Раздел 3. содержательный компонент теоретического материала

Введение. Цель, задачи и содержание курса

Замысел

1. Кольский его значение и полуостров в культурном пространстве России.

2. Цель и задачи курса.

Главное содержание

Как мы знаем, русская культура в далеком прошлом стала явлением мировым. Она изобилует именами выдающихся ученых, политиков, священников, публичных деятелей, мастеров мастерства и многих простых людей, каковые создали превосходное культурное наследие России, внесли неповторимый вклад в судьбу мирового сообщества. Но, эта тема долгий период не была у нас очень популярной.

В начале XXI века культурное многообразие регионов России, уникальность исторического опыта населяющих ее народов — не только бесценное достояние прошлого, но и ответственный фактор модернизации либо обновления нашей жизни людей.

Кольский его окружение и полуостров — неповторимое по собственному историко-потенциалу и культурному значению явление. Многие народы в течении тысячелетий создали в этих своеобразных географических и климатических условиях широкую вариативность приспособления к среде, ее изменение, применение, осмысление, освящение в самых различных культурных формах.

О народах, культурах и обществах этого субрегиона Северной Европы существует множество мифов, преданий, сказаний, исторических свидетельств, трудов и летописей мира о миграциях и войнах, высоких взлетах периодов и культурного творчества его угасания либо гомеостаза.Раздел 3. содержательный компонент теоретического материала На территории полуострова имеется множество монументов культуры, каковые являются неординарным достоянием всего человечества и каковые составляют гордую память его современных граждан.

В отличие от вторых учебных предметов данный курс есть интегративным. В нем в итоговом виде употребляются эти различных экономики (и наук истории, экологии и географии, искусствоведения и литературоведения, этнографии и археологии, философии и педагогики). Курс является способомсинтеза и сопоставления разного знания в едином смысловом поле региональной культурологии.

Неспециализированная цель курса — обеспечение целостной главной культурной компетентностью студента по отношению к судьбе регионального сообщества.

Задачи обучения:

— постичь историю культуры региона, многообразный опыт судьбы его народов, получить историко-культурное сознание (региональную культурную память) и культурную идентичность;

— ввести формирующуюся личность в историко-культурное пространство собственного региона и живую воздух его современного культуротворчества;

— привить интерес, любовь и уважение к почва и людям собственного края, научить осваивать и сохранять природное и культурное наследие;

— дать системное представление о характере развития и своём регионе его разных социокультурных сфер;

— содействовать формированию личности выпускника университета с большим уровнем культурного самосознания, толерантным ценностным ядром;

— обратиться к тем личностям, каковые покинули весомый след в истории региона, память о которых живет в мифологии, эпосе, преданиях, монументах, архитектурных ансамблях, в промышленных комплексах, в морском деле, в экономике, в политике, в этнических знаках, топонимике, в образовании, в науке, в мастерстве, в опытном и народном сознании.

Тема: Теоретические основания изучения истории культуры Кольского Заполярья

Замысел

1. Понятия «общество» и «культура».

2. Понятия «региональная» культура «и регион».

3. Культурогенез как своеобразный тип культурной изменчивости и его факторы.

4. Понятия «неспециализированный» и «локальный» типы культуры.

5. периодизации культуры и Проблемы типологии Кольского Заполярья.

6. История культуры региона как саморазвитие сложноорганизованной совокупности в динамичной природной и социальной среде.

Главное содержание

Изучение культуры любого региона России и всей земли требует определенного теоретического инструментария, благодаря которому возможно обрисовать особенности неспециализированных и конкретных историко-культурных процессов, состояний, форм и явлений. С целью этого разглядим пара главных категорий, научных методов и понятий, нужных и достаточных для постижения истории культуротворчества народов состояния и Мурманского края его современной культуры.

Основное понятие данного курса – «культура». Это понятие имеет различную философскую трактовку, зависящую от мировоззренческих установок той либо другой философской школы. Вместе с тем культуру как сверхсложное явление с различных сторон изучают особые науки — история, этнография, археология, искусствоведение и другие — и дают ее односторонние определения со собственных позиций.

В последние сто лет начала складываться особенная наука — культурология.

Она есть неспециализированной теорией культуры и изучает культуру как системную целостность, системы и элементы которой находятся в функциональных соотношениях и разнообразных структурах и исторически изменяются. Не обращая внимания на удачи развития культурологии в последние десятилетия, ее научные выводы еще не стали достоянием публичного сознания всех людей. Весьма многие под «культурой» знают мастерство, массовые шоу, просвещение либо культурность.

Как мы знаем, латинское слово «cultura» обозначало живую сообщение человека с природой, что подразумевало возделывание внешней природы и совершенствование природы самого человека, развитие его творческих способностей и духовных.

Самый созданным и обоснованным пониманием культуры в современной науке есть, во-первых, познание ее внебиологической природы, т.е. культура создана самим человеком. Человек, общество являются творцами и в один момент творением культуры, исходя из этого отождествлять общество и культуру запрещено.

Всю землю вещей, преображенных ландшафтов, мир ценностей и идей, грезы и художественные образы, симфонии и войны, автомобиль и чувство стыда, научные формулы и любовь, монумент и ложка и т.д. — все это явления культуры, порождающиеся в истории людской деятельностью: мышлением, эмоциями, трудом, игрой и т.д. Во-вторых, культура — метод бытия людей, атрибут людской существования. Иначе говоря культура — это мир неестественных объектов и заученного поведения, в котором выражен, воплощен человеческий дух[1].

В качестве самоё полного и правильного по сути, мы полагаем то научное определение понятия «культура», которое сформулировано петербургским доктором наук М.С. Каганом. «Культура, — пишет ученый, — имеется системная, исторически появившаяся и исторически изменяющаяся многосторонняя целостность своеобразны людских способов деятельности и ее определенных плодов — материальных, духовных и художественных (потому, что в мастерстве духовная материальная формы и содержательность взаимно отождествляются, образуя своеобразный информационно-семантический текст)»[2].

Так, на самый обобщённом теоретическом уровне структура культуры включает три взаимосвязанных компонента. Это материальная культура (вещи, предметы, тело, организации и т.д.), духовная культура (знания научные и обыденные, и ценности и самые различные проекты), художественная культура (все разновидности и виды мастерства как конкретно-исторические их значение и явления культуры).

Потому, что единицей изучения истории культуры есть регион (Северо-Запад России) и его субрегион (Кольское Заполярье), направляться разглядеть понятие «регион». Согласно точки зрения французского лингвиста Э. Бенвиниста, обрисовавшего лексикон старого общеиндоевропейского языка, слово «регион» восходит к санскритскому raj-(on) и латинскому rex (царь)[3]. На данный момент определения понятия «регион» дается с позиций различных наук — географии, экономики, демографии, геополитики, и др.

В культурологическом рассмотрении регион есть своеобразной историко- культурной территорией, в которой складываются и взаимодействуют реональны субъекты (народы, этносы, нации). Не обращая внимания на то, что в течении долгого времени смогут изменяться этносы, языки, публичные отношения, формы художественного творчества, методы хозяйственной деятельности, историко — культурные территории остаются, сохраняя черты устойчивости (размеры, границы, иногда имена и др.). Они образуют достаточно стабильную картину российского и планетарного культурно — исторического пространства[4].

Изучение истории культуры Кольского региона связано с проблемами динамики культуры и культурогенезом. Ко мне относятся методы распространения культурных явлений, их функционирование, формы коммуникации, изменчивости и накопления опыта, его усвоение, маркировка и символизация среды обитания, методы регуляции и социокультурной организации, эволюция культурных совокупностей, их становление и смена нового культурного порядка.

Что касается понятия «культурогенез», то под ним подразумевается не только формирования культуры и стадия происхождения первобытного общества. но и происхождения новых феноменов, не существующих ранее» [5].

периодизации и Проблема типологии считается серьёзным теоретическим вопросом изучения истории культуры.

Подразделение культур на те либо иные типы осуществляется на базе различных показателей:

а) по духовно-культурным чертам;

б) по экономической;

специфике;

в) по художественно-стилевым показателям;

г) по природно-территориальным условиям существования;

д) по стадиям, периодам либо эрам исторического развития.

Кольское Заполярье рассматривается как субрегион Северо_- Западного региона России, а его культура как локальный тип по отношению к неспециализированному региональному типу культуры.

Историю культуры Кольской почвы подразделяется на общепринятые большие исторические периоды: старейший мир, старый мир, средневековье, новое время, современность. Но эта достаточно абстрактная периодизация конкретизируется на базе выделения своеобразных типов и этапов развития культуры в разглядываемом регионе.

Выделим, что развитие культуры народов любого региона мира и всего человечества не есть плавной эволюцией либо линейной сменой различных социальных и культурных формаций, обусловленной внешними факторами. Это итог самодеятельности различных исторических общностей.

Тема: Ландшафтно-экологическая черта Кольского края и история изучения его культуры

Замысел

1. Ознакомление с географической картой Кольского полуострова и сопредельными ему территориями.

2. Неспециализированная черта природных условий региона и их исторических изменений.

3. Кольское Заполярье как дом бытия человека.

4. Кольское Заполярье в истории науки.

5. История изучения культуры региона.

Главное содержание

Природный мир Кольского полуострова — неповторимая физико-географическая территория Северной Евразии. Он представляет собой необыкновенную каменную летопись, на древних страницах которой, в разных напластованиях горных пород раскрывается вечно продолжительная для людской сознания история самой Почвы. Это восточная часть физико-географического ареала- Фенноскандии.

На севере Кольский полуостров омывается водами Баренцева моря – части величавого Ледовитого океана, а на юге и востоке – волнами Белого моря. Расположен полуостров в пределах Балтийского кристаллического щита, и по возрасту слагающихся пород Кольская почва с Карелией считается его старейшим ядром. В четвертичное время эта территория была одним из наибольших центров оледенения Евразии.

Действием ледника обусловлена сглаженность и округлость форм рельефа, наличие фьордов на северо-западе полуострова.

Примерно 13,5 — 13 тысяч лет тому назад началось глобальное позднеледниковое потепление с двумя интенсивными фазами (13,2 — 12,3 тысячи лет и 11,9 — 10,3 тысяч лет назад)[6]. Потом в течении мезолитической эры (с нижней границы голоцена) длилось неуклонное потепление климата, приведшее около 8 тысяч лет назад к установлению климатического оптимума. Потепление было очень большим.

Это время было периодом драматической перестройки всех главных элементов природной среды Евразии.

В работах современных палеоклиматологов находятся свидетельства о том, что в связи с глобальным потеплением, субарктические леса сместились приблизительно на 300 км севернее нынешней полярной границы, а в VII – V тысячелетии до н.э. среднегодовая температура не опускалась ниже нуля градусов по шкале Цельсия. На указанный период на Крайнем Севере приходится «полный максимум березы»; в том месте росли сосновые и еловые леса, и деревья широколиственных пород в сочетании со злаково-разнотравным покровом земли.

Данный факт был обоснован геологами при разработке сверхглубокой скважины на Кольском полуострове. Тундра начала сменять леса только к III тысячелетию до н.э. До этого в условиях мягкого климата арктических районов существовали все условия для развития культуры живших в том месте народов[7].

Во время голоцена территория Северо–Западного региона не оставалась стабильной в тектоническом отношении. Освобождение от тяжести ледникового покрова привели тут к стремительному и замечательному поднятию центральных областей Фенноскандии, к появлению громадного количества пологих холмов и гор, трансформации морей и уровня океана, к образованию многих рек, озер, торфяников и болотистых почв.

Сейчас случилось вымирание последовательности больших млекопитающих, к примеру, мамонта, шерстистого носорога, и перераспределение некоторых животных в регионе. В тундровой территории стали распространяться песец, куропатка, пеструшка, а в таежной – северный олень, лось, медведь, белка. Озера были богаты пресноводной рыбой, планктоном, они завлекали водоплавающую птицу, а побережья морей располагали древних жителей полуострова к промыслам за морским зверем.

На климат Кольского полуострова громадное влияние стали оказывать Нордкапское течение и Атлантика, благодаря чему он тут менее жёсток и более мокр, чем в других северных регионах. Вместе с тем северное положение полуострова определяет большое продвижение холодных арктических воздушных весов и маленькую величину солнечной радиации.

В связи с возникновением тундры изменился почвенный покров. Он поверхностен, а на выступах каменных пород и крутых склонах часто отсутствует. Межгорья и пологие бугры покрыты кустарником и ягельником, летом растет мох, трава, ягоды и грибы.

невысокие деревья и Карликовые заросли, каковые покрывают треть поверхности полуострова, не сдерживают порывов неожиданного северного ветра.

Кольский полуостров имеет необычный рельеф. Громаднейших высот территория достигает на западе. Тут расположены горные массивы с плоскими вершинами высотой до 1000 метров и лишь отдельные вершины Хибин, Ловозерских тундр и Мончетундры превышают тысячу метров высоты.

Более спокойный волнистый рельеф характерен для восточной части полуострова.

Значительной изюминкой полярного региона есть наличие двух главных времен года: маленького лета и долгой зимы, и столь необычные явления как сполохи северного сияния, кислородная и ультрафиолетовая недостаточность, штормовые ветры, вечная мерзлота, влияние теплого течения Гольфстрим.

Природный мир в значительной мере определял форму хозяйства, образ судьбы, бытовой уклад, особенности художественного творчества и духовного склада населений украины на всех этапах их существования в этом регионе. Вместе с тем люди по различному приспосабливались к этому природному миру и в различной степени поменяли его ландшафт в течении истории.

Необычайную силу действия природы на мир человека отличали многие исследователи Кольского Заполярья. К примеру, М.А. Кастрен писал в собственных заметках: «В Лапландии красота природы и летом, и зимою не в разнообразии, а в нескончаемом однообразии.

Как ни смутна, ни однообразна картина, она действует, но ж, на человеческий дух страно очень сильно.

Куда ни взглянешь около себя, на каждой мельчайшей точке неизмеримого снегового моря видишь какое-то особое перемещение, легкое дрожание, столь пленительное, что опасаешься утонуть в созерцании его. Посмотришь на вершины скал – они облиты вспыхивающим светом, и вам думается, что он подобно пламени вулкана, выходит из самой скалы. Данный свет разливается и по всему небу; погорит какое количество времени и исчезает, дабы через пара мин. вспыхнуть опять и провалиться сквозь землю»[8].

Второй современный французский исследователь населений украины Жан Малори отмечал, что полярная ночь и полярный день, изменение широты воздействует кроме того на женщин и хронобиологию мужчин, развивает у северян «слуховую и зрительную гиперчувствительность»[9], особенное восприятие мира.

Природа – экос человека, что он на протяжении собственной культурной деятельности осваивает, изменяет, одомашнивает и одухотворяет либо же варварски мучает и разрушает. Необходимо быть очень разумным и развитым народом, дабы жить с природой в гармонии, развиваться в коэволюции, нравственно-эстетически понимать свое природное месторазвитие.

Очень многое народы северо-запада впечатляющим образом высказывали собственную любовь к собственному «дому бытия» в публицистике, мастерстве, деле воспитания людей в самых разнообразных формах. К примеру, у финнов начала XX века кроме того в путеводителях по собственной стране прорывалось особенное чувство к родной природе. Послушаем их голоса.

«Имеется что-то чудное и поучительное, — писал К.Б. Грэнхаген, — в созерцании борьбы живой природы с полярными силами. В то время, когда едешь от южной Финляндии к северной и потом к Лапландским пустынным равнинам, то через каждые сто верст чувствуешь чувство, как бы перехода от судьбы к смертной казни.

В сущности же жизнь нигде не вымерла; она борется еще на окраинах вечного снега…

Человек находится в постоянной борьбе за собственный существование, добывая себе пищу у почвы и воды. В этом государстве так мало смеющейся беззаботной роскоши и прелести юга, что радость – скользнувший луч солнца… Жёсткая задумчивость, смешанная с грустной ухмылкой, покоится на челе Финляндии.

Ее красота довольно часто бледна как северное сияние, и безрадосно задумчива, как чёрный ее бор…

Возможно ли обожать страну такую жёсткую, холодную, полную лишений? Спросите о том народ, которого будущее закинула так на большом растоянии, на обледеневшие берега севера, и он ответит: «Да, мы любим ее выше всего, поскольку мы для нее можем отказаться от всего. Мы любим ее оттого, что она – отечественный корень земля отечественного существа, и мы таковы, как отечественная почва создала нас – жёсткий, холодный борющийся народ, жаждущий солнца, простирающий объятья к новой заре…

Зима, — продолжает К.Б. Грэмхаген, — со собственными чудными северными сияниями, белыми сугробами, звенящими бубенчиками, стремительной ходьбою на лыжах и своим комфортным очагом, — так любима, что любой северянин, оказавшись на юге, с радостью бы променял вечное лето на одну пригоршню снега…»[10]

Создатель этого текста отмечает, что любовь финна к собственной отчизне вправду глубокая, и она проявляется у него с младенческих лет. И что значительно, она «фиксируется в школах под руководством наставников. Его любовь разумная и сознательная, и от того прочная, как прочен гранитный остов его матери – почвы.

Она неразрывно связана с нею узами собственного бытия, он – живое воплощение ее»[11].

не меньше проникновенные строчки посвящали собственной заполярной отчизне саамы и норвежцы, шведы и поморы, и обитатели советского Мурмана и современники. Но об этом – в других лекциях.

направляться подчернуть, что культура Кольского Заполярья, ее природа и люди в далеком прошлом завлекали русских и европейских исследователей. Многие из них дали броские описания этих мест, намерено изучили многие деятельности древних и страны жизни, древних и современных населений украины.

Разглядим сейчас коротко историю изучения культуры жителей полуострова.

Кольское Заполярье в истории науки.Сведения о культуре и народах содержат в целом последовательности средневековых источников и древних, в документах Нового и записках путешественников времени, в особых изучениях финиша XIX — начала XXI века. Серьёзными источниками являются произведения архитектонического и изобразительного мастерства – монументальные сооружения различных лет, гравировки и наскальная живопись, предметы художественного ремесла, вещной мир битв и труда, и мифы, легенды, «преданья старины глубокой».

самые ранние сведения о народах Кольского региона находятся в письменных источниках. Это сведения о саамах, каковые имеются, к примеру, во Глобальной истории короля Англии Альфреда, в описаниях норвежского мореплавателя Оросия между 887 — 893 г.г., в папской булле 1171 г., в свидетельствах об аборигенах края Саксона Грамматика, Тацита, в скандинавских сагах.

Особенную сокровище для изучения средневековья имеют карело-финский эпос «Калевала», эстонский «Калевипоэг», сведения русских летописей первой половины XI века, летопись 1216 г. с первым упоминанием об уплате дани населением Терского берега новгородцам, устав Ярослава о мостовых пошлинах, Писцовые книги финиша XIII века, вкладные грамоты, рукописные житии Стефана Великопермского, контракт князя и новгородцев Ярослава Тверского и другие рукописные документы. Серьёзное значение имеют эти топонимики, сообщения о заглавии населения – «лопари», о местах новгородцев и расселения саамов-поморов.

Сведения о средневековой культуре саамов Кольского полуострова в русских источниках до XV века немногочисленны, но они дают некое представление о народе, его месторазвитии, изюминках судьбы, верах и некоторых обычаях. Имеются письменные свидетельства о вхождении Кольского полуострова в состав Новгородской почвы: Правды «и текст» (около 1200), договорная грамота (1265), в которой край назван волостью «Тре», новгородская летопись (1419) с упоминанием погоста Варзуга, царская грамота (1496) о запрете продажи и ввоза лопарям спиртных напитков, записи в «Сотной выписи» (1563) о новых поселениях Порья Кандалакша и Губа, свидетельство голландского торговца Симона ван Саллингена о появлении поселения Кола. Исследователи продемонстрировали, что на берегах Баренцева моря неспешно складывается субрегион Русского Севера.

Приблизительно в середине XV века историей края занялись соловецкие монахи. Самое раннее из дошедших письменных свидетельств о плаваниях на протяжении северного берега Кольского полуострова — описания путешествий, идеальных русским консульством во главе с дьяком Григорием Истомой в Данию (1496 г.), Дмитрия и Власия Герасимовых
(финиш XV-начало XVI в.в.). Отмечается, что в середине XVI века Кольский полуостров уже был нанесен на русские географические карты. В- картографическом документе эры — «Книге Громадного чертежа» Столичного страны (1627), эта территория изображена с заглавиями рек, островов, озер, последовательности поселений (Кола, Печенга, Кандалакша, Варзуга, Умба).

0 характере заселенности Кольского полуострова, и занятиях их обитателей в XVII века представление дает писцовая книга Красный Михалкова и «Варзужский сборник» монаха Андриана.

До начала XVIII века не было научного изучения Мурмана. Развитие капитализма в Российской Федерации в конце XIX века обусловило освоение достатков Кольского Севера и активизировало интерес всего общества к изучению Русской Лапландии. Стали организовываться научные экспедиции.

На страницах периодических и научных изданий публиковались итоги и очерки особых изучений местности. В начале ХХ века со постройкой железной дороги, горнодобывающих фирм, с основанием новых городов (Североморск, 1899; Мурманск, 1915) увеличилось население и усилилось научное изучение региона.

Историографический анализ говорит о том, что солидный вклад в научное изучение региона внесли историки, этнографы, географы XIX – начала XX в.в. В.Ю. Визе,М.-А.

Кастрен, А.И. Кельсиев, С.В.

Максимов, А.В. Марков, В.И. Немирович – Данченко, Д.Н. Островский, Н.Н. Харузин, В.Н. Харузина, В.Н. Львов, С.Ф.

Огородников, Д.Н.

Островский, И.П. Шаскольский и другие.

В конце XIX — начале XX в.в. Мурман стал предметом внимания искусства русской и деятелей культуры. Писатели (К.К.

Случевский, М.М.

Пришвин и др.), живописцы (А.Н. Бенуа, В.В. Верещагин, К.А. Коровин, В.А.

Серов и др.) стали посвящать ему собственные произведения. В русской литературе, живописи и графике показался образ представителей северных их культуры и народов.

Особенный интерес об этнической культуре региона воображают статьи Н.Н. Харузина «О песне и лопарской бывальщине» и «О нойдах у современных лопарей и древних», В.Н. Харузиной «Примитивные формы драматического мастерства» с описанием лопарской игры в оленя, работа А.В.

Маркова«Былинная традиция на Зимнем берегу Белого моря» с собранием былин и стихов поморского фольклора, В.Ю.

Визе «Лопарская музыка», «Лопарские сейды», «Народный эпос русских лопарей» с фольклорными и этнографическими изысканиями, записью нотного текста народных песен саами, с описанием сейдов и лабиринтов.

В довоенный коммунистический период создаются комитеты по охране монументов истории, интенсивно начинается археологическая наука, музейное дело, планирует большой художественный материал, публикуются сообщения, доклады, статьи. Публикации 30-х годов носили по большей части информационно-справочный темперамент. Кое-какие неприятности художественного творчества саамов, поморов и коми-ижемцев обсуждались в трудах историков, археологов, этнографов, географов (В.К.

Алымов, Д.А. Золотарев, К. В. Доброхотов,С. В. Керцелли, В.В. Чарнолуский, З.Е. Черняков и др.).

В послевоенное время в следствии многих археолого-этнографических экспедиций был собран широкий фонд артефактов истории региона, каковые публиковались в сборниках и разнообразных статьях таких авторов, к примеру, как Н.Н. Гурина, Л.В. Ершов,Б.И. Кошечкин, Т.В. Лукьянченко, Ю.В.

Титов, С.А.

Токарев, В.Я. Шумкин. Началась громадная и плодотворная работа по изучению саамского языка.

Особенный вклад в эту область внесли М.Г. Воскобойников, Г.М. Керт, В.В. Сенкевич-Гудкова, В.В. Чарнолуский.

Среди исторических трудов выделяются фундаментальные изучения мурманских ученых-краеведов А.А. Киселева, В.Я. Шашкова, В.В.

Дранишникова, И.Ф.

Ушакова. Изобразительному мастерству саамов посвящены статьи Н.М. Ведерниковой, В.У. Плюхина, монография А.Г.

Косьменко. В них анализируются по большей части технологические стороны художественных ремесел, таких как изделия из меха, сукна, образцы вышивки бисером, резьба по кости и дереву. Музыкально-песенное творчество саамов изучалось незначительно в силу сложности особенностей и музыкального языка его строения.

Тут необходимо отметить работы В.Ю. Визе, Н. Чулаки, В.В.

Сенкевич-Гудковой, И.К. Травиной.

Изучение мастерства Кольского Заполярья в последние десятилетия было сориентировано на познание фольклора, классических ремесел, и обнаружение этнической истории саамов, поморов и коми.

Результатом научной деятельности известного этнографа В.В. Чарнолуского стали статьи о лабиринтах, курганах, строении изгородей, дымокуров, о пригонах, коралях, обрядах, преданиях, языке саами. Он был первым из исследователей, которому саамы поведали собственные сакральные мифы.

Значительным вкладом в художественную культуру Кольского Заполярья стали многие его коллекция и литературные произведения графических работ, посвященных Лапландии. Вопросу происхождения саами был посвящен Интернациональный конгресс финно-угроведов в городе Сыктывкар Коми АССР в 1985 году.

Изучение этнокультурной истории поморов, определение локальных вариантов их декоративно-прикладного мастерства предприняты в работах Т.А. Бернштам, Н.С.Теребихина, в статьях Г.С. Масловой, П.П. Медведева, И.Н.

Ухановой, В.А. Шелега. К настоящему времени совершены изучения таких слагаемых поморской художественно-музыкальной культуры, как предания и поморские сказки (А.Н.

Нечаев, А.И. Никифоров, О.Э. Озаровская, Л.Т. Пантелеева, А.П. Разумова); былинно-балладный эпос (Е.Е. Васильева, С.И. Дмитриева, Д.С.

Лихачёв и др.); свадебный и календарный обряды (Т.А.

Бернштам, И.И. Земцовский, Н.П. Колпакова, Ю.Е. Красовская, В.А.

Лапин, Т. Шмелёва и др.); комплекс песенных жанров (светло синий.М. Балашов, Ю.Е. Красовская, В.М.

Щуров, Н.Г. др и яковенко.)

В конце 80-начале 90 годов XX в. фольклористами и этнографами активизировалась работа по изучению классического народного мастерства коми и его семиотике. Результаты научных изучений коми-ижемской культуры нашли собственный отражение в этнографических работах И.В. Ильиной, И.Л.

Жеребцова, Н.Д.

Конакова, А.Г. Косьменко, О.В. Котова, Ю.Г. Рочева.

В области художественного краеведения накоплен информационный материал по архитектуре, изобразительному мастерству, литературе, музыкальному и театральному творчеству Мурманского региона. Это и научно-популярные работы А.Н. Неруша «Города Кольского Севера» (1978) и «Мурманск – город-герой» (1988), воображающие историю муниципального строительства; справочное издание Вл.

Сорокажерд

Курильские острова: история территориального спора (рассказывает историк Андрей Фесюн)


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: