Разновидности выставок-диалогов

Персональная либо тематическая экспозиция, дополненная дискуссией, делается значительно увлекательнее и уже получает форму выставки-дискуссии. Цель таковой книжной экспозиции – вызвать у читателей желание спорить, полемизировать, высказывать собственный вывод по какому-либо вопросу. Для этого на стендах нужно представить литературу, освещающую выбранную проблему с различных точек зрения.

Композиционно такую выставку конструируют как дискуссию: одна ее добрая половина воображает хорошие отклики о книге, событии, явлении, вторая – негативные. На темперамент экспозиции читателю показывает, в первую очередь, формулировка ее заглавия. Допустим, «Школьная реформа: pro et contra» либо «Кто прав в оценке книги…?».

Обратимся к исторической тематике. Всем как мы знаем, что никакое явление нельзя оценивать конкретно, тем более деятельность большинства политических и исторических личностей.

К примеру, «Николай II: кто он?»

Разделы выставки:

1. Великий самодержец?

2. Кровавый убийца?

3. Невинная жертва событий?

Обращение к читателям возможно заявлено в теме вместе с цитатой: «Личность последнего русского императора до сих пор будоражит умы и вызывает споры. А какой точки зрения придерживаетесь вы?».

Очень нужна, в особенности для детей,будет организация выставок-словарей.Их цель – растолковывать значение понятий и терминов, предоставлять дополнительную данные о них.Разновидности выставок-диалогов Тут ответствен не столько факт объяснения, сколько возможность приучить читателей самостоятельно применять справочные издания. самые популярные из них представлены на выставке с закладками на соответствующих страницах.

Наряду с этим возможно поставить рядом случаи потребления нового слова в контексте, раскрыв книгу на нужном месте либо скопировав с повышением фрагмент текста.

Термины смогут быть какие конкретно угодно – экономические, политические, литературоведческие. Заглавиями разделов послужат понятия с определениями из толкового словаря, либо цитаты. Рядом размещаются книги.

К выставке-словарю содержательно примыкает выставка-вопрос (варианты названий: «Задаёте вопросы – отвечаем», либо «Из-за чего так происходит»?, «Знаешь ли ты собственные права?»), обусловленная обращением читателя к библиотекарю. В других обстановках их формулирует сам библиотекарь, исходя из содержания и читательских интересов имеющихся в фонде научно-журналов и популярных книг. Такая выставка значима и тем, что по-своему приучает детей самостоятельно пользоваться информационными источниками.

Достаточно только, отвечая на «каверзный» вопрос, дать отсылку к словарю, справочнику либо энциклопедии, и сайту в сети.

Выставка-диалог – это заочный разговор библиотекаря и читателя. Одна из школьных библиотек Нижнего Новгорода на выставке «Возраст ошибок и тревог» предлагает применять «соавторство» читателя и библиотекаря. Рядом с экспозицией на импровизированной школьной доске сотрудник библиотеки поместила высказывания подростков – ответы на вопросы заочной дискуссии по теме презентации.

Особенное внимание уделялось двум книгам: Л. С. Симоновой «Круг» и Л. Е. Нечаева «Ожидание приятеля». По ним читателям внесли предложение ответить на вопросы:

1. В повести Л. Нечаева «Ожидание приятеля» даны шесть способов понравиться людям. Со всеми ли вы согласны? Что бы еще добавили?

2. Из-за чего книга Л. Симоновой названа «Круг»? Существует ли выход из замкнутого круга?

Проводником обратной связи с читателями служил школьный ранец. В неизвестную «Тетрадь твоих откровений» парни записывали собственные мысли, неприятности, вопросы – задавали вопросы совета у сверстников, взрослых.

К экспозициям, создаваемым совместно с юношеством и детьми, относится и игровая книжно-иллюстративная «выставка-обстановка». Организуемая для подростков, она моделирует необыкновенные события, о которых они грезят: «Эту книгу я заберу с собой… на необитаемый остров, в космическое путешествие, в дальний и рискованный поход и т. п.». Предполагается, что книги на стеллажи ставят сами пользователи библиотеки.

Работа с читательскими отзывами о произведениях – давешняя традиция отечественных библиотек. Отзывы экспонируют по-различному. К примеру, они являются одним из серьёзных элементов еще одной разновидности нестандартной выставки-бенефиса читателя.

Ее, к примеру, возможно назвать «Лучшие читатели года».

Цель таковой экспозиции – привлечь интерес ребят к изданиям, привёдшим к интересу у сверстников. В этом случае, как и при организации книжных развалов применяют эффекты косвенной советы: вниманию визитёров представляются увеличенные ксерокопии читательских формуляров, фотографии книгочеев, количественные сведения о прочтённых книгах, отзывы и сами книги о них.

Выставка-икебана – на ней в обязательном порядке необходимы живые либо засушенные цветы, оформленные в композицию, и книги, статьи по цветоводству, отрывки и стихи из художественных произведений, посвященных растениеводству. Экспозицию возможно дополнить репродукциями натюрмортов либо картинами. Заглавия выставок: «Цветы – отечественные ласковые приятели», «Цветы нам ласково радовались», «Мир цветов, красивый и загадочный», «Имеется в цветах и травах целительная сила».

Выставка-концепцияили выставка-размышление в большинстве случаев есть плодом творчества сходу нескольких человек: автора идеи (проекта), художника и библиографа-оформителя (дизайнера). Экспонируют ее в течении 1–1,5 месяцев. Необходимым элементом таковой выставки есть указание всех авторов, что согласно данным изучений повышает статус сотрудников библиотеки в глазах пользователей, стимулируя так чувство ответственности создателей экспозиции.

Разглядим выставку «Аршином неспециализированным не измерить», посвященную юбилею А. С. Пушкина. Автору концепции принципиально важно донести до визитёров мысли автора «Капитанской дочки», «Истории Пугачева» и «Бориса Годунова» о «тщетном и безжалостном» русском бунте. К этим произведениям А. С. Пушкина на экспозиции логически примыкают «Бесы» Ф. М. Достоевского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Белая гвардия» М. А. другие книги и Булгакова, включая произведения отечественных современников.

Кроме тщательного отбора литературных произведений, автору выставки нужно строго вычислить время ее проведения – период подготовки старшеклассников к выпускным экзаменам в школе и вступительным – в вузах.

Выставку-настроениеможно поставить в один смысловой последовательность с выставкой-размышлением. В ней ярко выражено личностное начало автора-библиотекаря, но наряду с этим превалирует эмоциональная составляющая. Примером может выступить экспозиция цветных фотографий «Архитектура осени».

Ее сопровождают поздние цветы в напольных керамических вазах, жёлтого красной клёна и ветки рябины, каковые гармонично взаимодействуют с фотоиллюстрациями.

Рядом библиотекари смогут разместить книжный последовательность «Русской осени очарованье…», где будут представлены стихотворения русских поэтов об этом времени года, которое по праву считается самой творческой иногда (опыт библиотек Белгородской области).

Выставка-поиск. Дабы школьники – завтрашние студенты – были на «ты» с картотеками и каталогами библиотеки, возможно создать выставку-поиск (к примеру: «История России в лицах: от Рюриковичей до Петра»), представить только часть литературы, которая имеется в библиотеке, после этого пригласить школьников, разбить их на 2 команды и дать задание: за 45 мин. посредством картотек и каталогов отыскать всю нехватающую литературу и разместить ее на витрине выставки.

Выставка-сюрприз подразумевает уникальное дизайнерское ответ. К примеру, в Ивановской областной библиотеке для юношества и детей в один раз появилась мысль создать необыкновенную выставку ко Дню хохота – 1 апреля, под заголовком «Первоапрельский кутюр», которая представляла собой необычный подиум, появившийся из положенного на пол книжного стеллажа. Покрытый материей, он демонстрировал собственный классическое назначение и одновременно новый «вариант» применения.

Книги на перевернутом стеллаже находились не в ряд, как на простой полке, а стопками. Одна из них напоминала по форме винтовую лестницу, вторая – выстроенный из книг домик. Издания – с закладками «по месту прописки» увлекательных литературных произведений, и статей – и вовсе были непоследовательно разбросаны по подиуму.

Визуальным центром выставки стал портрет «грустного клоуна» с важным усталым лицом – Юрия Никулина. Рядом находились аксессуары из фильмов с его участием: многоцветный женский зонтик, шарфик. Библиотекари – творцы выставки – разглядывали их как «приманку», вычисленную на ненавязчивое привлечение внимания читателей.

Беспорядок, как и помой-му случайный отбор книг с однообразным форматом, был кажущимся. Потому, что грустное и радостное постоянно соседствуют в жизни, в выставке «принимали участие» совсем различные книги, объединенные не столько жанром (тут была юмористическая литература, книги об мастерстве комедии и т. п.), какое количество вторым показателем: их незаслуженно редко задавали вопросы читатели. Практически эта выставка есть книжно-журнальным развалом.

Развал пользовался большим успехом, пирамиды книг исчезали на глазах создателей. Библиотекари не уставали подкладывать заблаговременно подготовленные «резервные» издания.

Для юношества самый близка форма выставки «Уголок карьериста». В центре территории расположен Мерседес, вырезанный из картона. Не считая книг на выставке возможно представить атрибуты преуспевающего предпринимателя – макет ноутбука, актуальный галстук, папки, перьевые авторучки, купюры, портмоне…

Выставка-игра с викторинами, кроссвордами. Цель таковой выставки – привлечение внимания к книгам через игру. Принципиально важно не только разрешить ребёнку прочитать произведение, но и научить его самостоятельно искать нужный материал.

Значительно чаще на одной части стенда размещается составленный библиотекарем кроссворд с списком вопросов либо задания викторины. Вторая часть экспозиции – это фактически книжно-иллюстративная выставка с рисунками и изданиями в них, обращение к каким оказывает помощь отыскать ответы. Прекрасно, в то время, когда задания представлены не только текстом, но и картинами, как в классических «кроссвордах с фрагментами».

Вопросы смогут быть и библиографическими, и фактографическими, но обязательно нацеленными на развитие и выявление интеллектуального потенциала детей, их навыков поиска информации.

Всем вопросам присваиваются порядковые номера, каковые соответствуют строчкам в рисунке кроссворда. Отвечая на вопросы викторины, читатель пишет его номер, а после этого сдает ответы библиотекарю либо опускает их в стоящий рядом «почтовый» ящик. Наряду с этим из оформления выставки должно быть светло, как, в то время, когда и кем проверяются ответы и что сулит верный вариант.

В случае если такая выставка есть частью конкурса эрудитов либо другого состязания, рядом с вопросами кроме этого показывают количество баллов, начисляемых за верный ответ.

Выставка-путешествие строится в форме экскурса по родному городу, краю, стране. Слева на стенде размещают стилизованную карту собственного края либо второй страны, на которой флажками отмечают места грядущих заочных путешествий; справа – печатные издания краеведческой направленности либо литературу, а также художественную, отражающую культуру конкретной страны. В качестве необходимого элемента выставка включает разнообразные иллюстрации.

Возможно сопровождать путешествия либо прогулки аудио-, материалами. Фильмы, слайды и музыкальное сопровождение оказывают помощь кроме получения полезной информации, создать эмоционально окрашенный образ города, местности, страны.

Разновидностью нетрадиционных выставок есть выставка-хобби. Назвать ее возможно «В созвучии с душой».

К примеру, на абонементе Ивановской областной библиотеки была подготовлена выставка «Сошьем понемножку новую одежку», экспонирующая поделки ребят. На ней были представлены книги по вязанию, вышивке и шитью, и куклы в вязаной и сшитой руками детей одежде. На нижней полке стояла детская швейная машинка, возможно было заметить спицы и крючки, образцы пряжи.

Выставка стала частью конкурса, члены жюри которого оценивали модели и на последнем празднике вручали победителям призы.

Функции выставки одной книги (издания, статьи) разны, а задачей их делается привлечение внимания к новинке и в один момент прививание (расширение) интереса к теме, творчеству конкретного автора, публикациям определенного издания. Из этого и включение в структуру выставки сведений об авторе книги (статьи) и его вторых публикациях, о предыстории создания работы, традициях и направлении, которых придерживается издание. Другими словами рекомендательно-библиографическое сопровождение на этих выставках – одно из условий исполнения их целевого назначения.

Часто таким выставкам дают примечательные заголовки, стилистически родные к рекламному слогану: «Об данной книге все говорят (спорят)»; «Книга с самым высоким рейтингом» либо «Самая нашумевшая книга года»; «Самый юный патриарх отечественной журналистики» (о издании «Около света»).

К нетрадиционным формам экспозиций сотрудника из русских библиотек относят: выставку-досье «Родословная флага, гимна, герба», выставку-пьедестал «Поэзия через тысячелетия», выставку-панораму «Врачующая книга», выставку-икебану «Цветы – ухмылка природы», выставку-подарок«Читатели – библиотеке. Библиотека – читателю».

Выставки с применением мультимедийных разработок – электронные выставки (виртуальные) – синтез классического книжного и новейшего электронного способов представления информации. Она возможно создана в формате электронной презентации «PowerPoint».

Главные элементы электронной выставки – текст и зрительный ряд.

Зрительный последовательность представлен иллюстративным материалом (обложками книг, разворотами, иллюстрациями, картами, фотографиями, анимационными картинами и т. п.).

Текст сопровождает и раскрывает зрительный последовательность, складывается из цитат, аннотаций, библиографических описаний и биографических справок.

Преимущества виртуальной выставки в сравнении с классической неоспоримы: мобильность (возможность записи на разные транспортировка и носители), компактность (не требует дополнительной площади, помещения, стендов, стеллажей), содержательность, ее возможно экспонировать как выездную – демонстрировать в различных аудиториях, на обозрение возможно представлено много книг, среди них и не имеющихся в фонде библиотеки, динамичность (возможность стремительного обновления), длительность (не ограничены сроки проведения), работу таковой выставки возможно запускать в автоматическом режиме, оснастив ее озвученным текстом без необходимости присутствия библиотекаря).

И еще крайне важно, что книжная выставка всегда была и обязана оставаться частью, либо кроме того базой целого комплекса мероприятий, посвященных определенной теме. В данный комплекс смогут входить самые различные формы личной и массовой библиотечной работы с руководителями и детьми детского чтения: беседы, громкие чтения, обзоры, викторины, игры, конкурсы, утренники, дискуссии, Дни информации, Дни библиографии и др.

Юрий Смирнов Ожидание


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: