим. Константинопольские Патриархи не претендовали, само собой разумеется, на светскую власть в империи, но опирались на данный фальсификат в отстаивании собственных притязаний на главенство в Церкви.

Не смотря на то, что, само собой разумеется, на более важном и глубоком уровне канонического мышления Константинополь не доходил до квалифицированной папистической теории. Все эти необычные измышления отражали не более чем тенденцию.

Первенствующее значение Константинопольского Патриарха на Православном Востоке не только сохранилось, но кроме того возросло по окончании падения Константинополя в 1453 г. Завоеватель Ромейской державы Мухаммед II признал Патриарха Геннадия Схолария главою всей райи — христианских подданных Порты — не только в духовном, но и в гражданском отношении. Константинопольские Патриархи взяли в Турции статус этнархов. Очень характерно и такое событие: Порта входила в сношения с Патриархом через МИД.

Подобно высшей церковной власти в древних автокефальных митрополиях, в Патриархатах церковная власть осуществлялась в единении Первоиерарха — предстоятеля с собором епископов. Но потому, что регулярные собрания епископов таких широких областей, какими являются патриархаты, связаны были с неудобствами и большими затруднениями, уже во время Мировых Соборов при патриарших кафедрах появились постоянные соборы, либо синоды епископов.

Слово синод свидетельствует Собор, но на русском оно начало употребляться в значении небольшой неизменно действующий собор. Особенную важность среди них имел, само собой разумеется, Константинопольский синод эндимуса (??????? ?????????). Он планировал из епископов и митрополитов, приезжавших в столицу по делам собственных Церквей, и иногда живших в ней по нескольку лет.

Именно поэтому Патриарх во всякое время имел возможность собрать много архиереев для принятия соборного ответа. По окончании падения Византии, в то время, когда к Патриарху с синодом перешла и гражданская власть над православными подданными Порты, в синод были включены и представители мирян — фанариоты, выбираемые народным собранием.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: